Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ИМЯ В ИСТОРИИ № 192/25570/ 5 ОКТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Самые, самые... „ «Учитель и ученик растут вместе...» Конфуций, китайский мыслитель и философ, V век до н.э. Мастера урока Феномен Константина Москаленко: липецкий опыт МАРИНА КУДАЕВА В истории народного образованияЛипецкой области особое место занимаетимяКонстантинаАлександровичаМоскаленко, практически ровесника нашего издания: в этом году педагоги- ческая общественность отметила столетие со дня его рождения. Москаленко известен, пре- жде всего, какученый-педагог, разработчик и организатор знаменитогоЛипецкого опыта. В октябре 1959 года в научном журнале «Народное образова- ние»появилась его статья«Как должен строиться урок». Эта публикация и стала началом феномена, получившего назва- ние липецкий опыт. А первая публикация об этом в нашей газете, называвшейся тогда «Ленинское знамя» и сохра- нившейся в областной универ- сальной научной библиотеке, относится к 2 марта 1962 года. Заметка называлась «Поуроч- ный балл». Ее автор В. Гузеев, в то время член нештатного совета по вопросам народного образования. Публикуеммате- риал без сокращений. Поурочный балл Осуществление учета зна- ний в процессе всего урока получило распространение в школах области в основном с 1957 года. Толчком к этому послужил эксперимент Трое- куровской средней школы по сокращениюопросаэтапаурока до семи-восьми минут. Так как за такое короткое время нельзя основательно выслушать не- скольких учащихся и обеспе- чить достаточное накопление оценок, то, во-первых, все боль- шее распространение получал фронтальныйопрос, во-вторых, выявление знаний стало прово- диться в процессе всего урока на основе повторения по связи. В 1958 году это положение получило формулировку: сли- яние учета знаний и обучения в единыйпроцесс.Еслираньше оценки выставлялись в жур- нал в основномво время опроса и лишь изредка — в процессе объяснения и закрепления материала, то теперь шаблон был сломан. Оценки стали вы- ставлятьсяна протяжении все- го урока. Некоторые учителя ставят отметки в конце урока. Кандидат педагогических наук К.А. Москаленко назвал такую форму термином «по- урочный балл» и обосновал его положительные стороны. Наибольшая трудность при выставлении поурочного балла заключается в том, чтобы до конца урока за- помнить качество ответов ряда учащихся и выста- вить им справедливые оценки. Учителя, применя- ющие в своей работе по- урочный балл, достигают это таким образом. Для оценки намечают опре- деленных учеников и вызывают их в процессе различных работ в ходе урока. Большинство за- ранее готовит небольшую табличку с указанием ра- бот и фамилий учеников, куда и ставится (для себя) отметка за каждый су- щественный ответ, и за- тем выводится итоговый балл. Так, Галина Ива- новна Горская для этой цели всегда имеет при себе небольшой блокнот. Чтобы тратить меньше времени и оценить большее количество ответов учени- ков, можно вместо отметок ставить точки между лини- ями на различной высоте, соответствующей оценке. Поурочный балл—это уже качественно новое явление: он является весьма эффективным стимулятором активности и повышения внимательно- сти учащихся на занятиях и представляет собой, таким образом, довольно ценный составной элемент новой орга- низации урока. Константин Москаленко с коллегами. ДУШЕВНО Классная мама Кто зажигает огонек любви и веры «Мама, я влюбилась!» Именно эти слова я услышала, когда моя дочь пришла однажды со встречи с одноклассниками и учителями накануне очередного 1 сентября. Сердце заволновалось: все-таки 10-йклассивпередиЕГЭ.Какнево- времяэталюбовь.Нопереживания оказались напрасными... Так эмоционально дочь выразила свое отношение к новой классной руководительнице, которая ей очень понравилась. Наконец-то в школу дочка бежала. Да и из школы ребя- та не спешили. Все шли в кабинет к Галине Ивановне. А там разговоры по душам, чай, разбор «полетов». И ни одного звонка домой родителям нерадивых учеников. Все вопросы решали в классе. Были и походы с ночевкой, ка- пустники, классные родительские собрания (настолько классные, что и нам, родителям, уходить не хоте- лось), игры в пейнтбол, катание с гор. А летом — раскопки и... Сочи. Поездка классом на море. Словом, учились общаться, дружить, лю- бить. Но вдруг пришла беда… Галина Ивановна заболела. Очень серьезно. И тогда ребята, вдруг став взрослы- ми, научились сострадать. Были гра- фики походов в больницу, стояние под окнами, бесконечные звонки. Была боль. Общая. Класс, казалось, осиротел. Но когда уже 11-й класс послали на Пост № 1, каждый день после процедурнашаГалинаИванов- на приходила поддержать своих ре- бят. Они были вместе, они семья, они должны были победить! Ипобедили. Потом была подготовка к экза- менам, к выпускному. Было огром- ное количество теплых слов нашей дорогой Галине Ивановне. И были слезы. Какие слезы! Дети не хотели уходить из своей школы № 46, от своей классной учительницы, от тех, кто их любил и кто сделал семьей. Спасибо, дорогая наша, любимая Галина Ивановна Тимошина! За на- ших детей, за то, что научили их верить взрослым, дружить, любить, сопереживать. Как точно сказали ребята на выпускном: «Есть учителя года, есть заслуженные, а нам до- стался Учитель от Бога». Мы поздравляем нашу Галину Ивановну с профессиональным праздником. Сейчас у нее новый класс, имызнаем—и в их душах она снова зажжет огонек любви и веры. Елена Фурсова, г. Липецк. 500 200 Окончание. Начало на 4-й стр. Самая спортивная школа — МБОУ СОШ№70 г.Липецка. В2016-2017учеб- ном году команда школы представляла нашу область на Всероссийских прези- дентских спортивныхиграхи занялапя- тое место. Педагог физвоспитания этого учебного заведения Елена Скуратова в 2015-2016 учебном году стала победите- лемобластного этапа открытого публич- ного Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работыи развитие массового спорта сре- ди школьных спортивных клубов в но- минации «Лучший педагог школьного спортивного клуба». На Всероссийском этапе Елена Скуратова вошла в число шести призеров конкурса. Самые вкусные обеды в школе № 2 с. Казаки Елецкого района, которая занимает первое место в реализации регионального пилотного проекта «Здо- ровый школьник». Самые ТОПовые школы. В Топ-500 лучших школ России в 2016 году вошли: „ МАОУ лицей № 44 г. Липецка; „ МАОУ СОШ№ 20 г. Липецка; „ МАОУ СОШ № 29 «Университет- ская» г. Липецка; „ МБОУ гимназия№19 им. Н.З. По- повичевой г. Липецка; „ МБОУ гимназия № 64 им. В.А. Котельникова г. Липецка; „ МБОУ лицей № 4 г. Данкова; „ МБОУ лицей № 5 г. Ельца; „ МБОУ СОШ№ 77 г. Липецка; „ МБОУ гимназия № 1 г. Липецка. В Топ-200 сельских школ вошли: „ МБОУ средняя общеобразователь- ная школа №1 с. Доброе; „ МБОУ гимназия имени Героя Со- ветского Союза П.А. Горчакова — Ли- пецкий район, с. Боринское; „ МБОУ средняя общеобразователь- ная школа с углубленным изучением отдельных предметов — с. Тербуны; „ МБОУ им. Л.Н. Толстого — п. Лев Толстой; „ МБОУ лицей — с. Долгоруково; „ МБОУ лицей — с. Хлевное; „ МБОУ средняя общеобразователь- наяшкола№2 имениМ.И. Третьяковой — с. Доброе; „ МБОУ средняя общеобразова- тельная школа — Задонский район, с. Донское; „ МБОУ средняя общеобразователь- ная школа — с. Красное; „ МБОУ средняя общеобразователь- ная школа — с. Становое. Топ-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высо- кие возможности развития способно- стей учащихся от Липецкой области, вошли: „ МАОУ лицей № 44 г. Липецка; „ МБОУ«Гимназия№64им.В.А.Ко- тельникова» г. Липецка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz