Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ДУШЕВНО ФОТО ЦЕНТРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 И. НЕВЕРОВ Не всякому художнику дарят на юбилей галерею. Да такую, какой бу- дут завидовать (и завидуют до сих пор) коллеги и поклонники искусства во всех черноземных столицах — Туле и Тамбове, Курске и Воронеже. А вот Евгений Сальников к своему семидесятилетию получил именно такой дар. Нет, на этих просторных четырехстах пятидесяти квадратных метрах устраивают экспозиции не только его произведений. Хотя твор- честву Сальникова отдан абсолютный приоритет. Допустим, очередной сезон непременно открывается выставкой Евгения Павловича. Тем не менее, кроме живописи замечательного липчанина, в стенах галереи, известной как «Центр изо- бразительных искусств», за минувшие десять лет прошли сто выставок очень разных мастеров. Но все они были как бы гостями Сальникова. Сегодня, когда вы читаете эти строки, отмечаются сразу две даты. Евгению Сальникову — восемьдесят, «Центру изобразительных искусств» — десять лет. Все начинается с любви Что Евгений Павлович заслужил своюгалерею, сомненийнет. Онхудож- ник оригинальный, тонкий, изыскан- ный, дерзкий. Однако дерзость его не имеет ничего общего с модой на прово- кацию: дескать, держись, публика. Ты хочешь любоваться картинами, а я на- мерен тебя озадачивать и раздражать. Даже тот, кто не с ходу освоит само- бытный язык художника, все равно по- чувствует прелестьмазка, цвета, ритма свободы, фантазииидобротысоздателя этих композиций. Он умеет быть по- настоящему психологичным. К при- меру, в портрете матери, чей взгляд тихо устремлен уже в иную даль, за завесу земного бытия. Он взрывается радостью, когда в пространстве одной картины соединяет свой автопортрет — сурового, словно высеченного из меловой скалы патриарха, с невесо- мыми, парящими фигурками детей. Он стирает грань между сном и явью, между житейскими деталями и игрой воображения. С помощью красок он не устает рассказывать сказки, в ко- торые безоглядно, страстно верит. «Я не перекраиваю реальность. Я ее со- чиняю», — говорил он искусствоведу, первому директору «Центра» Татьяне Нечаевой. Закончивкакой-нибудь умо- помрачительно красивый, сотканный из мечты, из мифа, утопии пейзаж, Сальников без намека на позу призна- ется: «Боже мой, но ведь где-то такое место должно быть. Должно». Не знаю, как познакомилось с саль- никовскойживописьюсемействоАлек- сандра и Ларисы Присекиных. Но, похоже, оба влюбились в нее с первого взгляда. Иначали собирать его работы. А потом у Александра Анатольевича возникла идея открыть галерею. И не где-то в приспособленном, перестроен- ном подвальчике или на складе. Дело- вые люди, Присекины, изучали опыт подобных художественных музеев и в России, и за границей. Они, солидные предприниматели, решили не эконо- мить, осуществляя задуманное. Так трагически сложилось, что Присекину не суждено было дожить до дня, когда порог галереи перешаг- нули первые посетители. Но Лариса Александровна настойчиво продолжа- ла и продолжает этот масштабный и весьма недешевый проект. Она сделала ставку на профессиональных знатоков галерейного и музейного искусства. Первые годыарт-директором«Центра» была, вероятно, самый авторитетный липецкий искусствовед Татьяна Не- чаева. А потом ее сменила Светлана Иноземцева. У нее за плечами были библиотечная работа — она готовила весьма ценные региональные кален- дари знаменательных и памятных дат —и сотрудничество вМузее народного и прикладного творчества. № 178/25556/ 14 СЕНТЯБРЯ 2017 для аристократа Д ОМ Заслуженному художнику России Евгению Сальникову — 80 Этот загадочный мастер Большинство художников не сло- воохотливы. Учитель Сальникова, народный художник России Виктор Семенович Сорокин, на открытии сво- их вернисажей, терпеливо выслушав где-нибудь в сторонке пафосные речи официальных лиц и прочих почитате- лей, последним брал микрофон и огра- ничивался короткой фразой: «Ну, что же, идите, смотрите». А Евгений Павлович поступает еще экстравагантнее: онвсегдаблистательно отсутствуетнапрезентациисобственных выставок. — Накануне обязательно заглянет, что-то попросит изменить, перевесить ту картину туда, эту сюда, — говорит Светлана Иноземцева. — А премьера проходитбезнего.По-моему, этозастен- чивость, особое душевное целомудрие. Ведь он так бесстрашно раскрывается перед людьми в своих полотнах, вкла- дывает в них столько сокровенного, что наблюдать, как публика смотрит, реагирует,ЕвгениюПавловичунеловко. Спектр творческой самореализации Сальникова ошеломляюще широк. Ностальгия по ушедшему, по юности, бесконечная любовь к детям, внукам, вообще к людям. Преклонение перед прекрасным, которое он постиг, кото- рымхочет заразить других.Наюбилей- ной выставке я решила: ритм ее будут определять многократно, в различных вариантах, повторенные им ирисы и — автопортреты. Сравнивая близкие мотивы, зрители почувствуют, что менялось и меняется в пристрастиях, философиихудожника.Аеще,надеюсь, они уловят опять же характерные для Евгения Павловича добрую иронию, почтидетскуюжаждуигры, творческое озорное хулиганство. — Такое впечатление, что жизнь Сальникова в искусстве — это беско- нечный процесс освобождения, отказа от любых табу... —Азнаете,онбылсвободенсмладых ногтей.Сорокинхорошозаметилоднаж- ды: его воспитанник ничего не боится, он аристократ в живописи. За что Ев- гению Павловичу изрядно перепадало. Он меньше всего беспокоился, чтобы созданное им соответствовало всевоз- можным«измам»,включаясоцреализм. — Ну да. По выражению поэта: «Я пишу, как дышу...» —Вот, вот. Естественно, ему предъ- являли строгий счет: почему работаешь неправильно? И, случалось, не брали сальниковскиевещинакрупныевыстав- ки.АтеперьучастиеЕвгенияПавловича считают за честь. — Интересно: Сальников в твор- честве аристократ, но отец-то его был мастеровым человеком, отменным автомехаником, шофером, возил ле- гендарного директора Новолипецкого металлургического завода Берзина. Я читал, что Евгений Павлович как-то засомневался: аможет, иондолженбыл стать механиком? — Слава Богу, он взялся за каран- даши и кисти. И нашел великолепных наставников.ВЕлецкомучилище—того жеСорокина.Апоступив вСуриковское училище, где,кстати,былсумасшедший конкурс—пятнадцатьчеловекнаместо, занимался у выдающихся мастеров, классиков—АлександраДейнеки,Дми- трия Жилинского, Бориса Чернышова. Илюбилтакихже«неправильных»,как и он сам — Фалька, Павла Кузнецова, Андрея Васнецова. —Да, нынче«неправильный»Саль- ников и сам, считайте, классик. Поис- тине: в России надо жить долго, тогда до всего доживешь. Галерея вчера, сегодня, завтра Спрашиваю у Светланы, какие из ста выставок за десять лет ей особенно памятны. Она называет несколько, но явно готова продлить перечень. — У нас получился классный про- ект — «Конец двадцатого века». В нем, помимо липчан, демонстрировали про- изведения наши соседи из Воронежа и Тамбова. Мы постарались показать искания самыхяркиххудожников, для которых девяностые, по крайней мере, изначально, стали глотком свободы. Позднее эти люди убедились: ни госу- дарству, ни обществу они не очень-то нужны. Стране было не до них. Состоялся также при поддержке Ларисы Александровны Первый моло- дежныйпленэр.Ребятаписалипейзажи в измалковском селе Чернава. И там, в местном ДК, их ожидал сюрприз: чер- навцы, представьте, с незапамятных времен собирали и берегли завидную коллекциюкартинодаренныхживопис- цев—Дворянчикова,Вагнера-старшего, Королёва,Лузанова.Мывсе этиполотна привезли в «Центр» и познакомили с ними липчан наряду с произведениями, чтописалисьнасамомпленэре.Выставка называлась «Больше, чем реальность». Что еще? Мне дороги выставки двух академиков-москвичей. Это «Париж» Олега Савостюка — публика буквально погрузилась в атмосферу Монмартра. И уникальная керамика Валерия Мало- леткова, профессора Строгановского училища. Еще одна экспозиция—бело- руса по национальности и гражданина мира по размаху его известности Алеся Фалея. Любопытно: иным посетителям показалось, будто фалеевские экспрес- сионистские абстракции сделать может любой человек с улицы. И тогда Алесь прямо в зале продемонстрировал, как он работает над своими композициями. А дальше мы положили на пол листы бумаги и попросили всехжелающих по- пытатьсянарисоватьнечтовтомжедухе. И стало ясно: это под силу лишь тому, кого Бог наделил большим талантом. — Вы в «Центре» охотно представ- ляете авангардистские, модернистские направления. Между тем в Липецке не так уж много ценителей новых и новейших веяний. За десять лет суще- ствованиягалереивэтомотношениивы наблюдаете какие-то сдвиги? —Публика сталаменее агрессивной. Реже слышишь категоричные реплики типа: «Что за мазня». Художественная средапостепенноменяется.Илюди,чего- то не понимая, уже не склонны во всем обвинятьтворцов.Онисоглашаются: им самим надо учиться смотреть, видеть, воспитывать вкус, чутье, душевно на- страиваться на встречу с художником, его миром. — Что вы планируете на юбилей- ный сезон? —Главное —представить панораму творчества Евгения Павловича. Он по- прежнему колоссально работоспособен. Он по-прежнему в поиске. К тому же многое, чтонаходитсяв запасниках, на- вернякадостойновнимания. Сальников почти неизвестен в качестве потрясаю- щего графика. А у него и в этом жанре естьподлинныешедевры.Их грешноне показать нашим землякам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz