Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ИМЕНА НА ПОВЕРКЕ Над бойцом наклонилась женщина... АЛИНА ПАРПОЛИТО, археограф 1 категории Государственного архива новейшей истории Липецкой области Когда задолго до появления стелы в честь солдат Победы липчане обсуждали, каким должен быть памятник Победы, средимногих идей прозвучала и такая: пусть он изображает се- стру милосердия, спасающуюраненного в боювоина. Автор ее объяснял это так: на территории области в те годыдействовали десятки госпиталей, где людей ставили на ноги, не позволяли им умереть. Но скульптору надо так творчески поработать, чтобыего композиция имела, кроме реального, эмпирического смысла, и второй, символический план. В медсестре должны угадываться иженщина-мать, и мать-Россия, возвращающая в строй своего самоотверженного защитника. В конечном счете выбрали другой проект монумента. Но, возможно, позднее у нас все- таки появится и памятник, похожий на тот, что мною описан,—памятник военным медикам, о подвиге которых мы говорим нечасто, хотя их вклад в Победу неоценим. И отдать им дань уважения бу- дет справедливо. Милосердие! Слово ведь вещее! Как маяк оно светит в ночи, Над бойцом наклонилась женщина, На себе чтоб его нести. В гимнастерке, в бушлате испачканном, Прядь седая уж в двадцать-то лет!.. Как нам дороги в веке атомном Доброта святая и честь! Напомнюо фактах, извест- ных далеко не всем. В самом начале Великой Отечествен- ной у нас был сформирован медико-санитарный батальон из выпускников Елецкой фельдшерской школы. Они выносили раненых из-под огня, доставляли в госпитали, вместе с врачами боролись за их жизнь, нередко отдавали имсвоюкровь. Трудились сут- ками, преодолевая усталость, не слыша близкой канонады, не думая об опасности. Среди этих девушек была и Ксения Константинова. Ее малая родина — село Су- хая Лубна ныне Липецкой, а тогда Тамбовской области. В восемнадцать лет она стала фронтовой медсестрой. Осе- нью 1943-го с группой оказав- шихся под ее опекой раненых попала в кольцо врагов, кото- роенеотвратимо сжималось.И Ксения взяла в руки оружие. Девушка сражалась до послед- него патрона. Потом озверев- шие гитлеровцы ее схватили, страшно пытали и убили. За мужественное исполнение долга — и патриотического, и профессионального — Кон- стантинову представили к званию Героя Советского Со- юза посмертно. В нашем архиве хранятся личные фонды военных ме- диков Шуршилиной Марии Ивановны, Босовец Валенти- ны Федоровны, Антошевской АнастасииЯковлевны. Совсем молодыми они стали фронто- вичками. Фельдшер батальона 7-й саперной бригады Мария Шуршилина прошла трудный путь до Берлина. Была наКур- ской дуге, участвовала в осво- бождении Белоруссии, Орла, Варшавы, взятииБерлина. До войны она успела поработать акушеркой. На фронт ушла добровольцем. Мария Ивановна Шур- шилина (Монова) награжде- на двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Оте- чественной войны первой и второй степени, а также ме- далями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы»... После Победы Шуршилина около тридцати лет, вплоть до пенсии, была медсестрой в Липецке в санчасти КГБ. В начале войны ушла на передовую и Анастасия Анто- шевская (Шикина). Уже 8 ав- густа она надела военнуюфор- му, а поверх нее — белый ха- лат. В феврале 42-го во время бомбежки получила тяжелую контузию и долго лечилась в своем же госпитале. Она была прекрасным специалистом, под ее опекой набирались опыта семнадцать медсестер. Отделение Анастасии счита- лось однимиз лучших в части. Вехи ее фронтовой юности от- мечены медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталин- града», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». И в мирные времена Антошев- ская не изменила призванию: трудилась на станции скорой медицинской помощи. Пример патриотизма и боевая биография Валентины Федоровны Босовец. Нашей землячке в этом году испол- нилось 95. А на передовой она оказалась в девятнад- цать. Воспитаннице все той же Елецкой фельдшерско- акушерской школы довелось спасать солдат и офицеров в дни обороны Сталинграда, Курской битвы, при взятии Варшавы и Берлина. В числе ее наград—орден Отечествен- ной войны II степени. Когда закончилась война, Анто- шевская помогала вернуть здоровье людям в клинике Новолипецкого металлурги- ческого комбината. БЫЛОЕ ФОТО ИЗ ОБЛАСТНОГО ГОСАРХИВА В память об этом человеке осталась его рукопись «Начало большого пути», которая хранится в фондах областного архива Мария Шуршилина. Валентина Босовец. Ксения Константинова. ВРЕМЯ И СУДЬБА Революционер, комсомолец, педагог № 129/25507/ 6 ИЮЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Автор и ведущий рубрики Исаак Розенфельд МАКСИМ ПАВЛОВ, археограф В этом году исполняется столетие со дня Октябрьской рево- люции. В сущности, век — не такой уж значительный времен- ной отрезок в истории. Но XX век оказался очень насыщен событиями. В течение его жизнь изменилась кардинально. Это можно проследить на примере нашего края. И даже на судьбе многих неординарных людей, связанных с Липецком. Ричард Шаттенштейн ро- дился в 1901 году в небольшом литовском городке Кибарты. Его юность совпала с Первой мировой войной. Летом 1915 года, когда немецкие войска наступали, Ричарда в числе других гимназистов эвакуи- ровали в Воронеж. Об этом сам он вспоминал так: «Я выехал из Вильно в специальном эше- лоне для гимназистов. Нашим родителям выдали справки на право выезда вне очереди. Но через два дня после отхо- да нашего эшелона в Вильно вступили германские войска, родители и дети оказались по разные стороны линии фронта». Для эвакуированных детей была создана гимназия — ей присвоили имя члена Госу- дарственной Думы от Литвы М. М. Ичаса. Занятия про- ходили в здании второй Воро- нежской мужской гимназии. В ее стенах сформировался костяк будущих активистов советской власти в Черно- земье. Молодых людей не устраи- вали «казарменные» порядки учебного заведения и в конце декабря 1915 года Ричард и его товарищи переехали в Ли- пецк. Для Шаттенштейна это решение оказалось знаковым. Анашгород стал для него «на- чаломнастоящеймолодости», по собственному признанию Ричарда. Учебу ребята продолжили во второй Липецкой единой трудовой школе. Ричард ока- зался в кругу «продвинутого» студенчества, увлеченного коммунистическими идеями. Особое влияние на него оказал убежденный марксист Борис МихайловичИппо. Подросток разделяет взгляды революци- онно настроенной молодежи и активно включается в обще- ственную жизнь уезда. Февральская революция. Тревожные дни, полные ожи- дания и надежды. Первого мая 1917 года — демонстра- ция большевиков. Владимир Агте, один из лидеров липец- ких марксистов, руководит ученической организацией. В первомайской акции уча- ствует значительная часть старшеклассников и, конечно, Ричард. После этого «Дня Тру- да» многие липчане вступили в партию социалистов или примкнули к ней как сочув- ствующие. В конце 1918 года назре- ла необходимость создания молодежной организации. Вскоре была сформирова- на небольшая студенческая группа. А уже 10 февраля 1919 года в школе, тогда располагавшейся в здании бывшего реального учили- ща, состоялось собрание, окончательно оформившее создание ячейки Российско- го коммунистического союза молодежи. Первый комитет РКСМвозглавил РичардШат- тенштейн. Шла Гражданская война, и Шаттенштейнне засиживался на месте. Уже в июле 1919 года он уехал в Тамбов, а с мая 1920 года воевал на Поль- ском фронте. В августе попал в плен. После освобождения продолжил службу в армии уже в качестве политрука роты. С 1930 года Ричард Да- видович посвятил себя учи- тельству. Он работал пре- подавателем математики, в дальнейшем возглавлял педагогический техникум и педагогическое училище в Ленинградской области. В годыВеликойОтечественной войны служил в 267-м запас- ном стрелковом полку. В1947 годуШаттенштейн заочно окончил Ленинград- скийгосударственныйпедин- ститут имени Герцена. Далее он работал в Боровичах, в Новгородской области, в Са- лехарде и Сураже. В Липецк Ричард Давидович вернулся уже выйдя на пенсию, в кон- це 1966 года. Здесь он про- жил еще десять лет. В память об этом человеке осталась его рукопись «Нача- ло большого пути», которая хранится в фондах нашего архива. Ричард Давидович предстает в ней как неза- урядный публицист, у него был явный литературный дар. Он описал свою юность, события в Липецком крае. Примечательны его рассуж- дения об образовательной системе. Например, такое: «Янередко вспоминаюКарла Ивановича, нашего препо- давателя немецкого языка. Он плохо владел русским языком, зато его ученики владели немецким. Моих де- тей постигла другая участь: их преподаватели немецко- го языка хорошо владели русским, но зато мои дети не владеют немецким».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz