Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Оборудование отключается, проводятся ремонтно-восста- новительные работы, после ко- торых потребителям подается электроэнергия.Иногдапорыв происходит на отдаленном участке линии электропере- дачи с поломкой опор. Такие аварии, как правило, связаны с наездом автотранспорта на опоры. При этом приходится вызывать специальную тех- нику, чтобы поменять вышед- ший из строя элемент, а порой и саму опору. По разным причинам вы- ходит из строя и оборудование подстанций. В этом случае также проводятся аварийно- восстановительные работы, а потребители в это время «за- питываются» по резервным схемам. Если на устранение повреждений уходит больше двух часов, то для подачи электроэнергии на социально значимые объекты — шко- лы, больницы — выдвигают- ся передвижные дизельные электростанции, или как их еще называют РИСЭ — ре- зервные источники снабжения электроэнергии. С учетом нагрузки Одну из крупных подстан- ций Липецка «Южную» вид- но прямо из окна Центра управления сетями. Внутри здания расположено силовое оборудование. Электроэнер- гия передается потребите- лям через распределительное устройство высокого класса напряжения. Одна из новых подстанций «Университетская», откуда подается электроэнергия в микрорайоны «Университет- ский» и «Елецкий», построена в 2009 году, раньше всех жи- лых домов. Проектировалась и строилась она, когда шла планировка территории под застройкумикрорайона с одно- именнымназванием.Нагрузка рассчитана с учетомрастущего жилогомассиваидругихкруп- ных объектов, в числе которых несколько коттеджных посел- ков, торгово-развлекательные центры, крупные магазины. Кстати, на основании расчета происходит выбор мощности подстанции и определяется ее местоположение. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ № 21/25399/ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 На экранах — множество линий зеленого, красного, синего цветов, причем каждый цвет соответствует определенному уровню напряжения электроустановки, обозначены названия объектов и подстанций ЦУС, оснащенный высоко- технологичным программно- техническим комплексом, чем-то напоминает кинозал с большим экраном в центре зала. Смотрится просторное помещение современно, ярко и немного необычно. У каж- дого из четырех диспетчеров, включая старшего, имеется индивидуальное автомати- зированное рабочее место с несколькими мониторами. Напряженный рабочий день персонала длится 12 часов. На экранах мониторов — вся информация об электрическом питании региона, которая вы- водится на большой экран, так что любую возникшую ситу- ацию в подробностях можно посмотреть в увеличенном масштабе. Именно изЦУСа ве- дутся управление и контроль над 201 подстанцией класса напряжения 35-110 кВ, 80 линиями электропередачи напряжением 110 кВ и 191 линией электропередачи на- пряжением 35 кВ. В режиме онлайн Диспетчерский персонал круглосуточно в режиме ре- ального времени отслеживает работуэнергообъектов, нагруз- ку оборудования, руководит производством оперативных переключений и ликвидацией технологических нарушений. При создании ЦУС исполь- зовались последние достиже- ния технологий управления сетями, цифровогомониторин- га и отображения информа- ции. Открытие современного центра, состоявшееся в 2012 году, вывело работу филиала накачественноновыйуровень, обеспечив максимальную на- дежность и экономичность ра- боты всего сетевого комплекса Липецкой области. Главное, что помогает эффективно управлять из центра всеми энергетическими объектами области,—это одномоментное поступление информации из всех источников. На экранах —множество линий зеленого, красного, синего цветов, при- чем каждый цвет соответству- ет определенному уровню на- пряжения электроустановки, обозначеныназвания объектов и подстанций. При изменении состояния объектов управле- ния (выключателей, линий электропередачи) информация на экране сразу же меняется. Диспетчерможет по своему ус- мотрению вывести на три име- ющиеся монитора различную информацию — оперативные заявки, электрическую схему сети, схему электрических со- единений любой подстанции, сигнал от устройства видео- Энергия НИНА ВОСТРИКОВА Зима — не простое время для энергетиков. Холода и мо- розы создают для них дополнительные трудности. Как в та- ких условиях удается бесперебойно работать энергосистеме, журналисты «Липецкой газеты» решили узнать, побывав в Центре управления сетями филиала ПАО «МРСК Центра» — «Липецкэнерго». Как электричество приходит в наши дома ЦУСа наблюдения на подстанциях, местоположение и маршрут движения оперативно-вы- ездных бригад, прогнозную метеоинформацию и любые справочные сведения. Рядом телефонные аппараты и так называемый пульт Маркони с памятью на 6400 абонентов, группируемых в удобном по- рядке для быстрой связи с персоналом в любой точки об- ласти. Имеется здесь и радио- станция. По ней диспетчеры держат связь с оперативно-вы- ездными бригадами. Для передачи телеинфор- мации предусмотрена органи- зация основных и резервных каналов связи с объектами управления, а также с дис- петчерскими пунктами элек- трических сетей всех райо- нов области. Таким образом, формируется единое инфор- мационное пространство, ко- торое позволяет своевремен- но просчитывать риски при возникновении внештатных ситуаций. Высока и эффектив- ность управления работами, ресурсами и персоналом при устранении технологических нарушений. Скорое реагирование — На этом экране сейчас отражается фактическое со- стояние сетив«Елецкой» зоне. Здесь все в порядке. Сеть запи- тана. Аварийных отключений нет, — комментирует один из молодых диспетчеров Никита Синицын. — Есть плановые заявки, по которым работают бригады. Диспетчер видит на экране то, что не видит непосвящен- ный человек. Графики с раз- ноцветными линиями и огонь- ками на самом деле означают, что бригада проводит плано- вый осмотр, чтобы вовремя обнаружить дефектына линии «Захаровка» мощностью 35 кВ в Воловском районе. Мон- теры полностью проверяют, в порядке ли провода, опоры. Затем мастер связывается с диспетчером и сообщает, что замечаний нет, оборудование исправно. Любое изменение, происхо- дящее в сети, отобра- жаетсяна экранахмо- ниторов. Бывает, что просто снижается на- пряжение и лампоч- ки горят тускло. Его сразу же повышают, чтобы все оборудова- ние у потребителей работало нормально. — Мы строго сле- дуем предписаниям инструкции: с помо- щью телеуправления отделяю поврежден- ный участок, отключаюобору- дование выключателем прямо на мониторе. Затем принимаю меры по включению электро- энергии потребителям по ре- зервным схемам, направляю бригаду на аварийно-восстано- вительные работы. Для ввода оборудования в работу уходит максимум два часа, если уча- сток удаленный. В городе вре- менина это требуется немного. Как рассказал заместитель главного инженера по опера- тивно-технологическому и ситуационному управлению — начальник Центра управ- ления сетями (ЦУС) Андрей Арапов, аварийные ситуации возникают практически еже- дневно. — Нынешней зимой вы- пало много снега. В жилом секторе он сходит с крыш, по- падает на провода, из-за чего происходит их обрыв или слех- стывание, как следствие про- исходит короткое замыкание, — рассказал он. — На место выезжают бригады, опреде- ляют характер повреждений. «Сердце» энергосистемы региона. Справка «ЛГ» Филиал ПАО «МРСК Центра» — «Липецкэнерго» обеспечивает распре- деление электроэнергии на площади более 24 тысяч квадратных киломе- тров и осуществляет технологическое подключение потребителей к сетям электроэнергии. Общая протяжен- ность линий электропередачи более 28 тысяч с лишним километров. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz