Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

3 Круг интересов Фото Анатолия Евстропова № 208/25586/28 ОКТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Огонь не застанет врасплох Противопожарная готовность стационаров соцзащиты оценена на « отлично » Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru На пульт пожарного поста Задонского женского психоневро- логического интерната поступил сигнал: в одном из жилых корпу- сов сработали автома- тические детекторы задымления. Однако ЧП никого не застало врасплох — каждый сотрудник интерната четко знает, как надо действовать в такой ситуации. Самое главное — бы- стро эвакуировать про- живающих. А пока пер- сонал выводил людей из здания — более 50 чело- век, штатная пожарная бригада интерната еще до приезда машин задон- ского ППС№20 присту- пила к тушению огня. Постоянный пост создан на территории Задонского интерната десять лет назад, кроме этого из сотрудников ин- терната сформирована добровольная пожарная дружина. Меры совсем не лишние, учитывая, что здесь, на площади в 8 гектаров, располо- жены 12 корпусов, в которых проживают 600 человек. Из них 150 не могут передвигаться без посторонней помощи. К тому же интернат со всех сторон вплотную окружен лесом, что тоже создает повышеннуюпо- жароопасность. Тактика борьбы с огнем на случай воз- горания продумана до мелочей. На территории стационара семь гидран- тов, ещешесть—внутри корпусов. Сооружены три водокачки, резер- вуар на 100 кубометров, мотопомпа — для пода- чи воды в случае отклю- чения электричества. В арсенале у пожарной бригады все необходи- мое — от защитных ко- стюмов до пожарных рукавов. Тренировочные уче- ния в Задонском интер- нате стали составной частью совместного выездного семинара по пожарной безопасности управления социальной защиты населения и ГУ МЧС России по Липец- кой области, в работе ко- торого приняли участие заместитель главы ад- министрации Липецкой области Людмила Лет- никова, заместитель на- чальника ГУ МЧС Рос- сии по Липецкой обла- сти Андрей Махортых, начальник областного управления социальной защиты населения Сер- гейОрусь, руководители учреждений соцзащиты и пожарной службы За- донского района. — Безопасности про- живающих в стациона- рах соцзащиты и других социальных учрежде- ниях с постоянным пре- быванием людей адми- нистрация области при- дает особое значение, — отметила Людмила Летникова. — Все уч- реждения социального блокаЛипецкой области имеют высокий уровень пожарной безопасно- сти. Из регионального бюджета на эти цели выделяются значитель- ные средства. Во всех стационарах соцзащи- ты есть либо штатные, либо нештатные пожар- ные посты. А подобные совместные учения и проверки мобилизуют людей, напоминают им, что надо быть в посто- янной готовности на случай чрезвычайной ситуации. По словам Сергея Оруся, на сегодняшний день все 22 стационар- ных учреждения соцза- щиты оборудованы авто- матическими системами пожарной сигнализа- ции и видеонаблюдения. Ежеквартально с персо- наломи проживающими в домах-интернатах про- водятся практические тренировки по эвакуа- ции. Как очень хорошую оценил противопожар- ную готовность объек- тов соцзащиты Андрей Махортых. В классическом стиле Новая реальность художника Рожнова и кому она нужна Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru У Николая Рожнова было четыре сестры и два брата — Володя и... Володя. Старший Владимир погиб в 1943-м, подорвался на мине. А младший родился 9 мая 1945 года, и родители назвали его Володей... Для Николая Григорьевича это не семейные предания, а живые воспоминания. Старший брат был для него примером: прилежный, ответственный. И страсть к рисованию тоже от него. А вот откуда у Володи увлеченностьживописью, неиз- вестно. Вроду все быликрестья- нами, пахали и сеяли, пряли и ткали. А он бережно складывал свои рисунки под соломенный тюфяк на полатях, покрытый самотканойдерюжкой,и,навер- ное, хотел стать художником. В 43-м ему было всего 18 лет. Когдамина взорвалась, онуспел крикнуть «Мама!». У портрета сына Родители так никогда и не оправились от этой утраты. О подробностях его гибели рас- сказал им сослуживец сына. Володя погиб после марш- броска, когдафрицев уже гнали с Украины. Ночью, когда часть располагалась на привал, он и напоролся на мину… Потом Николай Рожнов на- пишет картину «Похоронка»— ее можно увидеть в областном краеведческоммузее. Самаяже известная его работа из цикла, посвященного брату, называет- ся «Упортрета сына». В 1974-м она экспонировалась в Москве на всесоюзной выставке, потом побывала в Германии. Затем картину приобрел Владимиро- Суздальский музей народного творчества, где она и хранится. Сюжет ее прост: на стене избы висит портрет крестьян- ского парнишки, а под ним на лавке сидят старенькие роди- тели, сложа натруженные руки на коленях. Художник передал человеческое горе не какими-то особыми изобразительными средствами, а исключительно талантом и силой собственного чувства. Личное Окончив в свое время за- очные курсы для желающих учиться рисованию при Цен- тральном доме народного твор- чества имени Н.К. Крупской в Москве, позднее преобразо- ванном в Государственный за- очный народный университет искусств, Николай Рожнов всю жизньбылиостаетсянародным, самодеятельным художником. Родом он из прилегающего к нашему липецкому краю села Ранино Тамбовской об- ласти. Первой женой его стала выпускница Мичуринского пе- динститута. По ее направлению они уехали в Нижний Тагил, где Николай Григорьевич тоже окончил пединститут — худ- граф. У них родился сын. Но в 1974-м Рожнов вернулся на родину: супруга не прониклась его живописью, он не разделил ее учительских забот. Каждый остался при своем. Еще одна женитьба тоже не принесла Рожнову счастья. Обосновались они с новой се- мьей в Липецке. Он занимался в основном оформительской работой. И зарабатывал не- плохо. Но 90-е годы смутили его своей необузданностью, и он ушел в свободное плавание. Однако созданный тогда на пару с товарищем кооператив больших доходов не принес. Ау жены появились свои интересы и увлечения. И сейчас он живет один в тесной комнатушке — с сотня- ми работ на стенах, полках, за диваном, в углах, на подокон- нике и просто на полу. Здесь же —мольберт, заготовки для рам, инсталляциииз природногома- териала, краски в тюбиках — и кисти, кисти, кисти. — Да лучше бы я был шо- фером! — в сердцах сказал он, раскладывая по местам «экс- понаты» специально для меня устроенной выставки. Современное искусство Любитель, он самый по- чтенный член клуба самодея- тельных художников «Гори- зонт» при областном Центре культуры, народного творче- ства и кино. И на 84-м году жизни пишет почти каждый день. Сколько уголков липец- кого края запечатлел в своих светлых, яркихпейзажах! Ори- гинальны и портреты: с новой стороны открываются в них даже исторические личности — Иван Грозный, Петр Пер- вый, Петр Столыпин, Иосиф Сталин, Георгий Жуков... Николай Рожнов—посто- янный участник всевозмож- ных выставок, где его талант оценивается достаточно высо- ко. За «Портрет брата» (где гла- заюноши еще пытливо вгляды- ваются в будущее, а за спиной у него уже свершилось все самое страшное: война, взрыв и ко- нец...) в мае 1985 года он полу- чил диплом и медаль лауреата всесоюзного смотра-конкурса самодеятельных художников. Затем картина была представ- лена на передвижной выставке в Болгарии. Когда-то его полотна демон- стрировались в ГДР, Чехосло- вакии, Венгрии. Картина «Осень» вы- ставлялась в Лива- дийском выставочном комплексе Ялты и впо- следствии была приобретена музеем Симферополя. Есть его работы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Костроме. В центральной городской библи- отеке имени Сергея Есенина в Липецке. Были у него и персо- нальные выставки. В минувшем году работа под названием «Пижма» была представлена на VIII Междуна- родной выставке-конкурсе со- временного искусства в Санкт- Петербурге и заняла там третье место в номинации «Пейзажи и природа в классическом сти- ле». Я видела эту картину: она изумительна! А на областную выставку ее не взяли... Осень Такая вот осень жизни у мастера. Впрочем, в классиче- ском стиле: видимо, настоящее творчество в хоромах неживет. Был бы Рожнов прагматиком, брал бывыгодные заказыижил припеваючи. А он романтик, берет мольберт и пишет этюды, создавая свой мир красивых пространств и людей. А кому сейчас до романти- ков, будь онихотьпрофессиона- лы, хотьлюбители?Но зато рас- ставилРожнов своикартины— и все в комнате преобразилось. Потому что излучают пейзажи и лица удивительный свет. А про шофера — это он так, для красного словца. Хорошая работа, если руки тянутся к баранке, а не к перу или ки- сти. Тут другое: жизнь в ис- кусстве. Она делает тебя создателем той реаль - ности, кото- рая никогда бы не стала явью без тво- их усилий и дара. Одна беда: что с этой реаль- ностью де- лать? Во т и Рожнов му- чается вопросом, как распорядиться своими картинами. Кому они нужны? У него добрые отноше- ния с сыном и пасынком, с внуком, они все благоразум- ные, работящие люди. Но им это живописное собрание ни к чему. Неужели пропадет труд жизни талантливого мастера? Александр Бойников Почему-то именно осени свойственно навевать фило- софские мысли о бренности всего земного… Но в третьем номере «Петровского моста» за 2017-й большинство произведений пронизано, словно на контрасте с внеш- ним миром, идеей бытия духовного, пути к которому — любовь, согревающая усталые сердца, и вера, в делах совершающаяся. Начни с себя Блок прозы открывает повесть Александра Влади- мирова с символическим названием «Возвращение», в содержательной ткани которойприсутствуют сразу три образа России — до- революционной, советской и современной. Подлинное —духовное—возвращение к своим корням и прежде всего к православию мы на- блюдаемчерез этапыжизни главного героя, подполков- ника в запасе, через его вы- страданные размышления, отмеченные подкупающим психологизмом, через счаст- ливуюпозднююлюбовь.Пи- сателятакжеволнуетвопрос об истинности веры в лю- дях («Если выгодно верить — будут верить, если нет — отрекутся, не задумыва- ясь»), но он на стороне тех, кто начинает возрождение страны с самого себя или, отринув безбожие, посильно участвует в восстановлении поруганного храма. Тонкой прорисовкой острых переживаний, вы- званных трагедией минув- шейвойны, ломающейчело- веческиесудьбы, отличается рассказ Дмитрия Коробова «Вигоневый платок». По- весть Анны Харлановой «Танцующие ивы»читается легко благодаря динамич- ным диалогам и красочным описаниям нравов совре- менной сельской и город- ской молодежи. Однако фа- бульные линии, в том числе возвращение центрального персонажа из Москвы в родное село, оставляют впе- чатление незавершенности и недосказанности. Федор Ошевнев в рас- сказе «Полонез Огинского» закрутилбезпреувеличения лихой криминально-быто- вой сюжет, постепеннопере- ходящий вметафизическую метафору соблазна и иску- шения. Визит школьного приятеля — элегантного, уверенного в себе и преуспе- вающего —к давней подру- ге Вере, коротающей время со скучным бойфрендом, перевернул все ее существо, напомнил, что есть на свете любовь — исступленная, безрассудная. Однако на поверку красавец в сером, иначе Колька Беспалов по прозвищу Бес, оказывается сущим дьяволом во пло- ти, обреченным постоянно скрываться за совершенные убийства и наказанным не- возможностьювозвращения к своим истокам. Героиня же все оставшиеся годы му- чается, будто в наказание, воспоминаниями о «ночи нескончаемого полонеза». Коллизии повести отсыла- ют к мрачной фантастике Михаила Булгакова и Эрн- ста Гофмана. К этому же разделу фак- тически примыкает авто- биографическое мемуарно- документальное повество- вание Алексея Колядова «Пишу вЦККПСС…Родни- ки деревенского детства», своего рода сплав «деревен- скойпрозы»иочеркистики. В центре изображения — темные стороны колхозной жизни50-х годовивопросы, которые задает подросток, видя огромную дистанцию между лозунгами «самой справедливой» власти и практическимидействиями ее низовых представителей. « Родин других нет ...» Решительноназванапод- борка стихов Владимира Богданова—«БытьвРоссии надо оптимистом». Сказано не просто так. Строки по- эта дарят нам свет, добро и дружбу — те нравственные опоры, которые помогут вы- стоять, выдюжить и при не- обходимости встретить лю- бого врага чисто по-русски: Ополчились тыщи пар нечистых на неё… —Ах, ты, едрена вошь! – Скажет, как всегда, Руси хранитель и пойдет врагов своих крушить… Весомо дебютировал в качестве поэта публицист, москвич Олег Шаповалов, чей журналистский путь начался в газетахЛипецкой области. Трогательны его стихи о российской глу- бинке, блестят экспрессией пейзажные приметы, с ис- креннимнакаломговорится о душевной стойкости, по- могающей «держать удар». Особенно проникновенно и нежно-патетично у него чувство Отечества: «Родина моя любимая, не важно, что дашь в ответ! // Родина невыносимая! Но родиндру- гих нет». Рубрика «Антология двух стихотворений» пред- ставляет шесть поэтов Дон- басса — Елену Заславскую, ИринуГорбань, Александра Савенкова, Ирину Бауэр, Светлану Сеничкину, Люд- милу Гонтареву. Публи- кация их стихотворений — яркий и достойный под- ражания пример восстанов- ления и укрепления еди- ного пространства русской литературы — состоялась по итогам поездки группы липецких писателей в Дон- басс весной этого года. Вол- нующаялетописьвоплотила и нелепую жестокость, про- тивоестественность войны нынешних властей Украи- ны с собственным народом, и саднящую боль утрат, и крах налаженной мирной жизни, порой не скупясь на апокалипсические краски: «Ибрат на браташел, а друг на друга. // И стало черным молоко в сосцах. // И стала черной кровь в людских сердцах, // Как антрацит, наш краснодонский уголь» (Елена Заславская). Гово- рить о каждом стихотворе- нии можно много, но лучше их все прочитать, хотя не могунепроцитировать здесь рвущую душу правду: ...и треснет время в деревянном чреве, и протечет забвением имен, и дочке будет пять, а сыну — девять отныне до скончания времен. Открывая таланты В разделе публицистики отметим колоритный пор- трет Александра Вагнера, «скульптора, философа, интеллигента». Липчанина с общероссийской известно- стью и своего друга нарисо- вал в емком очерке Сергей Сошников. Прекрасное до- полнение к нему — работы А. Вагнера на однойиз цвет- ных вкладок журнала. Прочитав зарисовку Ев- гении Ионовой «Зоркий Черный» о фотографе Ми- хаиле Черном, достигшем в этой профессии высот мастерства, хочется вос- кликнуть: «Как здорово, что журнал пишет о людях творчества, о созидателях!» Такие материалы сейчас насущно необходимы, они, уверен, могут помочь кому- то определиться с собствен- ным будущим или открыть в себе дремлющие креатив- ные задатки. Иллюстрация Виктора Нелюбова к повести Александра Владимирова «Возвращение» Разные образы России Авторы последнего номера « Петровского моста » продолжают спор о « вечных » темах Фото Ирины Смольяниновой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz