Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Куда увезет машина времени Из прошлого в будущее через страхи и победы ЕЛЕНА БРЕДИС Я уже писала о том, что психолог, психоаналитик Екатери- на Антонова каждый год организует мини-лагерь для группы детей с родителями. Не стало исключением и это лето, благо, погода не подвела. Каждый раз лагерь посвящен какой-то теме, которая помогает ребенку сблизиться не только с ро- дителями и новыми товарищами, но и, что самое главное, с самим собой: своими чувствами, эмоциями, представлениями о мире. Поэтому лагерь Антоновой — это не просто отдых и «развлекаловка», а ежедневная серьезная работа со своими комплексами, неправильными жизненными установками, проблемами в коммуникации. Как не бояться побед — В этом году лагерь был посвящен теме «Путешествие во времени». Как всегда, было запланировано пять дней, и у каждого дня была не только своя подтема, но и своя цель, своя задача. Первый день — это «День, когда началась моя история». Это было пу- тешествие в прошлое. Перво- начально детки заговорили о своем дне рождения, о том, как их зовут, но мы пошли дальше. Стали выяснять, как произошла встреча мамы с папой, кем были бабушки и дедушки по той и другой линии. —А современные дети это знают? —Чаще всего—нет, но тут уже подключились родители со своими рассказами. Для меня самое главное заклю- чалось в том, чтобы ребенок почувствовал себя частью рода и чтобыпринадлежность к роду стала для него опорой и поддержкой по жизни. По- тому что когда твоя история начинается только с тебя самого, на самом деле, это очень тяжело, под ногами пу- стота, пропасть. У некоторых ребят собственная история вообще начиналась со дня сотворения цивилизации. Тут в фантазиях никого не ограничивали. Один из дней был посвящен теме «Когда я испугался». Мы разбирались, чего или кого боятся дети. Тут все тоже было по-разному: кто-то боится пауков, а кто-то боится потерять свою семью. И здесь очень активно при- соединялись взрослые. Был день, который назывался «День, когда я победил». Тре- бовалось из всех своих побед выбрать самую значимую и объяснить, почему она так важна. Рассказать, какой ценой далась эта победа, что ради нее было предпринято. —А в этом родители тоже принимали участие? — Да, причем у нас было очень интересное упражне- ние. Все вместе становились в круг и начинали хвалить себя за что-то. Но как только заканчивались чисто функ- циональные позиции типа «я лучше всех варюборщ» и надо было хвалить себя за какие-то человеческие качества, так у взрослых буквально ломка начиналась. Спрашиваю их, что ужасного в том, чтобы себя похвалить? «Это стыдно, это неприлично, это не при- нято, а вдруг есть кто-то, кто лучше меня…». Оказывается, это целая проблема — похва- лить себя, признать себя по- человечески в чем-то лучшим. Но как тогда научить детей фиксировать свои победы, верить в себя, если сами ро- дители этого не делают? Стол- кнуться со своими страхами, поругать себя за что-то гораз- до проще, чем найти в себе то, за что себя можно хвалить и уважать, а главное — риск- нуть высказать это вслух. И детям было очень трудно гово- рить о своих победах, потому что они мгновенно начинали сравнивать себя с другими. Но ведь для кого-то победа — это первое место, а для кого-то пятое — настоящий триумф. Но это только родители могут и должны научить ребенка сравнивать себя с самим со- бой вчерашним, отмечать свои достижения и гордиться ими. Если я буду президентом —Родители это осознали? — Безусловно. И осозна- ли, и задумались. Был день, который назывался «Когда я научился мечтать», был день на тему «Я из будущего». Вот тут я предлагала ребя- там представить себя через пять, десять, тридцать лет. Здесь меня поразило то, что их представление о будущем совершенно оторвано от реаль- ности.Чтодлядвенадцатилет- них подростков, согласитесь, странно. Например, был от- вет: «Через тридцать лет я буду известным блогером, «ютубером» и президентом». Начинаешь выпытывать, как он представляет себе прези- дента, целый день сидящего Ютубе или пишущего свой блог в Интернете. Вообще, как он представляет себе роль президента. На повер- ку — полный инфантилизм. И тут я спрашиваю: а что ты делаешь сегодня, для того что- бы через тридцать лет стать президентом? И вот в этот момент я возвращаю детей в реальность. И оказывается, что сегодня он сидит вЮтубе. Или задаю вопрос, каким он видит себя через пять лет. И получаю в ответ такой буй- ный выплескфантазии! После чего спокойно напоминаю, что через пять лет он еще и школу не закончит, потому и представления о себе в этом будущем у него должны быть другие. — Скажите, откуда этот инфантилизм? — Я думаю, это во многом отголоски и травмы тяжелых девяностых, которые несут на себе родители этих детей. Ведь сами они тогда были в таком же возрасте и чаще всего были предоставлены самим себе, потому что их собственные родители были озабочены лишь тем, чтобы семья выжила. И вот теперь им кажется, что быть хоро- шим родителем— это макси- мально опекать своего ребен- ка, избавлять его от проблем и забот, взвалив их на себя. Жизнь в лагере это здорово демонстрирует. Я никогда не допускаю, чтобы взрослые становились обслуживающим персоналом у своих детей на это время. Да, есть работы, тяжелые для детей, но убрать со стола и помыть посуду они в состоянии. Точно так же в состоянии навести порядок возле своих палаток. Вы не представляете, какой протест у некоторых это поначалу вы- зывает. Но очень быстро все входит в свою колею, дети сами распределяют межсобой дежурства, и мытье посуды становится неотъемлемой частьюлагернойжизни. Итут уже важно, чтобывзрослые не кидались ограждать ребенка от любых нагрузок. То, что вы, безусловно, любите своих детей, не исключает наличия у них своих обязанностей и ответственности. На меня произвел впечатление один папа. Когда его сын сразу по- сле приезда собрался с други- ми ребятами купаться, он ему сказал: «Какое купание? Ты же видишь, мы еще палатку не поставили». И мальчик тут же включился в работу. Поверьте, он ни на секунду не усомнится в любви отца. Про- сто он уже знает, что сначала надо сделать дело, а потом отдыхать. Найди свой страх — Когда вы работали с детскими страхами, вам уда- лось их преодолеть? — После одного занятия судить об этом сложно. Но все эти страхи былипроговорены, дети сумели увидеть ихи осоз- нать. Это уже очень важно. Кроме того, мы ведь делали изображения этих страхов из подручного материала и торжественно уничтожали их разными способами. И вот тут я тоже столкнулась с неожиданным для меня явле- нием. Дети зачастую не видят в окружающеммире того, что могло бы изобразить тот же страх. Они просто не умеют включать воображение. А ведь мы жили рядом с потря- сающим лугом, на котором было множество и цветов, и разнообразных колючек, и всяких палочек-веточек. Но они привыкли потреблять уже готовую продукцию с экранов планшетов или теле- визоров. Если бы они читали, у них бы работало собствен- ное воображение, которое бы тут же подсказало, как из колючек и веточек сделать паука. А тут—ступор. С этим же связано и то, что на пер- вых порах многие пытались списывать или срисовывать у того, кто первым начал выполнять задание. Но ни- чего, мы и это преодолели. Главное, я никому не позво- ляла «выйти из сценария», а только повторяла: «Не по- лучается сейчас, получится через десять минут. Я в тебя верю». В результате у них фиксируется, что если немно- го поднапрячься, то потом обязательно все получится. А это ведь очень важно в жизни. Потому что если схо- ду фиксироваться на своей неудаче и опускать руки, то ничего не добьешься. — А что вам показалось на этот раз самым слож- ным? — Именно то, что детям сложно продуцировать свои собственные мысли, свои чувства, свои фантазии. Они все ждут, что им кто-то даст готовый ответ. Но я ведь не задачки по математике ре- шаю, и у меня не может быть правильных или неправиль- ных ответов. Но существует огромный страх присоедине- ния к своему бессознательно- му. А вдруг там что-то будет не по правилам, окажется ошибочным? И дети просто теряются от чувства свободы, когда я прошу: «Нарисуй, по- жалуйста, что ты ощущаешь, когда мечтаешь». И начи- нают срисовывать у других. Но это ведь не твои чувства, не твои ощущения. Еще им было трудно находиться в команде, потому что было очень много новеньких ребят. У нас ежегодно бывает игра типа «Зарницы», где дети со- ревнуются с родителями. Так вот, каждый из детей хотел победить лично, хотя победа могла быть только команд- ной. В итоге получилось, что кто-то бежит быстрее, а кто-то отстает, или вдруг все кидаются в одну сторону. Так что победили у нас родители, которые сразу разработали командную тактику и ее при- держивались. Я описываю проблемы и сложности, но в итоге все они были пре- одолены. По крайней мере, в рамках лагеря. Но я убеж- дена, что и родители, и дети уехали после него немного другими людьми. Ижизнь их теперь будет идти немного по другим законам: в ней станет больше взаимопонимания и доверия. ПСИХОЛОГИЯ 21 КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 163/25541/ 24 АВГУСТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Для кого-то победа — это первое место, а для кого-то пятое — настоящий триумф ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz