Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

№ 192/25570/ 5 ОКТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ВРЕМЯ И СУДЬБЫ 6 Высокое звание Заслуженный учитель Российской Федерации — высокое звание. Оно прино- сит его обладателю много ответственности и при- влекает к нему внимание. И вот этого последнего очень сторонитсяТамараМихай- ловна Телецкая. Уже несколько лет она не ведет уроков, но 5 октября традиционно принимает по- здравления и слова благо- дарности от выпускников, закончивших школу годы и десятилетия назад. А еще бережно хранит их открытки, поделки и многочисленные письма—как радостные, вос- торженные, так и откровенно грустные. «Дорогая Тамара Михай- ловна! Спасибо вам за самые лучшие в нашей жизни не- дели, проведенные на Всерос- сийской олимпиаде»; «Все чаще вспоминаю детство, а детство — это вы». Она, и рассказывая о себе, то и дело заводит речь о быв- ших учениках, среди которых много достойных и уважае- мых людей. Помнит всех и, удивительное дело, момен- тально узнает каждого, отве- чая по телефону. — Я счастлива, — говорит она. — У меня была любимая работа, отнимавшая много сил, но и приносившая огром- ное удовлетворение. Я всегда брала для преподавания са- мые сложные и отстающие классы.Но вела урокикакдля лучших учеников. И за это они отвечали мне любовью и уважением. Веду, к примеру, первый урок по творчеству Пушкина—это же праздник, поэтому стараюсь принаря- диться, передать свое настро- ение классу. И каждый раз замечаю, есликто-то слушает, но не слышит учителя. Всегда оставлюпотом его после урока и спрошу, что случилось. И, насколько это в моих силах, обязательно помогу. Дети все чувствовали и видели, что я отдаю себя целиком. А ведь могла она, в де- вичестве имевшая звучную фамилию Высоцкая, стать и актрисой. — Я очень любила лите- ратуру и увлекалась театром. Все умные люди пошли в полезный кружок кройки и Три поколения Жизненные пути этих людей объединила профессия МАРИНА КУДАЕВА, НИНА ВОСТРИКОВА Сегодня, когда образование воспринимается большинством людейкак одиниз высшихприоритетов вжизни, растет потреб- ность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Однако, чтобы стать Учителем с большой буквы, од- ного образованиямало. Необходима огромная любовь к детям. А еще опыт, который по традиции педагоги с многолетним стажемпередают своиммолодымколлегам. Наверное, поэтому в учительской профессии, как ни в какой другой, так важна преемственность. Герои нашей публикации принадлежат к разнымпоколениям, но одинаково безгранично преданыделу, выбранному раз и навсегда. рабочий поселок Мордовской Республики. Каково же было ее удивление, когда спустя пару дней новые коллеги пришли поздравить с днем рождения — с гармошкой и песнями! Молодому педагогу не по- боялись доверить препода- вание в старших классах. И дисциплина на уроках была железной. Что и говорить, отношение к учителям в сель- ской глубинке было особен- ное, ведь они несли не только знания, но и культуру. Свою педагогическую дея- тельность в Липецке Тамара Телецкая начала воспитате- лем в детском саду, а затем долгие годы была учителем и завучем в школе № 51, став- шей для нее вторым домом. Разумеется, свои творческие способности и любовь к лите- ратуре Тамара Михайловна в полной мере проявила в работе и с учениками, и с ро- дителями, и с учителями. От- крытые уроки, тематические вечера — все это объединяло ее ученические и педагогиче- ские коллективы, давало воз- можность почувствовать ра- дость от пребывания в школе. Завуч — колоссальная на- грузка. Но она, по признанию ТамарыМихайловны, практи- чески не ощущалась: нрави- лось вести организационнуюи методическую работу, ходить к учителям на уроки, а потом анализировать их, хвалить за удачные педагогические на- ходки и приемы и помогать исправлять недочеты. Расставание со школой, конечно, далось нелегко. Осо- Два фото Тамары Телецкой. 2017 и 1987 годы. бенно остро, по признанию Тамары Михайловны, это ощущается накануне Первого сентября. Зато пятого октября телефон не умолкает с ран- него утра и до поздней ночи: звонят из разных городов, стран и даже континентов. Потому что День учителя по большому счету уже давно вы- шел за школьные стены. Это праздник, к которому имеет отношение каждый, кто про- шел через заботливые руки педагогов, таких как Тамара Михайловна Телецкая. Учиться вместе интереснее За плечами Ольги Ивано- вой, учителя математики из 44-го лицея Липецка, поч- ти тридцать лет педагоги- ческого стажа. За это время Ольга Евгеньевна провела тысячи уроков, привила лю- бовь сотням детей к этому не самому простому и, на первый взгляд, не самому интересному школьному предмету. —Свою задачу как педагог я понимала с самого начала своей деятельности, — гово- рит она.—Мне учеба давалась легко, и казалось странным, почему другие этот материал не понимают. А потому на уроке я стараюсь приводить примеры из жизни, делать математику проще, ближе и понятнее. А если к этому прибавить и индивидуальный подход, который Ольга Евгеньевна применяет к каждому ребен- ку, то неудивительно, что ма- тематику ее ученикине просто знают, но и любят. В каждом классемногоярких звездочек: победителей олимпиад, участ- ников конференций, способ- ных и талантливых ребят. — Вот, например, ученик 8 Б Саша Моляков. Сначала я учила его, потом мы сове- товались, как решить то или иное задание, затем спорили, а сейчас иногда он мне свои статьи рассказывает с пояс- нениями, — улыбается Ольга Евгеньевна. — А еще дети хотят видеть своего учителя человеком, за которым сле- дует тянуться. Поэтому я не позволяю себе расслабляться, учусь до сих пор, в том числе и вместе с ними. И когда дети это понимают, нам легко пре- одолевать трудности вместе. Мой 8 Б — класс эрудитов, и до этого был необыкновенный выпуск. В беседах с ними узнаешь так много нового! Иногда не знаешь, кто кого больше учит. Я не стесняюсь признаться, что чего-то не знаю, спросить у них совета, дети это очень ценят. Особый подход педаго- га к занятиям и ученикам был замечен. По результатам конкурса приоритетного на- ционального проекта «Обра- зование» Ольга Иванова уже дважды вошла в число обла- дателейфедеральныхгрантов. — Подвигая детей на уча- стие в различных олимпиа- дах, я понимаю, что это фи- зически и психологически тяжело, значит, и я не имею морального права не участво- вать в учительских конкур- сах, — убеждена она. — А как эксперт по проверке работ ЕГЭ, ОГЭ, создатель олимпи- ад, преподаватель в областном Центре поддержки одаренных детей «Стратегия» ипредседа- тель областной Ассоциации учителей математики — тем более. Выбор профессии для нее, семнадцатилетней, был оче- виден: в семье суммарный большой педстаж. —Маму в начальной шко- ле учил ее старший брат — Александр Тихонович. Когда мы с сестрой подросли, ходи- ли на уроки физики и матема- тикик своимродителям.Папа ЕвгенийПетровичТишанинов преподавалматематику, мама Нина Тихоновна — физику. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА шитья, а я—в драматический приДомепионеров,—говорит Тамара Михайловна. — И когда в нашем театре гото- вилась постановка «Семья Ульяновых», для роли Маня- ши требовалась девочка моих лет. Так я оказалась в театре. До сих пор помню сшитый для меня наряд: штанишки с оборочками торчали из-под платья. Я ездила на гастро- ли и даже получала деньги — мама купила мне пальто. Мое детство было тяжелым: родилась в 1941 году. Надо ли рассказывать, что жили бедно, трудно. Отец ушел на фронт, мама работала на заво- де. В школу пойти — не было портфеля, сшили холщовую сумку. Училась я хорошо, была председателем учкома. Уже тогда грезила о профес- сии учителя. Помню, в деся- том классе, когда учительни- ца заболела, робко спросила ее: а можно я проведу урок вместо вас? И та разрешила. Я легко поступила в инсти- тут и занималась с особым старанием, помня о том, что моя повышенная стипендия равнялась маминой зарплате, а летом ездила в пионерлагерь работать вожатой. Об успехах в учебе говорят пожелтевшие листы грамот, которые как память о юности хранит Тамара Михайловна. Оставаться в Липецке вы- пускница пединститута не захотела и, воспользовавшись свободным распределением, решительно отправилась в ДОСЛОВНО Мы были для нее братцами- кроликами. А мы любя называ- ли ее жандармом в юбке. Бы- вало, она устраивала нам не- сколько уроков русского языка подряд. После проверки наших сочинений иногда заболевала, но всегда анализировала и раз- бирала вместе с нами ошибки. Она советовала, как правильно написать предложение и как лучше поступить в трудной жизненной ситуации. Именно благодаря ей я полюбила рус- ский язык и литературу на всю оставшуюся жизнь. Дорогая Тамара Михайлов- на! Как чудесно, что вы были моим Учителем и все ваши уроки дали достойные плоды! Спасибо за ваши уроки, терпе- ние и любовь! Дина Кюнбергер, г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz