Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
МИР ВОКРУГ НАС № 16/25394/ 26 ЯНВАРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Хождение за три моря Путешествие по Индии. Часть первая Сегодняшний выход этой страны в ряд крупнейших ми- ровых игроков и стратегиче- ских партнеров большинству из нас кажется настоящим чудом. А, собственно, что мы знаем о ней? Ну, богема любит отдыхать на Гоа. Ну, слад- козвучную арию индийского гостя помним: «Не счесть ал- мазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» При этом — грязные нищенские кварталы, стаи распоясавшихся обезьян на узких улочках. Загадка и парадокс. Вот и обратимся за разгадками к Ларисе Череш- невой. — Тут, прежде всего, надо понимать, что это древнейшая цивилизация, вобравшая в себя практически все расы, населяющие нашу планету, это страна с постоянным де- мографическим ростом. Это, по сути, мир в миниатюре. Это сплав разных культур, разных видов хозяйства, менталите- тов разных народов, долгое время живущих в достаточно замкнутом пространстве. Высшие силы —Сразу вопрос: мы знаем, что европейский проект муль- тикультурализма провалился —не получилось ни сплава, ни взаимообогащения. Почему же сложилось в Индии? — Потому что индийский «проект» был придуман и осуществлен не людьми, а выс- шими силами. За него запла- чено драматичной и кровавой тысячелетней историей, кото- рая огромной ценой привела людей к необходимости жить вместе и искать взаимопони- мания. А в Европе очень спе- цифический поток беженцев, со специфической культурой и родом деятельности. Такой проект осуществить искус- ственно, по воле нескольких людейочень сложно. Для этого нужныиные временные и про- странственные рамки. — Так что же, на ваш взгляд, стало результатом индийского «проекта»? — Важно, что в Индии не произошло ассимиляции, ин- дусы в разных регионах даже внешне очень отличаются: со- вершенно черные наюге имон- голоидные на востоке. Британ- ское колониальное влияние принесло не только многие ми- нусы, но и плюсы. И главный плюс — это нынешняя весьма развитая демократия в Индии с большим количеством пар- тий, в том числе и оппозици- онных. Впрочем, демократия не прижилась бы, не будь у нее корней в индийской крестьян- ской общине с ее выборностью, сельским старостой, истинной субординацией, основаннойна уважении к возрасту, мудро- сти, щедрости, благочестию. Но все попытки англичан ис- кусственно создать подобие ЕЛЕНА БРЕДИС Признаться, мне и в голову не могло прийти, что у нас в Липецке есть индолог—доктор исторических наук, профессор ЛГПУ Лариса Черешнева. И уж полной неожиданностью для меня стало то, что Лариса Александровна подолгу живет в Индии, работая в библиотеках и архивах. Неповторимый облик Индии. британского фермера закон- чились провалом. — А кастовость в индий- ском обществе сохранилась? — Кастовость юридически упразднена, конституция про- возглашает равенство всех людей. Но традиция все равно сильна—даже в мегаполисах, не говоря уже о провинции. Кстати, каста «неприкасае- мых» — одна из самых защи- щенных категорий индийско- го населения: им резервируют места в учебных заведениях всех уровней, в представитель- ных органах всех уровней. И многие, уже имеявысокий ста- тус, отказываются покидать своюкасту, боясь утратить все привилегии. Но в быту особое отношение сохраняется. Пом- ню, когда я в жару дала жен- щине с ребенком из «непри- касаемых» бутылку с водой, то поймала на себе такие осужда- ющие взгляды! Да, именно они часто попрошайничают, но это еще не говорит об их нищете. Как-то я ехала в открытом такси-скутере, мы останови- лись в пробке, и тут же со всех сторон кинулись к нам попро- шайки. Но когда я хотела дать им денежку, водитель-индус остановил меня: «Не делайте этого, они позорят нас!» Уди- вительно, но у «неприкаса- емых» огромное количество политических партий, они на льготных условиях участвуют в выборах. Государство делает очень много, чтобыподнять их уровень жизни. Фактически они находятся под его опекой. Хотя остаются и те, кто живет за гранью нищеты. Духовные ценности — Один наш приятель еще в советское время строил вИн- дииметаллургический комби- нат. Он жаловался, что труд- но с подсобными рабочими: индус сегодня заработал на мисочку риса и на несколько дней пропал, ищи нового. Они на самом деле равнодушны к материальным ценностям? — Вообще, они меньше подвержены западному вли- янию, чем мы. И на первом месте у них все равно стоят духовно-религиозные цен- ности. Чем меньше желаний, тем меньше страданий — это же не только буддистский, но и индуистский принцип. Я не скажу, что материальные бла- га для всех ничего не значат. Но определенная категория людей, которых немало, мо- жет сознательно ограничивать свое потребление. Опять же, не забывайте, что в каких-то штатах преобладает ислам, а это уже другая история. Но что я заметила: в Индии нет атеистов. Даже среди научной элиты. Но их религии — это столь сложное переплетение и философии, и космогонии, что я сами эти религии назвала бы наукой. Наукой омироздании. Поэтому с одной стороны — бесконечное попрошайниче- ство, с другой — аскеза. И то, что европейцы воспринимают как необязательность, на са- мом деле может быть особым восприятием мира, особым отношением к жизни. —Ачто выможете сказать об индийской молодежи? — Это потрясающая обра- зованность. Среднестатисти- ческий студент в Дели знает пять-шесть языков. Это вели- колепная компьютерная гра- мотность, неслучайно они за океаномнарасхват вместе с на- шими ребятами. Это большой процент задействованности молодых женщин в госструк- турах, на интеллектуальных работах. Вообще, развитие образования в Индии — одно из самых ранних у нас на пла- нете. Это их монахи открыва- ли законы движения планет в нашей Солнечной системе. И индусское, и исламское духовное образование гото- вит интеллигенцию высшей пробы, с ней соревноваться очень сложно. Это знание и языков, и истории, и геогра- фии, и литературы мира, и мировых религий, священные книги которых изучаются на оригинальных языках. Это и знание точных наук. Причем образование в разных регио- нах разное, свое. Из того, что пытались внедрить британцы, индийское общество что-то принимало, а что-то — нет. Они приняли изучение ев- ропейской юриспруденции, основанной на римском праве. А если добавить к этому неве- роятную эмоциональность и артистичность индийцев, то в этой сфере они однозначно вы- игрывают у европейцев. — А индийская молодежь так же подвергается западно- му влиянию, как наша? — Конечно, его не избе- жать. Но еще после Второй мировой войны Индией был взят курс на неприсоединение к любым военным союзам. В Индии всегда была опора на национальные культуры. Как известно, на протяжении многих лет в стране правила партияНеру, а сейчас к власти пришла партия с куда более четкой национальной направ- ленностью, которая выступает за ограничение западного вли- яния, за сокращение исполь- зования английского языка. Но самый главный регулятор у них — это вера. Что такое « Камасутра »? — В метро в Дели можно увидеть целующиеся пароч- ки? — Нет, ничего подобного видеть мне не доводилось. Такие отношения у индийцев на прилюдное обозрение не выносятся. Мы, например, совершенно неправильно вос- принимаем«Камасутру». «Ка- масутра» — это религиозная ценность, смысл которой в том, как с помощью любов- но-чувственного наслажде- ния достичь бессмертия, а не «учебник секса». Вы днем на улице не увидите на молодых людях вызывающих одежд. У девушек остается привержен- ность к сари, а эта националь- ная одежда и подчеркивает женственность фигуры, и в то же время очень строга, цело- мудренна. Яни разу не видела, чтобы они оголяли руки до плеч. Но все это при потряса- ющем, невероятно роскошном сочетаниицветов! Диву даешь- ся, когда вспоминаешь, что делают эти ткани и шьют из них женские одежды мужчи- ны. Впрочем, я ничего не могу сказать ожизни ночногоДели, возможно, она отличается от дневной. — А чем вы можете объ- яснить столь неожиданное ин- дийское экономическое чудо? — В первую очередь не- обыкновенным трудолюбием индусов. Плюс очень солидное фундаментальное образова- ние, о которомя уже говорила. Ну и, конечно, экономическая политика государства, которое делает ставку, с одной сторо- ны, на индийские крупные транснациональные корпора- ции и сферы, в которых они работают, а с другой стороны —на средний бизнес. ВИндии средний класс — один из са- мых многочисленных в мире. — А индийский средний класс живет лучше нашего? —Ну, еслииметь в виду нас с вами, то намного лучше. У представителей среднего клас- са на семьюнесколько машин, женщины, как правило, не работают, а занимаются деть- ми и домашним хозяйством. Но глава семейства, занимаю- щийся бизнесом, всегда имеет хорошее образование. (Продолжение следует.) ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЛАРИСЫ ЧЕРЕШНЕВОЙ “ В Индии нет атеистов. Даже среди научной элиты. Но их религии — это столь сложное переплетение и философии, и космогонии, что сами эти религии можно назвать наукой. Наукой о мироздании
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz