Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ным.Дальшепроцитирую: «В древнем разноплеменномКи- тае китайцами считали всех, кто знал иероглифы. Наши иероглифы — это классики, Толстой и Пушкин». Вот тот случай, когда ли- бералу стоит поаплодировать. Но отдаем ли мы себе отчет в силе истины, долетающей из- за океана? Понимаем ли, что потеряем, если отечественная литература превратится из повседневной потребности души в игру в бисер? Если мы добровольно отречемся от этой опоры духа? Кстати. На перепалке о костре из книг, как теперь водится на нашем ТВ, присутствовал и гость с Украины. Выражаясь в сталин- ском стиле, беспрепятственно пре- доставляется трибуна врагу. ВКие- вемоскалямиихпособникамтакое ине снилось. Их быстро запихнули бы на нары. А вот намозоливший публике глаза господин Ковтун высказывает все, что ему угодно.И не упускает случаяунизитьРоссию и превознестиУкраину—то ли по- рошенковскую, то ли—без всякой уже маскировки— бандеровскую. На сей раз у него была нелегкая задача. Попробуй оправдай аутода- фе классиков! Он не сразу нащупал линию защиты. Но, в конце кон- цов, нашелся: да что вы о «Горе от ума» так печетесь? Ну, запалили старые, потрепанные книжки. Как будто у вас ваши хрестоматийные авторы больно востребованы. Рус- ские не читают, русские листают глянцевые журналы и ничего ино- го не желают. С этим соглашаться неправиль- но. Существуют социологические исследования, статистика. По- ложение не так уж безотрадно. И тем не менее киевский засланец отыскал-таки слабое, больное ме- сто и с удовольствием саданул по нему кулаком. Между прочим, в тот же день на ОТР разбирались: что читают, что не читают и читают ли вообще наши мальчишки и девчонки. У них спрашивали, какие отече- ственные сказки им нравятся. Вы- яснилось: детские бестселлеры советских лет про Незнайку и Буратино мало кто знает. А в ли- дерах — Гарри Поттер. Юные ре- спондентыне заморачиваются, кто из героев родом из России, кто из Британии, Швеции или Америки. Встрою, возглавляемомочкариком из школы чародеев в Хогвартсе, дружно шагают Карлсон, Винни Пух, Дюймовочка с Русалочкой. Очень уж огорчаться как будто и нечему. В хорошем вкусе ребя- там не откажешь. Андерсен есть Андерсен. Но начинает маячить сомнение: да вправду ли они это читали, а не смотрели в кино? А повзрослев, не так ли будут знако- миться и с Толстым, Тургеневым, Шолоховым? Как в старом анекдо- те, в котором школьница на уроке излагает главу из «Войныи мира»: «АпотомНаташа Ростова танцева- ла на балу соШтирлицем». Ислава Богу, коли подрастающему по- колению повезет посмотреть экра- низацию Сергея Бондарчука. Она дает почувствовать мощь романа, его масштаб и духовный простор. А вдруг русские старшеклассники предпочтут английский телесери- ал? В нем от толстовской эпопеи нирожек, ниножекне осталось. От убогого«мыла»упубликизастрева- ют в сознанииидиотскиекартинки. Вот нежатся у парадного входа в особняк Ростовых черные свинки. Вот инфантильно таращится недо- росль по имени Петруша Безухов. Вот красиво позирует на камеру безликий, похожий на среднеста- тистического голливудского мачо Андрей Болконский. Когда эту скверную экранную версию великой русской книги неясно ради чего прокрутили не где-нибудь, а на Первом канале, я вспомнил тяжкий вздох умного критика: телевидение—изобрете- ние прекрасное и ужасное. Второй эпитет сегодня ему подходит гораз- до больше. Уже потому, что, имея колоссальный потенциал, позво- ляющий пробудить у людей тягу к литературе, оно не использует и сотой доли этих возможностей. ДоКонстантинаЭрнстаидругих хозяев большого эфира не доходит, что русских людей действительно создает русская литература? Или доходит, но им на это наплевать? Для них ТВ—коммерческое пред- приятие. А пропаганда хороших книг вряд ли вдохновит рекламо- дателей раскрыть кошельки. О книгах на ТВ гово- рят нечасто. И чем канал«смотрибель- нее», тем реже зву- чат в его передачах имена писателей и стихотворные строчки.Не считая, разумеется, рифмованных опусов из рекламных роликов типа «В животе шум и гам, принимай «Эспумизан». Зато каналы, чья аудитория сравнительно не велика, литера- турных тем не чураются. На ОТР и «Культуре» есть программыдля любителей чтения. Допустим, «Игра в бисер». Авторитетный филолог, знаток Достоевского Игорь Волгин приглашает ин- теллектуалов и затевает с ними вполне рафинированные диалоги о Пушкине или Набокове. Для вас это слишком тонко и непривычно? Вы ждете не погру- жения в глубины чуть ли не ака- демического литературоведения, а урока для обыкновенных, в том числе и пока потенциальных чи- тателей? Вамхочется о томже, но подоступнее, в просветительском ключе? Ну, извиняйте, господа. Собеседники Волгина не готовы присесть перед вами на корточ- ки, чтобы вы не смотрели на них снизу вверх. «Культура» литера- турным ликбезом не занимается. Кому играть в бисер не по силам, пусть довольствуется «Улицами разбитых фонарей» и упивается восточными страстями и экзоти- кой «Великолепного века». На минувшей неделе, однако, тени Толстого и Грибоедова вдруг возникливполитическомток-шоу «60 минут». Их удостоили права появиться в компании Трампа, Меркель и Порошенко. На то был особый, чрезвычайный повод. Ведущий даже назвал его страш- ным: в одном украинском вузе свалили во дворе и сожгли сотни томов на русском языке. Сам Сергей Станкевич, эталон толерантности и политкоррект- ности, не выдержал: чем эти-то сочинители перед «незалежной» провинились? Негодование по- догрела и другая скандальная новость: на Украине решили из- дать дневники Иозефа Геббельса. Толстого — в огонь, Геббельса — на библиотечные полки... О«культурнойполитике»Кие- ватолковатьскучно.Всеочевидно. Русский язык — язык врага. Так что война с русской речью и рус- ской словесностью должна быть беспощаднее любой АТО. А знаете, ведь тамошние наци- оналисты зрят в корень. Русская литература производит русских, пишет талантливыйкритикАлек- сандр Генис. Заметьте: он из не- преклонных либералов. В моло- дости так невзлюбил советскую власть, что навсегда эмигрировал в Штаты. Тем неожиданнее его признание: ему трудно предста- вить родившегося в СССР челове- ка, который не знаком с Пушки- ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Иероглифы для русских Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 21/25399/ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 Негодование подогрела и другая скандальная новость : на Украине решили издать дневники Иозефа Геббельса . Толстого — в огонь , Геббельса — на библиотечные полки ... “ СМОТРИМ В ФЕВРАЛЕ Когда деревья оживают СЕРГЕЙ ИВАНОВ Чтобы обезвредить преступный синдикат и спасти свою племянницу, самый честный коп должен взять в напарники красавчика- афериста. Ониполныепротивоположности, но у них одна опасная миссия. Они в бегах, но им неизбежать друг друга. Такначинается сюжет комедийного боевика «Отпетые напарники» с ДжекиЧаномиДжонниНоксвилом.Поставил картину Ренни Харлин, режиссер хитов ви- деосалонов«Крепкийорешек2»и«Скалолаз». Льюис МакДугалл, Сигурни Уивер, Фе- лисити Джонс и Тоби Кеббелла можно уви- деть в фэнтезийной драме «Голос монстра» испанца Хуана Антонио Байона («Приют», «Невозможное»). Фильм снят по мотивам одноименного романа Патрика Несса. Это по- ражающая воображение история о мальчике Конноре имонстре из его снов. КогдаКоннору особенно тяжело, происходит нечто невероят- ное—старое тисовое дерево за окном оживает и превращается в громадное чудовище. По ночаммонстр рассказываетКоннору истории, которые помогут ему понять, что даже когда весь мир рушится, можно найти в себе силы и не отчаиваться. По словам автора книги Патрика Несса, Монстр отсылает к английской легенде под названием «Зеленый человек». При одушев- лении Монстра за основу были взяты черты и пластика актера Лиама Нисона, который озвучил персонажа в фильме. Рост Монстра составил около 12 метров. Голова, плечи, ноги и ветви Монстра изготовлены из пены. ШеяМонстра оснащена гидравлической кон- струкцией, благодаря чему он смог двигать головой. А сзади конструкцией с помощью своеобразного руля управлял оператор. «Зло переродилось» — предупреждает слоган триллера «Звонки» с Винсентом Д’Онофрио, Лаурой Уиггинс и Эйми Тигар- ден. Молодой человек увлеченно исследует мрачную субкультуру, связанную с таин- ственной видеокассетой, через 7 дней после просмотра которой гибнет всякий увидевший запись. Однако его девушка уверена, что бойфренду грозит опасность, и чтобы спасти его, она решает принять удар на себя. Ееждет немало чудовищных открытий, но самым страшным станет фильм в фильме, который прежде никто не видел. Поставил картинуФ. Хавьер Гутьеррес. Майлз Теллер и Аарон Экхарт в главных ролях в спортивной драме Бена Янгера «Паз- манскийдьявол» . ВинниПациенца—одиниз самых выдающихся чемпионов по боксу. Мо- лодой, яркий, безрассудный… Его называли Пазманским дьяволом. Его карьера была на самом пике, но страшная авария в одночасье разрушила все планы. Врачи говорили, что он больше никогда не сможет ходить. Однако Винни решил вернуться на ринг во что бы то ни стало… Дмитрий Дюжев, Кирилл Фролов, Мак- сим Емельянов в комедии Ильи Учителя «Огни большой деревни» . «Родина» в смер- тельной опасности. Ровно через неделю ее сравняют с землей. Спасти кинотеатр может только успешная премьера. За дело берется пара супергероев без суперспособностей. Вих распоряжении — камера, девушка-ниндзя и Дмитрий Дюжев. Правда, он об этом еще не знает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz