Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 1-2/25379-25380/1 ЯНВАРЯ 2017 Круг интересов Фото Анатолия Евстропова Всюду, гдежилЮрийПархоменко, осталисьегоажурныетворенияизметалла. Изошутка Андрея Исупова Самый лучший Дед Мороз Победитель конкурса телешоу « Вечерний Ургант » работает в Липецке Накануне новогодних празд- ников Дмитрий Степаненко от- метил 30-летие. Самым большим достижением он считает свою крепкую семью, где подрастают две дочери. Старшую, тринад- цатилетнюю Яну, привлекает профессия ведущей, а младшая, семилетняя Аня, мечтает стать актрисой. ДмитрийСтепаненко работает в труппе Липецкого драматиче- ского театра первый сезон и пока не очень хорошо знаком нашим зрителям. Родомониз Ташкента, тамже играл на сценах Академи- ческого русского драматического театра и Государственного моло- дежного театра. Перебравшись в Казахстан, Дмитрий работал в театрах Чимкента и Алма-Аты. А недавно он с семьей переехал в Липецк и поступил в труппу театра на Соколе. —Вколлективеменяприняли очень тепло. За три месяца уже сложилось такое впечатление, что я работаюздесь давно,—при- знается Дмитрий. По устоявшейся традиции очень фактурный, как говорят в театре, актер ведет торже- ственные мероприятия и детские праздники. — Я там, где должно быть ве- село, поэтому роль Деда Мороза — одна из самыхмоих любимых, — рассказал артист. В эти праздничные дни от новогодней елки, установленной в фойе второго этажа, где раз- ворачивается представление, поставленное Ростиславом Се- менихиным, Дед Мороз прово- жает ребят в зрительный зал для просмотра весьма поучительной музыкальной сказки Владимира Илюхова «Как Настенька чуть Кикиморой не стала», которую поставил Геннадий Балабаев. — Я считаю, что мы должны «зажечь» детвору, чтобы, войдя в зрительный зал, все были уже в атмосфере праздника. Это важно для меня, —раскрывает секреты профессии Дмитрий Степанен- ко. — Подарить сказку, вынув из души и на ладони преподнеся ее маленьким зрителям, — на- верное, это задача любого Деда Мороза, в том числе и настояще- го, в которого я до сих пор верю. ” Подарить сказку, вынув из души и на ладони преподнеся ее маленьким зрителям, — наверное, это задача любого Деда Мороза, в том числе и настоящего, в которого я до сих пор верю Страшный сон Веры Павловны Новогодняя сказка Надежда Белая За несколько дней до Нового года в квартире Веры Павлов- ны случилось непредвиденное. Пока она стояла на кухне, помешивая пузырящуюся кашу и поглядывая на закипа- ющий чайник, над газовой плитой вдруг вспыхнуло высокое яркое пламя, раздал- ся громкий хлопок, после чего огонь резко погас... Возвращение « голубого огонька » Запах газа подтолкнул Веру Павловну к плите, она быстро закрыла краники, открыла форточку и вызвала «аварий- ку». «Как не вовремя», — по- думала она, но до Нового года время еще было, и она успоко- илась. «Аварийка»приехала без за- держек, молодой человек ловко оголил нутро плиты, всё почи- стил, привинтил, подкрутил. Но оказалось, марка плиты не соответствует той, что зареги- стрирована в анналах газовой службы. Имастер также ловко открутилшланг, соединяющий плиту с газовойтрубой, вкрутил в нее заглушку — и был таков. Пока суть да дело, а пере- регистрировать плиту, сделать заявку диспетчеру и дождаться назначенной даты — это не фунт изюму съесть, пришлось купить электрический чайник и мультиварку. На это ушли все нехитрые сбережения и целая неделя ожидания. И вот наконец он, мастер-газовщик, прибыл подключить по заяв- ке новую/старую плиту к той самой трубе, от которой ее от- резали его коллеги. Он важно снял куртку, нето- ропливо прошествовал на кух- ню. И, бросив взгляд на трубу, задорно воскликнул: — О, нет! Я вам ее не под- ключу! У меня нет... штуцера! —Чего-о-о нет?! — не поня- ла ВераПавловна, задохнувша- яся от разочарования. —Шту-це-ра!—проговорил по слогам газовщик. —Вы что, разве не видели, что нет шту- цера?! — А у вас не найдется за- пасного, завалящегося какого- нибудь штуцера, за отдельную плату... — начала заискивать Вера Павловна. —Ну или у вас есть хотя бы стравитель? — смилостивился было он, чем окончательно по- ставил в тупик Веру Павловну. А на укоризненное «разве вы сами не знали, что для подклю- чения плиты нужен штуцер? почему не предупредили? как вы вообще собирались ее под- ключать?..» ничего не ответил. До Нового года оставались считанные дни. Вера Павловна успела-таки подключить зло- счастную плиту к трубе как раз вканунпраздника. Голубойого- нёк сначала робко затеплился, а потом разошелся, разгорелся в конфорках, на которые она метала кастрюли, где варились яйца, морковь, картофель для коронного оливье, свёкла для сельди под шубой, рис для крабового салата и остальные составляющие традиционного новогоднего меню. КвечерущекиВерыПавлов- ны разгорелись, голова отяже- лела, она почувствовала недо- могание и прилегла на диван... Сантехника вызывали ? …Унее едва хватило силдой- ти до двери, когда заверещал домофон. — Врача вызывали?— ус- лышала она в трубке. Голова горела, болело горло, было тяжело дышать, в груди что-то клокотало и хрипело. Мысль о враче успокаивала. Вошла женщина и, не сни- мая пальто ишапку, торопливо оглядела комнату: — А что, у вас нет стето- скопа?! — воскликнула она раздраженно. — Нет, нет, без стетоскопа никак невозможно. И тонометра нет?! Да вы что, в самом деле?! Тогда я и давление вам не измерю. Вот купите всё, тогда и вызывайте врача. ВераПавловналежаланади- ване и молча, обреченно плака- ла, не в силах встать и запереть дверь. Услышала только, как в коридор кто-то ввалился и зычно закричал: — Сантехника вызывали?! Она с большим трудом под- нялась, выглянула из комнаты: в доме вовсю шуровал незнако- мый мужик. Грязными сапо- жищами он протопал в ванную, рванул дверь — и оттуда рекой полилась вода. Вера Павловна оторопела, прижавшись к сте- не, голова кружилась и гудела, а сантехник гудел: — Трубу прорвало! А раз- водной ключ у вас есть, воду перекрыть?! А хомут имеется? А сварочный аппарат? Нет?! А в дверь уже ломились, шлепали по воде, шумели за- мерщик окон, поверщик счет- чиков, мебельщик, ремонтник, монтажник, портной, кто ты будешь такой, выходи поско- рей, не задерживай добрых и честных людей... —А лестница у вас есть?! — неслось с одной стороны. — Где у вас кабель?! — кри- чали с другой. — Швейная машинка ! Дрель! Шуруповерт! Лекало! Гобелен! Генератор! Шурупы! Удлинитель! — А-а-а! — закричала теря- ющая сознание ВераПавловна. И проснулась... А поутру она проснулась В квартире было тихо. За окном брезжил рассвет. Вера Павловна поняла, что проспа- ла до утра. И вспомнила, что сегодня 31 декабря... На душе было тревожно. И она побежала на кухню: штуцер на месте. Она быстрё- хонько пролетала по квартире, заглянула в ванную, включила все люстры, оглядела мебель, шторы, окна. И от сердца от- легло: она просто видела страш- ный сон. Сон, сон, сон, напевала Вера Павловна, собираясь в мага- зин. Домой она вернулась с полными сумками. Довольная тем, что в новом году ничто не застанет ее врасплох, она тща- тельно разложила по местам стетоскоп, тонометр, термо- метр, штуцеры, хомуты, дрель, шуруповерт, разводной ключ и даже стравитель: авось при- годится... Фото Павла Острякова ВЗГЛЯД В 2017 ГОД Сергей ОРУСЬ , начальник управления социальной защиты населения Липецкой области : — Без прошлого нет буду- щего, и в минувшем году в об- ласти был создан такой задел на 2017-й, что нет никаких сомне- ний в дальнейшем успешном развитии региона и наращива- нии, совершенствовании ком- плекса мер социальной под- держки населения. У нас сокращается число малоимущих граждан, а многодетные семьи растут и приумножаются. Надеюсь и даже уверен, что в 2017-м у нас станет еще больше и бла- гополучных людей, и успешных семей. Эта уверенность основывается на принципиальной позиции администра- ции области, областного Совета депутатов и принятом на 2017 год бюджете, обеспечивающем выполнение всех задач по социальной защите населения. Кроме того, вновомгодукоказаниюсоциальныхуслуг будут активно привлекаться некоммерческие организа- ции, заработают социальные кооперативы, а это новый импульс и новые перспективы в социальной работе. Елена ДУНАЕВА , заведующая Задонским краеведческим музеем : — Несколько лет назад мы начали собирать материалы о бывших владельцах особняка, в котором сейчас располагается Задонскийкраеведческиймузей. Удалось разыскать потомков дворянских родов Грушевских и Поповых, записать их вос- поминания. Нашему музею они безвозмездно передали много старинных предметов, благодаря чему у нас появилась интересная экспозиция. Она рассказывает о жизни за- донских дворян в дореволюционные годы. С января начнем работать в воронежских архивах, чтобы найти документы о Грушевских, Поповых и апте- кареУльрихе, о которомпрактическиничего не известно. Собранный материал составит основу книги, которую мы планируем подготовить. Но это уже задача на более длительную перспективу. Ольга Васильева —Главный подарок для меня— это реклама от Первого канала, —рассказывает актер Липецкого драматического театра Дмитрий Степаненко, ставший победителем новогоднего конкурса «Самый лучший дед» в передаче «Вечерний Ургант». —Идея принять участие в этомшоу принадлежит моей жене Марине, прочитавшей в Интернете объявление. Но, представляя, сколько со всей России может собраться ДедовМорозов, я вначале засомне- вался, но все же снял видеоролик и послал его на телевидение. Когда меня пригласили на съемки вМоскву, в театре, где уже полным ходомшли репетиции представления у елки, возражать не стали и отпустили. Программа юмористическая. Она стала для меня развлечением и подарила знакомство с интересными людьми. Но так звезды сошлись, что я еще и победил. В саду кованых цветов Мастер и его наследство И. Неверов Искусство в мире было вечно! Оно вокруг и бесконечно! Из стихов Юрия Пархоменко Металл и цветок — понятия в принципе несовместимые. Холодное, грубое, неподатли- вое, мертвое и — нежное, уязвимое, живое, прекрасное в хрупкой своей недолговеч- ности. Но когда металл попадает во власть художни- ка, он может превратиться в трепещущий лепесток, сте- бель, листок, обрести свойства цветка, травы, дерева. Иногда — это железные «портреты» реальных, узна- ваемых растений. Иногда — ошеломляющей причудливо- сти и притягательности видения из снов, сказок, воображаемых миров. Кузнец с душой поэта Дар и умение такого пре- ображения сполна отпущен моему герою. Его имя — Юрий Васильевич Пархоменко. Он кузнец с душою поэта. Он поэт с уверенными навыками про- фессионального кузнеца. И то, и другое, кстати, подтверждено официально тридцать четыре года назад, когда Государствен- ная комиссия Министерства культурыприсвоила ему звание народногомастераСССРподеко- ративному искусству. Где быоннижил, ниработал — в Алма-Ате, на космодроме Байконур, в секретном городе вблизи урановых рудников, — всюду оставались неподдаю- щиеся времени его творения. В центребылойстолицыКазахста- на — ажурные, семиметровой высотыфонариикружевооград. Где-то еще — диковинный фон- тан. А напротив штаба того же космодрома—дивные решетки и светильники... Его фантазия включается от самого незаметного внешнего толчка. Пархоменко «вырас- тил» дерево-азбуку. «Сочинял» оригинальные парковые ска- мейки, столики, люстры, под- свечники. Сотни рожденных в голове Юрия Васильевича идей реализовались в металле. Десятки тысяч остались на бу- маге, визысканновыполненных эскизах или беглых набросках — «почеркушках», как любят называть их сами художники. Фотографии пархоменков- ских композиций публиковал издававшийсяна двадцатиязы- кахираспространявшийсяв ста восемнадцати странах журнал «Советский Союз». О Юрии Васильевиче снимали докумен- тальные фильмы. А в ставшем сегодня библиографическим раритетом огромном томе «Со- временнаяхудожественнаяков- ка» представлено около десятка его изделий и сказаны слова, которых удостаиваются лишь настоящие, серьезные мастера: «В решении своих высоких решеток он совмещает строгий ритм вертикалей с народным орнаментом из форм раститель- ного мира. ...Большая любовь Пархоменко к разнообразию окружающего мира уживается в его творчестве с рациональной композиционной сдержанно- стью». Неугомонный Пархоменко Похоже, сдержанность, продиктованная врожденным вкусом, дается Пархоменко особенно непросто. У него же неукротимый, взрывной темпе- рамент. Соединение польской крови матери и воинственных генов отца—кубанского казака — тот еще коктейль! — Я всегда был головной болью начальства, — смеется ЮрийВасильевич.—Мне вечно не терпелось что-то перекро- ить, усовершенствовать. Я лез повсюду, к чему не имел как будто никакого отношения. Был азартным рационализато- ром, изобретателем. Кто-то это ценил. А кто-то видел во мне источник лишних хлопот и бес- покойства. —Нокакполучилось, что вы вдруг догадались: ваше призва- ние —художественная ковка? — В карьере я был помощ- ником экскаваторщика. А экс- каватор немаленький — трид- цать шесть метров высота. И я, взбираясь на него, всякий раз досадовал: ручки, за которые мы держались, уж больно не- удобные, маленькие, не уце- пишься. Ну и решил сделать побольше, да и поэлегантнее. На мой, так сказать, почин об- ратили внимание. А потом я не утерпел и украсил подвал в административном здании ме- таллическими подсвечниками, опять же занятными дверными ручками. Директорпосмотрели говорит: «Что нужно, чтобы ты этой работой всерьез занялся?» «Кузница», — отвечаю. Выде- лили мне заброшенную, тесную каморку. А большего мне и не требовалось. Только металл и конкретная задача: украсить детсад, территорию больницы, еще какое-то здание. То же случилось с Юрием Васильевичем и в Алма-Ате. На двадесяткагазетныхижурналь- ных публикаций о нем отреаги- ровали сперва градоначальник, потом видный партийный босс. «Мыпоможемчемнеобходимо,а тыдавай ужстарайся». Ион так постарался, чтокего светильни- кам в форме стеблей кувшинок специальноводилиэкскурсии... В Липецке, однако, продол- житьслужениесвоемуискусству ему не довелось. Он переехал сюда в середине нищенских девяностых. И тщетно пытался заинтересовать предпринима- телей, руководителей предпри- ятий перспективой получать прибыль, предлагая публике художественный эксклюзив. И ложились в папки, конверты, коробкиновые эскизы, которым не сужденовоплотитьсявжелез- ныесады, визящныеукрашения длягородскихулиц, скверовили жилищ. Просьба мастера На днях Юрий Васильевич позвонил в редакцию: —Мне семьдесят пять. Серд- це все сильнее болит. И я не знаю,чтобудетсчетырьмятыся- чами снимков моих работ.Жал- ко, еслионибесследноисчезнут. Разумеется, то же касается и эскизов. Предлагал их передать либо завещатькакому-томузею. Не берут. Почему — бог весть. Места, может, нету. Обидно... Я приехал к Пархоменко в общежитие на улице 50-летия НЛМК. С неловкостью пред- положил, что он ютится там в крохотнойкомнатушке.И,слава Богу, ошибся.Унего, считай,це- лыйотсек, гдена стенахдесятки фотографий, где в каждомпусть небольшом помещении — ори- гинальные люстры с цветами, роскошные икебаны. Конечно, эту красоту он создавал сам. Мы советовались о судьбе пархоменковской коллекции. И я рассказал ее хозяину об именныхфондахвнашемГосар- хиве. В его стенах свято берегут документы, награды, письма, воспоминания, переданные ар- хивистам Героями Советского Союза, Героями Социалистиче- ского Труда, другими людьми с яркими биографиями. Рядом с такими бесценными сокровищами, верю и надеюсь, самое подходящее место и для фонда Юрия Пархоменко. Это гарантия, что наследие худож- ника будет в целости и сохран- ности. И к нему легко получат доступ художники, историки искусстваикузнечногоремесла, педагоги, студенты. Последнийштрих—иДедМороз готов ко встрече с детворойиих родителями. Похоже, сдержанность, продиктованная врожденным вкусом, дается Пархоменко особенно непросто. У него же неукротимый, взрывной темперамент ” И ЕЩЕ... А потом мы опять заговорили о таланте . Ведь он сродни чуду . И Пархоменко мне объяснял , что чудо это связано с предками . — Дед мой был иконописцем , — вспоминал Юрий Васильевич . — А еще существует семейное предание : наш далекий предок служил при Иване Грозном булатником . Не от него ли у меня пристрастие к металлу ? Мне нравится эта неважно быль или легенда . В ней есть красота и сила . Как , собственно , во всем , что связано с творчеством Юрия Пархоменко , создателя кованых цветов и деревьев .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz