Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
С прицелом на экспорт Фабрика «Елецкие кружева» активно участвует в международных выставках МИЛАДА ФЕДЮКИНА В России могут объявить Годнародныххудожественных промыслов. Такое предложе- ние прозвучало на заседании экспертного совета по раз- витию легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров ко- митетаГосударственнойДумы по экономической политике, промышленности, инноваци- онному развитию и предпри- нимательству. — Подобный шаг будет способствовать развитию на- родных промыслов, — по- лагает генеральный директор ООО фабрика НХП «Елецкие кружева» Мария Карлина, принимавшаяучастие в заседа- нии экспертного совета. Наша беседаснейпроходилавздании фабрики.Оместеможнобылои не упоминать, если бы не одно обстоятельство. Предприятие располагается в усадьбе первой половины XIX века, признан- ной объектом культурного на- следия. Наверное, неслучайно в самом центре Ельца в од- ном месте удачно соединились знаковые символы древнего города. Но легко ли в нынеш- ней экономической ситуации обладать таким достоянием и правильно им распоряжаться? При условии, что предпри- ятий, аналогичных фабрике НХП «Елецкие кружева», в нашей стране — по пальцам перечесть. В ассоциации «На- родные художественные про- мыслы России» таковых всего пять. В их числе и елецкие кружевницы. Немного истории В 1996 году во время архео- логических раскопок в Ельце на Красной площади недалеко от Вознесенского собора были обнаружены фрагменты пле- теного кружева из серебряной нити. Датировали находку XVII — XVIII веками. Однако прошва с вышитой под ней надписью: «Сей плат сшила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года» — счи- тается главной датой, опре- деляющей возраст изделий. К середине ХIХ века, когда Елец превратился в торговый город и император Николай I своимуказом от 1 июня 1846 г. уравнял его в торговых правах с российскими губернскими и портовыми городами, кру- жевоплетение превратилось в промысел.Местныемастерицы еще в первой половине ХIХ века создали свой особый, самобытный стиль и технику плетения, отличающую елец- кое кружево от вологодского и рязанского. Домашнее ремесло превратилось в целую отрасль кустарнойпромышленности, и в 1867 году кружево в Елецком уезде было важным видом от- пускнойторговли. ВконцеXIX века елецкое кружевное произ- водство по своему объему за- нимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870-1880 годам. Мир оценил елецкие кру- жева по достоинству. В 1873 году на всемирной выставке в Вене творения работниц фир- мы «Елецкие кружева» по- корили всех своей красотой. В 1927 году на аналогичной выставке в Париже была по- лучена золотая медаль, в 1938 году — в Нью-Йорке. Даже в годы Великой Отечественной войны в Ельце не дали умереть кружевному промыслу. А уже в пятидесятых годах его увиде- лимеждународные выставки в Праге, Каире, Брюсселе. Рабо- тыелецкихкружевницнеодно- кратно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Коллек- ции кружевных изделий хра- нятсявМузее народногоискус- ства, ГосударственномРусском музее, Государственном музее этнографии СССР, Загорском государственном историко- художественном музее-запо- веднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного ис- кусства народов СССР, Ли- пецком, Орловском, Елецком краеведческих музеях. «Народникам» — правовой комфорт и господдержка — Я впервые оказалась на заседаниистоль высокогоуров- ня,—продолжает свойрассказ МарияКарлина,—хотя сМин- промторгомРоссиинаше пред- приятие плотно сотрудничает. Фабрика получает поддержку отминистерствана оплатуком- мунальных платежей, участие в многочисленных выставках, рекламную деятельность и железнодорожные перевозки товара. Меня порадовало предло- жение по внесению изменений в Налоговый кодекс России в части установления «единого налога НХП» подобно едино- му сельхозналогу. Объясню это на примере своего коллек- тива. Производство кружева — ручной труд. Одно изделие, которым потом восхищаются наши покупатели, порой вы- плетается не один месяц, а над его созданием трудятся сразу несколько человек. Такое про- изводство убыточно в своей основе. Рукотворная красота не сможет принести прибыль, так же как изделия народного творчества никогда не станут успешнымибизнес-проектами. Увеличение налогов вызовет лишьростценна товар.Итогда кружевное искусство, в кото- рое вложена душа мастерицы, просто станетнедоступнымдля людей. Словом, без поддержки со стороны государства на- родные промыслы неминуемо обречены на угасание. В ре- зультатеисчезнет частьнашего культурного кода. К счастью, это стали по- нимать в руководстве страны. Поэтому так актуальна се- годня задача формирования комфортной правовой среды и наделения регионов правом поддерживать организации НХП. Государственной Думой принятФедеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Феде- рации «Основы законодатель- ства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Феде- рального закона «О народных художественных промыслах», который дает право оказывать господдержку промыслам как на региональном, так и на фе- деральном уровне. Механизм единого поставщика... Мало кто знает, но кружево кружеву рознь. Исторически сложилось, что в Ельце толь- ко ленивый не умеет плести воздушные изделия. Сказано утрированно, конечно, но в не- давнем прошлом было именно так.Помнится, в80-е годыпро- шлого века в моем школьном детстве на уроках труда обуча- ли премудростям плетения на коклюшках. У многих моих одноклассниц получалось спо- ро икрасиво. Однакоможно ли считать их изделия предметом народного промысла? В Ельце официально заре- гистрированным в российском реестре является единственное предприятие —фабрика НХП «Елецкие кружева». Апо всей стране знаком НХП обладают 79 предприятий. Из них мень- ше десяти таких, где плетут кружева. На экспертном сове- те в Госдуме было предложено защитить производителей, сохраняющих традиции про- мысла на протяжении всей истории его существования. Им будут присваивать единый торговый знак сродни Знаку качества. Тогда товар этих производителей будет защи- щен от подделок китайского производства и выделяться на фоне кустарно-любительского образца. И покупатель будет понимать, что между Круже- вом и… кружевом раз- ница таки есть. Музей как двигатель туризма Обсуждалась также идеявключатьпредпри- ятия НХП, имеющие музеи, в туристические кластеры. Предпола- гается создать единый сайт для популяриза- ции и продвижения на- родных промыслов Рос- сии. Такая инициатива заинтересовала ельчан. На фабрике «Елец- кие кружева» часто бы- вают многочисленные экскурсии. Едут сюда из разных российских городов, везут школьников, чтобы познакомить с ажур- ным чудом под названием «кружево». Здесь ребятам и мастер-классы устраивают, и по цехам проводят, и обяза- тельно показывают музей, где представлена ретроспектива развития промысла в Ельце. И все же, грустно резюмирует директор Мария Карлина, эта «непрофильная» работа целиком ложится на специ- алистов фабрики, тогда как турфирмы отмахиваются от нее. Ведь не прибыльное это дело — организация экскур- сий для детей. Много денег на этом не заработаешь. А ведь сколько интересного в самом Ельцеможно было быпоказать приезжающим на фабрику группам. К слову, на днях в гости к кружевницам приезжал руко- водитель города ГубкинБелго- родской области, чтобы дого- вориться о сотрудничестве на туристическойниве. Результа- том этой встречи стал первый заказ, полученный фабрикой. В дальнейшем планируется продуктивное сотрудничество по изготовлению сувенирной продукции и изделий для по- дарочного фонда. Новая страница: равнение на экспорт Елецкие кружева известны даже в удаленных уголках страны. Но из огромного ассор- тимента (а это более трех тысяч наименований) каждыйрегион предпочитает свое «направле- ние». Дагестан — сугубо бело- снежные, отороченные круже- вом постельные комплекты, Северная столица выбирает ажурные зонтики, а Москва «специализируется»надоброт- ных вариантах верхней одеж- ды, покупая жакеты, пальто из кружева ручной работы. Одним нравится серый лен, другим — батист и муслин… Однако еслиотечественныйпо- купатель имеет представление о товаре и его качестве, то за- рубежные рынкикружевницы только планируют осваивать. На фабрику уже поступило около двадцати предложений для участия в международных туристических, ремесленных выставкахи салонахФранции, Греции, Италии, Китая, Ин- дии, ГерманииидажеОАЭ.Так что на ближайший год-другой экспозиционный график ель- чан полностью расписан. НАША МАРКА № 163/25541/ 24 АВГУСТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz