Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
МИР ВОКРУГ НАС № 21/25399/ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Продолжение. Начало в номере за 26 января Потому как там белый слон считается инкарнацией бога Ганеши. Передо мною стоит брон- зовая статуэтка танцующего Ганеши — подарок доктора исторических наук, профессо- раЛГПУЛарисыЧерешневой. Пузатенький Ганеша очень симпатичен, хотя и необычен наличием четырех рук и сло- новьей головы. Предметыв его руках могут быть разные, но непременно символические. У моего есть петля для улавлива- ния заблуждений на пути к ис- тине, топорик для разрушения препятствий. Но найти объяс- нение, почему он одной из рук держит собственный хобот, я долго не могла. Потом узнала: это символ усмирения жела- ний. Ладно, будем усмирять. Хорошо, что хобот повернут влево — значит, божество бу- дет помогать в мирских делах. А вот скульптура с хоботом, повернутым вправо, может находиться только в храме. Ну, Лариса Александровна понимает, что дарит. Ганеша — бог мудрости и успеха, об- разования, знания, литерату- ры, искусств. Впрочем, он и торговле покровительствует. Перед началом любого важ- ного дела индусы молятся именно ему. Занятно, что в Таиланде, стране, буддийской на 95 процентов, во многих магазинчиках можно увидеть статуэтки этого индуистского бога. Потому как буддизм — это хорошо для воспитания нравственных качеств и меди- тации, но денег еще никто не отменял, и уж тут наилучшим помощником станет Ганеша. Ладно, я отвлеклась на этого всеобщего индийского любимца.Атеперьпродолжим разговор с Ларисой Алексан- дровной о манящей своими загадками и тайнами стране. Средний класс — Я закончила в прошлый раз на том, что представители среднегоклассавИндиивесьма обеспеченны. Очень популяр- ныпрофессияврачаиоткрытие частного врачебного бизнеса, причем первое медицинское образование они, как правило, получают в Европе, Амери- Хождение за три МОРЯ Путешествие по Индии. Часть 2 ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА ЛАРИСЫ ЧЕРЕШНЕВОЙ ЕЛЕНА БРЕДИС Старшее поколение навер- няка помнит, как у бабушек и тетушек на комодах «гуськом» стоялибелыефарфоровые сло- ники. Со временем их объяви- ли признаком мещанства, но первоначально считалось, что они приносят удачу и благопо- лучие. И мало кто тогда знал, что этот символ благоденствия прибыл на наши кружевные салфетки прямикомизИндии. ке или в России. Они живут безбедно, но много трудятся. Очень популярен ресторан- ный бизнес, тоже связанный с огромнымтрудомиответствен- ностью. Фактически средний класс кормит средний класс. Если бизнес идет хорошо, то хозяин открывает филиалы в других странах. Мне недавно один крупный владелец сети кафе жаловался, что никак не может раскрутить вегетари- анский ресторан в Армении. Я долго смеялась и пыталась объяснить ему, что на Кавказе не мыслят своей жизни без шашлыка. Государство под- держивает и развитие малого бизнеса. На мой взгляд, это очень важное обстоятельство: одновременная поддержка и крупного, и среднего, и малого предпринимательства. Кстати, Ганешапокровительствуеткак размаломуисреднемубизнесу. Аваша статуэтка—это ручное произведение тибетскихмасте- ров. ВДели естьцелыйквартал с лавками и развалами их из- делий, сувениров. —Но вы говорили, что есть и нищета? — Безусловно! Но надо по- нимать разницу между нище- той вРоссиии вИндии.Нельзя говорить о какой-то абсолют- ной нищете, если климат не позволит вам замерзнуть от холода, есливыне умрете от го- лода, потомучтовсегданайдете какой-тодикорастущийфрукт. Вот такие условия во многом повлияли на менталитет на- рода. Еслинет страха подобной смерти, то и к материальному благосостоянию можно от- носиться спокойнее. Или же такой пример: я подаю ребен- ку банан, а мать-попрошайка смотрит на меня с возмущени- ем. Они могут позволить себе выживать на минимуме. Нет жизненной необходимости иметь собственный дом, кало- рийную пищу в достаточном количестве. Именно поэтому в пик жары они запросто могут бросить работу ирасслабиться. Что, конечно, поражает и воз- мущает европейцев. При под- держке государства выбиться из нищеты вполне реально, но осложняется это много- детностью. Как поступают европейцы?Онисоотносятсвои финансовые возможности и количество детей в семье. А у индусов такой зависимости и таких ограничений нет. — А в Индии не пытались как-то ограничить рождае- мость по примеру Китая? — Одна такая попытка была при Индире Ганди, вплоть до принудительной стерилизации. Но это стоило ей одного срока премьерства. Надо понимать, что китайцы —более рациональный народ, да и религиозные традиции у индусов другие. « Мы — индийцы » — С точки зрения идео- логии есть какой-то фактор, который способствует сегод- няшнему подъему Индии? — На мой взгляд, это про- двигаемая сейчас идея «Мы — индийцы!». Дело в том, что с древних времен на тер- ритории Индостана не было единого государства, единого народа. Индийские штаты до сих пор устроеныпо этнолинг- вистическому принципу, а многие индийцыпо-прежнему смотрят друг на друга как на чужаков, которых трудно понять. И новая доктрина — это совершенно необходимая попытка объединить всю на- цию. Это сложно, но они это делают. Я вижу эту надпись в растяжках на улицах, в граф- фити на студенческих кампу- сах: «Мы — индийцы!». Но при этом местный компонент культуры ни в коем случае не подавляется. Здесь сделай одно неправильное движение, и будет кровавая баня. Кон- фликт может возникнуть даже из-за того, что сегодня ты тут построил мусульманскую ме- четь, а тысячу лет назад в этом месте был индуистский храм. Да, у каждого народа есть как бысвое государство, что преду- сматривается федеративным устройством. Но при этом сейчас стараются внедрить осознание более высокой иден- тичности, осознание себя как единой нации. Примерно как это было когда-то у нас: «новая общность—советскийнарод». — А какие проблемы вы сегодня видите в Индии? — Нынешнее руководство государства тяготеет к индус- ским традициям. Когда-то та- койкрен в истории страныуже был, и это привело к расколу страны и образованию Паки- стана. Ни в коем случае нельзя допустить такого расчленения Индии и такой религиозной кровавой бойни сегодня. Один из главных предметов моего изучения — это разделенный штат Пенджаб, часть кото- рого находится в Пакистане, а часть — в Индии. Он уни- кален тем, что в нем живут и индийцы-индусы, и индийцы- мусульмане, и огромная секта сикхов, которая вобрала идеи чистого индуизма и некоторые черты ислама. Вот оно, слия- ние. В этом штате историче- ски сложился очень мощный конгломерат трехкрупнейших религиозных течений. Но при разделе Индии именно поПен- джабу прошел нож. — Но если это слияние, то почему именно тамчаще всего возникают конфликты? — Потому что решение провести границу Пакистана, отделивмусульманские терри- тории от индуистских, себя не оправдало. Это нереально! На этойтерриторииуже давно воз- никлисмешанные браки, люди как-то привыклижить вместе. Это все равно что нынешнее искусственноеотделениеУкра- ины: оказались разделенными семьи, родственники, друзья. При разделе Индии за три не- дели погибло три миллиона человек. И это было совсем не- давно — в середине прошлого века. И каждая из сторон до сих пор считает, что раздел произведеннесправедливо.Вот вам и источник конфликтов. Крепкие традиции —Арезкое имущественное расслоение не вызывает в Ин- дии конфликтов? — Безусловно, это создает определенное социальное на- пряжение. Но в Индии это не может стать причиной рево- люций, потому что слишком сильна религиозная традиция, изначально признающая не- равенство людей от рождения. Это неистребимо ни светско- стью, ни техническимпрогрес- сом. Невозможно избавиться от родовой, генетической па- мяти. И сегодня очень тяжела судьба вдов, потому что по тра- диции они должны совершить сати — самосожжение. И в глубинке это до сих пор про- исходит, а вы понимаете, что глубинная Индия — это наи- большая часть ее территорий. Причем сати совершают и по другим причинам. Например, девушка получила хорошее образование, а в семье мужа сохраняется традиционный уклад, свекровь давит. Уйти от мужа до сих пор означает стать изгоем для всего своего рода. И больше тебя уже ни- кто не примет. И вот в знак протеста молодая жена мо- жет совершить сати. В Индии недопустимо, чтобы жена командовала мужем, чтобы молодая женщина повысила голос на старшую. Хорош этот уклад или плох, но они его со- храняют. Для чего он нужен в демократическом обществе? Загадка. В Индии исключены подмена гендерных ролей, нетрадиционная ориентация. Европейцырассчитывалипри- вить мигрантам свою сексу- альнуюкультуру. Попробуйте привить ее мужчине-индусу, мужчине мусульманину или мужчине-сикху! При всех традициях индийцы социаль- но активны. Крестьяне могут массово отправиться к мест- ным властям и потребовать не повышать арендную плату за землю, могут, протестуя, раз- громитьполицейскийучасток. У студентов политическая жизнь бьет ключом, постоянно какие-то требования, демон- страции, заседания. Но воз- можность людей выплеснуть свое недовольство и способ- ность властей услышать его как раз и снижают социальное напряжение. И в этом секрет индийской демократии. Окончание в следующем номере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz