Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ВЗГЛЯД ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ № 6/25384/ 12 ЯНВАРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 ЦУМ: прощание с легендой Главный магазин области как символ эпохи МАРИНА КУДАЕВА, ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА Всегда немного грустно, когда из нашей привычной жизни уходит что-то, с чемсвязанывоспоминания. Впрошломмесяце прекратил свою работу ЦУМ— старейший магазин региона, символ советской торговли, проработавший почти полвека, в котором каждый житель области если и не покупал что-то, то уж посетителем бывал обязательно. От пуговиц до пианино Самый большой универ- сальный магазин области от- крыл свои двери для первых покупателей в феврале 1974 года. Его строительством за- нимался трест «Жилстрой» с субподрядчиками, а оформ- лением — Московский ком- бинат торговой рекламы. Крупнейшее торговое пред- приятие области, с гордостью сообщала липецкая пресса, своими размерами не усту- пает столичному универмагу «Москва». Если старый уни- вермаг, где позже долгие годы располагался «Детскиймир», насчитывал полторы тысячи квадратных метров, то общая площадь нового составила 5,3 тысячи. В новый коллек- тив вошли продавцы старого магазина. Многие из них воз- главили секции. Это Раиса Клейменова, Ольга Иванова, Зинаида Кораблина, Полина Коноваленко. Прием же на работу новых сотрудниц про- ходил, как в «Аэрофлоте» при наборе стюардесс. У продав- цов обязательно была специ- альная униформа — зимняя и летняя. В день открытия магазина газета «Ленинское знамя» так писала о знаменательном для липчан событии: «Липец- кий ЦУМ будет продавать в год товаров на 32 миллиона рублей (заметим, что товаро- оборот всего горпромторга без ЦУМа равен 85 миллионам рублей). Покупателей в 47 секциях обслуживают 300 продавцов-консультантов. Это дает возможность вести торговлю без сутолоки даже в час пик. За первый рабочий день, как отметил дирек- тор магазина Петр Воржев, универмаг посетило около 17 тысяч покупателей. Това- ров продано примерно на 150 тысяч рублей». Новый магазин недаром назывался универсальным: разве что автомобили там не продавались. На первом эта- же здания можно было при- обрести телевизоры, пианино, фототовары, галантерею, парфюмерию, люстры, сти- ральные машины, хрусталь, фарфор, подарки, игрушки, канцелярские и другие то- вары. На втором этаже, куда вели широкие лестницы, по сути дела, располагались два специализированных мага- зина: для мужчин и женщин. Поток покупателей рассекал- ся на лестничной площадке. Ориентиры — большие, во всю стену стенды с подсвечен- ными слайдами, изобража- ющими мужчин и женщин, одетых, разумеется, по по- следней моде. У многих, наверняка, воз- никал вопрос: почему тор- говля велась на двух этажах, хотя магазин трехэтажный? На третьем этаже и в под- вале находились складские помещения. Товары в сек- ции доставлялись с помощью лифтов. К главному зданию ЦУМа примыкал админи- стративный корпус, где рабо- тали товароведы, размещался демонстрационный зал со сценой: во время сеансов по- купатели могли увидеть но- вые, поступившие в магазин модели одежды, так сказать, в натуре. Интересная деталь: летом, в обеденный перерыв (магазин работал без пере- рыва, а продавцы отдыхали по скользящему графику) девушки прямо из столовой, которая располагалась здесь же, могли выйти на крышу универмага, закрытую со сто- роны улицы высоким бордю- ром, поиграть в настольный теннис, позагорать. Держали марку Продавец Любовь Егорова отработала в ЦУМе 42 года с момента его открытия. — Первым директором только что отстроенного универмага был Петр Ильич Воржев, его все очень уважа- ли. При Воржеве все в ЦУМе было на высшем уровне. За все время работы ни разу не было случаевмошенничества, растраты, недостачи. Об этом в те времена никто не помыш- лял, — говорит она. В ЦУМе была очень раз- вита сеть услуг: функциони- ровали швейная мастерская, ремонт часов, ювелирных изделий, было даже бюро добрых услуг, где оказыва- ли помощь престарелым, малоимущим. При магазине существовал и оборудован- ный здравпункт со штатной медсестрой, были комнаты гигиены, пункт парикмахер- ских услуг, комната подгонки швейных изделий, столовая, большой актовый зал. Любовь Егорова все эти годы проработала в одном от- деле «Сувениры. Подарки», он единственный изо всех пережил все перипетии и по- сле закрытия ЦУМа был вы- нужден переехать в торговый центр «Энергия». —Даже сейчас мы еще ра- ботаем с некоторыми фирма- ми, с которыми начинали со- трудничать много лет назад. В советское время наш отдел обслуживалвсе конференции, иностранные делегации из го- рода-побратима Котбус, уча- ствовал в ярмарках, торгова- ли мы и в городских парках. Тогда ЦУМ был единствен- ныммагазином такого уровня на всю область,—вспоминает Любовь Николаевна. С особой ностальгией го- ворит она об атмосфере, ца- рившей в коллективе, насчи- тывавшем без малого тысячу человек. —Все праздники мы отме- чали вместе, были и совмест- ные поездки, делили вместе и радость, и горе. Дети наши там, можно сказать, выросли. Это была дружная семья, — от воспоминаний у Любови Егоровой наворачиваются на глаза слезы. — Мы тогда радели и болели за свое дело. Выполняли все планы, были в передовиках торговли. Объем продаж был очень большим. Каждый день получали по две-три тележки товаров со складов. Приходили заранее перед открытием магазина, чтобы все подготовить, раз- ложить на витринахиполках. За реализацией товаров тогда четко следили: если через месяц не было никакого дви- жения, то делали уценку. В Воронеж за телевизорами Открытие нового магазина совпало с эпохой расцвета дефицита в стране. О чем в журнале «Советская торгов- ля» за 1973 год автор М. По- тапова, тогдашний директор, сообщает следующее: «Более успешной работе универма- га мешает неравномерная и несвоевременная поставка товаров промышленными предприятиями. Чтобы обе- спечить выполнение плана и товарооборота и не допустить перебоев в торгов- л е , р а - б о тники были вы- нуждены выезжать на своем транспор- те в дру- гие горо- да за по- лучением т о в а р а : за обувью — в Во- р о н е ж , Кл и н цы Брянской области, Орел. За телевизо- рами — в Воронеж, за трико- тажем — в Курск. Мы пони- маем, что прибегать к таким крайним м е р а м , к а к вы - воз товара с промышленных предпри- ятий своим транспортом, может быть, и не следовало, но другого выхода не было». Большие претензии предъяв- лялись и к качеству товаров. За 9 месяцев 1973 года уни- вермагом забраковано более чем на 600 тысяч рублей». В дальнейшем ситуация с неравномерным поступле- нием товаров лишь усугубля- лась. — Бывало, что в ЦУМе, как тогда принято было выра- жаться, «выбрасывали» вещи зарубежного производства. Их даже не выставляли на витрины, продавали под лест- ницей, —вспоминает Любовь Егорова.— Покупателиимы, продавцы, выстраивались в очередь в надежде на то, что достанется вещь нужного размера. Корабль пошел ко дну В течение без малого четы- рехдесятилетийцентральный универмаг сохранял титул самого крупного торгового центра области. Правда, еще в 1994 году оказалось, что флагмановский корабль тор- говли не готов к рыночным условиям, о чем и пожаловал- ся в липецкой еженедельной газете «Единство»: «Мы еле сводим концы с концами. Раньше на нас работалишесть баз, а теперь работаем с 1200 поставщиками: от Китая до Югославии и Сирии. Отсюда и дороговизна товаров. По- хоже, нас хотят задушить. Торговую надбавку ограни- чили 27-ю процентами, а за коммунальные услуги дерут нещадно, налоги опять же немалые…» В канун четвертьвекового юбилея в коллективе разра- зился скандал. От былой сплоченности не осталось и следа. Работники разде- лились на два лагеря. Одни поддерживали гендиректо- ра, другие — председателя профкома. Получив в пе- риод приватизации ЦУМ в собственность, 51 процент был продан коллективом на сторону. Остро давал о себе знать недостаток оборотных средств, усиливалась кон- куренция других торговых предприятий — того же Пе- тровского рынка. ВдальнейшемЦУМу пред- стояло пережить немало пере- питий. Однако вопреки всем сложностям и проблемам он продолжал оставаться знако- вым предприятием торговли, со своим, пусть и старомод- ным, стилем. В ней, этой старомодности, в то же время был и свой шарм, своя инди- видуальность, в отличие от похожих друг на друга, слов- но близнецы, современных торговых центров. ЦУМ. Фото 80-х годов. Выбрать телевизор покупа- телю помогает продавец секции радиотоваров Светлана Стоякина. Кстати О том, что будет в Липецке вместо ЦУМа, будет ли он пере- строен или вовсе снесен, пока остается только догадываться. По информации, предоставленной городским департаментом градостроительства и архитектуры, в мэрию с заявлением о разрешении разработать проект планировки и межевания территории, на которой расположено здание ЦУМа, обрати- лось ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М». Компания провела геологические и геодезические изыскания, чтобы определить экономическую целесообразность реконструкции помещения. Окончательное же решение о реконструкции или даже демон- таже здания будет принято только по результатам архитек- турного конкурса на лучший проект, подводить итоги которого еще пока рано. Гендиректор группыкомпаний «СУ-5»Михаил Захаров комментировать ситуацию не стал, сославшись на то, что это только начало пути и никакого конкретного решения на сегодняшний день принято не было.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz