Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
3 № 234/25612/6 ДЕКАБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Дорогие родители, ни один подобный закон не будет работать без вашего пристального внимания и ответственности. Это вам решать, какой телеканал включать вечером в присутствии детей. На какой спектакль или выставку их вести. Независимо от возрастной маркировки ” Обойдемся без Джульетты? Елена Бредис, lbredis@mail.ru Когда только начались разго- воры о законопроекте, контро- лирующем информацию, способную навредить психиче- скому и физическому здоровью детей, сразу стали раздаваться скептические голоса. И было это не случайно: уж очень формальным этот законопро- ект выглядел, хоть и старался «поднять волну». С удите сами, в магазинах молодежи до двадцати одного года спиртное не продают, а в любимом массами сериале «Улицы разбитых фонарей» его герои коньячок по любому поводу употребляют: и стресс снимают, и новые звездочки обмывают, и просто отмечают окончание очередного напряжен- ного рабочего дня. И что это с точки зрения зако- нопроекта, как не пропаганда спиртного? Конечно, после принятия закона кино- и телепродукцию стали маркировать. Но поставь ты хоть «16+», хоть «18+», хоть «21+», дети и подростки все равно этот сериал смотреть станут. И я, кстати, не вижу в этом ничего ужасного: сериал-то добрый, местами с юмором, без сцен зверского насилия. Особенно в первых сезонах, где автором сценария был Андрей Кивинов. И ника- кого ущербаюной психике он нанести не может, разве что заставит поверить в существование порядочных и принципиальных «ментов». А если родители смотрят какой-нибудь кровавый боевик, не замечая рядом присутствия детей, то тут уже никакая маркировка не поможет. Н о недавно Минкульт выступил с собственной инициативой. Разработан еще один законо- проект, по которому доступ на концерты и спектакли категории «18+» будет осуществляться по предъявлениипаспорта. Директорнормативно-право- вого департамента Министерства Наталья Ромашова сказала, что организаторам или контролерам будет предоставлено право проверять документы. Признаться, я призадумалась. А если человек за- хочет повести двенадцатилетнего подростка на спек- такль «Преступление и наказание», его пропустят? С другой стороны, если в Большом театре ставят оперу «Дон Жуан», все действие которой происходит на огромном столе, где герои занимаются друг с другом ммм… ну, так скажем, интимной жизнью, то вряд ли ребенку стоит слушать этот гениальный шедевр Моцарта. Вернее, слушать необходимо, а вот смотреть на такое зрелище явно не стоит. Невольно вспомнилась наша давняя поездка в столицу с восьмилетней дочерью. У многих провин- циалов есть традиция: нельзя поехать в Москву и не сходить в театр, в концертный зал консерватории. Вот имыэтой традиции не избежали. И—ура, удача! Есть билеты в любимый театр «Сатирикон» на спектакль режиссера Грымова «Дали». Намподумалось, что зна- комство дочери сжизньюи творчествомвыдающегося художника лишним не будет. Т рудно пере- дать, что я и с п ы т а л а с первых минут, как погас свет и открылся занавес, а действие нача- лось. Это был жгу- чий стыд. Перед дочерью. За текст, который произно- сился с подмост- ков, за то и дело ме л ька вшую в нем матерщину, за откровенные телодвижения и грубость. Воспи- танный ребенок и сам все понял, поэтому в кромеш- ной тьме театрального зала вынул из сумки книжку и усиленно стал делать вид, что читает. К слову сказать, спектакль-то был отнюдь не бездарный, о трудных и запутанных отношениях Сальвадора с Гала. Но спектакль точно «21+», поскольку отследить талант режиссера среди потоков мерзости и понять, зачем именно ему эта мерзость понадобилась, может только взрослый, внутренне зрелый человек. Так надо было бы отсечь нас на входе? Ради дочери — надо. А мы бы как-нибудь и без Грымова прожили. Собственно, в мемуарах Дали все есть, да и другие книги о нем написаны. С театральнымискусством все куда сложнее, чем с кино- и телепродукцией. Здесь формализм «не прока- тывает». Потому что постановка постановке—рознь. И где-то вам Чехова так изуродуют, что и после двад- цати одного года смотреть нельзя. Тот же невероятно глубокий и абсолютно невинный спектакль в театре Романа Виктюка «Реквием по Радамесу» должен был бы идти с пометкой «16+». Просто потому, что более юные зрители ничего не поймут в психологии стареющих женщин, бывших оперных примадонн. Для них это посещение просто будет бесполезным, а театр навсегда запомнится как жуткая скучища. Его же потрясающе красивый, эстетский спектакль «Слу- жанки», многие десятилетия не сходящий со сцены, тоже вряд ли нужен подросткам, потому что они на- верняка не воспримут эту поэтическую театральность в чистом виде, а обратят внимание лишь на то, что женские роли почему-то играют мужчины. Да, в советские времена нравственность подрост- ков была защищена со всех сторон колючей проволо- кой. Помню, как в четырнадцать лет мы с подругой тщетно пытались попасть на гениальный и глубоко нравственный фильм Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта», поскольку «дети до шестнадцати» на него не допускались. На весьфильм есть единственная сцена пробужденияРомео иДжульетты, гдемывидим обнаженные лопаткиОливииХасси, сыгравшейюную героиню.Но даже не в этомдело, самфакт совместного пробуждения подростков в одной постели! К слову сказать, фильм мы все-таки посмотрели в клубе для глухонемых и рыдали не от сцены пробуждения, а от сцены в склепе. А потом пытались учить староан- глийский, чтобыпрочитатьШекспира в подлиннике. Д орогие родители, ни один подобный закон не будет работать без вашего пристального внима- ния и ответственности. Это вам решать, какой телеканал включать вечером в присутствии детей. На какой спектакль или выставку их вести. Независимо от возрастной маркировки. Искатели древностей Липецкий клуб археологов отпраздновал тридцатилетие Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru Президент областной научной общественной организации «Археолог» Александр Бессуд- нов за свою жизнь посетил немало раскопок, всякого повидал, но такое в его жизни было впервые — на тридцати- летний юбилей археологическо- го клуба выпускники истфака вручили отцу-основателю огромный торт, выполненный в виде почти настоящего раскопа. В центре композиции — съе- добная фигура седобородого ста- рейшины — главного археолога Липецкой области с артефактом вруках.Ияркаянадпись«Архео- логия — это не игра». Данные слова вполне можно считать де- визом Александра Николаевича и его многочисленных учеников. Далекой осенью 1987-го мо- лодой преподаватель, выпускник Воронежского государственного университета, почти сразу же сумел сплотить вокруг себя еди- номышленников, искренне ув- леченных исследованием следов древних культур. Из студенче- ского объединения выросла вся современная археология нашего региона. За три десятилетия Бес- суднов и его помощники прове- ли изыскания более полусотни археологических памятников в ЛипецкойидругихобластяхЦен- тральнойРоссии, авходеразведок выявили свыше 1500 представля- ющихнаучныйинтерес объектов. Кроме уникального архео- логического материала, отно- сящегося к периодам верхнего палеолита, мезолита и неолита Восточной Европы, сотрудники «Археолога»такженашлисамый большой клад в истории нашего города. В 2007 году в ходе раско- пок в центре Липецка на месте, где раньше стоял особняк, при- надлежавший купцу Котельни- кову, они обнаружили медный котелок с крышкой, а под ней серебряные и золотые монеты, два серебряных портсигара, два серебряных кубка с позолотой, золотаяшкатулка…Всего больше тысячи предметов. К юбилею «Археолога» в Ли- пецком государственном педа- гогическом университете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского приурочили научную конферен- цию «Археология в исследова- ниях молодых». Форум собрал ученых из Москвы, Самары, Донецка, выступивших с инте- ресными докладами и отчетами об экспедициях и находках. Ну а после интенсивного об- мена идеями на конференции наступила, пожалуй, самая дол- гожданная частьюбилейной про- граммы — вечер дружеских вос- поминаний, на который пришли истфаковцы самых разных по- колений. — Клуб археологов благодаря личностиАлександраНиколаеви- чаБессуднова сталоднойбольшой дружной семьей, — сказала ди- ректор Института истории, права и общественных наук ЛГПУ име- ни П.П. Семенова-Тян-Шанского ЕленаНайденова.—С годами она только растет, приходит моло- дежь, которой есть чему поучить- ся у опытных наставников. По- жалуй, у каждого самые яркие и теплые воспоминания об учебе на историческомфакультетесвязаны с археологической практикой. В этот вечер не иссякал поток желающих поделиться забавны- ми историями о незабываемых экспедициях. Колорита добав- ляли развешанные на стенах ау- дитории старые стенгазеты с еще черно-белыми фотографиями, повествующие о буднях разведок и раскопок. — Радует, что археология остается по-прежнему очень привлекательной для молодежи, — считает Александр Бессуднов. — Когда-то небольшой кружок превратился в мощную научную организацию, объединяющую людей самых разных возрастов. Через наши раскопки проходят сотни студентов и школьников. После того как тысвоими руками перекопаешь кубометры земли в поисках артефактов, начинаешь совсем по-другому относиться к историческому прошлому края, ценить и уважать историю Оте- чества. Этот воспитательный эф- фект, по-моему, не менее важен, чем научные открытия. Умел беречь красоту русскую В Ельце отметили 25- летие со дня создания дома - музея Николая Жукова Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru Детство и отрочество известного советского графика, народно- го художника СССР и художественного руководителя Студии военных художников имени М.Б. Грекова прошло в древнем городе. «Первые шаги в любимом творчестве были сделаны на елецкой земле. Вот почему всегда и везде я оглядываюсь на наш славный зеленый город Елец. Берегите его русскую красо- ту», — писал в одном из своих дневников многие годы спустя Николай Жуков. Будущий мастер кисти жил в одноэтажном бревенчатом доме на улице 9-го Декабря. Архитектура здания типична для многих небогатых особня- ков второй половиныXIXвека. Сегодня здесь единственный в России дом-музей Николая Жукова. В день его открытия семьей художника, его супру- гой Альбиной Феликсовной и детьми, музею были переданы личные вещи Николая Нико- лаевича, а также богатейшая коллекция подлинных работ мастера. Четвертьвековому юби- лею дома-музея и грядущему 110-летию со дня рождения художника была посвящена краеведческая культурно- просветительская конферен- ция «О времени и о себе…», прошедшая в центральной городской библиотеке. Уча- стие в ней приняли краеведы, музейные работники, учащи- еся художественных школ и правнучка художника Ольга Полянская. На конференции состоялась и церемония награждения одаренных юных художников Ельца и их преподавателей. Пять молодых талантов и трое наставников получили премию имени Николая Жукова. С инициативой материаль- ного стимулирования худож- ников, делающих первые шаги в живописи, десять лет назад выступил председатель совета директоров ПАО «Елецгидро- агрегат» Виктор Ситников. —Сначала мыпремировали только талантливых учеников художественных школ горо- да — победителей различных конкурсов и олимпиад, а по- том решили, что и их педагоги заслуживают награды, — рас- сказал Виктор Ситников. — Семь лет назад мы профинан- сировали издание комплекта открыток «Елец глазами юных художников». В грядущем году планируем повторить этот про- ект. Чтоже касаетсямузеяЖу- кова, то когда я впервые в нем оказался, обратил внимание на трухлявые, грозящие в любой момент рассыпаться оконные рамы. Силами предприятия установили новые. Виктор Ситников подарил также талантливым ельчанам подписку на детскую газету «Золотой ключик» и журнал «Липецкая газета: итоги не- дели». На конференции по- бывала делегация «Липецкой газеты» — издания, в начале наступающего года отмечающе- го свой вековой день рождения. Журналисты подарили музею и библиотеке выпущенные за последнее времяИздательским домом книги и посвященные столетию газеты сувениры. Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru — Это наша надежда, настоя- щее и будущее школы, — рас- сказывает о молодых учителях директор средней школы села Красное Сергей Зотов. — У них горят глаза и есть стремление покорять новые вершины. Еще два года назад Сергей Николаевич сетовал на то, что в Красном не хватает молодых педагогов, рассказывал, как отслеживает судьбу выпускни- ков, поступивших в педагогиче- ские вузы, и старается заинтере- совать каждого из них работать в сельской школе. Сегодня, благо- даря усилиям директора и районной администрации, ситуация изменилась к лучшему. Пригодились , где родились Анастасия Сушкова уже два года преподает математику и информатику, ведет школьный сайт, взяла классное руководство в среднем звене. — Поначалу было немного страшно: вдруг ученики не вос- примут меня всерьез, — призна- ется выпускница Липецкого пе- дагогического университета. — Опасения оказались напрасными — взаимопонимание с ребятами нашли довольно быстро. Спасибо коллегам за то, что поддержали. Он в районе нарасхват — так говорят земляки об учителе музыки Сергее Сапрыкине, в местномДоме культуры возглав- ляющем вокальный мужской коллектив «Русский мотив». Вырос парень в артистической семье, но захотел стать юристом. Среднюю ступень специально- сти правоведа освоил в одном из липецких вузов. Высшее образо- вание по тому же направлению решил получить в ЕГУ имени И.А. Бунина, рассчитывая на собеседование. Правда, такое поступление предусматривало учебу лишь на музыкально-педа- гогическом факультете. Выбрав Они нашли свое место Пять недавних выпускников вузов пришли в сельскую школу его, Сергей собирался через год перевестись на юриспруденцию. Но, окунувшись в родную сти- хию, молодой человек не захотел ничего менять. — Где родился, там и при- годился, — вспоминает Сергей народную мудрость. — Только в армии, с автоматом в руках понял, как хочется реализовать себя в самой мирной профессии. Сегодня он работает инструк- тором в физкультурно-оздорови- тельном комплексе, преподает в школе искусств, которую когда- то закончил с отличием, в родной общеобразовательнойшколе, вы- ступает с коллективомна различ- ных региональных площадках. Николай Челядин готовил себя к спортивной карьере, вхо- дил в состав профессиональной футбольной команды Ельца. Когда тяжелая травма колена поставила крест на спортивной карьере, не отчаялся, окончил с отличием спортфак ЕГУ и уже два года преподает физкультуру и тренирует ребят в футбольных секциях. Чтобы оставаться в хорошей спортивной форме, молодой че- ловек выступает за краснинский «Газовик». В этом году команда стала победителемпервенства об- ласти во втором дивизионе. — Я пошел по стопам отца, известного в областифутболиста, —рассказываетНиколай.—Что- бы возить меня на тренировки в Елец, он даже поменял работу. Мама тоже меня поддерживала, несмотря на то, что частенько приходилось уходить с послед- них уроков. Работая тренером, я понимаю, как важно, чтобы стремление детей к спорту раз- деляли родители. Повороты судьбы Прижился в краснинской школе и хореограф Дмитрий Шепелев, создав вместе с женой Любой в райцентре три танце- вальных коллектива. Она пре- подает классику и современные направления, он — танцы наро- дов мира. Школьный хореогра- фическийколлектив«Созвездие» уже в числе победителей и при- зеров нескольких региональных конкурсов. Надо сказать, чтопреподавать Дмитрий не собирался, но судьба распорядилась иначе. Родом он из села Долгоруково. Занимаясь танцами в Доме культуры, с дет- ства мечтал выступать в составе профессионального коллектива. Идя к заветной цели, вначале окончил хореографическое от- деление колледжа искусств при Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С.В. Рахмани- нова, а затем получил вузовский диплом. Танцевальное мастер- ство молодой человек оттачивал и в армии, проходя срочную службу в Государственном ан- самбле песни и пляски Войск воздушно-космической обороны. На работу дипломированного специалиста приглашали в Госу- дарственный академический ан- самбль песнии танца Тамбовской области «Ивушка», но на пред- ложенную зарплату трудно было бы прожить в съемной квартире. А вот в Краснинском районе для молодого хореографа создали все условия. В райцентре Дмитрию дали служебную двухкомнат- ную квартиру. В местной школе оборудовали хореографический класс. — Не думал, что мне так понравится работать с детьми, — признается он. — Когда ви- дишь отдачу, хочется двигаться вперед. В кругу общения Еще четыре года назад учи- тель русского языка и литера- туры Юлия Тумина собиралась обосноваться в Москве, не очень рассчитывая на свой диплом с отличием. Но в школе нашли ставку для своей выпускницы. Сегодня Юлия не только препо- дает, но и возглавляет Молодеж- ный парламент Краснинского района. А еще она ведет различные кружки. Сдевочкамизанималась косоплетением. В кружке «Сто добрых дел» ее ребята делали подарки для ветеранов к празд- никам. В этом году они работают с бумагой, изучают оригами и квиллинг. — Кружки творческой на- правленности я веду для того, чтобы лучше узнать особенности характера ребят, выстроить от- ношения вне класса. Несмотря на то, что уменя такой серьезный предмет, я стараюсь говорить с детьми на одном языке,—делит- ся секретами профессии педагог. — У нас предусмотрены все виды поддержки молодых учи- телей. Оплачивается работа в секциях и кружках. Поощряется участие в семинарах и методиче- ской работе, —итожит директор школы.—Но важно иморальное удовлетворение от того, что тыде- лаешь. Тот, кому предначертано стать учителем, не хочет уходить из школы, где жизнь буквально кипит. Фото Павла Острякова Фото Николая Черкасова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz