Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
Ольга Иосифовна Яхонтова. Иван Федорович Яхонтов. БЫЛОЕ Дом Яхонтовых на улице Космодемьянской (Исполатова, № 5) № 201/25579/ 19 ОКТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 12 Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Пропущенное имя Жизнь, оставшаяся в стихах Отсюда родом лауреат Но- белевской премии, создатель лазеров Н.Г. Басов. Вообще список ярких людей, родив- шихся в Усмани, насчитывает три-четыре десятка имен. Но вот каким-то образом «выпа- ла» из этого перечня поэтесса Ольга Яхонтова. Родилась Ольга Иосифовна в 1883 году в семье нотариуса. Девочка получила хорошее домашнее образование. Гим- назии в Усмани еще не было, она находилась за сотни вёрст в губернском Воронеже. Там и продолжила учебу Оля. Она сразу обратила на себя вни- мание не только отличными знаниями, но и тем, что писа- ла хорошие стихи. Потом она вернулась под родительский кров. И именно в Усмани встретила своего любимого — Ивана Яхонтова. Иван Федорович, педагог по образованию, стал вскоре инспектором земских училищ уезда. Он всеми силами ста- рался поддерживать талант- ливых детей. Благодаря ему немало крестьянских само- родков поступили в высшие учебные заведения. Вместе с супругой он активно занялся устройством в одно из училищ крестьянского паренька из села Березнеговатки (ныне Добринский район) Никиты Пчельникова. Позднее Ни- кита Игнатьевич внес огром- ный вклад в становление со- ветской артиллерии,стоял у истоков радиолокационного оружия. Ученый всегда с те- ВИКТОР ЕЛИСЕЕВ, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина. Город Усмань возник в 1645 году как крепость на Белгород- ской засечной черте. Верой и правдой служилые люди охраня- ли здесь южные наши рубежи от крымских татар и ногайцев. Многое повидал этот небольшой городок. плотойвспоминалЯхонтовых. В Усмани Ольга продол- жала писать стихи. Чаще всего о любви. Она их нигде не публиковала. Читала только супругу и другим близким. Розы расцветшие, небо лазурное, Песнь соловьиная страстная, Грёзы волшебные, счастье безумное, Жажда любви необъятная! Листья завядшие, краски потухшие, Жалоба ветра тоскливая, Сумерки хмурые, сны обманувшие, Грёза о счастье разбитая!.. А вот посвящение любимо- му мужу: Я вся ещё полна недавней нашей встречей, Ещё в душе моейтрепещет счастья луч, И слышатся мне всё чарующие речи, И поцелуев след томителен и жгуч… Я вся полна тобой, и радости безумной Не в силах скрыть: ликую и пою, Я грёзою живу несбыточною,чудной, И всё поёт во мне: «Люблю тебя, люблю!»… А эти ее поэтические стро- ки тронут и самого равнодуш- ного человека: Зачаруй меня нежной лаской, Ты зажги меня страстью своей, Иволшебной, несбыточной сказкой Убаюкай меня поскорей! Возврати мои светлые грёзы, Моё сердце от сна пробуди, Дай забытые, сладкие слёзы, Дай восторг мне и радость любви! Дай упиться мне счастьем свидания, Зачаруй меня лаской своей!.. Первая русская револю- ция не прошла мимо двадца- тидвухлетней поэтессы. В это время она писала: Тучи чёрные сгустились, Весь покрыли небосклон, Поскорее бы разразились Благотворною грозой! Поскорее бы гром грянул, Бурный ливень бы пролил, Чтобы край родной воспрянул, Полный новых мощных сил. За грозою — дни погоды, Воздух чище, даль светлей, Друг, не бойся непогоды, Если хочешь лучших дней! Иван Федорович уговари- вал жену публиковаться. И в конце концов настоял. В 1908 году в Воронеже вышла ее единственная книга «Песни о любви. Стихотворения». Ольга Иосифовна прекрас- но разбиралась в поэзии. Ей былиблизки самобытные воро- нежские поэтыА.В. Кольцов и И.С. Никитин. Унее даже есть «Гимн И.С. Никитину». После революцииЯхонтова оказалась в гуще городской жизни. Она стала активисткой городского Союза женщин, преподавала в одной из вос- кресных школ для женщин. Но жизнь ее уже была на излете. Поэтессы не стало в марте 1923 года. Похоронили ее, как она и хотела, на малой родине. В память о ней оста- лась небольшая книга стихов, где были и такие строки: О, если бы забыть, о, если бы забыться, И сердцу вновь свободу возвратить, Чтобы оно могло спокойно, ровно биться, Не тосковать, не ждать и не грустить!... И далее: О, если бы забыть, о, если бы забыться, Чтобы возвратить душе утраченный покой, И не любить бы так, к тебе так не стремиться, Не быть твоей безвольною рабой!.. Забытая совесть России Окончание. Начало на 8-й стр. Но мы, опять же, знаем, что все это провоцировалось ци- ничной борьбой за власть, за всем этим стояли кланы, тейпы. На самом деле каждый человек решает этот вопрос для себя. У нас в университете учатся много студентов, при- надлежащих к самым разным конфессиям. Поверьте, все они с глубоким уважением относятся и к Православию, и к русской культуре. Более того, есть даже повышенный интерес. И между нами не возникает никакой враждеб- ности. Каждый человек ин- тересен сам по себе и как но- ситель своей культуры. Те же чеченцы или дагестанцы у себя в республиках соблюдают свои традиции. Но когда они на международных сорев- нованиях выходят на ковер или татами, то ощущают себя россиянами и с гордостью слу- шают российский гимн. Какой бынациональности тыни был, ты должен гордиться своей страной, ее историей. Потому что она у нас общая на всех. Нельзя отделять человека от его культуры и его граждан- ства. Родина — это Родина, ее не выбирают.Невозможно ска- зать: «Я дагестанец, поэтому не хочу быть россиянином». Просто надо уважать друг друга. И когда на Кавказе из- за мусульманского праздника первое сентября перенесли на четвертое, никакихпроблемне произошло. Кондратьев: Наша страна не стерла с лица Земли ни один язык, ни одну культуру. И было множество примеров счастливых межнациональ- ных браков. Русский мир — это не обязательно там, где по-русски говорят и думают. Это там, где осознают свою сопричастность к другому, в отличие от западного индиви- дуализма. Этоиесть глубинное отличие русского характера. На концерте, который был в конце конференции, при- сутствовало очень много ино- странцев. И все они говорили, насколько услышанное ими близко естеству человеческой природы. Алексей Констан- тинович более чем достоин, чтобы его снять с запыленной полки и заново представить людям. Именно потому что он их не разъединял, а объ- единял. Вспомните: «Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, Ик клятве ни один не мог меня привлечь». Он в равной степени хорошо относился и к западникам, и к славянофилам, потому что прозревал истинный путь Рос- сии, не укладывающийся ни в одни жесткие рамки. Молодежь и поэзия —Павел, скажите честно, а молодежь сегодня хоть как-то интересуется поэзией? Анисимов: Смотря ка- кая молодежь, смотря какой поэзией.Уменя есть знакомый на спортфаке, который может не очень грамотно писать, но зато знает наизусть огромное количество стихов. Просто у него есть потребность души. Кстати, молодежь сейчас, вы- ражаясь современным слен- гом, фанатеет от Есенина. — Я к тому, что можно ли вернуть сейчас Алексея Кон- стантиновича… Анисимов: Можно, но если начинать со школы. Кондратьев: Хотя прихо- дится признать, что мы по- теряли то время, когда толпы валили на поэтические вечера в Политехническом музее. Да что в музее, полные Лужни- ки собирались не на футбол, не на шоу, а для того, чтобы послушать стихи. Толстой говорил, что любые новации в общении в итоге обесце- нивают саму человеческую коммуникацию. Что мы и видим сегодня в социальных сетях, в смс-сообщениях, во всевозможных чатах. Мы сей- час загоняем себя в какой-то тупик, и надо не просмотреть, когда эта дверь может за- хлопнуться. А захлопнуться она может в любой момент. А если говорить об Алексее Кон- стантиновиче, то из того, что наработано культурой, ничего нельзя безболезненно убрать, вычеркнуть. Потом будем над этим думать и ломать голову. А сегодня даже диссертаций по Алексею Константиновичу Толстому никто не пишет. Хо- рошо, что еще проводятся та- кие мероприятия, на которых вспоминают забытые имена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz