Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Ставка на эффективность Правительство России по - новому выстраивает финансовые взаимоотношения с регионами Сергей Кибальниченко На федеральном уровне кардинально изменились подходы к предо- ставлению финансовой помощи регионам. Об этом шла речь на административном совете, посвященном итогам первого полугодия. Выступая с основным докладом, вице-губернатор Вячеслав ЩЕГЛЕ- ВАТЫХ подробно рассказал о новых требованиях Правительства России, которые теперь необходимо соблюдать и на региональном, и на муниципальном уровнях (см. «Липецкую газету» за 26 июля). Поднятая им тема оказалась настолько важна, что мы решили вер- нуться к ней в сегодняшнем выпуске «Финансового вестника». — Вячеслав Михайлович, ка- кова идеология реформы? — Инициируя реформы, Пра- вительство России решает две основные задачи. Первая из них связана с тем, что до недавнего времени территории были слабо заинтересованы в том, чтобы при- лагатьмаксимумусилийдлясвоего развития. Ведь рост собственных доходов нередко оборачивался для них урезанием финансовой помо- щи из федеральной казны. Теперь же неоспоримое преимущество получат те регионы, которые на- ращивают свой экономическийпо- тенциал, привлекают инвестиции, развиваютмалыйбизнес, снижают уровень зарегистрированной без- работицы. Теже территории, кото- рые продолжают уповать толькона дотацииизфедерального бюджета, рискуют лишиться частифинансо- вой помощи. Вторая задача заключается в том, чтобы все субъекты феде- рации проводили ответственную бюджетную политику. Соответ- ственно, уйдет в прошлое практи- ка, когда регионы необоснованно завышали свои расходы. Ресурсы при этом распылялись на реше- ние второстепенных задач, тогда как стратегические направления недополучали финансирование. Еще с 2014 года Правительство России начало на новых принци- пах выстраивать межбюджетные взаимоотношения с территориями. Причемотноситьсякнимсталина- много взыскательнее. К примеру, дотациюили кредит теперь можно получить только после того, как специалисты Минфина проведут всесторонний анализ основного финансового документа региона, оценив обоснованность и достовер- ность бюджетного планирования. В зоне их повышенного внимания окажутся и меры по оптимизации расходов и снижению государ- ственного долга. Итогом этой работы становит- ся соглашение, которое субъекты Федерации заключают с Мини- стерством финансов России. В до- кументе закрепляются согласован- ные параметры территориального бюджета и объемы предоставляе- мой финансовой помощи. Если же регион не выполнит соглашение, то это обернется для него доволь- но серьезными последствиями. Полученные бюджетные кредиты придется вернуть, а взять новые нарушитель уже не имеет права. Одновременно сократится и объем дотаций, выделяемыхизфедераль- ной казны. В 2015 году в «черный список» попали четырнадцать регионов, в 2016 —шестнадцать. Немаловажно, что политика Правительства уже принесла ощу- тимые плоды, о чем красноречиво свидетельствуют следующие циф- ры. За 2015-2016 годы дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации снизился. — В каком направлении про- должится реформа? — Правительство России про- должает и дальше ужесточать условия, влияющие на получение финансовой помощи из федераль- ного бюджета. Со следующего года вводится еще одно серьезное требо- вание. Заключается оно в том, что- быне только у регионального, но и уместных бюджетов отсутствовала просроченнаякредиторская задол- женность. Такчто готовитьсянуж- но уже сейчас, чтобы выполнить новое условие. Соответственно, администрация областипоставила передвсемимуниципалитетамиза- дачу—они должныуже к первому ноября полностью ликвидировать просроченную кредиторскую за- долженность. Спрос за выполнение этого поручения будет предельно строгим. Таким образом, эффективная работа сегодня требуется и от му- ниципальных властей, которые ужене смогутполагатьсятолькона финансовуюпомощь из региональ- ного бюджета. Им необходимо за- действовать все неиспользованные резервы, чтобыукрепитьдоходную базу местных бюджетов. Речь идет и о развитии малого бизнеса, и о рациональном использовании имеющихся земельных ресурсов, и о борьбе с «серыми» схемами оплаты труда. — Вячеслав Михайлович, как на Липецкой области отразятся новые требования Правительства России к предоставлению финан- совой помощи регионам? — Требования Правительства России к регионам многократно возросли. Однако проводимая ре- форма имеет и свои очевидные до- стоинства. Заключив соглашение с Минфином, Липецкая область получила дешевые кредиты из федерального бюджета, благодаря которым мы отказались от доро- гостоящих заимствований в ком- мерческих банках. Врезультате на обслуживании государственного долга удалось сэкономить серьез- ные суммы, которые были исполь- зованы на финансирование стра- тегически важных направлений. Со своей стороны Липецкая область полностью выполняет взятые на себя обязательства, бла- годаря чему сохраняет право на получение финансовой помощи из федеральной казны. В 2016 году, например, нам удалось намного снизить первоначальнуюцифру по дефициту регионального бюджета. В последнее время наш регион динамично развивался, улучшая основные экономические и фи- нансовые показатели. Из года в год увеличивались доходы област- ного бюджета, росли инвестиции в основной капитал, строились новые заводы, развивался малый бизнес. Немаловажно и то, что ад- министрация области в последнее время работала в тесном контакте с федеральными министерствами и ведомствами, благодаря чему из бюджета страны привлекались немалые денежные средства на развитие региона. Думаю, что со временем объем финансовой по- мощи будет только возрастать, а произошедшие на федеральном уровне изменения послужат для нас хорошим стимулом, чтобы ра- ботать еще лучше. — Какуюфинансовуюпомощь Липецкая область получит в 2017 году? — Благодаря решениям, при- нятым Правительством России, уже до 1 марта были заключены все соглашения с федеральными министерствами на получение до- таций и субсидий. Соответствен- но, финансовые ресурсы в более ранние сроки поступят в регионы, и у них будет больше времени для их эффективного освоения. Ожи- дается, что в 2017 году Липецкая область привлечет 11 миллиардов рублей, из них за первые семь месяцев уже использовано 6 мил- лиардов рублей. Пользуясь случаем, хотелось бы назвать наиболее значимые ме- роприятия, софинансируемые из бюджета страны.На строительство двухшколна 800мест каждая в го- родахЛипецке и Задонске выделе- но 754миллиона рублей.На рекон- струкцию стадиона «Металлург» в Липецке в рамках подготовки к чемпионатумирапофутболув2018 году мы получили 76 миллионов рублей, на автомобильные дороги регионального и местного значе- ния — 655 миллионов рублей. Государственная поддержка агро- промышленного комплекса за счет федерального бюджета превысит 4 миллиарда рублей. На дальнейшее развитие автотуристскогокластера «Задонщина»регионувыделили52 миллиона рублей. На обеспечение жильем детей- сирот, молодых семей и сельских жителейиз федерального бюджета выделено184миллионарублей.На ежемесячные денежные выплаты семьям, родившим третьего ре- бенка или последующих детей, до достижения ребенком трехлетнего возраста поступит 235 миллионов. На создание комфортных усло- вий проживания на селе в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий»привлечено 82,4мил- лиона рублей. Названная сумма будет потрачена на строительство домов культуры, офисов врачей общей практики, школьных и дошкольных образовательных учреждений, развитие комму- нальной инфраструктуры и сети автомобильных дорог. В 2017 году регион впервые получил финан- совую помощь на формирование современной городской среды. На эти цели выделено 174 миллиона рублей. — Ваш оптимистичный на- строй подтверждают и последние изменения, внесенные в бюджет 2017 года. ВячеславМихайлович, куда будут потрачены эти деньги? — Действительно, в 2017 году доходная часть областного бюдже- та исполняется с опережением. За счет дополнительных налоговых поступлений и экономии на обслу- живании государственного долга у администрацииобластипоявилась возможность дополнительно на- править более миллиарда рублей на финансирование стратегиче- ски важных направлений. Особо я хотел бы отметить финансовую помощь муниципалитетам, кото- рым дополнительно выделено 437 миллионов рублей. Ведь это низо- вой уровень власти, от которого напрямуюзависит качествожизни людей. Соответственно,муниципа- литетыполучили дополнительные средства на подготовку школ и детских садов к новому учебному году, благоустройство территории, строительство новых водопро- водных сетей, ремонт объектов социально-культурной сферы. До конца года в восьми селахпостроят центры общей врачебной практи- ки. Оснащены они будут самым современным оборудованием. На этицели в бюджете предусмотрели более 30 миллионов рублей. Напомню, что только в особой экономической зоне «Липецк» в 2017 году были построены три но- вых завода. Соответственно, адми- нистрация области стремится под- держать те учебные заведения, ко- торые работают в тесномконтакте с промышленными предприятиями региона. Вчастности, Грязинскому техническомуколледжу выделили 30 миллионов рублей. Названная сумма позволит закупить совре- менное учебное оборудование с программным управлением, не- обходимое дляподготовки высоко- квалифицированных рабочих. Хочу также напомнить, что во время обсуждения проекта основ- ного финансового документа мы договорились, что при каждом уточнении бюджета будем выде- лять дополнительные суммы на обеспечение жильем детей-сирот. На этот раз дополнительно удалось изыскать пять миллионов рублей. Общий же объем финансирования составит 220 миллионов рублей, так что в 2017 году мы сможем приобрести160 квартир для детей- сирот. На ежемесячное пособие, которое выплачивается на детей из малоимущих семей, дополни- тельно предусмотрено 40 милли- онов рублей. Подобные примеры красноречиво говорят о том, что бюджетная политика в Липецкой области имеет ярко выраженную социальную направленность. — Недавно были внесены из- менения в закон «О бюджетном процессе Липецкой области». В чем заключается смысл этих нов- шеств? — Одно из новшеств заключа- ется в том, что теперь одинпроцент от суммы штрафов за нарушение Правилдорожногодвижениябудет зачисляться вДорожныйфондЛи- пецкой области. Предполагается, что эти деньги будут использовать- ся на установку и содержание тех- нических средств, позволяющих в автоматическом режиме фиксиро- ватьнарушенияПравилдорожного движения. 2 № 162/25540/23 АВГУСТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Финансовый вестник Стратегия успеха Область эффективно использует бюджетные инструменты для привлечения инвестиций Светлана Труфанова, начальник отдела долговых обязательств и государственной собственности областного управления финансов Сегодня многие территории стремятся привлечь инвесторов, создавая для них благоприятные условия. Этой работой липчане начали заниматься еще в начале 2000-х годов, оказавшись, по сути, в роли первопроходцев. Безупреч- ная репутация и огромный опыт позволяют нам ежегодно привлекать инвести- ции, в два-три раза превышающие объем областного бюджета. Особые экономические зоны За эти годывЛипецкойобласти соз- дана и успешно развивается трехуров- невая система привлечения инвести- ций, включающая в себя федеральную ирегиональные особые экономические зоны, а также индустриальные парки. СегоднявОЭЗ«Липецк» зарегистриро- вано 49компаний-резидентов, чейобъ- ем заявленных инвестиций превысил 151миллиардрублей.Промышленную продукциювыпускаютуже14предпри- ятий. За время существования особой экономической зоны предприятия, построенные на ее территории, произ- вели товаровна 49миллиардов рублей. К настоящему времени освоено более 36 миллиардов рублей инвестиций, создано свыше 3 тысяч рабочих мест. Немаловажно и то, что компании-ре- зиденты заплатили налоговых и тамо- женных платежей в общей сложности на 3,5 миллиарда рублей. Динамично развиваются и девять особых экономических зон региональ- ного уровня, на территории которых зарегистрирован51участниксобъемом заявленных инвестиций более 86 мил- лиардоврублей.Кнастоящемувремени освоено более 29 миллиардов рублей, создано свыше 1,7 тысячи рабочих мест. Построенные здесь предприятия произвели продукции более чем на 25 миллиардов рублей. В бюджет реги- она поступило свыше 1,6 миллиарда рублей. Приведенные цифрыговорят о том, что в перспективе все бюджетные вложения в инфраструктуру ОЭЗ «Ли- пецк» окупят себя сторицей. Промышленные кластеры В регионе широко используются и другиеинструментыразвитияэкономи- ки. Особое значение срединихпридает- сяпромышленнымкластерам, которые позволяют объединить возможности многих предприятий и организаций, расположенных в территориальной близости друг от друга. В результате удается организоватьпроизводствоин- новационной продукции с минималь- ными капитальными вложениями. На федеральном уровне уже получили поддержку промышленный кластер станкостроения «ЛИПЕЦКМАШ» и инновационный территориальный кластер машиностроения и металлоо- бработки «Долина машиностроения». Важная роль отводитсяцентру кла- стерного развития, который призван создавать условия для эффективного взаимодействия предприятий-участ- ников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, не- коммерческих и общественных орга- низаций, органов власти и инвесторов. Дополнительным стимулом эко- номического роста может стать регио- нальный фонд развития промышлен- ности, на созданиекоторого в2017 году из областного бюджета выделено 20 миллионов рублей. Малое предпринимательство В Липецкой области традиционно огромное значениепридаетсяразвитию предпринимательства. Ведь именно малый бизнес создает новые рабочие места, обеспечивает рост экспортного потенциала, стимулирует эффектив- ную реализацию политики импорто- замещения и наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами высокого качества. На сегодняшний день на террито- рии области действует более 40 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринима- телей, более 30 процентов работников занято в данной сфере. Развиваться малому и среднему бизнесу помогают действующие меры государственной поддержки. Только в 2017 году в Липецкой области за счет бюджетоввсехуровнейпланируетсяна- править на поддержку данного сектора экономики в виде субсидий около 490 миллионов рублей. В 2017 году предусмотрена новая форма государственной поддержки в рамках софинансирования муни- ципальных программ. Бизнесмены, осуществляющие свою деятельность в монопрофильных муниципальных образованиях, имеют возможность по- лучить субсидии на возмещение части затратпоуплатепроцентовпокредитам идоговорамлизинга, первого взносапо договорам лизинга. Инфраструктура для бизнеса Постепенноакцент спрямойфинан- совой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса смещается в пользу рыночныхинструментов.Не случайно, в 2017 году приоритетными направ- лениями поддержки из федерального бюджета стали реализация мероприя- тий по созданию инфраструктуры для субъектов предпринимательства. В Липецкой области активно ве- дется такая работа. У нас созданы центры молодежного инновационного творчества, деятельностькоторыхори- ентировананаформированиеблагопри- ятных условий для детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпри- нимательства. Нельзя не сказать и о центре инжиниринга, осуществляю- щего полный комплекс инжинирин- говых услуг для субъектов малого и среднего бизнеса. Его специалисты помогают бизнесменам улучшить экологические показатели и повысить безопасность промышленного произ- водства, сократить затратыиповысить производительность труда, привлечь к реализации проектов малых и средних инжиниринговых компаний. В последнее время созданы новые инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства. В но- ябре 2016 года зарегистрирована АНО «Центр координации поддержки экс- портно ориентированных субъектов малого и среднего предприниматель- ства». Она призвана продвигать на экспорт продукцию субъектов малого бизнеса. На 2017 год перед центром поставлена конкретная задача. Среди представителей малого и среднего бизнеса необходимо увеличить число экспортеров с 27 до 40 единиц. На базе названной организации создан Центр поддержкисубъектовмалогоисреднего предпринимательства. Он станет коор- динировать деятельность всех органи- заций инфраструктуры, действующих на территории области. Фонд поддержки малого бизнеса Отдельно необходимо сказать об областном фонде поддержки малого и среднего предпринимательства. Мало- му бизнесу, кооперативам и народным предприятиям он предоставляет по- ручительства по обязательствам перед кредитными организациями, а также микрозаймы, среднесрочные и долго- срочные займы по льготным про- центным ставкам (от 2 до 8 процентов годовых). В 2017 году фондом сохранены льготные ставки на все виды финансо- вых услуг, включая поручительства и гарантии, чтопозволяет ему сохранить социальную направленность своей де- ятельности. В 2016 году фонд в числе первых региональных гарантийных фондов страны заключил соглашение о со- трудничестве с ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности), что позволит предпринимателям об- ластипривлекать займыфедерального фонда развития промышленности на реализациюкрупных промышленных экспортно ориентированных проектов под гарантию областного фонда. Так, проект «Интермаш» в декабре 2016 года уже получил льготный займпод 5 процентов годовыхподпоручительство областного фонда и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». По итогам прошлого года фонд предоставил малому и среднему биз- несу 379 займов на общую сумму более 419 миллионов рублей, с начала 2017 года фонд уже предоставил 292 займа на сумму более 340миллионов рублей. Коллективные формы хозяйствования Администрация региона не первый год проводит целенаправленную по- литику по развитию коллективных форм собственности, которые обеспе- чивают устойчивое развитие сельских территорий. Поддержка оказывается в рамках государственной программы «Развитие кооперации и коллектив- ных форм собственности в Липецкой области». В текущем году на ее реа- лизацию предусмотрено свыше 137 миллионов рублей. Наш регион продолжит реализа- цию выбранной стратегии развития, направленной на диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики, что позволит увеличить доходнуюбазу бюджета, а также повы- сить уровень благосостояния липчан. «Великое переселение»: продолжение следует Дмитрий Цибулин, ведущий консультант отдела финансирования отраслей экономики управления финансов Липецкой области Благоустроенное жилье — мечта каждого человека. А тем более тех людей, которые живут в аварийных домах. Поэтому переселение граж- дан в новые квартиры сегодня является одной из приоритетных задач в жилищной политике госу- дарства. Десять лет назад было принято решение о создании Фонда содей- ствия реформированию жилищно- коммунального хозяйства, который предоставляет безвозмездно помощь регионам по переселению людей из аварийного жилфонда на принципах софинансирования. Президент Рос- сии в своем Указе обозначил точную дату завершения такой работы — 1 сентября 2017 года. Поставленная задача касается жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года. В Липецкой области она будет выпол- нена в срок. Начиная с 2008 года во всех муниципальных образованиях, где есть непригодные дляжизни дома, действуют специальныепрограммыпо переселению и строится новое жилье. Финансирование осуществлялось из трех источников — федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов. С 2008 года на эти цели направлено более 5,7миллиарда рублей, в томчис- ле 2,7 миллиарда выделил Фонд, 1,1 миллиарда — область, 1,9 миллиарда — местные бюджеты. За это время ликвидировано161,2 тысячи ква- дратных метров аварийного жилья. Более 10,6 тысячи человек переехали в комфортабельные квартиры. Тем не менее после сентября «ве- ликое переселение» не закончится. В настоящее время разрабатывается проект федерального закона, преду- сматривающий новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Количество жителей, переселенных из аварийного жилищного фонда (человек) Результаты реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Липецкой области Площадь ликвидированного аварийного жилищного фонда, признанного тако- вым до 01.01.2012 г. (тыс. рублей) Эффективная работа сегодня требуется и от муниципальных властей, которые уже не смогут полагаться только на финансовую помощь из регионального бюджета. Им необходимо задействовать все неиспользованные резервы, чтобы укрепить доходную базу местных бюджетов. Речь идет и о развитии малого бизнеса, и о рациональном использовании имеющихся земельных ресурсов, и о борьбе с «серыми» схемами оплаты труда ” Динамика инвестиций в основной капитал в Липецкой области, млрд руб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz