Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ГАСТРОЛИ Липецкий симфонический выступил во Франции Липецкий симфонический оркестр впервые принял участие в Х Между- народном фестивале «Музыка на Перламутровом побережье» во Франции, сообщает пресс-служба администрации города Липецка. Мероприятие ежегодно собирает лучшие камерные и симфонические коллективы Европы. В этом году продемонстрировать свое мастерство приехали более 160 музыкантов из 12 стран мира. За время гастролей музыканты симфонического оркестра дали шесть концертов, представивна суд слушате- лей три программы. Выступления про- ходили при полных залах и с большим успехом. Организаторыфестиваля вы- соко оценили профессиональный уро- вень липецкого коллектива, выразив надежду на дальнейшее сотрудниче- ство и приезд на гастроли, которые пройдут в Париже в 2018 году. — Приглашение на Фестиваль классической музыки в Нормандии, безусловно, значимое событие для нашего коллектива, который не только расширил свою гастрольную карту, но и получил колоссальный опыт работы с европейскими музы- кантами, — отметил художествен- ный руководитель и дирижер Ли- пецкого симфонического оркестра Константин Барков. ЕЛЕНА БРЕДИС О реформах образования сказано столько, что лучше уже и помолчать. Но реформа- торский зуд, увы, охватил все сферынашейжизни. Апотому дополнительное образование остаться в стороне, понятно, не могло, здесь «гениальные» фантазии наших преобразо- вателей тоже разыгрались. Видимо, основной принцип был таким: лишь бы новый вариант в корне отличался от советского. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 158/25536/ 17 АВГУСТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 Взять хоть теже музыкаль- ные школы. Ведь в прежние времена как было? Не важно, какуюпрофессиюпотом выбе- рет ребенок, но кклассической музыке он приобщиться дол- жен. Как поет Тимур Шаов: Я поставлю детям Баха, Я им Моцарта поставлю. Я с ремнем в руке к искусству Приобщиться их заставлю! Скажете, тоталитарное воспитание? Вовсе нет. Отчего бы тогда в дореволюционной России все юные аристократы умели играть на фортепиано, рисовать и писать стихи в альбом? Да потому что общая культура была неотъемлемой частью показателя образован- ности, и не обладать ею счи- талось просто неприличным. Помните, как у Окуджавы? «Следом дуэлянты, флигель- адъютанты, блещут эполеты. Все они красавцы, все они та- ланты, все они поэты». Так что советское образование впитало в себя из образования царской России гораздо больше, чем нынешнее, перечеркнувшее все советское чернымжирным крестом. Но вернемся к музыкаль- ным школам. По новой стра- тегии реформаторов с две тысячи пятнадцатого года они из учреждений дополни- тельного образования стали учреждениями образования предпрофессионального. Что это означает? А то, что теперь они должны быть «заточены» Вспоминая об утраченном счастье родного отделения, потому что современные дети уже поня- тия не имеют, что такое баян. Максимум, что могут сказать, увидев его, — «гармошка». И про домру слыхом не слыхи- вали. А ведь это уходит рус- ская национальная культура. Уходят наши корни, которые через несколько лет уже невоз- можно будет возродить. Увы, музыка для них бесперспек- тивна в материальномплане, а материальное стоит на первом месте. —Но ведь в советское вре- мя родители считали необ- ходимым отдать ребенка в музыкальную школу… — …чтобы он просто вы- рос культурным человеком. Да, тогда думали об общей культуре, а музыка была ее неотъемлемой составляющей. К человеку не относились так прагматично и потребитель- ски. Я на всю жизнь запомни- ла, как говорил наш бывший директор: «Мы воспитываем не музыкантов, а слушате- лей, чтобы наши концертные залы всегда были полны». Я считаю, что это был ис- ключительно верный подход. Профессионалов воспитыва- ют музыкальные училища, высшие учебные заведения, а мы должны привить ребенку любовь к классике, не пере- гружая его. Тот, кто выберет этот путь, сам по нему и пой- дет. И его не будут волновать ни трудозатраты, ни будущее материальное благосостояние. Он будет счастлив просто слу- жением музыке. Я помню, как счастливы были мы в стареньком здании музучилища, которое было для нас родным домом. Как приходили в семь утра, чтобы разыграться, и уже заставали под лестницей занимающихся ныне заслуженных артистов, тогда еще совсем мальчишек. И радостно думали: «О, я не первая, есть еще братья по крови!» Да, мытогда были абсолют- но счастливы, и никого из нас будущая зарплата не интересо- вала. И самое главное, что это время в нашей жизни было. на подготовку исключительно тех, кто в дальнейшем станет абитуриентами музыкальных училищ и консерваторий. А иначе, дескать, какой смысл бюджетные деньги тратить. Плач идет по всей Руси Великой. Плачут учителя, плачут директора школ. Уче- ники не плачут, им плевать. Родители не плачут, им не до того. Сами понимаете, назвать имя моей собеседницы я не рискну, чтобы не доставить ей в дальнейшем неприятности. Это педагог с огромным ста- жем, и будьте уверены, что ее мнение совпадает с мнением большинства российских пре- подавателей музыкальных школ. — Я недавно была на кур- сах повышения квалифика- ции, имыобсуждали эту тему. Преподавателиконсерваторий жалуются, что на коллоквиу- мах во время вступительных экзаменов абитуриенты не знают того, что в советские времена знали даже махровые троечники. То есть уровень знаний неуклонно падает, — говорит моя собеседница. — А с чем это связано? — С тем, что год от года становится тяжелее с набором, имы вынуждены брать факти- чески всех подряд, чтобы не упала нагрузка. Иудерживать до выпускного класса вынуж- дены всех. — Но как же все это со- гласуется с ориентацией на предпрофессиональное обра- зование? —Аникак. Две противопо- ложные задачи. Но при этом нас никто не избавляет от необ- ходимости подготовить перво- клашек так, чтобы к зиме они ужемоглисыгратьполифонию и сонату. Где это видано? В со- ветское время все начиналось с детских пьесок и обработок русских народных песен. И малышу это было понятно и доступно.Акакможно ставить перед ним такие цели? Мы же не набираем особо одаренных детей. Добавьте к этому еще вал писанины, который теперь на нас обрушился. — А сами дети хотят за- ниматься? — Они для этого слишком загружены репетиторами и прагматичны. Проучившись несколько лет, уже задают вопрос, какую зарплату ты получаешь. Как вы думаете, мой ответ сильно их вдохнов- ляет? Может он их настроить на то, чтобы сделать музыку профессией? Смешно и гово- рить. Аведь работа музыканта —это тяжкий труд, это много- часовые заня- тия за инстру- ментом. Кто из них готов на такой подвиг ради грошовой зарплаты? У меня есть ис- ключительно одаренныйуче- ник, который с ам тяне т ся к музыке, но родители уже сказали — бу- дешь экономи- стом. И он их, б е з у с л о в н о , послушается. Беда в том, что если это под- линное призва- ние, которое насильственно задавили, то в зрелом возрасте оно так или иначе проявится. И вот тогда начнутся переживания, что жизнь была потрачена не на то, даром. — А дети чаще сами при- ходят, или их приводят роди- тели? — Оптимальный вариант, чтобы привели родители, — хоть какая-то надежда, что взрослые возьмут на себя часть ответственности за занятия ре- бенка и будут следить за ним. Те, кто приходит за компанию с друзьями, очень быстро отсе- иваются. Требования на самом деле стали сугубо професси- ональными. А у них сегодня другие вкусы, другие при- страстия. Ведь это нас воспи- тывали на классике, которая звучала и по радио, и по теле- видению. А сегодня они хотят слушать и играть другое. Но и идти на поводу нельзя, чтобы не превратить музыкальную школу в балаган, для этого есть частные репетиторы. — Что для вас самое труд- ное в вашей работе? — Наверное, ходить по общеобразовательнымшколам и убеждать детей поступать к нам. Это очень унизительно, потому что натыкаешься на гробовое молчание. Особенно трудно преподавателям на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz