Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ТАК ПОБЕДИМ! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 183/25561/ 21 СЕНТЯБРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 В игре команда «Неуместные шутки». Символ «Стратегии» — мудрая сова. «Лабиринт» для умников Липецкие школьники выступают в чемпионатах страны по игре «Что? Где? Когда?» ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА ” Павел Азаров: Начинается обсуждение вопросов, в зале стоит гомон. Но это огромное удовольствие для людей, неравнодушных к интеллектуальным баталиям А вы знаете, что такое синдром Гетчинсона-Гилфорда? Ду- маю, немногие так сразу смогут ответить на этот вопрос. Между тем участникам липецкого клуба интеллектуальных игр для школьников «Лабиринт» порой приходится решать задачи и посложнее. На тренировке, где побываликорреспонденты«Ли- пецкой газеты», в одномиз заданийребятампредстояло угадать сказкупоне совсемобычномуописанию.Оказывается, речьидет о «Сказке о потерянном времени», поскольку вышеназванный синдром означает преждевременное старение организма. Сложный вопрос Этих ребят не пугают слож- ные вопросы, они любят раз- гадывать головоломки, им нравится расширять кругозор, оценивать свои возможности и с каждой игрой приобретать новые умения. А заражает их своим примером тренер — Павел Азаров, заместитель директора областного Центра поддержки одаренных детей «Стратегия». — Вместе с директором Инессой Анатольевной Шуй- ковой мы решили, что по ана- логии с игрой «Что? Где? Ког- да?» для взрослых и студентов должен быть и школьный ва- риант, — рассказывает Павел Азаров. — Провели первый турнир. А через год, в начале 2012-го, открылся наш клуб интеллектуальных игр «Ла- биринт». Вначале в него приходили не более пяти человек, вскоре их число стало увеличиваться. Начинание поддержало регио- нальное управление образова- ния и науки: стали проводить- ся областные соревнования. Со временем у членов клуба по- явилась потребность участво- вать в выездных турнирах, пытаться соревноваться с ко- мандами из других регионов. На первыхпорахначинающим участникам было непросто со- стязаться с опытными коман- дами. Но постепенно они стали составлять им конкуренцию. Сезон «Что? Где? Когда?» стартует в сентябре и закан- чивается в мае. Лето — время для интеллектуальных лаге- рей. В течение года ребята под руководством Павла Азарова тренируются в стенах центра «Стратегия». Каждую субботу проходят игры, которые идут в зачет школьных рейтингов, позволяют отбираться на чем- пионаты России, получать грамоты. Помимо школьных, город- ских, региональных турниров, есть и синхронные, межре- гиональные, так называемые фестивали, где команды из разных областей соревнуют- ся между собой не только в игре «Что? Где? Когда?», но и в других дисциплинах интеллектуального формата. Существуют еще школьные чемпионаты России и Евро- пы — это вершина, которую можно достичь в «Что? Где? Когда?» для учащихся. Когда ребята поняли, что доросли до чемпионата Рос- сии, для участия в нем требо- валось соблюсти ряд условий: победить в межрегиональном турнире и провести свой об- ластной. Они провели ШкИ- Пер — школьное интеллекту- альное первенство Липецкой области по игре «Что? Где? Когда?». И теперь такого рода состя- зания устраиваются регуляр- но, для чего сначала организу- ются отборочные туры, в кото- рых участвуют порядка 90-100 команд. Из них отбираются 30-40 лучших и приглашают- ся на финал в Липецк, где они уже бьются за право выйти на чемпионат России. Большую помощь в организации и про- ведении турниров оказывает городской клуб творческих и интеллектуальных игр «Из- умрудный город», где играют студенты и взрослые. Липец- кие знатокипомогают в состав- лениизаданий, присутствуют в составе жюри. Областные и межрегио- нальные турниры обычно про- водятся в актовом зале 44-го лицея в Липецке. — Здесь собираются 50 ко- манд, по шесть человек в каж- дой—всеготристаучастников, —рассказываетПавелАзаров. — Начинается обсуждение вопросов, в зале стоит гомон. Но это огромное удовольствие для людей, неравнодушных к интеллектуальным батали- ям. Наряду со школьниками играют и учителя, правда вне зачета, а ради самого процес- са, у них уже есть сплоченные составы. Атмосфера очень за- хватывающая. В турнирах участвуют как команды определенныхшкол, так и сборные, потому что в одномобразовательномучреж- дении не всегда можно найти столько единомышленников. Порой ребята из разных школ составляют довольно сильные команды. Такой была первая липецкая команда «Олимп». В 2014 году на чемпионате России она заняла третье ме- сто. Как бронзовые призеры, члены команды приняли уча- стие в чемпионате Европы, проходившем в Гомеле. В2015 году команда стала второй на чемпионате России. На сегод- няшний день игроки «Олим- па» стали студентами ведущих столичных вузов и играют уже в составе студенческих команд. А сформированная в прошломгодуиз одиннадцати- классников команда «Послед- ний шанс» стала победителем областного этапаи серебряным призером чемпионата России. Два года подряд у нас в регионе проводились чемпи- онаты России по игре «Что? Где? Когда?». Они проходили в лагере «Прометей», который принимал 70 команд со всей страны. Вместе — сила В этом сезоне ПавелАзаров делает ставку на команду «Не- уместныешутки», которую он считает наиболее перспектив- ной. В постоянном составе она играет с января этого года. У ее членов за плечами — двух- трехлетний опыт игр. — Мне интересно оценить свои знания и применить их в соревновании, — рассказыва- ет капитан команды Николай Афонин. — Присутствуют и спортивные составляющие — азарт, стремление играть лучше других и лучше себя самого день назад, каждый раз совершенствоваться. По словамдругого участни- ка команды Александра Вол- кова, побеждать им помогают хорошие взаимоотношения. Научиться друг друга слу- шать, сплачиваться — такую задачу ставит перед ними и тренер. В настоящей игре ис- ключены обиды, необходимы полное доверие и максималь- ная концентрация. — Без ложной скромности скажу, что все участники — эрудиты, — говорит о своей команде Александр. — Ко- манда укомплектована так, что ребята дополняют друг друга, каждый в своей сфере знаний. Михаил — географ, мы с Николаем — матема- тики и экономисты, Софья — гуманитарий и правовед, Анна — математик. У нас многогранная команда, и важнейшую роль играет вза- имопонимание. Ребята признаются, что для них эти игры — удоволь- ствие, а не дополнительная нагрузка, а еще смена дея- тельности, возможность рас- ширить кругозор и пополнить багаж знаний, что помогает и в учебе. «Физики» и «лирики» Роли в командах четко распределены. Есть эрудиты, которые много читают, смо- трят кино и ТВ, знают немало редких фактов, что очень ценно. Кроме этого, должны быть участники с хорошей интуицией, обладающие кри- тическим мышлением. — Я сам по образованию учитель математики и счи- таю, что «технари», как пра- вило, играют лучше, чем гуманитарии. Но при этом все-таки соотношение «физи- ков» и «лириков» в команде должно быть сбалансиро- ванно, потому что бывает немало заданий, связанных, например, с историческими реалиями, и тут уж без гума- нитариев не обойтись, — за- метил руководитель клуба. Стать членом команды «Что? Где? Когда?» может любой, главное — желание играть. В клубе интеллекту- альных игр рады всем, кто приходит. Предпочтение от- дается учащимся седьмого класса и старше. К этому возрасту у них уже есть опре- деленный багаж знаний. И пусть поначалу не у всех все получается, для многих это становится стимулом больше читать, смотреть фильмы, отыгрывать вопросы. — У всех школьников, с которыми я когда-либо рабо- тал, проблема с советскими фильмами, они их не смо- трят. Приходится объяснять, что это классика, которую надо знать. Но в «Что? Где? Когда?» всегда присутствуют и вопросы из нашей совре- менности. Например, одно время было много заданий по «Властелину колец». Чтобы стать хорошим знатоком, надо читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку, разбираться в изобразитель- ном искусстве, посещать музеи, выставки, —отмечает Павел Николаевич. В наступившем сезоне в планах участников клуба — провести три больших син- хронных турнира, а также впервые побывать в Москве на Открытом кубке Хамов- ников, выводящем на чемпи- онат России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz