Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
РОМАН КРЕЦУЛ, «ИЗВЕСТИЯ» Россияне в среднем не высыпаются 3,7 рабочего дня в неделю. Из-за этого они трудятся примерно на 80% своих возможностей. А работодатели тратят на оплату времени, ис- пользованного впустую или с низкой производительностью, порядка 2,3 триллиона рублей в год, подсчитали аналитики НАФИ. Большинство недосыпающих граждан предпочитают полноценному сну телевизор, книги или игры, а 30%—не спят из-за переработок. ТЕНДЕНЦИИ № 197/25575/ 12 ОКТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 10 С огласно результа- там исследования НАФИ, больше по- ловины работающих россиян (51%) не вы- сыпаются в будние дни, при- чем за последний год эта доля выросла на 4%. Однако стало меньше тех, кто недосыпает сразу пять дней в неделю (на 6%—с 32 до 26%), но выросла доля работников, у которых дефицит сна наблюдается три дня в неделю (с 10 до 18%). Среди причин недосыпа первое место занимают попыт- ки потратить больше времени на досуг: затянувшиеся за полночь просмотр телеви- зора, чтение книг или игры назвали более трети (37%) опрошенных. В последний год увеличилось число тех, кто предпочитает эти развлечения сну (в 2016-м их доля состав- ляла 28%). Вторая по распространен- ности причина, которую ука- зали участники исследования, — переработки. Из-за них не- досыпают 30% респондентов (год назад таких было 36%). Другие причины — воз- раст и проблемы со здоровьем (23%), маленькие дети (15%), посторонниешумы (11%), раз- влечения вне дома (8%), храп супруга (4%). Респонденты могли выбрать сразу несколь- ко вариантов ответа. Участники исследования, которые жалуются на недо- сып, оценили свою работо- способность на 80%. В 2016-м средняя оценка была еще более пессимистичной — 71%. Од- ной из причин «повышения эффективности» «заспанных» сотрудников специалисты НАФИсчитают сезонныйфак- тор: в этом году респонденты отвечали на вопросы в апреле, а в прошлом—в феврале. При одинаковом уровне недосыпа люди более работоспособны в теплое время года, решили исследователи. По данным Росстата, на начало 2017 года численность работающих граждан состав- ляла 71,7 миллиона человек. АналитикиНАФИучитывали средние зарплаты в субъектах и выяснили, что переплаты невыспавшимся сотрудникам составили 190 миллиардов рублей в месяц по всей Рос- сии. Это почти 2,3 триллиона рублей в год. В прошлом году, когда работников опрашива- ли зимой, они оценили свою эффективность ниже, сумма «впустую» выплаченных им денег была в два с половиной раза больше—493 миллиарда рублей в месяц. — Переработки и желание поздним вечером наверстать упущенное для отдыха время заметно сказываются на эф- фективности труда работника на следующий день, — рас- сказала «Известиям» руково- дитель направления исследо- Недоспали на два триллиона Среди главных причин низкой производительности труда россиян — сверхурочная работа и полуночный досуг ФОТО: ИЗВЕСТИЯ/ ПАВЕЛ БЕДНЯКОВ Совместный проект «Липецкой газеты» и газеты « » ваний в сфере HR Аналитиче- ского центра НАФИЛюдмила Спиридонова.—Этоставитпод сомнение качество получен- ного дополнительного «про- дукта» для работодателя от затянувшегося рабочего дня. Профессор кафедры тру- да и социальной политики РАНХиГСЛюбовьХрапылина считает, что качество работы при регулярном недосыпе не- избежно будет страдать, даже если сотрудники и их руко- водители постараются делать все наилучшим образом. —Еще в 1990-е годы в Рос- сии начали пропагандировать переработки и подработки. Считалось, чтонужно работать сразу в нескольких местах — чем больше, тем лучше, — пояснила «Известиям» Любовь Храпылина. —Но мы снова и снова убеждаемся, что это невозможно. Даже если халатно, поверхностно отно- ситься к своим обязанностям, при постоянных переработках неизбежно наступает пере- утомление — от напряжения, постоянных переживаний, что где-то что-то не выполнил или опоздал. Член правления Россий- ского союза промышленников и предпринимателей Андрей Разбродин скептически от- нессякрезультатамисследова- ния. По его словам, серьезные переработкихарактернылишь для некоторых отраслей. В первую очередь — для ритей- ла и финансового сектора. На производстве, как правило, функционирует система ох- раны труда, отметил эксперт. — Каждый работодатель знает, какова выработка на том или ином рабочем месте, сколько «с квадратногометра» собирать в условиях кризиса. Предприниматели за этим серьезно следят, — убежден Андрей Разбродин. СекретарьФедерации неза- висимых профсоюзов России (ФНПР)АлександрШершуков уверен, что рабочий день нуж- но сокращать. — Нынешняя продолжи- тельность рабочего дня опреде- лялась в другой исторический период, когда основная часть населения работала руками, а не головой, — рассказал он «Известиям». — В странах Западной Европы уже прово- дились успешные эксперимен- тыпо внедрениюсокращенной рабочей недели с сохранением тойже заработной платы. Но у нас есть препятствия — даже если работодателя обяжут со- кратить рабочий день, ему бу- дет проще всего пойти по пути пропорционального снижения зарплаты. В июне на Петербургском экономическом форуме ми- нистр труда и соцзащитыМак- симТопилин заявлял, что в бу- дущем благодаря технологиям XXI века рабочий день может значительно сократиться и со- ставить 5–6 часов, а позднее, возможно, и два часа. Автомобиль не роскошь Доля граждан, которые добираются до места работы или учебы на машине, за 14 лет увеличилась втрое НАТАЛИЯ БЕРИШВИЛИ, «ИЗВЕСТИЯ» Популярность личного ав- томобиля у россиян за 14 лет выросла почти в четыре раза. 29% россиян ездят на работу, учебу или по делам на машине, показал опрос «Лева- да-центра». Пользоваться такси рос- сияне тоже стали чаще. При этом некоторые виды обще- ственного транспорта теряют пассажиров: всеменьше росси- ян пользуется электричками, трамваями и троллейбусами. Эксперты объясняют эту ди- намику ростом числа автов- ладельцев в стране, а также подорожаниемпроезда в обще- ственном транспорте. В исследовании приняли участие 1,6 тысячи респонден- тов старше 18 лет, проживаю- щих в городах и селах по всей стране. В 2003 году ездить на машине предпочитали только 8% опрошенных, то есть за 14 лет их доля выросла в 3,6 раза. В четыре раза больше стало и пользователей такси: 3% — в 2003 году и 12%— в 2017-м. При этом доля россиян, которые предпочитают до- бираться на электричках, снизилась почти в три раза — с 11 до 4%, на троллей- бусах — в два раза (с 20 до 10%), на трамваях — в полто- ра раза (с 14 до 10%), пример- но на столько же сократилась доля тех, кто передвигается на районных и пригородных автобусах — с 19 до 14%. Причины явления отчасти объясняют результаты того же опроса. «Пунктуальность» общественного транспорта не устраивает 14% респон- дентов. О плохом состоянии автобусного парка, трамваев и электричек заявили 12% опрошенных. Но больше всего россиян беспокоят цены на билеты (19%). При этом метро и город- ские автобусы, по данным «Левада-центра», набирают популярность. Доля респон- дентов, которые предпочитают передвигаться в подземке, уве- личилась с 8 до 12%. А число пассажиров, выбирающих автобус, не изменилось и со- ставило 42%. ДиректорИнститута эконо- мики транспорта и транспорт- ной политики ВШЭ Михаил Блинкин рассказал «Изве- стиям», что в большинстве регионов наблюдается падение объема пассажирских перево- зокна наземномобщественном транспорте. Но, к примеру, в Москве эта цифра, наобо- рот, растет. Социолог «Левада-центра» КаринаПипия отметила, что в России значительно выросло число автомобилистов. — Доля россиян, отме- чающих, что в их семье есть автомобиль, в период с 2003 по 2017 год увеличилась ми- нимум в два раза, по данным опросов. Естественно, что автомобиль в качестве транс- портного средства стали ис- пользовать чаще, — сказала эксперт. По данным ГИБДД, число зарегистрированных в стране легковых машин при- ближается к 50 миллионам. Она добавила, что в связи с этим обострилась ситуация с пробками. 30% россиян в августе этого года отметили, что дорожные заторы — это основная транспортная про- блема в их городе или районе. По мнению зампредседате- ляОбщероссийского объедине- ния пассажиров Ильи Зотова, главный аргумент в поль- зу такси — соотношение цены и качества поездки. В отличие от городского общественного транспорта автопарк такси постоянно обновляется, ацены на услуги — снижаются. Карина Пипия отметила, что предпочтения людей от- носительно средств передви- жения зависят от особенно- стей инфраструктуры регио- на и возраста респондентов. Так, для москвичей основной транспорт— это метро. Жите- ли крупных и средних городов чаще используют такси, чтобы добраться до места работы или учебы. Молодые россия- не в возрасте от 18 до 24 лет чаще пользуются велосипедом (каждый десятый). В целом по стране доля респондентов, предпочитающих «крутить педали», составляет 4%. ФОТО: ИЗВЕСТИЯ/АЛЕКСЕЙ МАЙШЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz