Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ПСИХОЛОГИЯ 21 № 219/25597/ 16 НОЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 19 Раньше — не лучше — Увы, ко мне сегодня все чаще обращаются с запросом: «Что делать? Мой ребенок не хочет ходить в школу. Он говорит, что ему там скучно, неинтересно, и вообще он не видит смысла». И что важно, эти запросы могут относиться каккдетямначальнойшколы, так и к старшеклассникам. — Давайте начнем все- таки с первоклашек. — Во-первых, ребенок мо- жет быть психологически не готов к школе. Он может уметь читать, писать, считать, но в разных развивающих кружках это преподносилось все-таки как игра. А в школе это обязательства, ответствен- ность, это необходимость соот- ветствовать какому-то уров- ню. Он может быть банально не готов чинно просидеть за партой тридцать минут и не терять концентрации вни- мания, да и вообще пробыть в школе целый день. А еще может сыграть злую шутку тот факт, когда ребенок пере- подготовлен и уже все умеет. Там крючки учатся писать, а он уже шпарит буквами. Вна- чале все будет легко и весело, потом может стать скучно, но когда появится новый ма- териал, возникнет проблема, — он отвык трудиться. И ему расхочется ходить в школу, которая вдруг стала требовать напряжения усилий. Поэтому родителям очень важно не переусердствовать вот с этим ранним дошкольным разви- тием. Совершенно нормальная ситуация, когда ребенок не умеет читать или писать, идя в первый класс. Но главная проблема первоклашек — это все-таки психологическая не- готовность. Ребенок не может столько времени не играть, а в школу брать игрушки нельзя. Он не умеет самостоятель- но налаживать отношения с одноклассниками, потому что раньше за него это делал воспитатель, вовлекая всех в общуюигру. Поэтому я против слишком раннего отдавания детей в школу. — А если такое все-таки произошло? — Набраться терпения и переждать, со временем ре- бенок втянется. Делать с ним вместе уроки, проявлять мак- симум внимания к школьной жизни. Повторяю, слишком часто ребенок физически и Не хочу учиться Как сделать монотонную школьную жизнь интересней интеллектуально готов к уче- бе, а психологически — нет. Ибудьте готовык тому, что со- противление возникает почти у каждого. Еще вчера он целы- ми днями играл — и в садике, и дома, а уже сегодня от него чего-то требуют. Не ругайте « почемучек » — Я бы хотела сделать такой поворот в разговоре. Су- ществует любознательность, то есть любовь к знаниям. У детей это выражается в бес- конечных «почему», «зачем», «а как». Но современные ро- дители предпочитают сунуть ребенку в руки планшет или сотовый с игрушками — это же проще, чем отвечать на вопросы. — Да, в основе любого нашего стремления лежит инстинкт. В основе любо- знательности — инстинкт ис- следования. Эта потребность природная, даже физиологич- ная. Но что происходит в по- следнее время? Этот инстинкт блокируется. Исследовать окружающий мир становится все неинтереснее и неинтерес- нее. В чем опасность компью- терной игры? В том, что она не заставляет продуцировать фантазию. Она предлагает уже свою, готовую. И заметьте, в виртуальном мире все куда ярче и интереснее. И посте- пенно интерес к реальному окружающему миру угасает. Вообще ребенок может один раз в неделю в воскресенье один час поиграть в компью- тер. Все остальное время—это познание, это живое общение с родителями, ровесниками. Но беда в том, что взрослому зачастую не хочется заново начинать вместе с ребенкомис- следовать окружающий мир, он ведь когда-то это уже сде- лал. Если двухлетний малыш впервые покормил птичку и пришел от этого в восторг, он может повторять это бес- конечно. Задача взрослого — наблюдать, находиться рядом, как-то комментировать процесс, а не отмахиваться от него. Ребенок может двадцать раз играть в одну и ту же игру, чтобыдо конца ее исследовать. А взрослому кажется, что это пустое времяпрепровождение, и он процесс обрывает. Все, у ребенка этот паттерн не за- крепился. — От взрослых часто мож- но услышать: «Замолчи, ты меня уже достал своими во- просами!» — Да, и ребенок учится не задавать вопросы. А потом он приходит в школу, и про- исходит то же самое: он не считает возможным задать во- прос учителю. Апотомк этому присоединяется еще и чувство стыда. И постепенно угасает интерес к исследованию. И тогда школу он начинает вос- принимать как нечто ужасное, занудное, скучное. Тот, кому неинтересно решить задачу, тот и не будет ее решать. Кому неинтересно узнать историю, тот не станет искать дополни- тельный материал при под- готовке к уроку. Ребенок, у которого родители отбили же- лание задавать вопросы, через пару лет в школе почувствует себя полным неудачником. А к пятому классу у него вообще исчез- нет всякая мотива- цияк учебе. Итогда он ищет примеры, которые бы е го вдохновляли: ка- кого-нибудь «дядю Сережу», который бросил школу, а теперь отлично за- рабатывает сантех- ником, или «дядю Васю», который не учится, не работа- ет, а весь день игра- ет с друзьями в до- мино. А что дальше такойребенокбудет делать с собствен- нойжизнью?Унего ведь нет ни фанта- зий, ни устремле- ний, он не привык затрачивать уси- лия на достижение цели. Круг обще- ния такого ребенка сужается, он ищет в классе подобных себе. А поскольку им всем скучно, то они неиз- бежноначнутнарушатьдисци- плину. Ну а дальше уже пусть родители ждут последствий своего равнодушия. Бунт на корабле —Но бывает и другая исто- рия. Когда ребенок благо- получно учится безо всяких проблем, а к старшим классам забрасывает все учебники и за- являет: «Мне все это надоело, и вообще мне это не надо!» Это самый разгар пубертатного периода, когда полным хо- дом идет взросление, когда появляется собственное мне- ние. Такую ситуацию могут спровоцировать какие-то не- удачи в социуме. Например, учился-учился, но остался без компании. Или отверг- ла понравившаяся девочка, которая не симпатизирует «ботанам». Причин может быть много. Может произой- ти настоящий кризис, когда будет заброшена учеба, про- явится девиантное поведение. Ведь это уже взрослые люди, у них и проблемы серьезнее, и переживания. У них все острее, чем даже у взрослых. Недаром большое количество суицидов приходится именно на этот возраст. Так что от- махиваться от этих проблем более чем безответственно. И здесь очень важна работа роди- телей в виде поддержки, в виде выстраивания четкого направ- ления. Чтобы не дать ребенку вот туда скатиться, чтобы не дать ему разувериться в себе и собственных силах, в своем собственном«я». Тут родители долж- ны занять достаточно жесткую позицию с ограничениями и тре- бованиями. Да, это бу- дет вызывать протесты и возмущение, но в итоге все равно пойдет на пользу, поскольку не даст соскользнуть вниз. Конечно, это тре- бует огромного терпе- ния, но оно того стоит. — А если ребенок в девятом классе вдруг решает не получать высшее образование и уйти из школы? —Акто сказал, чтоунас все должны быть учеными, врача- ми, инженерами? Может, этот ребенок сознательно решил ограничиться рабочей специ- альностью или стать поваром. Может, он добьется высокой квалификации, будет хорошо зарабатывать, купит заветную иномарку, обзаведется семьей. Кто сказал, что он долженмеч- тать о чем-то большем? Глав- ное, чтобы он был счастлив. И тут родительские амбиции могут очень напортить. Надо помнить, что хорошим челове- комможно быть независимо от наличия образования. ЕЛЕНА БРЕДИС Сегодня трудно найти родителей, которые бы не переживали накануне того, как их ребенку предстоит пойти в школу. Эти пережи- вания начинаются и за год, и за два до этого. Мы сетуем на то, что наши дети перегруже- ны, но мы же сами начинаем чуть ли не с трех лет учить их читать, считать и писать. А потом хвастаемся перед знакомыми успехами сво- их малолетних чад. Каким же должно быть поведение родителей? Наша беседа с психологом Екатериной Ан- тоновой. ВЫ ОБ ЭТОМ СПРАШИВАЛИ Из почты этих дней. На вопросычитателей«ЛГ» отвечает психолог ЕкатеринаАнтонова. «Моему ребенку скоро шесть, и он очень трудно просыпается утром в садик. Что делать, когда он пойдет в школу?» Мария Антонюк, г. Липецк. — Во-первых, я бы дала ему окрепнуть физически и не спешила со школой. Важно, насколько спокойно и вовремя засыпает малыш. Неже- лание просыпаться может быть формой протеста против садика или про- явлением нехватки контакта с мамой. Попробуйте обнимать и целовать его во время пробуждения. «Моему сыну всего девять, а он уже подсел на компьютерные игры. Ничего не могу сделать, от планшета просто не оторвать!» Маргарита Игнатенко, г. Липецк. — Сразу вопрос: а не слишком ли рано вы подарили ему планшет? Какая в этом была необходимость? Я не знаю ситуации в вашей семье, но гораздо лучше было бы подарить мальчику щенка. Это и чувство ответ- ственности развивает, и любовь ко всему живому. Даже если вы растите мальчика без мужа, то все равно могли бы вместе с ним начать занимать- ся шахматами, а если здоровье позволяет — то и бадминтоном, а зимой ходить на каток. Если же дома есть отец, то посоветуйте ему в свободное время пойти с сыном на рыбалку или в лес на лыжах. Пусть больше с ним говорит и мечтает о таких походах. Поверьте, планшет быстро отойдет на второй план.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz