Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

БЫЛОЕ № 53/25431/ 23 МАРТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 „ Ведущий рубрики Исаак Розенфельд ЖИЗНЬ И СУДЬБА Призвание: хлебороб 125 лет назад родился Герой Социалистического Труда Герасим Пикалов АЛИНА ПАРПОЛИТО, ведущий археограф Государ- ственного архива новейшей истории Липецкой области Вся жизнь Герасима Бори- совича Пикалова была связа- на с землей. В селе Казинка Воловского района (ныне За- речное Тербунского района) жили его предки. Там по- явился на свет и он, в марте 1892 года. С малых лет он трудился: гусей пас, ухаживал за лошадью, помогал старшим по хозяйству. А потом уже и пахал, и корм заготавливал для скота. Закончил Пикалов всего два класса церковно-приход- ской школы. Учиться дальше не получилось. В1914 году ему пришлось покинуть родной дом — призвали на службу в армию. Вернулся он лишь по- сле Октября 1917-го. Для него вопроса, на чьей он стороне, не было. Крестьянский паренек верил: теперь и ему дан шанс максимально проявить себя. В 1930 году Герасим Бо- рисович вступил в колхоз «Краснаяборозда»Казинского сельского Совета. И на первом же собрании его избрали бри- гадиром полеводческой брига- ды. Двадцатьшесть лет прора- ботал он на этой беспокойной должности. Поначалу молодому бри- гадиру приходилось особенно нелегко. Хозяйство-то только создавалось, да практически на голом месте. Пикалову приходилось на свой страх и риск решать массу вопросов по организации дела. Он, без преувеличения, буквально дневал иночевал прямо в поле. Но все этоПикалова не пугало. Характер у него был крепкий. Он в себе не сомневался. Колхозная жизнь пома- леньку налаживалась. Росли урожаи. Появилась новая техника. НоПикалова, как имилли- оны других советских людей, ждало тяжелейшее испытание —война. Казинка и окрестные деревни оказались во фронто- вой полосе. Герасим Борисо- вич был эвакуирован в тыл. А после изгнания гитлеровцев все пришлось начинать чуть ли не заново. Горькую, страшнуюпамять оставили оккупантыжителям Заречного. Но люди не сло- мались, неутомимо работали, возрождая колхоз. И Герасим Борисович находился в самой гуще событий. А тут в первый же после- военный год Воловский район постигла беда — засуха. Но бригада Пикалова не сдава- лась. Стихии противостояли мужицкое упорство и смекал- ка.Назлоприроде былполучен высокий урожай зерновых—с гектара более 20 центнеров. Немного позже пришел к Пикалову еще один заслужен- ный успех. За урожайность ржи 31,5 центнера с каждого из 18 гектаров посевной пло- щади Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1948 года Герасиму Борисовичу присвоено зва- ние Героя Социалистического Труда. До весьма почтенного возраста Пикалов трудился, показывая молодым пример верности призванию Участницы ритуала обращались за помощью как бы к двум силам: к Божественной сфере, когда испрашивалась Божья милость, и к Земле «Когда песок взойдет...» Наши предки верили в силу родной земли и поэтому часто обращались к ней за помощью ВИКТОР ЕЛИСЕЕВ, краевед, член Союза журна- листов РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина Первый краевед Тамбов- щины и липецкого края Н.А. Бунин, владелец образцового имения Марфино (ныне До- бринский район), писал: «Во время повальных болезней девки и вдовы собираются ночью и опахивают сохою селение с шумом, криком и звоном кос и сковород...». Спасительный ритуал Этот ритуал так и называл- ся: «опахивание селения» и проводился в тех случаях, ког- да начинались эпидемии тифа, холеры, «повальной болезни», «морового поветрия», «моро- вой язвы». Особенно часто к нему прибегали при массовом падеже скота. Так ограждали свою территорию от беды. Ритуал обычно проводил- ся по решению или с ведома сельского схода. Мужчины в этом обряде участия не при- нимали, никому посторонне- му, в особенности, опять же, мужчинам, не разрешалось даже присутствовать при этом. Главных участниц под- бирала пожилая женщина. Учитывались плодовитость, а также является ли женщина солдаткой, старухой, девицей, «девкой, решившей нейти замуж», «старой вдовой». Иногда в число опахивающих включали беременных, но им доверяли только нести икону. Состав опахивальщиц бывал различным: «девки и бабы» или «девки и вдовы». Коли- чественный тоже разнился. Нередко он был кратным чис- лу «три» — «девять девушек, девять баб, три вдовы, три за- мужние жены». В полночь они собирались на краю села, реже утром, до восхода солнца. В одних белых, но подпоясанных ру- бахах, с распущенными во- лосами, в полном молчании крестьянки совершали опа- хивание селения, преимуще- ственно в направлении про- тив движения солнца. Одна впрягалась в соху, остальные держали обжи, правя сохой. Впереди процессии несли ико- ну Пресвятой Богородицы, Христа, Святого Николая или святых покровителей при падеже скота. Несколько женщин окуривали землю ладаном, держали зажженные восковые свечи. Иной раз по борозде разбрасывали песок, то есть как бы сеяли его. Все действо сопровождалось пени- ем, похожим на заговор: Вдовушка на девушке пашет, Песок рассеивает. Когда песок взойдет, Тогда к нам смерть придет. У нас в селе Влас Святой Со святою свечой. На чужой стороне скот и везут, и несут, А нас Господь помилует. На языке символов В обряде прослеживались символы бесплодия, отказа от рождения детей, чему со- ответствовал и подбор участ- ниц, и высевание того, что не может взойти. «Сеем мы не в рожную землю и нерожные семе- на». Невозможно земле родить, по- скольку песок не может взойти. Ине случайно к силам земли обращают- ся не рождающие же нщины . Э т о служило магиче- ским залогом, что и болезнь здесь не должна родиться. В некоторых случаях на стихиюземли воздействовали, принося жертвоприношения — закапывали живых соба- ку, кошку, сжигали черного петуха на костре из дерна. Опахиваниепроводиликресто- образно на перекрестках или на участке между кладбищем и селом. В ритуале явственны три признака: ограждение селения от болезни, символизация не- рождения повальной болезни, связь между живыми и миром умерших. Именно поэтому опахивальщицы надевали чи- стую белую одежду с поясом. Это характерно для русского погребального обряда. Кро- ме того, начало кругового движения именно в полночь уподобляло его движению солнца, поскольку, по пред- ставлениям крестьян, светило находится в подземном мире, в наибольшем отдалении от мира живых. Если эпизоотия, эпидемия уже начались, опахивание до- полнялось очистительными действиями, битьем в ско- вороды, в печные заслонки, звоном кос и серпов, а также угрожающими криками и пе- нием с требованием к смерти покинуть село: Смерть,тыКоровьяСмерть, Выходи из нашего села. Из закутья, из двора! Мы тебя сожжем огнем, Кочергой загребем, Помелом заметем И пепелом забьем, Не ходи в наше село! Проводилисьипредупреди- тельные опахивания, которые приурочивали к определен- ным праздникам — в ночь на Духов день (православный праздник, отмечаемый в пер- вый понедельник после Тро- ицы), в ночь на Преполовение или накануне. Участницы ритуала обра- щались за помощью как бы к двум силам: к Божественной сфере, когда испрашивалась Божья милость, и к Земле. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВИКТОРОМ ЕЛИСЕЕВЫМ ВАЖНО До весьма почтенного возраста Пикалов трудился , по - казывая молодым пример верности призванию . А ушел из жизни хлебороб сорок три года назад , перешагнув порог девятого десятка . Но о нем и сегодня помнят земляки . Люди старшего поколения рассказывают о Герое детям , внукам , правнукам , даром что Пикалов не был ни полководцем , ни выдающимся ученым или политическим деятелем . Он просто жил по старой мудрой поговорке : где родился , там и пригодился .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz