Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 8 № 224/25602/23 НОЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Давайте разберемся Учебники деда для внука Почему педагоги вспоминают про хорошо забытое старое ЕЛЕНА БРЕДИС Нынешние заботливые родители при выборе школы для любимого чада руковод- ствуются не только ее близо- стьюк дому, но и программой, по которой работает учебное заведение, и учебниками, ко- торыевнемиспользуются.Как ни странно, от этого вомногом зависит будущаяжизнь семьи. Выберете не тупрограмму—и будете заполночь разбираться с ребенком в домашних зада- ниях. Либо ломать голову над задачей, в которой на ветке дерева сидели три рыбы, и ду- мать, ктоиз двоихсошелс ума: вы или автор учебника. Время действовать Выбор непрост. Пытаясь сделать его, многие с носталь- гией вспоминают советские времена, когда в учебниках новые правила и темы объяс- нялись простым и понятным языком, который дети вполне могли понять самостоятельно. Когда была четкая система «от простого к сложному» с посто- янной опорой на пройденный материал. Короче, запрос, как гово- рится, есть. И сегодня он уже начинает удовлетворяться. Общественная организация «Родительское всероссийское сопротивление» взялась за адаптацию и переиздание ли- нейки советских учебников 40-50-х годов. Да, пока они еще не сертифицированы, но как вспомогательный мате- риал вполне могут использо- ваться и уже используются во многих школах. Об этом в эксклюзивном интервью «Липецкой газете» рассказал член Центрального совета «РВС» Павел Расин- ский: —Все началось после кру- глого стола в Новосибирске, посвященного возрождению образования,—говорит он.— Когдамывозвращались, кнам подсела женщина, случайно услышавшая наш разговор. Сразу скажу: выглядела она вполне успешной и обеспечен- ной. Не из тех «бедных, кото- рые за все советское», как нам сегодня пытаются внушить. Так вот, она сказала, что ее муж занимается с их детьми по старым советским учебни- кам, и благодаря этому ника- ких проблем с пониманием не возникает. Потом мы обнару- жили, что такая оценка тех учебников характерна для са- мых разных слоев населения. Стало ясно, что хватит уже говорить, пора действовать. И к сентябрю шестнадцатого годамывыпустили арифмети- ку для первого класса, взяв за основу классический учебник Пчелко. Он был переработан только в плане того, что со- временным детям понятны не все советские реалии. За- менили, к примеру, колхозы фермерскими хозяйствами. Конечно, приходилось менять условия задач на стоимость. Зато полностью сохранили методику, поскольку она-то и важна. —Яобратила внимание на содержание задач и упражне- ний в учебнике русского язы- ка. Там ведь подспудно идет еще и воспитание. Скажем, «Танечке только четыре года, а она уже помогает маме». Или «Школьники собирают игрушки для детских домов». Это же не безумные рыбы на дереве… — Да, советское воспита- ние во многом базировалось на традиционном воспитании в русской семье. Считалось нормальным, что дети помо- гают родителям, друг другу. Алиберальные установки тре- буют вообще оградить детей от всякого принуждения, всяких обязанностей. Так что воспи- тательную часть мы оставили полностьюименнопотому, что она традиционна. Сословное образование? — Но что произошло с ме- тодикой, почему сегодня дети немогут самостоятельно осво- ить материал, а двоечник тех лет нынче может считаться хорошистом? — Что каса- ется последней части вопро- са, то это свя- зано с резким понижением уровня требо- ваний. Если брать базовый уровень ЕГЭ, то по тем време- нам это вопро- сы пятого-ше- стого класса. Если говорить о методике, то п о м е н я л а с ь цель обучения. Раньше глав- нойцельюбыло дать человеку возможность быстро сменить профессию. Для этого в школе надо было дать широкий и солидный объем знаний. Сегодня же ставитсяцель обучить ребенка так, чтобы в дальнейшем он смог сам совершенствоваться в своей профессии, но будучи узкимспециалистом.Поэтому чем раньше специализация, тем лучше. О какой проду- манной методике может идти речь, если в первом классе ре- бенок еще не знает, понадобит- ся ему в седьмом математика или биология? Вот и изощря- ются авторыкакмогут. Сегод- няшниеметодики совершенно не учитывают психофизиоло- гические особенности детей. Поэтому в некоторых учеб- никах уже с первого класса даются абстрактные понятия типа множества, которые ре- бенок просто не в состоянии воспринять. Зато таблицу умножения начинают учить в середине второго класса. Да, есть отдельные дети, которые с помощью родителей справ- ляются с программой, и нам тут же на них указывают. Но в пятидесятых годах ставка делалась на то, чтобы обучить всех! Поэтому и методика была ориентирована на то, чтобыдаже самый отстающий смог усвоить знания хотя бы на «тройку». А сейчас их учат читать по новой методике на скорость, но они совершенно не понимают смысла прочи- танного. —Вот вы сказали о едини- цах, способных справляться с такими программами. Вам не кажется, что это сознательное разделение общества на элиту и, скажем мягко, не очень успешных людей? — Безусловно, и это скво- зит отовсюду. Пусть даже от- крыто это не декларируется, но по факту это так. Вы пом- ните скандальную историю, когда в одном из регионов решили прямо в детском саду проводить тесты и делить де- тей на разные «касты». Пока это в школьном образовании делается исподволь под видом всевозможных реформ, кото- рые, впрочем, направлены на одно. И очень многих детей переводят в коррекционные классы лишь потому, что они не могут заниматься по новым методикам. Гаджет умнее не делает — А если вам напомнят про научно-технический про- гресс, новые вызовы? — Нам и напоминают. Приводят в пример, как дети в гаджетах разбираются. Но это не говорит о том, что они более одаренные или у них инаяпсихология. Зато память у них хуже, чем у их бабушек идедушек.Иименно в началь- ной школе им надо дать креп- кую базу, ту, которую давали раньше. Чтобыуже потом они смогли развиваться дальше. —Раньше во всеммире ко- тировалосьфундаментальное советское образование, наши фундаментальные исследо- вания, научные школы... И все это было рассчитано не на месяц, не на год, а на прорыв в обозримом или даже необо- зримом будущем. — В фундаментальных исследованиях очень трудно предсказать результат и про- считать будущую прибыль. Более того, рыночные отно- шения и бизнес ориентирова- ны на скорейшее получение дивидендов, а не на ожидание научного прорыва.Фундамен- тальные исследования может проводить и финансировать только государство. Опять же, для таких исследований нужно давать фундаменталь- ное базовое образование, а не те обрывки, как сейчас. Наша фундаментальная наука раз- рушена, но не до основания. Потому что в девяностые годы не все рванули из нее в бизнес. Были люди, которые пред- почли нищенствовать, но хоть что-то сохранить. Для ее раз- вития государство должно ста- вить серьезные, далеко иду- щие цели. Ну и давать детям в школе базуфундаментальных знаний. Иначе некому будет эти цели достигать. — Мы говорили с вами об узкой специализации, кото- рую сегодня пытаются вне- дрять все раньше… — Это отголоски Болон- ской системы, которую мы с таким энтузиазмом стали внедрять. По этой системе че- ловекможет проходить курсы в разных вузах и набирать баллы. После определенного количества баллов он счита- ется специалистом. И никого не волнует, что все это время он мог заниматься изучением исключительно китайской стены. Зато считаться будет историком, ничего не зная о Китае, кроме этой стены. Почему так ценились наши специалисты? Потому что они имели обширные зна- ния вокруг своей основной специальности. Потому что школьников не распределя- ли по профильным классам, отсекая от огромной области знаний. А нынешнее образо- вание обрывочное, мозаичное. И невозможно научить ребен- ка самостоятельно добывать знания, не дав ему прочной солидной базы. — Что вы уже успели из- дать? — Арифметику для пер- вых двух классов, русский язык для первого, букварь, родную речь, учебники для уроков рисования и музыки. Когда будет готова вся ли- нейка для четырех классов, задача — сертифицировать их. Но уже сейчас две школы в Севастополе используют их как дополнительный, а может, и как основной мате- риал. Сначала они приобрели только арифметику, а теперь заказали все, что на данный момент издано. Согласитесь, это говорит само за себя. Зна- чит, дети легко и быстро усва- ивают по ним материал. — Вы собираетесь изда- вать линейку учебников для всей средней школы? —Пока важно сертифици- ровать учебники для началь- ной, поскольку именно она закладывает базу. Опять же, наш творческий коллектив работает абсолютно безвоз- мездно, в свободное время. Но если будемпродолжать эту линейку, то самой большой сложностью, думаю, станет учебник по отечественной истории. Если писать честно, то это просто станет красной тряпкой для либеральной общественности. А нечестно лучше вообще не писать. Государство должно ставить серьезные, далеко идущие цели. Ну и давать детям в школе базу фундаментальных знаний. Иначе некому будет эти цели достигать ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz