Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ЕЛЕНА БРЕДИС Для большинства из нас Новый год — один из самых любимых праздников. Дни перед его наступлением за- полнены радостной суетой в поисках подарков и елки попушистее. А еще — в душе опять просыпается детское ожидание чуда, которое весе- лит ищекочет изнутри, словно лопающиеся пузырьки шам- панского в новогоднембокале. Я уже не говорю про детей, для которых Дед Мороз — ис- полнитель заветныхжеланий. Но, о ужас, в какомзаблуж- дении находились мы и наши родители! Британские ученые после тщательных исследова- ний пришли к катастрофиче- скому выводу: «Моральность подобного мифотворчества весьма сомнительна. Все дети рано или поздно обнаружива- ют, что всюихжизнь импосто- янно врали, и они невольно за- думываются, какую еще ложь они слышали от взрослых. Все это неминуемо подрывает доверие между родителями и детьми». Вот так. Мы-то мечталималышейпорадовать, пряча подарки под елку и рас- сказывая, что ночьюприходил Дед Мороз, а на самом деле разрушали будущее доверие между собой и собственными детьми. Выходит, сказки во- все не нужны и даже вредны? Именно об этом беседа с пси- хологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. Ощущение чуда —Для меня было большим удивлениемпрочитать эту ста- тью британских психологов. Выходит, у ребенка вообще не должно формироваться ощу- щение чуда, праздника, сказ- ки. Если вспомнить историю этого вопроса, то сколько поко- лений детей выросло с мифом о Деде Морозе и впоследствии родителям доверяло. В совре- менной жизни я все чаще за- мечаю, что ребенка учат быть успешным, рациональным, прагматичным. И совершенно не учат верить во что-то более высокое, чем он сам, во что-то чудесное и прекрасное. — Лично я не верю, что у детей с возрастом наступает страшное разочарование от- того, что ониперестают верить в Деда Мороза. Наоборот, они даже подыгрывают родите- лям, делая вид, что на самом деле ждут подарков от мифи- ческого персонажа. — Да, это такая общая игра по общим правилам, это совместное создание празд- ничной атмосферы и—да, это элемент присутствия сказки, который и наполняет смыслом этот самый чудесный день в году. Именно благодаря сказкам и символам мы не становимся просто потреби- телями или механическими функциями. Ведь человек — это не физиология и не набор каких-то регулярно повторяе- мых действий. Уберите сказку из жизни ребенка, и из него вырастет человек, который не умеет радоваться, не умеет Праздник: история и традиции О сновоположниками празднования такого события, как Новый год, считаются древние египтяне. Им также при- надлежит создание первых календарей, позволивших измерять временные отрезки не только в часах и днях, но и в месяцах. Создатели пирамид отмечали смену годов в последних числах сентября и связывали ее с разливом Нила. В Новый год египтяне спускали на реку судно, в котором устанавливались статуи бога Амона, его жены Мут и их сына Хонсу. Их судно блуждало по течению тридцать суток, затем фигуры вновь за- нимали положенные места в храмах. ЖителиАфрики, в отличие от более цивилизованных стран, еще не потеряли прямой связи с окружающей средой. По этой причине празднование Нового года не всегда связано с опреде- ленной датой, а соответствует важным природно-жизненным событиям, такимкакпервыйилипоследнийдень сезона дождей, сельскохозяйственных работ, разлива основных рек, или же и вовсе выходит из мифов и легенд. В разных частях Африки существуют свои традиции празд- нования Нового года. Для диких племен Абиджи праздник состоит из забавных соревнований, в которых цель каждого бегуна на четвереньках с яйцом во рту прийти быстрее своих соперников. Победителем считается тот, кто пришел к финишу первым с уцелевшим яйцом. Сакральный смысл этого состя- зания в том, что яйцо сравнивают с новой жизнью, а скорлупа связывается с непорочностью бытия. Народ Судана верит, что если в Новый год найти на дороге зеленый орех, это принесет счастье. Чтобы никто не остался обделенным, неспелые плоды заранее рассыпают на улицах. Дляжителей такой орех является символом создания и развития новой жизни. ПСИХОЛОГИЯ 21 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 240/25618/ 14 ДЕКАБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 15 Уберите сказку из жизни ребенка, и из него вырастет человек, который не умеет радоваться, не умеет удивляться, не умеет надеяться и верить ” Этот «страшный» Дед Мороз Когда сказка строить и жить помогает удивляться, не умеет наде- яться и верить. Сможет ли он быть счастливым, сделает ли счастливым кого-то другого? Если родители, следуя советам британских психологов, будут просто спрашивать ребенка: «Что тебе купить на Новый год?», то зачем тогда вообще Новый год? Какая разница, когда я это подарю: первого января, пятого, десятого?Ухо- дит сакральный смысл этого праздника, уходит главный его символ, уходит традиция и обычай. А мы ведь из всего этого сотканы. — У вас две дочери, одна уже большая и наверняка в ДедаМороза не верит. Как она пережила это осознание? — Да не было никаких пе- реживаний, было естественное взросление. Зато знаете, как ревностно она оберегает эту сказку для младшей сестрен- ки? Никому не позволяет в ее присутствии сказать, что Деда Мороза не существует. Да, под Новый год на улицах города можно встретить много «Де- дов Морозов». Но я объяснила младшей, что это помощники главного, потому что просьб от детишек много и он один не может справиться. В на- шем минувшем летнем лагере один мальчик рассказал мне такую историю. Он за неделю до праздника обнаружил по- дарок, который заказывал. Он говорил мне, как расстроился и разочаровался, как горько и обидно ему было. Но потом, о радость, родители объяснили ему, что у Деда Мороза слиш- ком много заказов, поэтому он вынужден развозить их за- ранее. На лице у ребенка было такое неподдельное счастье! Значит, внутренне он не на- столько взрослый, чтобы уже не нуждаться в сказке и вере в «реального» Деда Мороза. Не беда, пройдет время, он все поймет и тоже включится в эту игру. Вернуть романтику —Аразвевзрослыененуж- даются в сказке? Разве девоч- ка четырнадцати-пятнадцати лет не должна, прочитав Гри- на, мечтать о капитане Грее и алых парусах? К сожалению, вы правы, и сегодня девочки в этом возрасте мечтают стать моделями и зарабатывать огромные деньги… —Потому что мыисключи- ли из нашейжизни романтику и веру в чудо, решив, что сегод- ня только голый прагматизм способен помочь нам выжить. Допустим, вот только что это за жизнь? Воспитанный та- ким образом молодой человек никогда не захочет удивить свою девушку неожиданным поступком, сюрпризом. Да он просто не сможет придумать его! Потомучто еслимыуберем из жизни вот эти символы, это волшебство и ожидание чуда, мы потеряем способность к творчеству. На что хватит фантазии у такого молодого человека? Максимум, пода- рить ювелирное украшение. Увы, сегодня все больше деву- шек ожидают именно таких знаков внимания. Но жизнь показывает, что счастья им это не приносит. А счастливы те пары, которые на протяжении многих лет не утрачивают же- лания сотворить друг для дру- га маленькое чудо. Конечно, юная девушка должнамечтать об алых парусах и капитане Грее. Со временем к этому образу будут добавляться но- вые, более реальные черты, но ожидание чуда все равно сохранится. А оно, поверьте, необходимо даже пожилым людям. В противном случае жизнь просто теряет смысл, превращаясь в череду однооб- разных дней. Если взрослый человек говорит: «Я не жду Нового года», то можно уже подозревать у него серьезное депрессивное состояние. Пото- му что у него уже закончились силы на веру, на надежду, на ожидание какого-то лучшего будущего. А если у нас нет такой надежды, то можно в принципе прекращать свой жизненный путь. —И ведь не случайно у нас есть устойчивые выражения типа «Сегодня погода просто сказочная!» или «Там приро- да — просто сказка!» — Да, потому что мы про- должаем соизмерять реаль- ность с тем восприятием сказ- ки, которое было заложено в нас в детстве. И именно это позволяет нам сохранить способность удивляться и радоваться. Если человек не замечает сказочной погоды, не предвкушает волшебства ново- годней ночи, значит, он давно уже превратился в функцию. — Выходит, нам как раз и предлагают превратиться в такую механическую функ- цию? — Знаете, я никогда не обсуждаю коллег. Но что ка- сается этих британских психо- логов, то уменя возникло ощу- щение, что они мало знакомы с человеческой психикой. В коллективном бессознатель- ном каждого народа есть свой определенный культурный комплекс, свои символы. Если начать от них отказываться, то потеряешь самое главное— ощущение своей принадлеж- ности к собственному народу, своей сопричастности. Нельзя просто взять и раскроить пси- хику на части, сказав, что вот эта часть ненужная, ее надо отбросить. У нас очень много атрибутов, связанных с Но- вым годом: это и наряженная елка, и подарки, спрятанные под ней, и неизменные ман- дарины. Но Дед Мороз — это главный персонаж, вокруг которого все и вертится. Имен- но он делает новогоднюю ночь волшебной. Попробуйте изъ- ять его—что тогда останется? Взаимное вручение подарков и застолье. И пусть взрослый человек уже не верит в Деда Мороза, но в нем сохраняется вера в чудо, которая была за- ложена в детстве. Более того, Дед Мороз остается для него символом, который он по- том станет передавать своим потомкам. Что же касается доверия между родителями и детьми, то оно формируется в совершенно иных ситуациях и иных отношениях. И лично я не знаю пока ни одного ребен- ка, который бы обвинил своих родителей за то, что они лгали ему про существование Деда Мороза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz