Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

явил, что нашимдетямне надо читать «Войну и мир», потому что есть «Властелин колец» и другие фэнтэзи. Наши либе- рал-демократы сознательно уничтожают русский мир. Посмотрите, какие задания дают к ЕГЭ по литературе. Например, «Тема крепостного права в «Капитанской дочке». Это же в буквальном смысле поперек Пушкина, главная цель которого показать ста- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ ИЛЬИ РЕПИНА Кстати ТОП-10 произведений, пользующихся спросом у моло- дежи. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита». Стефани Майер «Сумерки. Сага». Пауло Коэльо «Алхимик». Га- бриэль ГарсиаМаркес «Сто лет одиночества». ЯнушЛеон Вишневский«Одиночествов сети».ДжоанРоулинг«Гарри Поттер». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». СтигЛарссон«Девушкас татуировкойдракона».Маргарет Митчелл«Унесенные ветром». ДэнБраун«Код даВинчи». № 48/25426/ 16 МАРТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 “ Александр Кондратьев: Наше образование сегодня на распутье “ Павел Анисимов: Электронная книга обезличена Пушкинские уроки Какие инновации нужны российскому образованию Вас удивляют эти правила, противоречащие всем иннова- ционным преобразованиям, к которым нас так долго призы- вают? Не удивляйтесь, просто этот вуз готовит элиту.Из трид- цати первокурсников зимнюю сессию успешно сдали только семеро. Четверо ушли из ин- ститута,недождавшисьсессии. Знаете, что является глав- ным камнем преткновения? Дети не понимают, как можно учиться без Интернета, кото- рый в любое мгновение даст ответ на любой вопрос. Они не в состоянии запомнить то, что самиже конспектировали. Они не умеют самостоятель- но думать и анализировать. Возможно, что через пять лет от нынешних трех десятков первокурсников останется половина. И это будут как раз те, кто не зависал часами в компьютере и часто посещал библиотеку. И это будет насто- ящаяинтеллектуальнаяэлита. А что же для всех осталь- ных, «смертных»? Ну, а остальным бесконечные экс- перименты с опорой на все- мирную сеть, дистанционное образование, всевозможные «компетенции» и «проек- ты». Можно ли как-то этому противостоять? Об этомкорре- спондент «Липецкой газеты» беседует с кандидатом фило- логических наук, доцентом ЛГПУ Александром Кондра- тьевым и студентом филфака Павлом Анисимовым. Кадетское воспитание Кондратьев: Якогда-то уже рассказывал о том, что в кадет- скойшколе Липецкой области ежегодно проводится день памяти Пушкина, когда во всех классах все уроки посвя- щеныАлександру Сергеевичу. Нынешний год — особенный, юбилейный. Это год двухсот- летия пушкинского выпуска Царскосельского лицея. — Самое время погово- рить о том, какое же все- таки образование нам нуж- но. Невольно вспоминаются строки Окуджавы: «Следом дуэлянты, флигель-адъю- танты, блещут эполеты. Все они красавцы, все они таланты, все они поэты». Скажите, в чем секрет та- кого воспитания? Кондратьев: Впушкинском выпуске все рисовали, хотя и не были художниками. Секрет в том, что вся система обра- зования была направлена на раскрытиеталантовчеловека, а они есть в каждом, надо только помочьимпроявиться.Влицее, помимопреподаванияточныхи военныхнаук,юриспруденции и словесности, огромное вни- мание уделялось и изящным наукам. Если вы посмотрите расписание занятий, то увиди- ЕЛЕНА БРЕДИС В одном очень серьезном военном вузе вступительные испы- тания проходят особым образом. Там не учитываются резуль- таты ЕГЭ, а все экзамены сдаются заново. Историю отвечают устно, по билетам, а по литературе пишут полноценное сочине- ние. Там на собеседовании могут попросить прочесть наизусть стихотворение. Студентам этого вуза запрещают пользоваться мобильными телефонамиикомпьютерами, налекцииониберут с собой только ручку, тетрадку и учебник. Вместо Интернета есть солидная библиотека. Все конспекты после занятий сда- ются, и выдают их для подготовки на короткое время. те, какмноговнем«прогулок». И это кроме гимнастических уроков. Зачем? Это время для общениялицеистов, дляихспо- ров, дискуссий, размышлений вслух. Это и есть чисто россий- ская система образования. По- тому что русский человек вос- принимает себя частьюцелого, и ему необходимвзгляд на себя со стороны. Все эти разговоры о полной самодостаточности— чисто западное представление о человеке. Анисимов: Когда на «пуш- кинских уроках» с ребятами начинаешь разговаривать, открываешь для них какой- то неожиданный поворот или проблему, которую они не заметили, то они очень увле- ченно включаются, начинают мыслить вслух, подбирать ар- гументы к своим идеям. И им это нравится! Но если живое общение на уроках подменя- ется всякими инновациями, то откуда возьмется желание и способность размышлять? Кондратьев: В том-то и беда, что идет пассивное погло- щение информации, и эта ин- формация не превращается в знания, то есть не перерабаты- вается, не становится «своей». И когда мы сегодня говорим о том, что наши дети в школе перегружены, то это перегру- женность информацией, а не перегруз знаниями, увы. То, чем сегодня пичкают наших детей — это неструктуриро- ванная информация, которая не дает никакого объективного представления о мире. Это как явчеракомпот варил: побросал в кастрюлю все, что во фрук- товнице нашел, не думая, как вкус лимона с грушей совме- щается. Номировоззрение, си- стема знаний—это не компот. — А учебники как-то на это влияют? Кондратьев: Конечно. Я знаю директора школы, кото- рая принципиально придер- живается качественных учеб- ников советского времени. Так проверяющие ей открыто говорят: «Понятно, почему у вас такие высокие результаты! А вы по новым учебникам по- пробуйте такого достичь». Но этоже абсурд.Инновацииради инноваций. Анисимов: Что касается перегруженности, то я так скажу, исходя из собственного недавнего школьного опыта. Если педагог—личность, если ты влюблен в него, ты горы свернешь, перелопатишь кучу книг, только чтобы не разо- чаровать его. И при этом ты нисколько не устанешь. Уста- ешь от того, что не интересно и не нужно. Вот, что такое учи- тель в школе. Дистанционные курсы хороши для взрослых сложившихся людей, а для детейлишь в исключительных случаях. Детямнуженколлек- тив во главе с педагогом. Учиться читать — Павел, вот вы сказали о книгах. Скажите, как вас приучали к чтению? Анисимов: Вы будете сме- яться: в виде наказания. Что- нибудь натворю — иди и про- читай столько-то страниц. И постепенно я втянулся и ув- лекся.Уменяпоявилисьлюби- мые жанры, любимые авторы. Я стал сам выбирать книги. Помню, потом мне уже давали тысячу и говорили: «Это тебе на книжки, на месяц». И я с тех пор усвоил: лучше выби- рать книги в бумажном пере- плете—они дешевле, иможно больше купить. — Вы современный моло- дой человек. Как вы относи- тесь к электронным книгам и чтению в Интернете? Анисимов: Только как к справочной литературе. Каж- дая книга имеет свою ауру, в разных книгах страницы оставляют разное ощущение в пальцах, которое запоми- нается. Я помню, почему в этой книге завернул именно в этом месте уголок, откуда это пятнышко на обложке. Аэлек- тронная книга обезличена. Кондратьев: Вот очень по- казательный пример, который рассказала мне студентка. Она очень любит роман «Тихий Дон», не раз его читала. Но перед экзаменом решила осве- жить его в памяти, перечитав в электронном варианте. И на экзамене она с ужасом осоз- нает, что не помнит никаких деталей. Это результат. Хоро- шо, ребенка можно научить любить книги. Но главный вопрос в том, что именно он бу- дет читать. Я пришел в ужас, когда на радио «Эхо Москвы» услышал выступление Алек- сандраНевзорова, который за- новление юной личности. А о крепостном праве там и речи нет. Почему мы до сих пор не можем правильно прочитать «ЕвгенияОнегина», которыйу нас так и остается в учебниках «страдающим эгоистом»? Но ведь в начале и в конце романа это два разных человека. Де- тям это не показывают. Зачем заучивать, чем амфибрахий отличается от дактиля, если дети не понимают, с какой целью поэт выбирает размер? Что в стихотворении Ахмато- вой «Мужество» амфибрахий звучит как колокольный пере- звон и подчеркивает высоту темы. Живую русскую лите- ратуру превращают в фикцию и профанацию. Ведение урока — в технологию. Анисимов: В школе сейчас все настроено на то, чтобы вызубрить и хорошо сдать ЕГЭ, а есть там знания или нет — это никого не волнует. И у человека возникает иллю- зорное представление о самом себе: если я хорошо сдал ЕГЭ, значит, я умный. И другие оценивают его тоже по этим баллам, а не по тому, что лич- но он собой представляет. Все критерии сбиты. Да и такого братства, какое было вЦарско- сельском лицее, сегодня уже тоже нет: оно невозможно при нынешнейустановке на лидер- ство и успех, на конкуренцию и личную победу. Выбор пути Кондратьев: Испедагогикой сотрудничества,котораябылав советское время, мы покончи- ли, поскольку она не вписывается в западное представ- ление о человеке и обществе. Все эти рейтинги и ранги противоестествен- ны для человече- скойприроды. Зато мы вытравливаем как раз то, что для этой природы орга- нично: потребность найти себя среди других. Читаю от- рывоктекстаизма- териалов ЕГЭ. Там герой смотрит на бомбежку Сталин- градаивспоминает, как в детстве немог оторватьсяотиллю- страции бомбежки Лондона. А здесь бы и рад был пере- вернуть страницу, да невозможно, по- тому что этожизнь. Объясняюребятам, что этопро- блемавзросления, становления личности. А они говорят, что в ответе совсем другое: проблема бессилия искусства перед жиз- нью. Вы представляете? Вы- ходит, что если даже учитель попытается растить из ребенка думающегочеловека, то,мягко говоря, введет его в заблужде- ние. Мы сегодня на распутье и очень важно, в какую сторону свернем. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz