Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
маленьким, что никакогоДеда Мороза нет. Выбывидели, как старшие сестрыбросились «за- щищать» сказку! Они доказы- вали малышам, что Дедушка Мороз точно существует, что оннепременноположит импод елку подарки. А потом отвели мальчика в сторону и стали объяснять, что с маленькими так нельзя. Видите, даже дети чуть постарше это понимают, точнее — чувствуют, пыта- ются защитить пространство малышей. — А это нормально, что в сказках непременно есть злые персонажи? — Да, тем более что все мы ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ К кому приходит Дед Мороз, или Есть еще время подготовиться к встрече Старого Нового года “ Со временем ребенок перестает верить в сказки, но если лишить его вот этого переходного периода, то мы погрузим его в депрессию ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА № 3/25381/ 5 ЯНВАРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 13 ЕЛЕНА БРЕДИС Вот и прошла самая таинственная и долгожданная ночь — новогодняя. Ночь с запахоммандаринов, с холодными брызга- мишампанскогоиискрамибенгальских огнейи с непременным ожиданием чуда. Все мы заранее готовимся к этому празднику, придумывая, что положить родным и близким под елочку. Мы как бы берем на себя роль Деда Мороза, продолжая играть в детскуюсказку. Ну а уждлямалышейНовый год мы стараемся на все сто процентов превратить в волшебство. Но, как недавно выясни- лось, темсамыммысовершаем грубейшую ошибку. Имен- но к такому неожиданному выводу пришли британские психологи. Они считают, что поскольку всякая ложь рано или поздно раскрывается, то годы вранья о волшебнике, якобы приносящем подарки и знающем о хороших и пло- хих поступках детей, могут подорвать родительский авто- ритет и нанести вред психике ребенка: «Если они, родители, могут врать даже о таком, то как можно им доверять во- обще, как можно продолжать воспринимать их как «столпов мудрости и правды»?» Согла- ситесь, неожиданныйповорот. Именно о нем мы и поговорим с психологом, психоаналити- ком Екатериной Антоновой. —Судя по этой статье моих британских коллег, детей во- обще надо лишить простран- ства детства. А что такое про- странство детства? Это про- странство игры, фантазии. Получается, что? Давайте рожать и растить сразу взрос- лых людей, этаких маленьких старичков. Но ведь взрослые лгут не только в этом. Они, например, лгут малышам, что мама никогда не умрет, что мир добрый и хороший… Что такое игра для ребенка? Это возможность менее болез- ненно проходить переходные периоды. Свою первую игру младенец проходит с соской, которую ему дают, когда отлу- чают от груди. Потом он и сам эту соску бросит, когда она ему не нужна будет. А по логике этих психологов надо так: всё, с этого дня грудного кормле- ния никогда больше не будет, справляйся как можешь. Границы иллюзий — До определенного воз- раста убеждают, что детей приносит аист или их находят в капусте… — Да-да! Тут именно очень важен возраст. Есть опреде- ленные возрастные границы, до которых ребенка нельзя лишать иллюзий. Для чего у него надо развивать вообра- жение и фантазию? Потому что они являются средствами защиты, потому что именно они помогают принимать мир. Если родители говорят ребен- ку, что у них столько-то денег, иххватит на такой-то подарок, который он в результате и получит, то ребенок лишает- ся всяких надежд, лишается веры в чудо. Представляете, какой скучный и неинтерес- ный человек вырастет? — По сути, тогда и сказки детям рассказывать не надо… —Выходит—так, посколь- ку сказки — сплошная ложь. Потому что Дед Мороз тоже из разряда сказочных героев, которые как раз и помогают детям адаптироваться к жиз- ни.Потомучтоименнов сказке над злой героиней Бабой-ягой смеются, а в дальнейшемимен- но юмор помогает человеку справляться с проблемами и неудачами. Да, со временем ребенок перестает верить в сказки, но если лишить его вот этого переходного периода, то мы погрузим его в депрессию, в психосоматику, окотороймы уже говорили. Ему будет труд- но принять мир: у него будут только сложности и не будет пространства для беззаботного отдыха. Такому отдыхуможно научиться только в детстве, в мире сказок и волшебства. — Когда-то читатель на- писал нам, что сказки надо запретить, потому что на са- мом деле человек человеку — волк… — На самом деле сказки не мешают, а как раз помо- гают адаптироваться к миру. Ребенок взрослеет, но у него остается какой-то кусочек его волшебного мира, где все возможно. Моя пятилетняя Танюша безоговорочно верит в Деда Мороза, а Настя уже говорит: «Да ладно, мам, я же знаю, что это вы с папой купили мне подарки». А я ей говорю, что Дед Мороз просто не может в один день облететь всех детей. Такая взаимная игра: она делает вид, что верит мне, а я поддерживаю пред- новогоднюю сказку. И это соз- дает нам обеим праздничное настроение. Атмосфера романтики — А почему вы даже для одиннадцатилетнего ребенка считаете необходимым сохра- нять эту атмосферу волшеб- ства и таинства? — Я считаю необходимым сохранять эту атмосферу во- обще всю жизнь. Когда мы говорим о романтике, которой так не хватает многим супру- жеским парам, то мы именно ее имеем в виду. А почему нет этой романтики? Да потому что люди утрачивают способ- ность хотя бы на время стано- виться ребенком, они в себе теряют внутреннего ребенка, а это страшно. Взрослый муж- чина не может себе позволить поиграть с женой в снежки, побегать в догонялки. Вот она, романтика, а не серьги с брил- лиантами в подарок. — Я представляю, какие подарки будет получать чело- век, которому с самого начала объяснили, что никакого Деда Мороза нет… — Это будет что-нибудь очень деловое и практичное, то, что «в хозяйстве приго- дится». И отношения с таким человекомбудут складываться очень сложно. Он будет не спо- собен почувствовать, почему рядом с ним кто-то грустит, почему кто-то плачет. А чего плакать? Все ведь нормально. — Вы говорили, что те родители, которые могли все пять дней пробыть в одном пространстве с детьми во вре- мя летнего лагеря, не утра- тили внутреннего ребенка в себе… — Да! Более того, в лагере обнаружилось, что и взрослым очень нужны и сказки, и при- ключения, и фантазии. Поче- му они были так счастливы? Да потому что смогли хотя бы в те дни ощутить в себе свободу этого внутреннего ребенка. Тут и речи нет об инфантилизме. Это ответственные люди, кото- рые работают, заботятся о се- мье. Но они способны сбросить напряжение, почувствовав себя на какой-то момент деть- ми. Ведь не случайно сегодня среди взрослых так популяр- ны игры по книгам Толкиена, игры в сказку. — А как расценить то, что для ребенка будет травмой, когда он поймет, что взрослые ему врали? — Глупости! Не будет ни- какого внезапного открытия, будет постепенное взросле- ние. И с какого-то момента он сам начнет создавать эту сказку для тех, кто младше. У меня есть детская группа, в которую среди других ходят сестрички — одни постарше, другие помладше. И есть в группе мальчик, у которого нет младших братьев-сестер. И вот он взялся доказывать выбираем своим детям те сказ- ки, где добро побеждает зло. Зато ребенок уже с детства узнает, что в мире есть опас- ности и враждебные силы, с которыми надо бороться. Иэто тоже подготовка к взрослой жизни. Но я категорически против всяких пугалок типа «вот будешь себя плохо вести, придет бабайка и унесет тебя». Это не метод воспитания, это прямой путь к неврозу. По- тому что вот этот неизвестный «бабайка», которыйчто-то сде- лает, может потомна бессозна- тельном уровне преследовать человека всю жизнь в виде неосознанных страхов. Чув- ство безопасности — базовое для ребенка, ни в коем случае нельзя это чувство разрушать. —Вообще без сказоккак-то скучно… — Более того, вместе со сказками и Дедом Морозом мы выбрасываем огромный культурный, архитипический слой нашей психики, выбра- сываем ее символическое про- странство, а это бесследно не проходит. Найти символы — А что вы имеете в виду под символическимпростран- ством? —Именно умение символи- зировать. Пусть потомребенок перестанет верить в Деда Мо- роза, но в его душе останутся эти символы праздника: елка, мандарины, новогодние подар- ки и — да — ожидание чуда. И я вам больше скажу: если взрослый человек перестал верить в чудеса, в его жизни на самом деле ничего не из- менится к лучшему, так уж получается. А без умения символизировать человек не умеет отслеживать и понимать свои чувства. Такие люди на вопрос «что вы сейчас чувству- ете?» — отвечают «не знаю». Простейшее психологическое задание, которое «на раз» делает любой здоровый ребе- нок, — просьба определить, какого цвета чувство, которое вы сейчас испытываете, за- гоняет в полнейший ступор. На меня начинают смотреть, как на сумасшедшую: как это чувство может иметь цвет?! А ребенок с ходу определит, что радость у него желтая или оранжевая, скука—серая или коричневая. — А я вспоминаю, как это увлекательно и интересно, отождествлять себя с героями разных сказок! Сегодня ты — Белоснежка, а завтра уже один из гномов, а послезавтра и вовсе олененок Бемби. — И потом, вспомните авторские сказки о Питере Пене и Карлсоне. Ведь оба этих героя — вместилища детских желаний: не взрос- леть, питаться одним варе- ньем, шалить и беспрерывно играть в индейцев и пиратов. Но взрослым закрыт путь на остров Где-то-там, они не мо- гут летать, не могут увидеть Карлсона, потому что это мир детства. Увы, он достаточно быстро заканчивается, причем незаметно, сам собой. Все, что мы можем, — это сохранить в душе его крохотный кусочек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz