Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Продолжение. Начало на 8-й стр. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 245 /25623/22 ДЕКАБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 рядок разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды. По информации, размещенной на сайте Минприроды России, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окру- жающей среды». Проектом постановления закрепляются условия, в соответствии с кото- рыми субъекты Российской Федерации вправе устанавливать экологические нормативы качества в пределах территорий субъектов Российской Федерации; предусматривается дифференциация нормативов качества для различных при- родно-географических зон; определяются субъекты, которые могут выступить инициаторами разработки нормативов качества; устанавливается требование о разработке нормативов качества окружающей среды на основании научно-иссле- довательских работ, результаты которых будут являться обоснованием значений показателей таких нормативов; устанавливается порядок разработки и утвержде- ния нормативов качества окружающей среды. В целях учета и регистрации экологических нормативов качества проектом вышеуказанного постановления предлагается создание Единого реестра эколо- гических нормативов качества (далее — ЕРЭНК), включению в который подлежат и нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые субъектами Россий- ской Федерации. В настоящее время данный проект постановления Правительства Российской Федерации проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Кроме того, Минприроды России в соответствии с Перечнем поручений Пре- зидента Российской Федерации от 24 января 2017 года № Пр-140ГС подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», касающийся разработки и утверждения порядка выполнения сводных расчетов и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирова- ния таких выбросов. Законодательным собранием Челябинской области также подготовлен проект законодательной инициативы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данный проект поддержан Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а на базе Минприроды России создана рабочая группа для выработки консолиди- рованной инициативы с учетом позиций других субъектов Российской Федерации и экспертов. В настоящее время законопроект внесен в Государственную Думу и находит- ся на рассмотрении Совета Государственной Думы. Для Липецкой области, где одной из актуальных проблем является загрязне- ние атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, предпри- ятий теплоэнергетики и автотранспорта, установление соответствующего право- вого регулирования на федеральном уровне позволит реализовать региональные полномочия в части установления повышенных требований к нормативам каче- ства атмосферного воздуха. Статьи 6 — 7 раздела II утратили силу в соответствии с Законом Липецкой об- ласти от 07.07.2009 № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Как следует из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор осуществляется уполномочен- ными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государ- ственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции. Статьей 8 раздела II Закона «Об охране окружающей среды Липецкой об- ласти» устанавливается, что областной государственный экологический надзор осуществляется управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области и управлением по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области. С целью установления механизмов осуществления исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере экологии и природных ре- сурсов областного государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, а также в области использования и охраны водных объектов принято по- становление администрации Липецкой области от 19.07.2013 № 335 «Об утверж- дении Порядка осуществления областного государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении областного государственного экологического надзора, Порядка осуществления областного государственного надзора в области использования и охраны водных объектов при осуществлении областного государственного экологического надзора». Функции по осуществлению областного государственного экологического надзора в управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области выпол- няют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Липец- кой области (далее — госинспекторы). Статус и полномочия государственных инспекторов в области охраны окру- жающей среды определены Федеральным законом «Об охране окружающей сре- ды», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными регламентами государственных гражданских служащих. К основным функциям государственных инспекторов в области охраны окру- жающей среды относятся: — предупреждение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства; — осуществление государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора) на объектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на тер- ритории Липецкой области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; — оформление документов для предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; — участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Липецкой области; — участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов по во- просам охраны окружающей среды и природопользования Липецкой области. Специалисты управления экологии и природных ресурсов Липецкой области осуществляют областной государственный экологический надзор и рассматри- вают дела об административных правонарушениях в отношении граждан. В от- ношении индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц административные дела рассматриваются главным государственным инспекто- ром в области охраны окружающей среды Липецкой области, его заместителем и старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области. Аналитико-химическое сопровождение регионального государственного экологического надзора обеспечивает лаборатория ОКУ «Гидротехнические ком- плексы». По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2016 году, при проведении 150 мероприятий по экологическому надзору привле- кались эксперты одной экспертной организации, специалистами которой отобра- на 981 проба природных, питьевых и сточных вод, атмосферного воздуха, почвы и промышленных выбросов и проведено 116 замеров выбросов от автотранспорта. Заключения экспертов учитывались при рассмотрении 105 административных дел. С целью оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной де- ятельности управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области ока- зывается государственная услуга по организации и проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объектов регионального уровня, расположен- ных на территории Липецкой области. По информации уполномоченного органа, в рамках оказания данной услуги в 2016 году рассмотрено 4 обращения о проведении ГЭЭ, выданы 2 положительных заключения по объектам экспертизы и 2 отказа в проведении ГЭЭ. В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 14.12.2010 года № 514-р «Об утверждении Положения об управлении по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ли- пецкой области» к полномочиям управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области в сфере регионального государственного экологического надзора относится только один вид регионального государственного экологического контроля, а именно кон- троль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В рамках данного контроля должностными лицами управления по охране, ис- пользованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липец- кой области осуществляются контрольно-надзорные мероприятия в отношении физических лиц, осуществляющих пользование животным миром на особо охра- няемых территориях. Необходимо отметить, что управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области осущест- вляет преимущественно полномочия федеральных органов исполнительной вла- сти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения ресурсов, переданные ор- ганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что осуществление областного государственного экологиче- ского надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относится и к полномочиям управления экологии и природных ресур- сов Липецкой области, и к полномочиям управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области, целесообразно рассмотреть вопрос о детализации данных полномочий и внесе- нии соответствующих изменений в часть 1 статьи 8 Закона «Об охране окружаю- щей среды Липецкой области». Статьи 9 — 10 раздела II утратили силу в соответствии с Законом Липецкой области от 07.07.2009 № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «Об охране окружающей среды Липецкой области». Раздел III «Экономическое регулирование в области охраны окружающей сре- ды» и содержащиеся в нем статьи 11 — 12 утратили силу в соответствии с Зако- ном Липецкой области от 07.07.2009 № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Статьей 13 раздела IV Закона «Об охране окружающей среды Ли- пецкой области» устанавливаются требования в области охраны окру- жающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Так, юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, осу- ществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, вовлечением их в хозяйственный оборот, а также со всеми видами воздействия на них, на территории области, обязаны: • по запросу управления экологии и природных ресурсов Липецкой области представлять ему достоверные сведения, необходимые для осуществления пол- номочий в области охраны окружающей среды; • извещать управление экологии и природных ресурсов Липецкой области об аварийной ситуации и предпринимаемых мерах для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды не позднее трех часов с момента возникновения аварийной ситуации; • не осуществлять сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных раститель- ных остатков на землях особо охраняемых территорий и объектов, землях вод- ного фонда, а также на землях населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 72(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федера- ции от 25 апреля 2012 года № 390; • не допускать неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в границах используемого земельного участка; • планировать и осуществлять природоохранные мероприятия в соответствии с установленными требованиями. При этом запрет о недопущении неконтролируемого горения сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в границах используемого земель- ного участка не распространяется на сжигание сухой травы, стерни, соломы и иных растительных остатков в местах и (или) способами, установленными в соот- ветствии с федеральным законодательством органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с понятием, закрепленным в Законе «Об охране окружающей среды Липецкой области», к природоохранным мероприятиям отнесены меро- приятия, направленные на повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов; снижение негативного воздействия на компоненты природной среды, в том числе сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, объемов образования и размеще- ния отходов, снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняю- щих веществ. Степень участия хозяйствующих субъектов в осуществлении природоохран- ных мероприятий зависит от степени негативного воздействия на окружающую среду осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности. Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении измене- ний в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законо- дательные акты Российской Федерации» введено деление всех объектов, оказы- вающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие (I категория); • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие (II категория); • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие (III катего- рия); • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие (IV катего- рия). Новая система нормирования воздействия на окружающую среду предус- матривает установление оптимального соотношения мер государственного ре- гулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, снижение негативного воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также внедрение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии. В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окру- жающей среды» постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» установлены требования, предъявляемые к Плану природоохранных мероприятий (далее — План), который предоставляют юридические лица, индивидуальные пред- приниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на тер- ритории области, а также требования к содержанию предоставляемых отчетов об исполнении Плана. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негатив- ное воздействие на окружающую среду на территории области, обязаны ежегод- но не позднее 1 февраля планируемого года представлять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области план природоохранных мероприятий, а также отчет об исполнении Плана не позднее 1 февраля года, следующего за пла- нируемым, через официальный сайт управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок рассмотрения представленного Плана управлением экологии и природ- ных ресурсов Липецкой области не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня его получения. Законодательно регламентируются действия управления экологии и природ- ных ресурсов Липецкой области по направлению мотивированного уведомления о несоответствии представленного Плана установленным требованиям. Законом устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предпри- ниматели, не обеспечившие в срок устранение выявленных недостатков в пред- ставленных ими Планах, несут ответственность в соответствии с законодатель- ством Липецкой области. По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2016 году, рассмотрено и проанализировано более 1200 планов природоохран- ных мероприятий. В целях осуществления контроля качества воздушной среды в 2016 году управлением выдано 112 разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмос- ферный воздух стационарными источниками, не подлежащими федеральному экологическому надзору. В рамках новых полномочий, переданных с 01.01.2016 года субъектам Рос- сийской Федерации, в сфере обращения с отходами в 2016 году осуществлен прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов у 1130 хозяйствующих субъектов малого и среднего предприниматель- ства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологи- ческому надзору (Приказ управления экологии и природных ресурсов Липец- кой области от 12.05.2016 года № 124 «Об утверждении Порядка предостав- ления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предостав- ляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпри- нимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих областному государственному экологическому надзору»). На сегодняшний день установлено 64 норматива образования отходов и ли- митов на их размещение. Нормативы установлены в соответствии с администра- тивным регламентом предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предприни- мательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих областному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 12.05.2016 года № 123. Данные полномочия по регулированию обращения с твердыми коммунальны- ми отходами переданы на уровень субъектов Российской Федерации в соответ- ствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно изменениям, внесенным в статью 13 Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области», юридические лица и инди- видуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II, III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружа- ющую среду на территории области, для формирования системы экологической паспортизации территорий обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следу- ющего за отчетным, представлять в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области отчетность в электронном виде через портал на официальном сайте управления по утвержденным приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области формам. На момент проведения мониторинга Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» формы предоставления соответствующей отчетности не утверждены. Общественный контроль является одним из действенных механизмов защи- ты конституционных принципов, направленных на формирование гражданского правосознания, повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местно- го самоуправления. Правовые основы общественного контроля в сфере охраны окружающей сре- ды установлены статьей 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С 1 января 2017 г. указанная статья дополнена нормами, определяющими пра- ва и порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. За некоммерческими организациями законодательно за- креплена возможность осуществления общественного экологического контроля в соответствии с уставными документами организации. При этом порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, порядок их взаимодействия с иными субъектами общественного контроля и другие организационные вопросы должны быть урегу- лированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В отсутствие указанного правового регулирования в субъектах Российской Федерации в данной сфере сформировались принципиально разные подходы к законодательному закреплению регионального общественного экологического контроля. Так, в Республиках Дагестан и Кабардино-Балкария, в Чукотском автономном округе приняты отдельные законы, регламентирующие осуществление обще- ственного экологического контроля, устанавливающие статус общественных эко- логических инспекторов, определяющие их права и обязанности. Правовые основы института общественных экологических инспекторов реги- ональными законами установлены в Архангельской, Воронежской, Московской областях, в Красноярском, Пермском, Хабаровском краях и Республике Саха (Якутия). Так, в Воронежской области принят Закон Воронежской области от 27.05.2014 № 67-ОЗ «Об общественных инспекторах по охране окружающей среды», кото- рым закрепляются принципы деятельности общественных инспекторов, формы их деятельности и меры поощрения. В законах Алтайского края от 05.07.2017 года № 3-ЗС «Об охране окружающей среды», Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» регламентируется деятельность по осуществлению общественного контроля в области охраны окружающей сре- ды, права общественных инспекторов по охране окружающей среды. При этом региональный законодатель не вторгается в сферу федерального регулирования, определяя, что порядок организации деятельности обществен- ных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостове- рения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации при регламентирова- нии региональными законами деятельности по осуществлению общественного экологического контроля не учитывается тот факт, что статус общественных ин- спекторов по охране окружающей среды и другие вопросы организации их дея- тельности должны быть установлены на федеральном уровне. В Липецкой области на сегодняшний день деятельность общественных эколо- гических инспекторов нормативно не регламентирована. Комиссией по вопросам экологии и охраны окружающей среды Обществен- ной палаты Липецкой области совместно с управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, управлением Росприроднадзора по Липецкой об- ласти в 2016 году был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития общественного экологического контроля в области обращения с отходами произ- водства и потребления на территории Липецкой области. Общественной палатой Липецкой области было отмечено, что в настоящее время на территории Липецкой области общественный экологический контроль в сфере обращения с отходами производства и потребления проводится как гражданами, так и общественными объединениями, некоммерческими органи- зациями в форме направления соответствующих обращений в государственные природоохранные контрольно-надзорные органы для принятия мер по прекраще- нию загрязнения окружающей среды и ликвидации несанкционированных свалок. В то же время, по мнению Общественной палаты Липецкой области, отсут- ствие соответствующего правового регулирования института общественных экологических инспекторов не позволяет представителям общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций более результативно осущест- влять взаимодействие с государственными природоохранными контрольно-над- зорными органами по выявлению и предупреждению нарушений в области обра- щения с отходами производства и потребления. В связи с этим Общественная палата Липецкой области обратилась в Ми- нистерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предло- жением о разработке методических рекомендаций (Порядка) по организации и осуществлению общественного экологического контроля и созданию института общественных экологических инспекторов в соответствии с действующим зако- нодательством Российской Федерации и с учетом опыта данной деятельности в ряде субъектов Российской Федерации. По информации, размещенной на сайте Минприроды России, в настоящее время разработан проект приказа об утверждении порядка организации деятель- ности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Данный проект приказа прошел общественные обсуждения, независимую антикоррупционную экспертизу и направлен на согласование в Росприроднадзор, Рослесхоз и Мин- экономразвития России. Принятие данного нормативного правового акта позволит регионам надлежа- щим образом реализовать положения Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», касающиеся общественного экологиче- ского контроля и деятельности общественных экологических инспекторов. Раздел V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» регламен- тирует вопросы осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и отношения в сфере эколо- гического просвещения. Информационное обеспечение деятельности по регулированию природо- пользования и охране окружающей среды в соответствии со статьей 14 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» включает в себя: • данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонен- тов окружающей среды, воздействий на окружающую среду; • инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых территорий и объек- тов; • государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды); • экологическую паспортизацию территорий. По данным управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, на территории Липецкой области мониторинг состояния атмосферного воздуха осу- ществляется на десяти стационарных постах наблюдения. Мониторинг проводит- ся Липецким ЦГМС — филиал ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» и экологи- ческой лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы», подведомственного управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области. Обследование гидрохимического состояния поверхностных вод Липецкой об- ласти в 2016 году осуществлялось на шести водных объектах. Экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы» в 2016 году осуществлялись наблюдения за гидрохимическим состоянием пяти наиболее крупных рек области. В Липецкой области мониторинг геологической среды ведется по нескольким направлениям: осуществляются наблюдения за режимным и качественным со- стоянием водоносных горизонтов, используемых для централизованного водо- снабжения населения региона, а также за динамикой развития опасных экзоген- ных геологических процессов. В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 28.05.2009 № 251-р «Об утверждении Положения об управлении экологии и при- родных ресурсов Липецкой области» управление осуществляет экологическую паспортизацию территории. С целью реализации указанных полномочий, на сайте управления экологии и природных ресурсов Липецкой области размещена и ведется Электронная си- стема «Экологический паспорт территории Липецкой области», предназначенная для информирования органов власти, организаций и населения области о состо- янии окружающей среды и использовании природных ресурсов. Электронная система «Экологический паспорт территории Липецкой области» включает разделы: • Атмосферный воздух; • Отходы производства и потребления; • Особо охраняемые природные территории; • Государственный экологический надзор; • Недропользование; • Водные ресурсы. Экологический паспорт содержит сведения о состоянии окружающей среды, потенциально экологически опасных объектах и тех объектах, которые подлежат государственному экологическому контролю. Статьей 15 раздела V Закона «Об охране окружающей среды Липецкой обла- сти» определены цели создания и задачи областной (территориальной) системы наблюдения за состоянием окружающей среды. К задачам областной (территориальной) системы наблюдения за состоянием окружающей среды законом области отнесены: • регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за проис- ходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; • хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоя- нии окружающей среды; • анализ полученной информации в целях своевременного выявления изме- нений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антро- погенных факторов, оценка и прогноз этих изменений; • обеспечение органов государственной власти, органов местного само- управления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан ин- формацией о состоянии окружающей среды. Статья 16 раздела V утратила силу в соответствии с Законом Липецкой об- ласти от 07.07.2009 № 283-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области». Статьей 16.1 Закона «Об охране окружающей среды Липецкой области» предусмотрено, что экологическое просвещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно положениям указанного федерального закона экологическое про- свещение подразумевает целенаправленное информирование населения как о состоянии окружающей природной среды, так и о мерах по ее охране, формиро- вание в обществе соответствующих стереотипов экологически значимого пове- дения, бережного отношения к природе и ее компонентам. Статьей 74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружаю- щей среды» определяется, что экологическое просвещение, в том числе инфор- мирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется ор- ганами государственной власти Российской Федерации, органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ- ления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреж- дениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами. Законом «Об охране окружающей среды Липецкой области» устанавливается, что распространение экологической информации, включая рекламу, осуществля- ется через средства массовой информации, печатную продукцию, информацион- но-телекоммуникационную сеть Интернет. С каждым годом вопросы бережного отношения к природе приобретают все большую значимость. Особое внимание в данном направлении в Липецкой об- Окончание на 10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz