Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 210/25588/1 НОЯБРЯ 2017 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 6–7-й стр. – Хлевенский район (Конь-Колодезь); – Долгоруковский район (с. Грызлово, с. Сухой Ольшанец в Войсковоказинском с/с, Вязо- вицкое сп); скотоводческие фермы: – по выращиванию КРС: Чаплыгинский район (пос. Рощинский); – по откорму молодняка: Хлевенский район (с. Хлевное); молочные фермы – Данковский, Добринский, Измалковский, Лебедянский, Становлян- ский, Задонский, Чаплыгинский районы; строительство конюшен: Липецкий район (с. Спасское Чириково); Закладка интенсивных садов и ягодников (Грязинский район, Измалковский район, Ле- бедянский район, Тербунский район, Усманский район); Строительство тепличного комплекса– 71,9 га. Производство 61,5 тыс. тонн овощей за- крытого грунта (Данковский район); Строительство 2-й очереди молочно-товарной фермы с. Жерновное на 500 голов коров (Долгоруковский район); Строительство комбикормового завода и зернохранилища (Елецкий район); Строительство элеватора для первичной подработки и хранения зерна (Измалковский район); Строительство репродуктора второго порядка по производству 25 млн. штук инкубаци- онного яйца (Липецкий район); Строительство семенного завода по производству сои (Хлевенский район); Строительство грибного комплекса. Производство грибов, 6,0 тыс. тонн (Хлевенский район); Производство 102,5 тыс. тонн картофеля, строительство 5 тыс. тонн картофелехранилищ (Измалковский район); Строительство мультипликационной фермы на 2200 голов свиноматок, зернохранилища, кормозавода (Добринский район); Строительство двух площадок «Репродуктор» на 20 тыс. голов свиноматок (Данковский район); Строительство завода по переработке 100 тыс. тонн картофеля (Грязинский район); Кроме того, в настоящее время имеется большое количество заявленных крупных инве- стиционных проектов, которые окажут существенное влияние не только на структуру экономи- ки муниципальных образований, но и на численность и структуру населения: – в картофелеводстве (Липецкий, Измалковский районы); – в выращивании овощей (Данковский район); – в садоводстве (Воловский, Лебедянский, Измалковский, Тербунский районы); – в молочном и мясном животноводстве (Добринский, Долгоруковский, Липецкий, Измал- ковский, Становлянский, Усманский, Тербунский районы); – в птицеводстве (Елецкий, Задонский, Хлевенский районы). Транспорт: – Планируется строительство высокоскоростной частной автомобильной дороги, проходя- щей по 8 муниципальным районам Липецкой области; – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Ростов-на- Дону – Адлер» (ВСМ Центр – Юг); – строительство объездной железной дороги г. Липецка; – строительство объездных автомобильных дорог г. Липецка и г. Ельца, а также с. Волово и с. Тербуны – строительство автодороги (Южный въезд) в г. Липецк; – строительство линейного объекта капитального строительства – линии рельсового ско- ростного пассажирского транспорта по направлению «мкр. Романово – ул. Кривенкова – НЛМК – ОЭЗ «Липецк» с объектами инфраструктуры и транспортно-пересадочными узлами на терри- тории Липецкого района, г. Липецка, Грязинского района; – строительство мостового перехода на остров вблизи городского пляжа через р. Воро- неж; – строительство 3-го мостового перехода через р. Воронеж; – строительство продолжения улицы Водопьянова от кольцевой развязки до улицы 9 Мая для организации подходов к III мостовому переходу в городе Липецке; – строительство двухуровневой развязки на пересечении улиц Московская и Гагарина; – строительство объездной автодороги в районе ул. Маяковского (от Петровского моста до ул. Студеновской); – завершение реконструкции Петровского моста в г. Липецке; – перенос подъездных ж/д путей с ул. Московской в промышленную зону от ж/д ст. Сенцо- во; – строительство шлюзов на Матырском водохранилище и на пороге р. Воронеж в г. Липец- ке; – строительство объездных автомобильных дорог г. Чаплыгина, пгт. Лев Толстой, пгт. До- бринка; – строительство автодороги между Поддубровка-Демшино-Крутчик (5 км) в Усманском районе; – реконструкция автодороги Домовины-Казаки (2,5 км) и участка автодороги Лебяжье-Ба- барыкино (7,5 км) в Измалковском районе; – строительство мостового перехода через р. Быстрая Сосна между селами Талица и Чер- кассы; – строительство Северного моста и реконструкция Каракумовского и Бетонного мостов в г. Ельце; – ремонт моста через р. Олым (Войсковоказинский сельсовет) в Долгоруковском районе; – строительство мостов через р. Дон (с. Долгое, с. Бигильдино, д. Дубки) в Данковском районе; – реконструкция автомобильной дороги «Екатериновка-Никольское» в Добровском районе Липецкой области; – реконструкция автомобильной дороги «Алисово-примыкание к автодороге Ольшанец – Каменка» в Задонском районе Липецкой области; – реконструкция автомобильной дороги «Казеево-примыкание к автодороге Орел – Там- бов» в Измалковском районе Липецкой области; – реконструкция автомобильной дороги «Долгое-Красная Заря» в Данковском районе Ли- пецкой области; – реконструкция автомобильной дороги «2Федоровка-примыкание к автодороге «Липецк- Данков» в Липецком районе Липецкой области; – реконструкция автомобильной дороги регионального значения «Липецк – Данков» в Ли- пецкой области; – создание транспортно-логистических центров регионального значения (интермодальных центров). Двух в Липецком и одного в Грязинском районах. Торговля: строительство торгово-развлекательных центров – г. Липецк, г. Елец, г. Грязи. Девелопмент: строительство деловых центров, офисов, представительств компаний и др., создание современного выставочного центра в г. Липецке. Гостиничный бизнес: строительство гостиницы международного класса (г. Липецк), строи- тельство гостиниц в городах области и сельских поселениях – районных центрах. Спорт: строительство многофункционального спортивного комплекса в Молодежном пар- ке г. Липецка «Катящиеся камни». Строительство плавательных бассейнов и ледовых дворцов в каждом районном центре Ли- пецкой области (смотри раздел социальная инфраструктура). За период с 2006 по 2014 год построено 14 объектов спорта (перечень объектов спорта, введенных в эксплуатацию с 2006 по 2014 год, смотри в приложении 2 тома 2). Туристско-рекреационная деятельность: – создание «Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» регионального значения – Елецко-Задонской (на территории городов Елец и Задонск); – строительство объектов рекреации: санатории, дома отдыха, пансионаты и др. – терри- тория рекреационных зон; – строительство объектов туристско-рекреационной инфраструктуры: отели и гостиницы, кемпинги, стоянки, офисы, сувенирные лавки, ремесленные мастерские и др. – территории исторических городов и сел, рекреационные зоны; – строительство аквапарка как межрегионального объекта на территории ЦЧР – жилой район Романово; – создание ремонтно-реставрационных мастерских – г. Елец, Задонск; – создание туристско-рекреационных кластеров: «Добрый» в Добровском районе, «Шухов- ский» (с. Полибино) в Данковском районе, автотуристского кластера «Ораниенбург» в Чаплы- гинском районе и автотуристского кластера в Задонском районе. Прогнозная Модель включает также развитие материальной базы духовно-религиозной деятельности и охраны окружающей природной среды. В этой части реализации модели предусматриваются следующие мероприятия. Духовно-религиозная деятельность: – строительство материальных объектов, обслуживающих формирующийся в г. Задонске духовно-религиозный центр; – строительство различных культовых учреждений в городах и районах области. Охрана окружающей природной среды: – строительство канализационных очистных сооружений – в городах и сельских поселени- ях; – строительство полигонов твердых коммунальных отходов; – строительство мусороперерабатывающих заводов; – проведение санитарно-ликвидационного тампонажа бездействующих скважин и др. Третий блок мероприятий по реализации прогнозной модели экономического развития области включает мероприятия инвестиционных проектов по созданию, внедрению и распро- странению современных научно-технических технологий: – создание научно-технологического центра, кластеров, индустриальных и технопарков, инкубаторов и др.; – создание промышленных зон технологического развития; – разработка месторождений титан-циркониевых песков. Производство титанового кон- центрата, титановых сплавов и изделий из них, титанового пигмента для лакокрасочной про- мышленности, а также стекла и стеклопосуды. Изучение возможности использования титан- циркониевых песков в металлургическом производстве (Научно-производственный институт ОАО НЛМК и Липецкое региональное отделение РАЕН, г. Липецк); – организация производства безрулонной кровли, на основе суперморозостойкого и водо- стойкого мелкозернистого шлакопемзобетона (ОАО «Центральная научно-исследовательская лаборатория по строительству и стройматериалам», г. Липецк); – разработка технологии и организация производства кирпича на основе неспекающихся трепельных глин Михайловского месторождения (ОАО «Центральная научно-исследователь- ская лаборатория по строительству и стройматериалам», г. Липецк); – проведение исследований для оценки использования ветроэнергетических установок, в композиции с другими нетрадиционными источниками энергии; в целях обеспечения электро- энергией удаленных от энергосистем объектов: домов отдыха, туристических баз, сельскохо- зяйственных объектов (Липецкий государственный технический университет); – повышение эффективности производства и распределения тепловой энергии на эксплу- атируемых котельных и тепловых сетях г. Липецка, использование разработанных в ЛГТУ ги- дродинамических стабилизаторов расходов воздуха (Липецкий государственный технический университет); – воссоздание мини-ГЭС, ветряных установок, теплонасосов, получение электроэнергии за счет воздушных облаков, воздушные электростанции, низкотемпературные электростанции на территории Липецкой области. Цель проекта – воссоздание гидроэнергетических ком- плексов в г. Данкове и в с. Троекурово (мини-ГЭС) (Липецкий государственный технический университет); – создание автономных электрических станций на базе газотурбин (Липецкий государ- ственный технический университет); – Экодом – создание инновационного центра по разработке и внедрению проектов домов для сельской местности (Елецкий государственный университет им. И. Бунина); – создание питомника экзотических растений для фитодизайна; создание экскурсионно- выставочного центра (Елецкий государственный университет им. И. Бунина); – разработка модели хозяйственной оптимальной единицы в области сельского хозяйства с учетом сложившихся традиций и имеющихся земельных угодий, потребностей рынка в сель- скохозяйственной продукции; создание мини-цехов по переработке продукции (программный продукт для определения структуры хозяйства) (Елецкий государственный университет им. И. Бунина); – создание национального парка «Бунинская Россия», выполняющего широкие природо- охранные, эколого-просветительские, научно-исследовательские, культурно-исторические и социально-экономические функции (Елецкий государственный университет им. И. Бунина); – реализация других инновационных проектов, разрабатываемых в течение прогнозируемо- го периода, направленных на формирование новой модели социально-экономического и градо- строительного развития территории Липецкой области, обеспечивающей не только лидерство области в экономическом пространстве России, но и развивающей территорию всего региона, поднимающей экономику и социальную сферу периферийных районов, способствующей раци- ональной организации территории и формированию благоприятной градостроительной ситуа- ции, совершенствованию систем расселения и планировочной структуры территории. 5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ. Комплексная оценка определяет территориальные и природные ресурсы для развития ос- новных видов хозяйственного использования территории: – промышленного и гражданского строительства; – сельского хозяйства; – рекреационной деятельности; – природоохранной деятельности. Главная идея данного раздела – выявить и показать проблемы и возможности территори- ального развития, улучшения градостроительной ситуации. Комплексная оценка территории является основой для разработки предложений по функ- циональному зонированию территории. Оценка природных и планировочных условий была сделана для каждого вида использова- ния территориальных ресурсов области (см. схему «Комплексная оценка территории»). Комплексная оценка проведена на основе анализа: – природных факторов; – ресурсно-сырьевого потенциала; – экологического состояния природной среды; – транспортной обслуженности и обеспеченности территории; – планировочных условий; – системы расселения; – градостроительной освоенности территории; – степени хозяйственной освоенности территории. Оценка территории по комплексу природных факторов. Климатические условия области благоприятны для хозяйственного, градостроительного освоения и рекреационной деятельности и не создают планировочных ограничений. Качество почв в основном высокое – 80-90 баллов (из 100 возможных). На крайнем юго- востоке и крайнем юго-западе почвы характеризуются очень высоким качеством, и лишь на отдельных участках в районе Задонска – почвы по качеству средние. Инженерно-геологические условия, определяющие условия строительства, на терри- тории Липецкой области довольно сложные. Отмечается значительная расчленённость рельефа. Глубина эрозионного вреза изменяется от 20 до 60 метров. Основанием сооруже- ний практически повсеместно служат породы четвертичного возраста, часто просадочные. Глубина уровня подземных вод часто поднимается выше 3-х метров и иногда достигает по- верхности. Особо осложняют условия строительства такие опасные геологические процессы и явления, как овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карст, суффозия, оползни, под- топление и затопление паводковыми водами. На основании инженерно-строительного районирования выделено четыре типа террито- рий: – Территории с инженерно-строительными условиями средней сложности. К этой кате- гории отнесены территории, расположенные частично в Данковском, Чаплыгинском, Лев- Толстовском (весь район), Лебедянском, Липецком, Елецком, Краснинском, Становлянском, Долгоруковском районах. Здесь вероятно проявление эрозии, оползней, карста. При со- ответствующей инженерной подготовке возможна длительная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. – Территории со сложными инженерно-строительными условиями. Это территории, рас- положенные частично в Становлянском, Измалковском, Долгоруковском, Чаплыгинском, Грязинском, Липецком районах, почти полностью в Воловском и Усманском районах. На тер- ритории широко развиты эрозионные процессы, оползни, карст. Здесь необходимы сложные мероприятия по инженерной подготовке и защите территории от опасных инженерно-гео- логических процессов. – Территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложности. Это, пре- жде всего, склоны речных долин, подверженные эрозии, оползням, суффозии, заболоченные и сильно закарстованные территории. К ним относятся территории, расположенные частич- но в Елецком, Становлянском, Добровском, Добринском, Липецком районах. Здесь необхо- димы сложные дорогостоящие мероприятия по инженерной подготовке при использовании территории под строительство. – Территории, не рекомендуемые для застройки. Это территории пойменных террас рек Дона, Воронежа, участки, затапливаемые паводком 1-5% обеспеченности, овраги, балки с уклонами склонов более 10%. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены 22 видами полезных ископа- емых. На базе месторождений работают горнодобывающие и перерабатывающие предпри- ятия. Область полностью обеспечивает свою потребность по таким видам минерального сырья, как: – карбонатные породы для производства строительного щебня и извести, для примене- ния в металлургии; – карбонатные и глинистые породы для цементного производства; – тугоплавкие и легкоплавкие глины для производства керамзита, кирпича; – пески формовочные для строительных работ; – пески стекольные; – минеральные воды. Местоположение месторождений см. на схеме «Комплексная оценка территории». Водные ресурсы области представлены поверхностными и подземными водами. По- требности области в пресных поверхностных водах покрываются Доном, Воронежем и их притоками. Обеспеченность пресными подземными водами по области неравномерна. Наиболее обеспечены Усманский и Данковский районы, наименее – Воловский, Хлевенский, Долгору- ковский, Измалковский, Елецкий, Краснинский, Лев-Толстовский районы. Минеральные подземные воды разведаны в основном в Липецком и Грязинском районах. Эти месторождения служат основой для развития курортной и рекреационной деятельности. Земельные ресурсы. На территории Липецкой области преобладают земли сельско- хозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий и их качество умень- шается, что связано с такими процессами, как эрозия, окисление, засоление, подтопление, заболачивание и изъятие для других видов использования. В результате разработок полезных ископаемых, торфоразработок и строительства на территории области образовалось 2.2 тыс.га нарушенных земель. Эти земли нуждаются в рекультивации. Лесные ресурсы. Лесистость территории 7.3%. Все леса отнесены к защитным лесам и имеют большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиениче- ское климаторегулирующее значение. Сравнительно низкая лесистость территории является, в определенной степени, лими- тирующим фактором для развития рекреации. Природные условия и природные ресурсы, которыми обладает Липецкая область, благоприятны для всех основных видов хозяйственного использования. Инженерно-геологические процессы, которым подвержена территория области, ча- сто являются препятствием для градостроительной деятельности. Требуются соответствую- щие мероприятия по нейтрализации этих процессов. Оценка территории по экологическому состоянию природной среды. Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значи- тельный вклад в неё вносят чёрная металлургия, машиностроение, станкостроение, метал- лообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, производство строймате- риалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышленность, тепловые электро- станции. Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производством (ка- рьеры, шахтные стволы и терриконы). Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицеводческие комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте- и газо- проводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объекты: ме- ста складирования ядохимикатов, твёрдых бытовых и промышленных отходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные сооружения, поля фильтрации и, конечно же, радиоактивное загрязнение в резуль- тате Чернобыльской катастрофы. Экологическая ситуация Липецкой области изменяется от относительно удовлетвори- тельной до чрезвычайно опасной. Относительно удовлетворительной экологической ситуацией характеризуется терри- тория к северо-западу и востоку от г. Лебедяни, территория в центральной и южной части вдоль восточной границы, в западной части Усманского района, в центральной части Задон- ского и на юге Долгоруковского районов. Для основной части территории характерна допустимая экологическая обстановка (уме- ренно опасное состояние по одной и более средам). Умеренно опасная обстановка (опасное состояние по одной и более средам) отмечается вокруг Липецка (в радиусе 10-30 км), Данкова (в радиусе 5-15 км), Ельца (5-15 км), Измалко- во (1-2 км к востоку). Опасная обстановка (высокоопасное состояние по одной и более средам) отмечается в Липецке и в 10 км севернее города, в Данкове и Ельце, несколько восточнее Ельца. Чрезвычайно опасная обстановка (чрезвычайно опасное состояние по одной и более средам) отмечается в восточной половине Липецка и несколько восточнее его, а также в центральной части г. Ельца. По условиям транспортной обслуженности наиболее благоприятной для размещения объектов жилищного и коммунально-складского строительства является территории, при- мыкающие к магистральным железнодорожным путям и автомобильным дорогам. По транс- портной обеспеченности область занимает 7 место в ЦФО. На перспективу плотность дорог возрастет (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Территория области практически полностью попадает в зону 1,5–2-часового транспорт- ного обслуживания от регионального центра. Область также почти полностью попадает в зону обслуженности дорогами с усовершенствованным покрытием федерального и област- ного значения, за исключением отдаленных территорий Воловского, Долгоруковского, Из- малковского, Становлянского, Краснинского, Данковского, Лев-Толстовского районов. Территорию пересекают 3 железнодорожные магистрали, в зону обслуженности которых входят практически все районы, за исключением Задонского, Добровского, Хлевенского, ча- стично Воловского районов. Область хорошо обеспечена низовой сетью дорог. Основные транспортные магистрали несут на себе и функции планировочных осей. Намечаемые на ближайшую перспективу транспортные обходы городов Липецка, Лебе- дяни, Ельца, Грязи, Чаплыгина, с. Волово значительно улучшат планировочную ситуацию об- ласти (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Развитие существующих и намечаемых к формированию транспортных узлов (Липецк, Грязи, Чаплыгин), в свою очередь, также будет способствовать развитию и совершенствова- нию планировочной структуры области. Оценка территории по планировочным условиям. Вдоль основных транспортных и речных магистралей области сформировались ареалы наибольшей концентрации населенных пунктов, на основе которых, в большей степени, сформировалась система расселения и территории активной хозяйственной деятельности (см. схему «Комплексная оценка территории»). Распределение поселенческой сети по территории области достаточно равномерно, но в южной и центральной части оно более уплотнено и укрупнено. В области сформировалась полицентрическая система расселения, с региональным и межрайонным центром – г. Липецком, межрайонными центрами – гг. Елец, Лебедянь, с тер- риториально-сближенными поселениями, на базе которых формируются урбанизированные территории с развивающейся Липецко-Грязинской агломерацией. Производственный комплекс области в основном размещен в городских поселениях. В настоящий момент, в связи с развитием Особой экономической зоны «Казинка», в террито- риальной организации области усиливается роль Липецка. Главная и наиболее важная проблема планировочной организации территории Липецкой области – это проблема нерационального усиления центростремительного вектора развития – стягивания населения, производства, капитала в город Липецк и Липецкую агломерацион- ную зону, особенно в связи с созданием ОЭЗ промышленного типа. И это происходит в условиях, когда другие территории области имеют свои конкурент- ные преимущества, свои возможности для ускоренного развития. Этот фактор надо исполь- зовать, чтобы противодействовать центростремительному развитию территории области и способствовать более рациональной ее организации. Территория области по планировочным условиям делится на три планировочных района: Юго-Восточный, Юго-Западный, Северный. «Юго-Восточный» район, включающий Липецкий, Грязинский, Добровский, Усманский, Добринский, Хлевенский муниципальные районы, сохраняет свои ведущие позиции в тер- риториальной организации промышленного производства и расселения. Получит свое дальнейшее развитие урбанизированная территория с расположенной здесь Липецко-Гря- зинской агломерацией, в состав которой входят районные центры – Липецк, Грязи, проек- тируемый город Романово, Особая экономическая зона «Липецк». В восточном направлении формируется новый планировочный узел на базе развития территории Особой Экономиче- ской Зоны «Липецк». В «Юго-Западном» районе, включающем Елецкий, Задонский, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский муниципальные районы, усиливается территориальная организация промышленного производства и расселения. Развивается Становлянско-Елецко-Задонская урбанизированная территория, куда входят районные центры – с. Становое, г. Елец, г. Задонск. В «Северном» районе, объединяющем Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Ча- плыгинский муниципальные районы, возможно формирование урбанизированной террито- рии на основе группы территориально сближенных поселений, примыкающих к г. Лебедяни, г. Данкову, г. Чаплыгину и сельскому поселению – п. Лев Толстой. Рекреационные территории в основном привязаны к речным долинам рек Дон, Воронеж, их притоков и к основным массивам лесов, расположенных вдоль этих рек (см. схему «Рекре- ация, туризм, охрана памятников истории и культуры»). Планировочная структура области предопределяет градостроительную стратегию ее дальнейшего развития за счет формирования урбанизированных территорий, Липецко-Гря- зинской агломерационной зоны, нового промышленного узла (на основе ОЭЗ). Для развития основных видов хозяйственного использования территории рекомендуют- ся: 1. Для активной градостроительной и хозяйственной деятельности наиболее благопри- ятные территории выявлены в Липецком, Грязинском, Елецком, Становлянском, Чаплыгин- ском, Лебедянском, Тербунском, Данковском районах. Наименее благоприятные территории для строительства – это пойменные террасы, зата- пливаемые паводковыми водами, территории с развитыми эрозионными, оползневыми про- цессами – выявлены частично на территории Грязинского, Елецкого, Краснинского районов. Зоны активной хозяйственной деятельности – урбанизированные территории, примыка- ющие к основным транспортным магистралям: 1. Романово-Липецк– Грязи-Доброе. 2. Становое-Елец-Задонск. 3. Лебедянь-Данков-Лев Толстой-Чаплыгин. 4. Липецко-Грязинская агломерация. 5. Становлянская зона. 6. Тербунская зона. 7. Добринская зона. 8. Территория Особой Экономической Зоны «Липецк». 2. Для сельскохозяйственного использования, подразделяемые на зоны благоприятные для сельского хозяйства, к которым отнесены практически все сельскохозяйственные земли. Территории благоприятные для сельскохозяйственного использования подразделены на зоны: – благоприятные для развития животноводства – это, прежде всего, территории Станов- лянского, Лебедянского, Усманского, Добринского, Липецкого районов; – благоприятные для развития растениеводства – это территории Воловского, Тербун- ского, Измалковского, Долгоруковского, Тербунского районов; – благоприятные для смешанного использования (животноводства и растениеводства) – это территории Задонского, Данковского, Чаплыгинского, Лев-Толстовского районов; – ограничено благоприятные для сельского хозяйства, к которым отнесены территории, попадающие в зону возможного радиоактивного загрязнения от ЧАЭС, заболоченные луга, торфяные болота, водоохранные территории, территории с сильным процессом оврагообра- зования. 3. Для рекреационного использования, подразделяемые на зоны: – благоприятные для рекреационного использования – это, прежде всего, территории речных долин, лесные массивы, примыкающие к рекам, лесам, наиболее посещаемые в пе- риод сбора ягод и грибов, территории заказников и охотохозяйств. Большой массив терри- тории под рекреационное использование выделен в среднем течении рек Дон и Воронеж, на территориях Усманского, Задонского, Липецкого, Добринского, Елецкого районов; – ограниченно благоприятные для рекреационного использования – это территории с неблагополучной экологической обстановкой, выбросами вредных химических элементов, находящиеся в Липецком, Елецком, Данковском, Чаплыгинском районах; – неблагоприятные для рекреации – это территории загрязнения от ЧАЭС в Становлян- ском, Чаплыгинском, Данковском, Лев-Толстовском районах. 6. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ. Организация территории строится на основе ее планировочной структуры и зонирования территории. Оптимизация функционально-планировочной структуры является одной из глав- ных задач архитектурно-планировочной организации территории Липецкой области. Современная планировочная структура и функциональное зонирование территории об- ласти находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с планировочно-функциональной структурой Центрально-Черноземного экономического района, основу которого формирует чередование урбанизированных и аграрных полосовых зон, которые в свою очередь являются составной частью системы расселения Европейской части России. Главным элементом планировочной структуры Липецкой области является сеть городских поселений, расположенных относительно равномерно по территории области, за исключени- ем самых крайних юго-западных районов. Территория области хорошо освоена, имеет развитое сельское хозяйство и плотную сеть сельских поселений, достаточно равномерно размещенных на ее территории, но с более вы- сокой плотностью в южной ее части. Планировочная структура области формировалась под влиянием природного и транспорт- ного каркаса территории. Ее формирование происходило главным образом под воздействием транспортных магистралей, связывающих Москву с Ростовом-на-Дону, Воронежем, Волгогра- дом, Орлом, Тамбовом, а также развитой речной сети, представленной реками Дон, Воронеж и их притоками. Реки Дон, Воронеж являются осями, стержнем формирования исторической планиро- вочной структуры области со своими, органично включенными в эту структуру, притоками. В настоящее время они утратили свое главенствующую роль в связи с развитием других, более мощных транспортных коммуникаций, но могут получить развитие как рекреационные оси. Планировочные центры. Основными транспортно-планировочными системообразую- щими центрами являются города Липецк, Елец и Грязи второстепенными – города Лебедянь, Усмань, Задонск, Чаплыгин. Планировочные центры, возникшие в местах пересечения планировочных осей, распола- гают наибольшим потенциалом и развиваются в настоящий момент наиболее активно. К ним относится региональный центр – г. Липецк и межрайонные центры – г. Елец и г. Лебедянь. Три города – Липецк, Елец, Лебедянь – по своему экономическому, демографическому, со- циально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполнению функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значительными узловыми эле- ментами опорного каркаса территории. Город Липецк является полифункциональным региональным центром, обладающим высо- ким промышленным и социальным потенциалом, играет роль центра региональной системы расселения. Сложившимся региональным подцентром («субрегиональным центром») межрайонной си- стемы расселения западной части области является г. Елец. Вторым, формирующимся в настоящее время региональным подцентром северной группы районов области, является г. Лебедянь. Развитие городов Усмань, Задонск, Елец, Чаплыгин, Данков, Грязи связано с промышлен- ностью, транспортом, рекреационной деятельностью, а также с организационно-хозяйствен- ным и социально-культурным обслуживанием населения. Планировочные оси области – речные долины рек Дона и Воронежа и территории, при- легающие к основным транспортным магистралям, и являются наиболее ценными для градо- строительного и хозяйственного освоения. Вдоль них формируются системы расселения и основные планировочные зоны области. Планировочная структура Липецкой области характеризуется наличием четырех основных осей (двух транспортных и двух водных). Главными транспортно-планировочными осями являются: – в широтном направлении – ось Елец-Липецк, с продолжением к западу – на Орел, а к востоку – на Тамбов; – в меридиональном направлении – ось Хлевное-Елец, с продолжением к северу на Мо- скву, а к югу – на Воронеж. Второстепенные транспортно-планировочные оси проходят по направлениям: – Елец-Лебедянь-Лев Толстой, с продолжением к югу – на Старый Оскол, а к северу – на Чаплыгин; – Липецк-Чаплыгин, с выходом на Москву. Кроме того, выделяются две основные водно-планировочные оси по рекам Дон и Воронеж. Таким образом, система планировочных осей области состоит из трех элементов: – водно-планировочной оси рек Дон и Воронеж; – транспортного направления Елец-Липецк; – второстепенных осей, связанных с малыми городами. Планировочные зоны области – обширные территории с повышенным уровнем урбани- зации – формируются на базе крупных городских поселений: Липецка, Ельца, Лебедяни и при- легающих к ним сельских поселений. Перспективная планировочная структура. Сложившаяся планировочная структура области не в полной мере отвечает требованиям обеспечения комплексного территориального развития области. В связи с этим проектные предложения направлены на решение главной проблемы: совер- шенствование территориальной организации территории за счет рационального размещения производительных сил и развития полицентрической системы расселения. Идея архитектурно-планировочного решения учитывает сложившуюся планировочную си- туацию области, ее природно-климатические и экономико-географические особенности. Проектная планировочная структура области базируется на следующих принципиальных положениях: – формирование открытой планировочной структуры, позволяющей свободно развивать область по нескольким планировочным направлениям; – взаимоувязка со сложившимся и прогнозным размещением производительных сил; – усиление и совершенствование планировочных осей и оптимизация транспортной и ин- женерной инфраструктуры; – упорядочение и оптимизация систем расселения и межселенного обслуживания; – рекреационное формирование единой комплексной структуры районирование области; – охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; – размещение новых видов строительства на оптимальных по градостроительным услови- ям территориях. Одной из важнейших задач при решении вопросов планировочной организации террито- рии области является необходимость максимально возможного смягчения центростремитель- ных тенденций размещения производительных сил за счет развития периферийных районов и создания дополнительных планировочных подцентров области. Эти нежелательные тенденции усиливаются в результате формирования особой экономической зоны «Казинка». Для формирования планировочных районов и создания устойчивой планировочной систе- мы проектом предлагается следующая планировочная структура. Главные планировочные оси: – в широтном направлении – первая и основная ось в направлении – Елец-Липецк-Грязи с продолжением к северо-западу с выходом на Ефремов и далее на Москву, а к востоку – с выхо- дом на Тамбов и далее на Волгоград; эту ось можно считать главной, так как на ней располага- ются основные и самые крупные города, с прилегающей к ним значительной сетью поселений; и, кроме того, здесь проходят крупные транспортно-инженерные коммуникации; – вторая основная ось – в направлении Елец-Задонск-Воронеж проходит вдоль единствен- ной крупной водной артерии области – р. Дон. Планировочная значимость оси в том, что она дает возможность закрепления роли Дона и использования прибрежных территорий в каче- стве рекреационных. Планировочная ситуация северных территорий области требует усиления связей в широт- ном направлении, для чего проектом предлагается формирование новых планировочных осей, объединяющих районные центры с группой территориально-сближенных с ними поселений. Второстепенные планировочные оси: – в широтном направлении проходит ось Данков-Лев Толстой-Чаплыгин, с выходом на востоке на федеральную автомагистраль М-6 «Каспий» и на западе на федеральную автомаги- страль М-4 «Дон». Эта ось будет служить дополнительным транспортным выходом из северной части области на Москву; – ось Тербуны-Хлевное-Усмань-Добринка с выходом на востоке на федеральную авто- магистраль М-6 «Каспий». Эта планировочная ось улучшит транспортную и межселенную обслуживаемость южной части области, соединит крупные городские и сельские поселения (районные центры) и будет иметь большое значение для развития этих поселений и прилегаю- щих территорий. Вдоль этой планировочной оси расположены сельские поселения Тербуны и Добринка, рекомендуемые для преобразования в новые городские поселения; – в меридиальном направлении – ось Чаплыгин-Липецк-Хлевное, с выходом в южной части области на г. Воронеж и в северной части на г. Рязань; – ось Елец-Тербуны, проходит вдоль железной дороги, с выходом на г. Старый Оскол. Формирование и развитие планировочных осей будет способствовать преодолению тер- риториальных диспропорции и явится важным вкладом в создании базы для формирования перспективных систем расселения. Сохранится и усилится роль рек Дона и Воронежа как главных планировочных осей систем рекреационных зон. Формирование и развитие перспективных планировочных осей предполагает и формиро- вание главных элементов перспективной планировочной структуры – планировочных центров и подцентров, занимающих определенный ранг в системе расселения. Для более равномерного развития территории области в основу проекта положено фор- мирование полицентрической организации территории с полюсами урбанизации, «точками роста» и соответствующей инфраструктурой, организующий регион; Роль главного планировочного центра сохраняется за региональным центром – г. Липец- ком (вместе с проектируемым г. Романово). Ядром всей системы и полюсом проектируемой зоны урбанизации является Липецко-Гря- зинская агломерация с проектируемым городом-спутником Романово. Подцентром первого порядка планировочной системы является субрегиональный центр – г. Елец. Формирующимся подцентром второго порядка является г. Лебедянь. Проектом выделены три внутриобластных планировочных района: – «Северный» , включающий в себя Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплы- гинский районы; – «Юго-Восточный» , включающий в себя Липецкий, Добровский, Усманский, Добринский, Грязинский, Хлевенский районы; – «Юго-Западный» , включающий в себя Елецкий, Задонский, Воловский, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Становлянский районы. На базе этих планировочных элементов формируются три урбанизированные территории: – Основная высокоурбанизированная территория – «Липецкая» с включением в нее рай- онных центров – Доброе, Липецк, Грязи, проектируемого города-спутника – «Романово», ОЭЗ «Казинка» и территориально сближенных с ними поселений; – «Елецкая» – урбанизированная территория с включением в нее районных центров – г. Елец, г. Задонск, с. Становое и территориально сближенных с ними поселений; – «Лебедянская» – формирующаяся урбанизированная территория с включением в нее районных центров: городов Лебедянь, Данков, Чаплыгин, п. Лев Толстой и поселений, тяготе- ющих к ним. Зоны урбанизации в будущем должны быть структурированы в полицентрическую систему с центрами урбанизации и инфраструктурой, распределенной по всей зоне. В зонах урбанизации целесообразно развитие многоотраслевой промышленности и при- городного сельского хозяйства. В пределах Липецкой высокоурбанизированной территории формируется Липецк-Грязин- ская агломерация. Дальнейшему развитию этой агломерационной зоны будет способствовать развитие Особой Экономической Зоны промышленно-производственного типа «Казинка» и строительство г. Романово. С развитием проектируемой ОЭЗ будет увеличиваться и зона активного влияния г. Липецка на всю территорию области. Зона агломерации будет развиваться по мере расширения трудовых, организационно-хо- зяйственных и социально-культурных связей. В зонах влияния городов Усмань и Задонск развиваются группы территориально сближен- ных сельских поселений. Для оптимального, сбалансированного развития и территориальной организации назван- ных выше урбанизированных территорий, разработана более детальная градостроительная документация, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ – схемы территориального планирования административных образований и генеральные планы поселений. 7. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ. Зонирование территории является одним из главных результатов разработки Схемы тер- риториального планирования. Это – инструмент регулирования территориального развития области, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) ис- пользования территории. Утвержденное в соответствующем порядке, зонирование территории является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании зем- лей и иной недвижимостью. Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функ- циональным назначением и соответствующими ему регламентами использования. Функци- ональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности, для которого предназначена территория. В Липецкой области предлагается два уровня функционально-градостроительного зони- рования: I уровень. Монофункциональные ареалы, степень однородности функций которых опре- деляется разрешающей способностью с учетом масштаба графических материалов (М 1:200000). Такими элементами зонирования являются: 1. Земли городской и сельской застройки; 2. Садово-дачные товарищества; 3. Транспортные сети и сооружения, крупные транспортные узлы, терминалы; 4. Лесные земли; 5. Территории режимного использования; 6. Памятники истории и культуры; 7. Заповедники, памятники природы; 8. Горные отводы, площади залегания полезных ископаемых. Каждый из указанных элементов может быть обременен теми или иными ограничениями или их сочетаниями. II уровень. Многофункциональные ареалы – зоны с приоритетом одной или нескольких взаимосвязанных функций: 1. Природоохранные и прочие территории с установленными границами и режимами гра- достроительной деятельности: национальный парк, заповедники, заказники, водоохранные зоны рек, территории городов в установленных границах, территории, нуждающиеся в охране;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz