Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ № 26/25404/ 9 ФЕВРАЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 Испытание кинематографом Известный художник о секретах творческого процесса СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ В творческом багаже выпускника художественного факуль- тета ВГИКимени С. А. Герасимова Эдуарда Галкина несколько десятков успешных кино и арт-проектов. Липчанин работал в качестве художника-постановщика на картинах «Ехали два шофера», «Герой нашего времени» и «Испытание»Александра Котта, «Живой»АлександраВелединского, «Шагал—Малевич» Александра Митты, выпустил серию живописных работ «Рус- ский Балаган» в эстетике русского лубка, занимался иллюстра- цией книг. На X кинофестивале «Липецкий выбор» художник представил выставку своих киноработ, провёл мастер-класс и ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты». — Эдуард, вы работали с очень разными по стилистике режиссёрами-постановщика- ми, что помогает вам найти общий язык? — Творческая задача ху- дожникафильма—придумать и воплотить предметныймир в фильме, создатьвещественную среду героев, адекватную дра- матургии сценария. Всё начи- нается с разговора режиссёра, оператора и художника о том, что они хотят в итоге увидеть на экране. На словах такие вещи проговорить сложно, в ход идут рисунки, фото- графии, живопись, отсылки к кинофильмам, близким по изобразительной стилистике. В обсуждении постепенно на- щупываетсявизуальныйстиль картины, изобразительный об- раз. Очень часто художник ис- пользует референсы, образы, на которые опирается в работе. Так, работая над «Испытани- ем» с Александром Коттом, я просматривал творчество известного советского живо- писца Семёна Чуйкова, долгое время работавшего в Средней Азии. В фильме есть кадр, цитирующий его картину «Дочь Советской Киргизии» с идущей в школу комсомол- кой. Костюм главной героини фильма сделан по мотивам этой картины. Другой источ- ник вдохновения — полные магического реализма работы американского художника Эн- дрю Уайета, пейзажи и люди американской глубинки. Об- разы одиноких степных ферм на его картинах подсказали мне именно такую декорацию для фильма. Взаимодействие с различными традициями и культурами даёт интересный результат. Притча без слов —«Испытание»—доволь- но необычное по форме кино, как возникла идея сделать его без слов? — Изначально готовился масштабный блокбастер о первом испытании Советским Союзом ядерного оружия в августе 1949 года на Семипа- латинском полигоне. Было сложно рассчитать мощность взрыва и его последствия, некоторые местные жители погибли. Наступил очередной виток кризиса, денег на реализацию проекта в полном объёме у продюсеров не хватило. Пять месяцев подготовки киногруп- пой было потрачено на кино совершенно иного формата. Когда стало понятно, что де- нег не хватит, возникла идея сделать вместо зрелищного фильма-катастрофыкамерную арт-хаусную историю с теми же героями. Мы с режиссёром Александром Коттом сотруд- ничаем уже двадцать лет, ещё с учебных работ во ВГИКе и, конечно, за это время вырабо- тался общийязык, накопилось немало идей. Мы отработали эстетику бессловеснойистории в коротких метрах. Простой сюжет позволяет зрителям по- нимать всё происходящее без слов. Их заменяет картинка, зритель вынужден вниматель- но всматриваться в говорящие детали на экране до самого финала. Продюсерам хватило мужества принять непростое решение закрыть один проект и открыть другой с таким же названием, но уже без ком- мерческих перспектив. Мы не ожидали большого успеха, думали, что экспериментиру- ем «в стол». — Как проходили съёмки картины? — Благодаря камерному формату группе удалось впи- саться в скромный бюджет. Фильм хотели сначала сни- мать на натуре в Казахстане. Но это оказалось невозможно по техническим причинам. В Алма-Ате есть всё необходи- мое, а вот уже в 150 киломе- трах от города нет подходя- щей инфраструктуры. В итоге степьмыснимали…вКрыму, в районеФеодосии.Аперед этим несколько месяцев искали главную героиню, девочку- подростка. Профессиональные актрисыне подходили, нашли четырнадцатилетнюю школь- ницу, наполовину кореянку. Ещё один актёр родом из Вос- точной Сибири, настоящий казах в картине один, это степной ковбой Нариман. Я намеренно избрал визуальную стилистику некоего безвре- менья, жизнь вокруг героев словно замерла. Так жили в Средневековье, только доба- вились автомобили и радио. Декорация была всего одна, но она отработала на все сто, в финале фильма её разрушили пиротехническими взрывами. —Как сложилась дальней- шая судьба картины? — Она в хорошем смысле шокировала. Мы не ожидали массовой аудитории, пони- мая, что наш проект — это акция, чистое искусство. Про- сто работали, получая удо- вольствие от кинопроцесса. Потом началась активная фе- стивальная жизнь, Гран-при «Кинотавра». Всего «Испыта- ние» показали на более чем со- рока фестивалях в различных странах, практически везде картина получала какой-то приз, нередко Гран-при, а на фестивале в Токио — приз за вклад в киноискусство. У фильма был кинопрокат в Японии иФранции. В картине всё очень условно, собира- тельно, с многочисленными культурными отсылками. Притча, без слов понятная всем, видимо, в этом кроется секрет успеха. Рядом с мэтром — С Александром Коттом вы почти ровесники, соратни- ки и друзья, а как работалось с мэтромАлександромМиттой? — Вот, казалось бы, мы из разных поколений, но я не могу однозначно сказать, что с кем-то было проще, а с кем-то сложнее, в зависимости от ста- туса или возраста. Всё зависит от задач и производственных условий, совпадения вкусов, откультурного багажа.Иногда с режиссером-ровесником воз- никают сложности оттого, что он всё время занят, особенно когда успешен. Случалось, что не было времени заранее разо- браться даже в основных смыс- лах будущего фильма. И тогда многое решалось на съёмочной площадке, а это рискованно. Режиссёры старшего поколе- ния или молодые дебютанты- зачастую более сконцентриро- ваны на проекте, с ними есть больше времени для общения, обсуждения деталей. Мит- та позвонил мне сам. Когда режис- сёр тоже учился во ВГИКе, он чаще видит в тебе со- ратника. Он чело- век невероятного опыта и прекрасно понимает, что важ- но услышать друг друга и творчески договориться. «Шагал — Ма- левич» достаточно масштабная кар- тина, с огромными декорациями, ра- ботать было труд- но, но интересно. Этот фильм стоит посмотреть в це- лях собственного просвещения, мно- гие зрители по- том осознают, что, кроме «Чёрного квадрата», вообще ничего не знали о целом пласте на- шей культуры и создававших её лично с тях , на - чинают интере - соваться эпохой авангарда. Как-то показывал картину в воин- ской части, двести солдат и офицеров, холодный зал. Потом я два часа отвечал на вопросы, и среди них не было ни одного глупого или неуместного. Люди увидели всё, что вкладывал в фильм Митта. Его идеи сработали. Будущее кино — Сейчас много говорят о том, что отечественные ленты не могут найти сво- его зрителя, проигрывая в кинотеатрах блокбастерам. Каким вам видится будущее российского кино? —Ситуация очень подвиж- на, что будет с рынком кино завтра, не знает никто. Рынок сейчас переходит в другой формат. Многосерийное про- изводство во всём мире начи- нает вытеснять полнометраж- ное кино. У многосерийной истории есть свои преимуще- ства — нет жестких хроно- метражных рамок. Идеально для драмы, детектива, био- графии, исторической саги. Поэтому сериалы оказались востребованы зрителем. Кино постепенно перемещается в Интернет. На телеканалах его становится всё меньше. Буду- щее за стриминговыми серви- сами. Думаю, правовой вопрос пользования контентом в Ин- тернете постепенно решится. Полнометражный формат будет всё чаще делаться ис- ключительно для фестивалей и киноманов. В кинотеатрах останутся лишь исключитель- но высокобюджетные блокба- стеры. «Испытание» вышел в прокат на 16 копиях в Москве и 2-х—в Петербурге. Всё. Без рекламы зал не соберёшь. А полноценная рекламная ком- пания обошлась бы в три раза дороже самого производства. Безусловно, эксперименталь- ное кино будет сниматься, в этом плане фестивали, та- кие как «Липецкий выбор», очень важны, поскольку дают единственную возможность зрителям познакомиться с некоммерческим кино. — При такой большой за- нятости в кинопроизводстве остаётся время, чтобы пори- совать для себя? — Арт-проекты немного застряли из-за загруженно- сти в кино, но они есть. Один проект делаю на тему малоиз- вестной трагической «Сказки о медведихе» Пушкина, она очень редко иллюстрирова- лась. Это будет такой своео- бразный постмодернистский живописный концепт. Другой проект называется «Звёзды в метро». Это история о тради- ции взаимопроникновения русской и европейской куль- тур. Больше пока не скажу ничего. Мне нравится рабо- тать в разныхжанрах. Вышли уже две книги о Кавказе и современной России «Влади- кавказяне и Владикавказята» и «Книжка № 2» осетинского писателя Сослана Плиева с моими иллюстрациями. Там около сотни чёрно-белых ри- сунков. Свобода творчества была полная, нашлось место всем стилям — реализму, сюрреализму, экспрессиониз- му, примитивизму. Сначала я опасался, что мои худо- жественные эксперименты будут не слишком понятны читателям, но получил самые тёплые отзывы. Это вдохнов- ляет. Эдуард Галкин стал участником «Липецкого выбора-2016». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА “ Ситуация очень подвижна, что будет с рынком кино завтра, не знает никто. Многосерийное производство во всём мире начинает вытеснять полнометражное кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz