Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
№ 148/25526/ 3 АВГУСТА 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО К огда на родине Пушкина, Досто- евского, Горького перестают чи - тать, а собрания сочинений выбра- сывают в мусор- ные контейнеры, это воспринима- етсякаккатастрофа. Объясняют ее по-разному. Кто-то считает, что всему ви- ной устрашающие цены на книги. Дескать, о чем тут толковать, если бутылка недорогой водки стоит двести рублей, а обычная книжка, не какое-то там подарочное или коллекционное издание, — вдвое- втрое больше. Дети растут в доме без книг. И, даже получив в на- следство от бабушки с дедушкой полку с десятком томов, спешат от них избавиться. Кто-то во главу угла ставит иные причины. Допустим, в чем логика и смысл разрыва единой цепочки, ведь книжные изда- тельства, книжную торговлю и библиотеки курируют три разных министерства? Не пора ли пере- дать всеМинкульту? Тогда в книге будут видеть не только товар, ко- торый ничем не отличается от той же водки, джинсов, смартфонов. Существует и щадящий ва- риант ответа на вопрос о судьбе литературы. Интерес к ней падает во всем мире. Такова глобальная тенденция. Всемирная паутина оплетаетидушит архаичнуюимпе- риюГутенберга. Но здесь, господа, улавливаетсяутешительноелукав- ство. Статистика свидетельствует: во Франции по-прежнему много читают. В том числе дети. А Гер- мания — та вообще отвоевала у России, а вернее, у распавшегося СССР репутацию самой читающей страны, по крайней мере в Европе. Две передачи, где издатели и журналисты докапывались до корней равнодушия к книге, по- казали на ОТР еще весной. Я не успел тогда посмотреть. Но на минувшей неделе их повторили. И весенние дискуссии прозвучали так же тревожно и посреди лета. Вполовине российских городов нет книжныхмагазинов. Двадцать восемь тысяч школьных библи- отек пополняются в основном учебниками — на новых авторов, на классику денег наскрести не получается. Инерция гайдаров- ской либеральной мантры — вы- живает сильнейший! — действует и сейчас. И для культуры она как смертный приговор. Потому что сильнейшими при любомраскладе будут производители алкоголя. Занятно: SOS дружно посыла- ют те, кто, кроме книжной темы, между собой ни в чем не согласны. Допустим, сестра миллиарде- ра Ирина Прохорова и думский депутат Елена Драпеко — оппо- ненты сквозь зубы аттестуют ее артисткой-коммунисткой. Однако обе дамы сигналят: спасите наши души, потому как что же с ними, русскими-то душами, будет, коли книжные магазиныперепрофили- руют в бутикипо продажешмоток, а в библиотечных зданиях разме- стятся боулинги и пивбары? Еще семьсот лет назад монах- Без компаса в океане Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом доминиканец, сочинитель первого в Европе трактата о любви к чте- нию, сурово заметил: «Никто не может служить одновременнокни- гам и маммоне». Вот в семействе Прохоровых и разделили сферы деятельности: брат служит мам- моне, сестра, вероятно подстрахо- ванная его капиталами, сеет раз- умное, доброе, вечное. Она издает рафинированныйфилологический журнал, руководит издательским домом, что выпускает, опять же, элитарные произведения. Но и о народе не забывает. Несколько лет назад, допустим, вслух расстраи- валась: как можно, чтобы деткам в двадцать первом веке попадали в руки советские книжки? В самом деле: ну зачембудущему олигарху, финансовому воротиле Тимур с его командой, партизанЛеня Голиков и Витя Малеев хоть в школе, хоть дома, короче — все эти пионеры и комсомольцы-добровольцы? Похоже, Ирина Дмитриевна не учитывает: не каждому повезет на залоговых аукционах, какМихаи- лу Дмитриевичу. Кому-то придет- ся работать на заводе, в поле или надеть солдатскую гимнастерку и защищать страну. И для них при- мер комсомольцев-добровольцев может быть полезен. Но что каса- ется практической стороны дела, то к госпоже Прохоровой прислу- шаться не грех. Она справедливо сетует на отсутствие навигации в океане тысяч писательских имен, названий, пестрых переплетов и обложек. В нем немудрено уто- нуть. Книжной рекламы просто нет, разве что на ОТР да «Культу- ре». Но аудитория этих каналов не сравнима с аудиторией левиафа- нов вроде Первого и НТВ. Удивительно, но о том же вела речь и Елена Драпеко. Она дей- ствительно актриса. В ее филь- мографии мы находим роль Лизы Бричкиной в той первой, уже классической экранизации пове- сти «...А зори здесь тихие». Раз- умеется, ее волнует, что творится с книгами в России. Она за льготы СМОТРИМ В АВГУСТЕ 21 для всей системыраспространения литературы. От того, как раз- решится дилемма «читать — не читать», говорит она, зависит на- циональная безопасность. Но, по-моему, на ОТР так и не коснулись главного. Вместе с Советским Союзом, со всем совет- ским плохим и со всем советским хорошим, утрачен бескорыстный интерес — к звездному небу, к родному прошлому, к ветерану, живущему в соседней квартире. Бескорыстие теперь синоним бес- полезности. Апольза исчисляется исключительно в рублях, долла- рах, евро. Культ знаний и душевная от- зывчивость как сообщающиеся сосуды. Название детского науч- но-популярного журнала «Хочу все знать!» естественным образом перекликалось с заголовком ро- мана «Я отвечаю за все». Связь очевидная: надо знать, чтобы брать на себя ответственность и менять жизнь к лучшему — и не только свою, а общую. Но сейчас отвечать за все охотников негусто. На то есть президент, кабинет министров, Госдума. А мы будем копаться в собственномогородике. С этой точки зрения чтение книг, особенно художественных, — зряшная трата сил и времени. Ну, можно еще полистать покет- буковскую Донцову — в дороге или чтобына полчаса отвлечься от забот. У кого-то кроссворд, у кого- то глянцевый журнал, у кого-то легенький детективчик. От чего- либо посерьезнее — увольте. Че- ловеку годами недосуг позвонить изМосквылибоЛондона старикам родителям, а выждете, что ему бу- дут важнывыдуманныеДонКихот и Анна Каренина. Однажды критик написал об авторе той же «Анны Карени- ной»: «Толстой усилил и углубил родство человека с человеком и человека с другими явлениями Вселенной». А оно вам нужно, это родство, господа? Родство ос- ложняет жизнь. Родному как-то тяжелее, обобрав его до нитки, хладнокровно сообщить: «Ничего личного, просто бизнес». То есть кризис чтения — частный случай кризиса человека, человечности. Не сомневаюсь: в принципе, найдутся энтузиасты — и даже деньги—развесить в городах бил- борды, призывающие прочитать гениальную книжную новинку. Есть шансы решить проблемы печатания книг на месте,чтобы не возить тиражи из Москвы и Санкт-Петербурга на Урал, в Си- бирь, черноземную глубинку. Но если не изменится социальная атмосфера, если ощущение род- ства человека с человеком будет не потребностью, а обузой, ни к Толстому, ни к Горькому нас не потянет. Существует и щадящий вариант ответа на вопрос о судьбе литературы. Интерес к ней падает во всем мире “ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Кто разрушит «Темную башню»? СЕРГЕЙ ИВАНОВ «Есть и другие миры, кроме этих» — де- виз экранизации Николаем Арселем одного из самых известных произведений Стивена Кинга — фэнтези «Темная башня» . Цикл «Темная башня» включает восемь книг, ко- торые описывают параллельную вселенную и которые соединены поворотами сюжета и некоторымиперсонажами с другимипроизве- дениямиКинга. Нашмир—не единственный из существующих. Заклятые враги Роланд Дискейн, последний из ордена стрелков, и Уолтер О’Дим, известный также какЧеловек в черном, ведут извечную борьбу. На кону — мифическая Темная башня, последний оплот и надежда Вселенной, без которой мир будет повержен в полныйхаос иразрушение. Силам добра и зла суждено столкнуться в последней схватке, ведь Роланд Дискейн — единствен- ный, кому под силу остановить Человека в черном, прежде чем тот разрушит Темную башню. В главных ролях Кэтрин Уинник, Мэттью МакКонахи, Идрис Эльба. Тейлор Шеридан, сценарист фильмов «Убийцы» и «Любой ценой», поставил трил- лер «Ветреная река» по своемуже сценарию. В пустыне на территории индейской резер- вации «Ветреная река» егерь Кори Ламберт находит изувеченное тело молодой девушки. Опытный охотник с трагическим прошлым, он берется помочь в расследовании этого дела агенту ФБР Джейн Бэннер, которая оказы- вается в мире, полном загадок и насилия. Но смогут ли они противостоять зловещим силам этих мест, где сама природа пропитана горечьюижаждоймщения? В главных ролях Келси Чоу и Джереми Реннер. Тейлор Ше- ридан за режиссуру «Ветреной реки» стал в этом году победителем в номинации « Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Еще один каннский победитель, получив- шийприз критиковФИПРЕССИвноминации «Особыйвзгляд»,—картинаКантемираБала- гова «Теснота» выходит сегодня в российский прокат. 1998 год, Нальчик. Илана — девоч- ка-подросток из хорошей семьи, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям. Пацанка и красавица, она идет своимпутеми жаждет свободы, но, когда в доме происходит страшная трагедия, именноИлана оказывает- ся единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой? В главных ролях Дарья Жовнер, Ольга Драгунова, Артем Цыпин. БританецУильямОлдройд экранизировал шекспировскую классику «Леди Макбет» . Викторианская Англия XIX столетия. Не- большая деревня, живущая в соответствии с особыми укладами и нравами, присущими той поре. Молодая девушка по имени Кэтрин проживает скучнуюи ничем не примечатель- ную жизнь. Все меняется, когда она узнает, что должна стать супругой мужчины, кото- рый вдвое старше ее. Новоиспеченная семья относится к Кэтрин с пренебрежением и дает девушке понять, что ждать заботы и любви в этом доме ей не стоит. Спустя некоторое время Кэтрин заводит знакомство с молодым рабочим фермы своего супруга, и между ними вспыхивает страсть. В главных ролях Флоренс Пью, Космо Джарвис, Пол Хилтон. АнтониоБандерасиБенКингсливглавных ролях в триллере Алена Дерошера «Охран- ник» . ЭддиДиконхотел лишь одного—тихой и скучной работы. Он был согласен на все что угодно, лишь бы скрыться подальше от люд- скойсуеты.ИЭддиповезло: его взялинадолж- ность ночного охранника в торговом центре. Но уже в первую смену все идет не по плану...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz