Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

№ 192/25570/ 5 ОКТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Уроки ведут Ольга Иванова и Сергей Бочаров. Оба заслуженные учителя России, — рассказывает Оль- га Евгеньевна. — У нас дома всегда было много учеников и выпускников, которые ча- сто приезжали поделиться радостью или спросить со- вета. Это предопределило, наверное, мою дальнейшую жизнь. Поэтому, когда встал вопрос, куда пойти учиться, ответ был давно известен: конечно, в пединститут. Един- ственный спор был в выборе специальности—математика или физика. Но отвозил меня в институт папа и по дороге переубедил, что математика интереснее. Так Ольга Евгеньевна счи- тает до сих пор. — Наш лицей уже много лет известен как математи- ческая школа, но призеры и победители олимпиад по рус- скому языку — это ученики матклассов, — говорит она. — А все потому, что мате- матика структурирует мозг, облегчает запоминание, учит делать правильные логиче- ские выводы, чего и требуют любые олимпиадные задания. Приятно, что педагогическая династия на мне не прерва- лась: вторая дочь Светлана учитсяпо специальности«Ма- тематика и физика». И все свободное время проводит в школе, с моими детьми. В общении с учениками Ольга Иванова строга и спра- ведлива. И, как отмечают ученики, удивительное дело, но у нее нет любимчиков. Наверное потому, что в душе этого человека уживается и прекрасный педагог, и гра- мотный психолог, чувствую- щий, что для одного ребенка важно достичь успеха в ее предмете: выиграть конкурс, поступить в престижный вуз. Другойже хочетпросто средне сдать ЕГЭ. А кому-то из уче- ников нужно помочь сберечь нервную систему. Сейчас часто говорят: уче- ники другие стали. Да, под- тверждает Ольга Евгеньевна. У сегодняшних детей под рукой высокотехнологичные гаджеты, где они в считанные секундымогут найтичто угод- но. Современный ученик — это высокообразованный, занятой человек, который знает, чего хочет, уже распи- савший себе на определенный период бизнес-план. Зна- чит, и учитель должен иначе строить преподавательскую деятельность, так сказать, с поправкой на современность. Ипри этом помнить: копилку сухих знаний набрать не- сложно, куда важнее развить у детей логику и мышление, привить честность и порядоч- ность. Порой урок проходит как представление, но этому пред- шествует серьезная подго- товка. Да и проверка знаний учеников отнимает большое количество сил и энергии. Отпуск для учителей — един- ственное время, когда можно отдохнуть от работы и на- браться сил. Ольга Иванова предпочитает проводить его с семьей, путешествуя на авто- мобиле по нашей области и за ее пределами. —Это такой способ релак- сации. Недавно вернулись из Самарской области, бывали на Самарской Луке. Лазали по горам. Правда, — при- знается Ольга Евгеньевна, — и в это время работа не отпускает. Особенно хорошо ищутся темы исследователь- ских работ для детей. Ведь придумать хорошую, не изби- тую, интересную тему бывает непросто. Незабываемые 45 минут Звенит звонок. Молодой учитель истории и обще- ствознания Сергей Бочаров входит в класс и начинает урок. Вчерашний выпускник вуза использует современ- ные мультимедийные воз- можности: интерактив- ную доску для презентации, слайд-проектор, компью- тер. Школа№18 в 28-м микро- районе Липецка, которая открылась всего четыре года назад, в этом учебном году пополнилась сразу двадцатью молодыми учителями. В их числе Сергей Бочаров — вы- пускник института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического универси- тета, творческий, активный, ориентированный на поиски новых педагогических мето- дов и приемов. Журналисты «Липецкой газеты», побывав на уроке Сергея Бочарова, отметили, какие сегодня чуткие, вос- приимчивые дети и насколь- ко открыты ко всему новому молодые учителя. В этом, пожалуй, и заключается глав- ная особенность современной школы. Многие, конечно, не зна- ют, сколько трудностей пре- одолел молодой человек, пре- жде чем стал учителем, какую школу жизненной закалки прошел. В роддоме от Сергея отказалась мать, и он с пер- вых дней жизни оказался в доме малютки, а потом — в детском доме. В семь лет стал воспитанником Липецкой областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Его фотографию «Ли- пецкая газета» публиковала в рубрике «Найдименя,мама!». В фотоархиве редакции со- хранились снимки, с которых смотрит худенькиймальчик в очках с толстыми стеклами. Возможно, по этой причине никто не захотел взять его в семью. В школе-интернате Сергей стал заниматься во- калом. Талантливые педагоги поставили ему голос, благо- даря которому юный певец побывал на фестивалях во многих городах России. А в 2008 году участвовал в вело- пробеге, посвященном Пара- лимпийским играм. Юноша доказал и себе и другим, что детям с ограниченными воз- можностями здоровья под силу серьезные спортивные рекорды. — Воспи- танниковшко- лы-интерната развивали по трем направ- лениям: педа- гогическому, музыкальному и медицинско- му. Мне нра- вились школа, учеба, и к тому же я очень лю- блю детей, — рассказывает Сергей о вы- боре профес- сии. — Рядом со мной долгое время были люди, которые меня «выле- пили», — это мои педагоги. Я б е з м е р н о б л а г о д а р е н им. И, день за днем видя их огромный сер- дечный труд, я решил стать ш к о л ь н ы м учителем. А еще он сделал себя сам. Постоянно преодолевая фи- зический недуг, готовился к лекциям, чтобы быть лучшим студентом. На третьем курсе Сергей Бочаров возглавил профсоюз факультета. Педагогическая практика на 4-5 курсах проходила в гим- назии№12 и лицее№3 имени К.А. Москаленко. Особенно запомнилась та, чтопроходила под руководством известного в регионе учителя истории и обществознания Нины Ва- сильевны Павловой. Именно она дала то, что будущему учителюбыло такнеобходимо: и ободряющие слова, и сове- ты, и справедливую критику. После собеседования с дирек- тором школы № 18 Денисом Шведуном выпускника ЛГПУ приняли на работу с плотной нагрузкой в 29 часов. У учите- ля-новичка—пятьпараллелей пятиклассников, четыре — семиклассников, три — вось- миклассников и две — деся- тиклассников. Он также взял нелегкую ношу социального педагога и дает на дому уроки ученику с ограниченнымивоз- можностями здоровья. С первого дня работы в школе Сергей Бочаров задал себе такой настрой: работать, не жалея сил и времени, быть интересным детям как лич- ность. Чтобы уроки были не лекциями, а захватывающи- ми, замечательными события- ми. Чтобы 45 минут были как яркая вспышка. —Как учитель ставлю пе- ред собой задачу, чтобыучени- ки могли ответить на вопрос, почему то или иное событие произошло во всемирной или отечественной истории. По- работав в школе всего лишь месяц, я понял, что ученикам нравится мой предмет. Они хотят узнавать новое, тянут руки, чтобы ответить, у них есть желание получить оцен- ку,—делится впечатлениями Сергей Петрович. — Очень доволен пятиклассниками. Дети, перешагнувшие ступень начальнойшколы, чувствуют себя повзрослевшими и хотят соответствовать новому уров- ню. Моя задача — поддер- жать их искреннее желание учиться. Если ребенок хочет раскрыть свои способности, я даю ему возможность про- явить себя. А еще молодой учитель старается, чтобы в конце уро- ка ученики могли делать вы- воды, аргументируя их. Ведь у каждого есть своя точка зрения на те или иные исто- рические события. Так он учит их размышлять. Тем, кто затрудняется с ответом, Сергей Петрович помогает сформулировать его. Авторитетен мужчина-пе- дагог идлядесятиклассников. — Старшеклассники за- дают мне вопросы по проце- дуре сдачи ЕГЭ, потому что сравнительно недавно я сам сдавал экзамены, знаю эту систему изнутри и мой опыт им интересен. Спрашивают совета, как определиться с выбором дальнейшего пути. Я рекомендую заходить на сайты вузов, интересоваться, каков минимальный порог баллов при поступлении, что- бы знать, к чему стремиться. Самое главное — не прыгать выше головы, но развивать внутренний потенциал, ак- тивнее заниматься на уроках. И тогда все получится. Первые недели дети при- сматривались к учителю. Хотя мнение о Сергее Боча- рове сложилось уже после первой линейки, которую он вел. Добротой, творческим подходом к делу покорил он не только учеников, но и коллег, родителей и даже жителей микрорайона, когда все услышали песни в испол- нении молодого педагога на празднике улицыМистюкова, расположенной в новом ми- крорайоне. Кстати, работая в школе первый год, Сергей Бочаров и сам продолжает учиться, теперь уже в маги- стратуре ЛГПУ. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА J „ «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...» Дмитрий Лихачев, советский и российский культуролог, XX век Сергей Бочаров. Ольга Иванова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz