Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ПСИХОЛОГИЯ 21 № 58/25436/ 30 МАРТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 — Екатерина Андреевна, объясните, что представля- ют собой организаторы этой игры, так называемые «кура- торы»? В голове не укладыва- ется, кому и зачем это может понадобиться… — У меня есть два вариан- та: либо это полные неудач- ники по жизни с огромным комплексомнеполноценности, либо люди с реальным психо- патическим расстройством. Но и в том, и в другом случае им для самоутверждения не- обходима полная власть над другими людьми. О чем го- ворить, если создатель игры Филипп Лис утверждает, что с ее помощью он просто хотел отделить нормальных людей от биомусора, который не за- служиваетправанажизнь. Это просто патологическая мания величия.Можете представить, какое для них наслаждение знать, что человек полностью подчинен и в нужный момент по их указу лишит себя само- го дорогого — жизни. Есть, конечно, и другой момент: видео выполненных заданий, которые присылали дети, «кураторы» потом дорого про- давали в сети. — Но неужели подростки так подвержены сторонним манипуляциям? — Тут надо начать с того, что сама игра очень «грамот- но» выстроена. В общении используется подростковый сленг, «нажимаются кнопоч- ки», которые чаще всего безот- казно срабатывают в подрост- ковом возрасте, типа: «тебя никто не понимает», «твоя жизнь потеряла смысл», «ты устал, потому что все от тебя чего-то требуют» и прочее. Не надо быть профессиональным психологом, чтобы суметь на- строиться на эмоциональную волну подростка. Ведь все мы когда-то нечто подобное испы- тывали. Еще такая деталь: все задания приказано выполнять в четыре двадцать утра. Врачи говорят, что это время глубо- кого сна, и информация, по- лученная в это время, хорошо откладывается в подсознании. В результате в сознании про- исходит смешивание сна и ре- альности. Более того, ребенок хронически недосыпает, что еще больше расшатывает его нервную систему. Я уже не го- ворю о том, что примерно в это время происходит наибольшее число самоубийств. — И все-таки, почему под- ростки так легко идут в рас- ставленные сети? — Почему мы говорим о подростковом кризисе? По- тому что с началом каждого возрастного периода у ребенка происходит психологический регресс, и он погружается, в данном случае, в те нере- шенные конфликты, которые были в его детстве. Быть мо- жет, в детстве он не обращал внимания на то, что папа все время проводит на работе, а мама «висит» на телефоне. Но теперь, осознав эту ситуацию, он делает однозначный вывод: «Я с самого начала никому не был нужен». И тут кураторы дают ему подтверждение: да, ты бедный-несчастный, ты никогда не был нужен своим родителям. Вы уже поняли, к чему я клоню? Чем больше вы будете находиться в поле малыша, тем меньше проблем и причин для депрессии будет у него в подростковом возрас- те. Но находиться не значит просто присутствовать. Вы наверняка видели молодые пары, ведущие за ручки разо- детого, как кукла, ребенка. Оба молчат, взгляды устрем- лены в пространство. Про- гулка выходного дня. Будьте уверены, что в подростковом возрасте этот ребенок будет убежден, что с младенчества был одинок. К сожалению, сегодня все чаще родители не играют с ребенком, а играют в ребенка. — Что еще может срабо- тать как катализатор? — К сожалению, именно в подростковом периоде дети чаще всего сталкиваются с разводомродителей. Взрослые полагают, что дети уже до- статочно подросли, а значит, опостылевший брак можно не сохранять. Но именно в этом возрасте ребенок сам по себе переживает серьезней- ший кризис, а тут еще такая семейная трагедия, которая воспринимается им как пре- дательство, каккрушение всех основ. Или же наоборот: брак сохранен, но супруги посто- янно скандалят. И подросток представляет себе свою взрос- лую жизнь именно так: я буду вкалывать как проклятый и ругаться с женой. И он просто не хочет идти в такую взрос- лую жизнь. А тут ему предла- гают «Тихий дом», в котором не будет проблем, скандалов, крушения надежд и идеалов. Где его никто не обидит, не унизит и не оскорбит. И зерно падает в подготовленную по- чву. — А если еще вспомнить о неразделенной подростковой любви… — Да-да, это тоже очень важный кризисный момент. Но как чаще всего реагиру- ют родители? «Выбрось эту глупость из головы, для тебя сейчас главное — учеба!» Не- Время «Ч» Как уберечь подростка от «Моря китов» ЕЛЕНА БРЕДИС Уже год страна кипит, шокированная валом подростковых самоубийств в результате участия в игре «Синий кит». Еще ее называют «Море китов», «Разбуди меня в 4.20» или «Тихий дом». Последнее название, пожалуй, наиболее «говорящее», и мы с вами в этом убедимся. Официально в России зареги- стрировано девяносто суицидов, связанных с этой игрой. Но кто скажет, сколько реально подростков ушло из жизни, чьи родители просто не знали об увлечениях своих детей?Подрост- ковые «группы смерти» в Интернете — это не только страшно, это симптоматично. Иразобраться в этой «симптоматике» нам поможет нашпостоянный консультант, психолог, психоанали- тик Екатерина Антонова. правда, для него главное—это чувство, с которым он впервые столкнулся. И вместо того, чтобы отмахиваться от ребен- ка, у которого и так душа в раз- драе, лучше сесть рядом с ним и вспомнить о своей первой несчастной любви, рассказать, что вы тогда переживали, как справились, как потом встре- тили свою вторую половину. Но если родителей рядом в такой момент не оказывается, то горе вашего ребенка могут «разделить» кураторы «Сине- го кита». — Каким же образом им удается доводить детей до ро- кового шага? — Все задания очень де- прессивного характера. До- статочно уже того, что детей заставляют в четыре двадцать утра смотреть триллеры или фильмы с суицидальной на- правленностью. Потом, очень постепенно, их подводят к тому, чтобы они начинали причинять вред своему телу: «Вырежи лезвием изображе- ние синего кита», «Сделай неглубокие порезывдоль вен». Кстати, эти порезы вдоль вен, по мнению организаторов, должны были бы сбить с толку полицию, наведя на мысль, что у ребенка давно были су- ицидальные наклонности, и никто в его смерти не вино- ват. У ребенка в результате таких заданий происходит отделение себя от собственно- го тела, он себя с ним уже не отождествляет. И на пятиде- сятый день, когда приходит последнее задание, подросток зачастуюуже не понимает, что гибель тела означает гибель его самого. — Тем более что у их лю- бимых компьютерных героев зачастуюбывает по несколько жизней… — Да, самое ужасное, что жизнь современных детей полностью переместилась в компьютер и Интернет. Я помню, как в моем детстве все мы рвались на улицу, потому что сидеть в квартире было невыносимо скучно. Нам не нужно было искусственно выдумывать себе адреналин, потому что катание с высокой снежной горки реально давало огромный его выброс. Сейчас мне тридцать, но я все равно предпочту пойти на каток, а не сидеть в планшете, предпо- чту встретиться с друзьями, а не переписываться с ними в сетях. — Но ведь на самом деле виртуальная сеть сегодня предлагает детям куда более яркий и интересныймир, куда более острые ощущения… — Знаете, на самом деле это всеобщее заблуждение. Никакой иллюзорный мир не сравнится с реальными ощущениями. Вы для начала попробуйте сходить со своим ребенкомна рыбалку, в поход, на каток. Организуйте его дру- зей, покажите им, насколько здорово общаться реально, а не обмениваться короткими сообщениями. Но ведь этого почти никто не делает! Зато все дружно жалуются на то, что ребенка невозможно ото- рвать откомпьютера.Конечно, если вы спохватились, когда подростку уже четырнадцать, вряд ли получится уговорить его пойти кататься на лыжах. Но возникает вопрос: а где вы были до этого? Где вы были, когда ему было шесть, семь, восемь лет? Я не могу себе представить, как родители по- гибших подростков могли не замечать, что у их детей изре- зано все тело?! Это насколько надо быть равнодушными к своим детям?! —Но скажите, какимобра- зомродителимогут оставаться в поле детей-подростков? — Если они находились в этом поле, когда ребенку было пять-шесть лет, то они из него не будут выброшены. И тогда подростковый кризис пройдет так, как он должен проходить. Да, вы можете столкнуться с тем, что ваше возлюбленное чадо начинает искать автори- теты «на стороне», и таким авторитетом вдруг становится педагог или тренер. И этот авторитет надо признать, а не пытаться перетянуть одеяло снова на себя. Да, подросток может вдруг потребовать лич- ного пространства, попросив без стука не входить в комнату или оформив ее по своему соб- ственному вкусу. Но если вы с младенчества были близки с ребенком, то и в этот период «сепарации» он не вычеркнет вас из своей жизни, не пере- станет вам доверять. Просто постарайтесь быть особенно чуткими и внимательными, постарайтесь вспоминать, что чувствовали, что переживали вы в этом возрасте. И тогда достаточно в однойфразе поде- литься этимипереживаниями, чтобы ваш ребенок раскрылся и стал говорить о том, что он чувствует. Просто будьте рядом. “ Чем больше вы будете находиться в поле малыша, тем меньше проблем и причин для депрессии будет у него в подростковом возрасте КСТАТИ Заполонившие русскоязычный Интернет так называемые « группы смерти » привели к росту количества самоубийств . В 2016 году рост составил 57 процентов . С 2011- го по 2015- й страшная статистика стабильно снижалась — количество суицидов ежегодно сокращалось на 10 процентов . Но в 2016 году все резко изменилось . Заметим , что в 2016 учебном году почти половина российских школ не имела в своем штате педагогов - психологов , которые могли бы заметить неладное и вовремя забить тревогу . КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz