Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 210 /25588/1 НОЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Продолжение. Начало на 6–8-й стр. Продолжение на 10-й стр. 2. Территории, нуждающиеся в охране и регламентации хозяйственной деятельности, тер- ритории с рекреационным потенциалом, истоки малых рек; 3. Территории с наиболее сложными территориальными отношениями: зоны преимуще- ственной урбанизации, системы расселения, ареалы территориально сближенных поселений разного масштаба; 4. Крупные зоны особого регулирования градостроительной деятельности (могут включать территории всех предшествующих групп) – территории наиболее привлекательные для инве- стирования. Предлагаемые регламенты функционального использования территории должны быть за- регистрированы в Государственном Градостроительном Кадастре и контролироваться при по- мощи ведения градостроительного мониторинга: Эти регламенты должны учитываться при: – выдаче заданий на градостроительное проектирование и разработке градостроительной документации; – выдаче разрешений на строительство и заданий на проектирование застройки; – контроле со стороны органов государственной власти и местного самоуправления за со- блюдением установленного регламента использования территорий; – оценке землепользований и связанной с ними недвижимости в целях налогообложения, арендной платы и других платежей. Зонирование учитывает неоднородность территории и осуществляется с учетом степени благоприятности по следующим факторам: – инженерно-геологическому; – природно-экологическому; – санитарно-гигиеническому; – проживанию населения и его хозяйственной деятельности. Макрозонирование Липецкой области включает следующие типы территорий: – кардинально преобразованные человеком городские и сельские поселения, районы от- крытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно-инженерных коммуникаций, территории, прилегающие к рекам Дон и Воронеж; – умеренно измененные хозяйственной деятельностью сельскохозяйственные угодья, не- большие участки эксплуатируемых лесных массивов; – практически не нарушенные деятельностью человека – открытые пространства, охраняе- мые природные территории: заповедники, заказники. Основными принципами предлагаемого зонирования территории являются: – территориальное ограничение развития Липецкой агломерации; – территориальное развитие складывающихся урбанизированных территорий Ельца и Ле- бедяни; – развитие рекреационных территорий и формирование новых; – сохранение и развитие особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, па- мятников природы; – упорядочение функциональной структуры территории. По характеру преимущественной хозяйственной деятельности выделяются 3 основных типа функциональных зон. 1. Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения (использования) и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды, в том числе подзоны: – преимущественной урбанизации; – повышенной градостроительной ценности; – селитебные территории; – промышленные, коммунально-складские. Доминирующее, определяющее значение имеют урбанизированные территории, склады- вающиеся вокруг городов Липецк, Елец, Лебедянь. Эти зоны многофункционального градостроительного развития объединяют урбанизиро- ванные территории с развитой многоотраслевой промышленностью и пригородным сельским хозяйством, прилегающие к магистральным железным дорогам (Москва-Воронеж-Ростов-на- Дону, Грязи-Волгоград); рекам (Дон и Воронеж), автомагистрали «Дон» – М-4. Зоны включают в себя и агломерационную территорию Липецк-Грязи с включением сюда проектируемого г. Романово и Особой экономической зоны «Казинка», а также рекреационные территории, примыкающие к городским поселениям. Особенностью пространственного развития территорий урбанизации является примыка- ние к ним природоохранных и рекреационных территорий. 2. Зоны экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной среды, в том числе подзоны: z преимущественного развития сельского хозяйства, в том числе: – интенсивного развития садоводства (Лебедянский район); – возможные зоны размещения свиноводческих комплексов. z интенсивной сельскохозяйственной деятельности (все районы за исключением Волов- ского, Данковского и Чаплыгинского районов). Эта территория, на которой преобладают земли преимущественного сельскохозяйствен- ного назначения для размещения товарной сельскохозяйственной продукции и размещения предприятий по ее переработке. Здесь предполагается восстановление объектов АПК. Зона, охватывающая территории аграрного производства, с разреженной сетью малых го- родских поселений, сельских районных центров, ориентированных в основном на переработку сельскохозяйственного сырья и сервисное обслуживание аграрных производств. Особое место в зонировании территории принадлежит территориям с особыми регламен- тами хозяйственной деятельности. В эту категорию включены: – зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); – территории с возможным радиоактивным загрязнением в результате аварии на ЧАЭС (Становлянский, Данковский, Лев-Толстовский, Усманский районы); – территории в тридцатикилометровой зоне от Нововоронежской АЭС, на которых необхо- дим постоянный радиометрический контроль; – шумовая зона от аэропорта; – зоны санитарной вредности от крупных промышленных и сельскохозяйственных пред- приятий; – территории садов, болот, месторождений полезных ископаемых; – территории с нарушенной геологической средой (карсты, оползни, просадочные грунты); – территории, подверженные 1% паводковому затоплению; – территории, по которым проходят аварийноопасные объекты – магистральные газонеф- тепроводы, ВЛ-500 кВ и выше; – водоохранные зоны. 3. Зоны ограниченного хозяйственного освоения и максимально сохраняемой природной среды, в том числе подзоны: – преимущественно рекреационного использования, включающие в себя ареалы длитель- ного отдыха, в том числе детского (берега Матырского водохранилища, р. Воронеж), садовод- ческие кооперативы; санаторно-курортной деятельности (г. Липецк, с. Доброе); – особо охраняемые природные территории, включающие в себя территории заповедни- ков, заказников, памятников природы, защитные леса; – территории, на которых расположены исторические памятники и сооружения; – парковые зоны. Рекреационные зоны размещаются в основном в южной части области, вдоль рек Дон и Воронеж, в Задонском, Липецком, Грязинском, Усманском, Добровском районах. Рекреацион- ные зоны включают в себя также и ареалы развития туризма. Значительное место в зонировании территории принадлежит особо охраняемым природ- ным территориям, в состав которых включены 162 (ООПТ). Среди них 2 Федеральных заповед- ника – комплексный «Галичья гора» и часть Воронежского биосферного в Усманском районе, 17 заказников (10 ландшафтных, 6 зоологических, 1 биологический) и 129 памятников приро- ды регионального значения, а также 14 ООПТ местного значения в Воловском,Усманском, Тер- бунском, Становлянском районах, в г.Липецке, предлагаемые: Природный парк « Липецкий», 2 историко-культурных заповедника. Особо охраняемые природные территории размещаются в основном вдоль рек Дона и Во- ронежа на территориях Задонского, Елецкого, Липецкого, Усманского районов. Градостроительные регламенты. В соответствии с предлагаемым зонирования территории предусматриваются следующие градостроительные регламенты. I. В зоне интенсивного хозяйственного освоения (центральная часть территории) пред- усмотрено развитие существующих и новых промышленных производств, и городских посе- лений, размещение основной части резервных площадок для перспективного капитального строительства. Здесь получит свое развитие Особая Экономическая Зона «Липецк». В этой зоне предполагается располагать основные крупные транспортные и коммуникационно- складские сооружения (логистический терминал в Особой Экономической Зоне, объекты интенсивного пригородного сельского хозяйства, овощеводство, молочно-товарные и птице- водческие фермы, теплично-парниковые хозяйства). В пределы этой зоны включены озелененные пространства, используемые как городские и загородные парки, зеленые зоны городов водоохранные зоны. II. В зоне экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной среды установлен режим использования территории, обеспечивающий оптимальные условия для развития ведущих для этой зоны отраслей народного хозяйства (подзоны развития сельского хозяйства и рекреационного использования). III. Для зоны ограниченного хозяйственного использования и максимально сохраняемой природной среды установлен режим, не допускающий развития и размещения в ней про- мышленных или сельскохозяйственных производств, других видов эксплуатации природных ресурсов, способных нанести значительный вред естественному или культурному ландшафту Развитие существующих населенных мест и размещение новых объектов гражданского стро- ительства в этих зонах ограничивается потребностями развития рекреационной деятельности и проведения необходимых мероприятий по охране природы. Это, прежде всего, территории предлагаемых: Национального парка в восточной части области на р. Воронеж, а также исто- рико-культурных заповедников в Елецком и Задонском районах. В пределах перечисленных выше зон выделяются подзоны, для каждой из которых опреде- лен свой режим использования территории. Подзона перспективного городского строительства используется для размещения здесь основной части проектируемых объектов промышленного, складского и гражданского строи- тельства, транспорта и коммунального хозяйства. В этой подзоне резервируются территории для указанных объектов на более далекую перспективу. Здесь предусматривается возмож- ность развития пригородного сельского хозяйства, в том числе теплично-парникового. В подзоне ограниченного городского строительства предусматривается прекращение но- вого промышленного строительства, вынесение части существующих производств за пределы подзоны. Здесь необходимы предприятия по реконструкции существующих населенных мест и оздоровлению окружающей среды. Особое место в зонировании территории принадлежит территориям с регламентирован- ной хозяйственной деятельностью. В эту категорию включены территории Липецкой агломера- ции с загрязнением почв, на которых необходим постоянный мониторинг, контроль и проведе- ние ряда социально-экономических мероприятий. В подзоне преимущественно сельскохозяйственного использования ограничивается изъ- ятие всех видов сельскохозяйственных земель в целях, не связанных с развитием профили- рующих отраслей. В этой подзоне максимально ограничиваются все виды производственной деятельности, отрицательно влияющие на условия развития основных отраслей хозяйства. Режим использования не допускает нарушения почвенного покрова, загрязнения подпочвен- ных вод. Предусматриваются мероприятия по мелиорации или обводнению почв, а также по борьбе с опасными геологическими процессами. В рекреационной подзоне предусматривается развитие различных видов загородного от- дыха и туризма, осуществление лесопосадочных и лесовосстановительных работ, охрану па- мятников природы, культуры. Здесь ограничивается сколько-нибудь значительное городское строительство и запрещается вырубка леса. Не допускается развитие отдельных отраслей животноводства. Кроме того, на территории этой подзоны не допускается осуществление ме- лиоративных работ, которые могут нарушить экологическое равновесие и эстетический облик природного ландшафта. В рекреационной подзоне выделяются площадки для концентриро- ванного размещения учреждений массового отдыха, лечения и туризма. Наиболее строгий режим использования территории устанавливается в санаторно-курорт- ной подзоне, где запрещается сооружение новых и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, не предназначенных непосредственно для рекреационных целей. В этой подзоне не допускается развитие отраслей промышленности и сельского хозяй- ства, которые могут ухудшить условия окружающей среды и эстетические качества природной среды. Здесь возможно размещение предприятий пищевой промышленности, а также таких предприятий, которые способствуют рациональному использованию курортологических ре- сурсов. В подзоне преимущественного развития лесного хозяйства предусматривается только проведение санитарных рубок ухода. Кроме того, здесь необходимы восстановительные рабо- ты. На участках защитных лесов допускается градостроительная деятельность в строгом соот- ветствии с лесным законодательством. В подзоне охраняемого ландшафта, куда включены территории заповедников заказников, историко-культурных заповедников, музея-заповедника и предлагаемого национального пар- ка, предусматривается строго регламентируемый режим использования территории. В этой зоне территория должна оставаться ненарушенной, закрытой для коммерческого использования, не связанного с охраной природы, для разработок леса и полезных ископае- мых и жестко регламентированной для гидротехнических сооружений, выпаса скота и охоты. Развитие туризма должно быть разумно ограничено в пределах, не нарушающих качества эко- систем. Охраняемые природные ландшафты заповедников и предлагаемого к созданию Нацио- нального парка «Липецкий» являются объектами особого режима охраны. Территория парка ограничена для свободного передвижения, проезда и прохода посто- ронних лиц по дорогам общего пользования. На территории парка ограничено проведение рыбной ловли, охоты и рубки леса, кроме работ, способствующих его естественному восстановлению. На его территории запрещено: – строительство зданий, сооружений и прочих коммуникаций, не связанных с функциони- рованием парка; – производство геолого-разведочных и других изыскательских работ, разработка полез- ных ископаемых, нарушение почвенного покрова; – ведение работ, нарушающих экологический режим. В зону охраняемого ландшафта попадают заказники, памятники природы. Они не имеют статуса строгого режима, но при этом градостроительному освоению не подлежат. Здесь за- прещен выпас скота, рыбная ловля и охота (только по лицензии). Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной дея- тельности устанавливаются в следующих зонах: – водоохранные зоны рек и водохранилищ с прибрежными защитными полосами; – зоны санитарной охраны источников водоснабжения; – нефтепроводы и газопроводы с санитарно-защитными зонами; – шумовые зоны от самолетов и вертолетов; – зоны территории ЛЭП; – территории, подверженные 1% паводкового затопления; – санитарно-защитные зоны от действующих производственно-коммунальных-предпри- ятий; – территории с сосредоточением памятников природы, истории, архитектуры, археологии; – заповедная зона: – подзоны строгой заповедности, – подзона регулируемой заповедности; – зона регулированного рекреационного использования: – подзона защитная, – подзона охранная (туристско-экскурсионная); – зона активного рекреационного использования: – подзона экстенсивной рекреации, – подзона интенсивной рекреации. В любой зоне, независимо от ее функционального профиля, изъятие орошаемых и осуша- емых земель, пашни, многолетних плодовых насаждений для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, должно производиться только в исключительных случаях, на ос- нове специальных обоснований. Ниже приводятся основные ограничения и требования средопользования, установленные действующими федеральными и региональными законодательными и нормативными право- выми актами. ОГРАНИЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ СРЕДОПОЛЬЗОВАНИЯ (ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕЖИМЫ И РЕГЛАМЕНТЫ) Градостроитель- ные ограничения (типы террито- рии) Режимы и регламенты средопользования (требования к использованию территорий) Защитные леса – Запрет всех видов строительства и хозяйственного использования, за исключе- нием лесовосстановительной, лесохозяйственной и регламентируемой лесохо- зяйственной деятельности. – Исключены вырубки лесных насаждений (кроме санитарных, лесовосстанови- тельных рубок). – Допускается преобразование защитных лесов в парки, лесопарки в пределах городской черты, а также на специально отведенных участках. – Размещение новых и расширение существующих поселений, промышленных предприятий, сооружений и коммуникаций допускается в исключительных случа- ях, при условии изъятия земель только по постановлению Правительства РФ, по представлению органов местного хозяйства. – Леса, расположенные на землях городских поселений, не входят в состав лес- ного фонда и являются городскими лесами. Особо охраняе- мые природные территории и объекты, их охранные зоны (государствен- ные природные заповедники, на- циональные, при- родные парки, государственные природные за- казники, памят- ники природы, лечебно-оздоро- вительные мест- ности и курорты и иные категории особо охраняе- мых природных территорий) – В пределах этих территорий запрещается деятельность, не связанная с со- хранением и изучением природных комплексов и противоречащая их целевому назначению. – На этих территориях, в соответствии с законодательством, устанавливается режим особой охраны. – Обязательность установления во всех возможных случаях на участках земли и водного пространства, прилегающих к паркам, заповедникам, заказникам, памят- никам природы охранных зон с регулируемым режимом хозяйственной деятель- ности, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов – установление округов санитарной охраны. – Запрещается любое строительство, прокладка дорог, загрязнение почвенно- растительного покрова, действий, способных привести к эрозии почв. – Допустимыми видами использования территории ООПТ является использова- ние для эколого-просветительных и частично рекреационных мероприятий. Земли истори- ко-культурного назначения (исторические городские и сельские посе- ления), объекты культурного на- следия (памят- ники, ансамбли, достопримеча- тельные места) Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Фе- дерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны ох- раны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застрой- ки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выяв- ленному объекту культурного наследия не предъявляется. Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохран- ности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окруже- нии устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию исто- рико-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничива- ющий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничиваю- щий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные компо- зиционно с объектами культурного наследия. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при усло- вии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения. – В пределах этих территорий устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строи- тельство, за исключением проведения специальных мер по сохранению и реге- нерации историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. – Устанавливаемые границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия необходимы для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структу- ры, своеобразия архитектурного облика, для обеспечения и градостроительного единства нового строительства с исторически сложившейся средой. – Необходимо дифференцировать режимы охраны земель историко-культурного назначения и объектов культурного наследия по трем направлениям: консерваци- онному (сохраняющему), резервационному (предупреждающему) и ресурсному (ограничительного использования). – Установление регламентов пользования в соответствии с категорией охраны (музейно-заповедной, профилактической, восстановительно-реабилитационной, регулятивной и комплексной) и в зависимости от значимости (общефедеральной национально-региональной и социокультурной). – Необходимо установление и соблюдение охранных зон, зон восприятия памят- ников. – Приоритетное использование с туристическими целями под гостинично-турист- ские комплексы. – Использование при всех видах собственности допускается без нарушения исторической ценности памятников, с реставрацией под строгим контролем соот- ветствующих государственных органов. Необходимо согласование работ по сохранению объектов культурного наследия, а также хозяйственной и строительной деятельности на территории сельского по- селения с органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия области. Для уточнения границ территорий ОАН необходимо обращаться в орган исполни- тельной власти, уполномоченный в сфере сохранения, использования, популя- ризации и государственной охраны объектов культурного наследия Липецкой области. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного на- следия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (часть 5.1 введена Федеральным зако- ном от 22.10.2014 № 315-ФЗ) Территории по- селений – Развитие городских и сельских поселений исключительно на подведомствен- ных территориях, кроме случаев, предусмотренных соглашениями с органами местного самоуправления сопряженных территорий и закрепленных специальны- ми нормативно-правовыми актами, при занятии земель сельскохозяйственного назначения, преимущественно на малопродуктивных землях. – Развитие любых поселений допускается только при наличии утвержденной градостроительной документации. Урбанизирован- ная территория агломерации, ре- зервы предпола- гаемого развития районных цен- тров (территории повышенной градостроитель- ной ценности) – Запрет на размещение объектов повышенной экологической опасности. – Запрет на передачу земель в иные виды собственности, кроме муниципальной и государственной. – Запрет на использование земель под любые виды строительства (в т.ч. садово- дачное), кроме гражданского (в т.ч. рекреационного), а также технополисов и технопарков (на прилежащих к городам территориях). – Обязательность обеспечения всех видов строительных объектов централизо- ванными системами инженерного оборудования. – Обязательность проведения вневедомственной градоэкологической экспер- тизы проектов любых зданий и сооружений на участках, находящихся в пределах территорий, имеющих высокую (особую) градостроительную ценность. – Учет многоаспектных интеграционных связей территории различных органов местного самоуправления, прежде всего, в сфере землевладения и землеполь- зования на сопредельных с городами территориях, на основе нормативных актов областного и «межмуниципального» уровней. Транспортные коммуникации с полосами отвода и защитными зонами (терри- тории коридоров транспортных и линейных инже- нерных комму- никаций (трассы и их защитные зоны) – Запрет на землях транспорта всех видов строительства, не связанных с разви- тием, эксплуатацией, обслуживанием транспортных сооружений и коммуникаций. – Запрещена трассировка через территорию населенных пунктов новых маги- стральных транзитных транспортных и инженерных линейных коммуникаций. – Необходимо дать обоснование и экономико-градостроительную оценку условий выноса транзитных и инженерных коммуникаций в районах сложившейся застрой- ки. – Охранные зоны могут устанавливаться на территориях, примыкающих к землям транспорта, в целях обеспечения нормальной эксплуатации транспортных комму- никаций и сооружений. – В охранных зонах вводятся особые условия землепользования, обязательные для всех землепользователей. – Строительными нормами и правилами определяются санитарно-защитные зоны от транспортных коммуникаций, учитываемые при планировке и застройке поселений. – Обязательность строительства автомобильных обходов поселений для выноса транзитных потоков. Зоны маги- стральных газопроводов с санитарно-за- щитными зонами Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации си- стем газоснабжения устанавливаются охранные зоны (минимальные санитарные разрывы). Минимальные санитарные разрывы от наземных магистральных газопроводов и трубопроводов принимаются в соответствии с Приложениями № 2,3,4 к СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03. Минимальные расстояния учитывают степень взрыво- и по- жароопасности при аварийных ситуациях и дифференцированы в зависимости от вида поселений, типа зданий, назначения объектов с учетом диаметра трубопро- водов. Зоны территории линий электропе- редачи (ЛЭП) Под электрическими сетями понимаются подстанции, распределительные устройства, воздушные линии электропередачи, подземные и подводные кабель- ные линии электропередачи. В соответствии с «Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт» и п. 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях защиты населения от воз- действия электрического поля, создаваемого электрическими сетями, устанавли- ваются охранные зоны (санитарные разрывы). Это земельные участки вдоль воз- душных линий электропередачи, ограниченные линиями, отстоящими от крайних проводов в направлении, перпендикулярном ВЛ на расстоянии: 10 м – для ВЛ напряжением 10-20 кВ; 15 м – для ВЛ напряжением 35 кВ; 20 м – для ВЛ напряжением 110– 220 кВ; 25 м – для ВЛ напряжением свыше 220-330 кВ; 30 м – для ВЛ напряжением 500 кВ; 40 м – для ВЛ напряжением 750 кВ. Полоса отвода и придорожная полоса автомо- бильных дорог; шумовые зоны от автомобильных дорог В пределах полосы отвода автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов. Также в пределах полосы отвода автомобильной дороги могут размещаться: инженерные коммуникации, желез- ные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые рас- полагаются вдоль дороги либо пересекают ее; подъезды, съезды и примыкания к объектам, расположенным вне полосы отвода дороги и требующим доступа к ним. К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения нормального функционирования транспорта, сохранности, прочно- сти и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также прилегающие к землям транспорта земельные участки, подверженные оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям. В охранных зонах транспорта вводятся особые условия землепользования. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством. От автомобильных дорог общего пользования с каждой стороны придорожной полосы не менее 50 м считая от границы полосы отвода. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и экс- плуатации автомобильного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности: – распашка земель; – выпас скота; – выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод. Решение об установлении границ охранных зон автомобильных дорог или об изменении границ таких зон принимается органами исполнительной власти или органами местного самоуправления (их компетенция предусмотрена в статье 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Полоса отвода и охранная зона железной дороги Создание и установление правового режима полос отвода и охранных зон железных дорог осуществляется в соответствии со статьями 87 и 90 Земельного Кодекса РФ и статьями 2 и 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Полоса отвода железных дорог – полоса земли, выделенная из земельного фонда страны для железной дороги со всеми устройствами: земляным полотном, ис- кусственными сооружениями, станционными площадками и другими объектами. В полосе отвода не допускается постройка зданий и сооружений, не принад- лежащих железной дороге. В охранные зоны также включаются участки, занятые защитными лесонасаждениями. Границы полосы отвода и охранных зон устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждае- мых Министерством транспорта Российской Федерации. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в соответствии со следующими тре- бованиями: а) от оси крайнего железнодорожного пути до жилой застройки – не менее 100 м в случае примыкания жилой застройки к железной дороге. В сани- тарно-защитной зоне вне полосы отвода допускается размещать автомобильные дороги, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунального назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Территории аэропортов и режим их функ- ционирования – Запрещается размещение новых аэропортов (аэродромов) на расстоянии бли- же 10-26 км (по оси взлетно-посадочной полосы) от границ поселений (городских и сельских) и на размещение их на расстоянии ближе 2-3 км (в зависимости от класса аэродрома) между горизонтальной проекцией трассы и границей селитеб- ной зоны. – Условия размещения новых гражданских объектов в селитебных зонах городов, сопряженных с существующими и реконструируемыми аэродромами определять в зависимости от положения границ шумового дискомфорта, выявляемых специ- альными расчетами. – Запрет на размещение в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома мест свалок, скотобоен и других объектов, привлекающих птиц. – В зоне до 10 км от границ аэродрома требуется согласование строительства воздушных линий связи, линий электропередач и др. сооружений. Шумовые зоны и приаэродром- ные территории аэродромов – Ограничение строительства, расширения объектов промышленного, граждан- ского и садово-дачного строительства. Территории санитарно-за- щитных зон от промышленных, коммунально- складских и агропромышлен- ных (сельско- хозяйственных) объектов – Санитарно-защитные зоны промышленных, агропромышленных (сельскохо- зяйственных), коммунальных, радиотехнических и других объектов устанавлива- ются в пределах населенных пунктов с целью отделения объектов, являющихся источниками выбросов, загрязняющих веществ, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, ионизирующих излучений от жилой застройки. – Санитарно-защитные зоны являются основными ограничениями при разра- ботке генеральных планов муниципальных образований и должны учитываться на соответствующих стадиях проектирования. Размеры СЗЗ устанавливаются в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03. – Запрет на размещение жилищного строительства, учебных, лечебных, рекреа- ционных, спортивных сооружений, садоводческих товариществ, личных подсоб- ных хозяйств, теплиц, предприятий пищевой промышленности. – Запрещено размещение новых и расширение действующих промышленных предприятий. Территории нормативных санитарно-за- щитных зон от коммунальных объектов (очист- ные сооружения, канализации, свалки, кладби- ща) – Запрет на размещение всех видов строительных объектов, кроме пожарных депо, гаражей, непродовольственных складов. – Обязательная организация поверхностного стока и озеленения территории зоны. Зоны расположе- ния источников водоснабжения и мест размеще- ния водозабор- ных сооружений хозяйствен- но-питьевого назначения – Использование водного объекта в качестве источника централизованного пи- тьевого водоснабжения без установления зоны санитарной охраны запрещается. – Водозаборные сооружения нецентрализованных систем питьевого водоснаб- жения должны размещаться на незагрязненном земельном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от выгребных туалетов и ям, мест хранения пестицидов и агрохимикатов, промышленных и сельскохо- зяйственных объектов, канализационных сооружений и иных существующих или возможных источников загрязнения. – Запрещается размещать водозаборные сооружения нецентрализованных систем питьевого водоснабжения на земельных участках, затапливаемых павод- ковыми водами, в заболоченных местах, местах, подверженных оползневым про- цессам и другим видам деформации, а также ближе 30 метров от автомобильных и железных дорог с интенсивным движением транспорта. Зоны санитарной охраны источни- ков водоснабже- ния и водопрово- дных сооружений хозяйствен- но-питьевого назначения Зоны санитарной охраны устанавливаются для всех проектируемых и реконструи- руемых централизованных систем питьевого водоснабжения в целях обеспечения их санитаpно-эпидемиологической безопасности. Зона санитарной охраны централизованной системы питьевого водоснабжения включает: – зону санитарной охраны водозаборных сооружений; – зону санитарной охраны водопроводных сооружений и санитарно-защитную полосу водоводов. Мероприятия по ликвидации загрязнения земель, поверхностных и подземных источников питьевого водоснабжения во втором и третьем поясах зон санитар- ной охраны, а также в пределах санитарно-защитных полос выполняются за счет средств лиц, хозяйственная и иная деятельность которых явилась причиной этих загрязнений. Зоны санитарной охраны водных объектов, используемых в качестве источников питьевого водоснабжения, устанавливаются в соответствии с водным законода- тельством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Границы первого пояса зоны санитарной охраны водозабора из водотока (реки, канала, водоподводящего канала) должны устанавливаться на следующие рас- стояния: – вверх по течению – не менее 200 м от водозабора; – вниз по течению – не менее 100 м от водозабора; – по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от уреза воды в водо- токе при летне-осенней межени; – в направлении к противоположному от водозабора берегу: – при ширине водотока менее 100 м – на расстоянии, включающем акваторию до противоположного берега и противоположный берег шириной 50 м от уреза воды в водотоке при летне-осенней межени; – при ширине водотока более 100 м – на расстоянии, включающем полосу акватоpии шиpиной не менее 100 м. На водозаборах ковшевого типа в гpаницы пеpвого пояса должна включаться вся акватоpия ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 м. Границы первого пояса зоны санитарной охраны водозабора, использующего защищенные подземные воды, должны устанавливаться на расстоянии 30 м от одиночного водозабора (скважины, шахтного колодца, каптажа) или от крайнего водозаборного сооружения группового водозабоpа. Границы первого пояса зоны санитарной охраны водозабора, использующего не- достаточно защищенные подземные воды, должны устанавливаться на расстоя- нии 50 м от одиночного водозабоpа (скважины, шахтного колодца, каптажа) или от крайнего водозаборного сооружения группового водозабоpа. Размеры первого пояса зоны санитарной охраны водозабоpов, использующих подземные источники водоснабжения, расположенные в благоприятных санитар- ных, топографических и гидрогеологических условиях или на земельном участке, принадлежащем водопотребителю, могут быть уменьшены по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора соответ- ственно до 25 м или 15 м. На территориях первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов, использую- щих поверхностные источники питьевого водоснабжения, запрещаются: – строительство любых зданий, строений и сооружений, не имеющих непосред- ственного отношения к эксплуатации и реконструкции основных водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, за исключением трубопроводов, обслуживающих водопроводные сооружения; – проживание людей; – сброс в поверхностные источники сточных вод, купание, водопой и выпас скота, стирка белья, рыбная ловля, применение пестицидов и агрохимикатов. Подсобные здания и строения, непосредственно не связанные с подачей и под- готовкой питьевой воды, должны быть размещены за пределами границ первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов, использующих поверхностные ис- точники питьевого водоснабжения. Здания, расположенные в пределах первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов, использующих поверхностные источники питьевого водоснабже- ния, должны быть обеспечены канализацией с отведением сточных вод в систему бытовой или производственной канализации, или на локальные очистные со- оружения, расположенные за пределами первого пояса зоны санитарной охраны и с учетом санитарного режима во втором поясе зоны санитарной охраны. При отсутствии систем водоотведения должны устраиваться водонепроницаемые выгребные колодцы за пределами первого пояса. Отведение ливневых поверх- ностных вод должно осуществляться за пределы первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов, использующих поверхностные источники питьевого водо- снабжения. Не допускается размещение в зоне санитарной охраны строительных объектов, не имеющих непосредственного отношения к строительству, эксплуатации и ре- конструкции водопроводных сооружений и все виды хозяйственной деятельности в первом поясе охраны водоисточников. Территория защитной зоны взрывоопасных складов и хра- нилищ ядовитых веществ – Обеспечение расстояний от места их хранения до жилых и общественных зданий не менее 200 м (от складов ядохимикатов, при объеме хранимых веществ более 500 тонн – более 1000 м). – Обвалование территорий по периметру защитной зоны, создание аварийных земляных амбаров. Водоохранные зоны водотоков и водоемов Использование территорий осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ. В соответствии с ч.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов про- изводства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в спе- циально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-сма- зочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судо- ремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, при- менение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за ис- ключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в со- ответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»). В соответствии с ч. 16 ст. 65 ВК РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ в границах водоохран- ных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в экс- плуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудо- вания таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. В соответствии с частями 4,11 ст. 65 ВК РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ ширина водо- охранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров. Ширина при- брежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега во- дного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных за- щитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных инфор- мационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Территории, затапливаемые паводковыми водами 1% обеспеченности, территории подверженные подтоплению грунтовыми во- дами Зоны затопления прибрежных территорий являются неблагоприятными для градостроительного освоения без проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке (подсыпка, дренаж, гидронамыв, берегоукрепление). Выбор вариантов защитных мероприятий на основе сравнения технико-экономи- ческих показателей. При проектировании и строительстве необходимо предусматривать инженер- ную защиту от затопления и подтопления зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. На территориях с высоким уровнем грунтовых вод и местах их выклинивания, строительство капитальных зданий и сооружений без проведения специальных защитных мероприятий и инженерно-строительного обоснования не допускается. Площади зале- гания полезных ископаемых – Не допускается размещение промышленного и гражданского строительства на площадях залегания всех полезных ископаемых до их полной отработки. – Не подлежат застройке площади месторождений полезных ископаемых, не во- влеченных и не вовлекаемых в эксплуатацию. – Обязательная рекультивация земли после окончания добычи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz