Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

№ 129/25507/ 6 ИЮЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО В ночном эфире ар- тист Сергей Юр- ский объяснял, как понимать интел- лигентность. Ин- теллигент всегда сомневается. Осо- бенно в себе, в своей правоте. А главное — от интеллигентов большая польза. Они — смазка в социальном механизме. Без них классы и сословия будут скре- жетать от соприкосновения друг с другом, и в механизме пойдут трещины, он развалится. А по- тому нынешняя ситуация опасна, поскольку интеллигентов все меньше. Они трансформируются, вернее — деградируют, перестают быть собой, обслуживая сильных мира сего или растворяясь в толпе обывателей, жаждущих быстрых денег, комфорта и удовольствий. На Руси интеллигенцию не жаловали. Она была и остается под подозрением. Ее судят за всё. За то, что носит шляпу и очки. За то, что участвовала в революции ве- ковой давности и контрреволюции девяностых. За беспочвенность, безверие, неприязнькгосударству. Сейчас модно обвинять ее в преда- тельстве народа, ставить знак ра- венствамежду интеллигентностью и либерализмом. Но ведь, к при- меру, купечество не стригли под одну гребенку. Павел Третьяков и Савва Морозов ведь не то же са- мое, что какой-нибудь Тит Титыч или скороспелый миллионщик, гудевший во всех приволжскихка- баках, удачно объегорив ближних и дальних. Не знаю, в чемсомневались, что разрушали, как навредили дер- жаве доктор Гааз, Циолковский, физиолог Павлов, педагог Мака- ренко, оперный тенор Лемешев. По-моему, они не разрушали, а созидали. Простая эта мысль по- сетила меня не столько благодаря Юрскому, сколько после показа по «Культуре» фильмов, где Государ- ственный оркестр имени Евгения Светлановаисполнялполузабытые сочинения Рахманинова, Шоста- ковича,Прокофьева.Имеют ли эти музыкальные вечера отношение к спорам об интеллигентности и ин- теллигенции? Имеют! Хотя бы по- тому, что в кадре появлялось имя Светланова и в памяти всплывала драма, пережитая великим (за рубежом не стесняются называть его гениальным) маэстро. На общих планах, когда теле- объектив захватывал весь огром- ный оркестр, вдруг чудилось: за дирижерским пультом стоит сам Светланов. Но съемки недавние, а Евгения Федоровича нет на свете уже пятнадцать лет. Дирижировал американец Леонард Слаткин. Светланова он напоминает разве что крепкой коренастой фигурой да легкими седыми волосами над высоким лбом. Человек, чье имя носит ор- кестр, руководил им сорок шесть лет. Его усилиями коллектив при- обрел статус уникального явления в отечественной культуре, как, не До музыки. После музыки. Без музыки Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом побоюсь таких параллелей, поэ- зия Пушкина или Третьяковская галерея. На сей раз, однако, слушать его мне мешало желание всмотреться в лица оркестрантов. Кто из них мог служить при Светланове и, значит, участвовать в событиях, из-за которых худрук был уволен и фактически эмигрировал? Но среди скрипачей, флейтистов, вал- торнистов, гобоистов преобладала молодежь. В пору триумфов и кон- фликтов Светланова их приводили вфилармонию, консерваториюили Большойтеатрродители.Тотбеспо- воротныйразвод—теперьистория. Правда, честного ответа: как это случилось?—так и не прозвучало. Отчеговсе-такивконцеблистатель- ного творческого пути Светланову, русскому из русских, устраивали овации воФранции,Швеции, Япо- нии, а не на Родине? А он думал о ней, мечталопять выступать со сво- ими и для своих. И вернулся-таки домой с новыми проектами, еще не зная, что ему отведены, отмерены не годы—месяцы. А до того пытался как-то разо- браться: почему в России не умеют беречь таланты? В исповедальном диалоге с публицистом Николаем ЗеньковичемЕвгенийФедорович с больюназывал Глинку, Балакире- ва, Римского-Корсакова. Первого элита довела до отчаяния равно- душием к «Руслану и Людмиле», «Жизни за царя». Оперыне стави- лись на сцене, несмотря на любовь к ним публики. И автор уехал в Германию, поклявшись: ногимоей больше в России не будет. Балаки- рева бросили единомышленники, которых он сплачивал, которые ему многим были обязаны. Рим- ского-Корсакова убрали с поста ди- ректора консерватории, запретили его произведения в наказание за поддержку молодежи в 1905 году. Светланов вспоминал своих коллег и предшественников. Но к его и без того неполному переч- СМОТРИМ В ИЮЛЕ 21 ню нетрудно прибавить людей из других сфер. Причембольшинство их не было причастно к политике и диссидентству. В буквальном смысле слова закрыли двериБоль- шого театра перед Марисом Лие- пой. Оттуда же ушел Владимир Васильев. А чего ради вязали по рукам-по ногам Андрея Тарков- ского? Кстати, на прошлой же неделе в «Вестях.24» известный политик задал риторический во- прос: как отозвалась на развитии страны потеря сотен тысяч уехав- ших одаренных ученых? Даже в девяностые, посреди раздрая и разрухи, имелись возможности и средства создать им достойные условия для работы. Но это было неинтересно, а может, невыгодно недалекимчиновникам, коньюнк- турщикам, завистникам. Ис ЕвгениемСветлановымпро- изошло тоже самое. Он занимался делом, какое испокон призван делать настоящий интеллигент: хранил и приумножал культурное богатство, просвещал, спасал на- род от пошлости и бездуховности. Он не спал ночи напролет, мечась по квартире или номеру в отеле, если его чуткое ухо уловило ни- кем не замеченную неточность у флейтиста или трубача. Онжил на гонорары от зарубежных гастро- лей, а свою не столь уж малень- кую зарплату художественного руководителя отдавал на нужды оркестра. Для него прежде всего и больше всего важна была музыка. А иные из воспитанных, вы- пестованных им музыкантов вор- чали: ну, да, он гений, а мне-то с этого что за навар? Ипредавали не столько своего наставника, сколь- ко свое призвание, строча кляузы «наверх». А ведь числили себя интеллигентами. Как и журнали- сты, что покусывали дирижера в газетах. Каки тогдашнийминистр культуры, а нынешоуменМихаил Швыдкой. Он, уму непостижимо, предъявил трудоголику Светлано- ву претензии за отлынивание от служебных обязанностей и под- писал приказ об увольнении. Об этом тот же Николай Зенькович рассказал в книге с красноречи- вым заглавием «Избавление от талантов». В сущности, Светланов по- платился, не сумев избавиться от своей «советскости», вписаться в рынок, где Чайковский, Вагнер, Малер, Мясковский — лишь то- вар, к тому же неходовой. А он до последнего дня был убежден: великое искусствонадо защищать, дарить, к нему необходимо при- учать и приобщать. Вот что навеяла мне музыка, что пять вечеров играл оркестр, носящий теперь имя Светланова. Тот самый оркестр, от которого дирижера отлучили, возможно, сократив ЕвгениюФедоровичу его срок пребывания на земле. Сюжет парадоксальный и горький. Стал ли, станет ли он для нас уроком? На прошлой же неделе в «Вестях.24» известный политик задал риторический вопрос: как отозвалась на развитии страны потеря сотен тысяч уехавших одаренных ученых? “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Любовь против злодейства СЕРГЕЙ ИВАНОВ «Любовь и верность на века» — девиз вы- ходящего кпразднику на экраныроссийского мультфильма «Сказ о Петре и Февронии» . XIII век. Злодей захватил власть вМуромском княжестве. Только отважный воин Петр вы- ходит на бой со злодеем и побеждает его. Но ядовитая кровь колдуна отравляет спасителя княжества. Целительница Феврония готова применить свой дар, чтобы спасти Петра. Между молодыми людьми вспыхивает насто- ящее чистое чувство, которое импредстоит со- хранить, несмотрянамножествопрепятствий. Звёздная команда: Том Холланд, Роберт Дауни младший, Майкл Китон, Джон Фавро и Гвинет Пэлтроу, — в очередном фильме из вселеннойкомиксов студииMarvel «Человек- паук: Возвращение домой» . После историче- ской встречи с командой Мстителей Питер Паркер возвращается домой, стараясь зажить обычной жизнью под опекой своей тети Мэй. Но теперь за Питером приглядывает еще кое-кто… Тони Старк видел Человека-Паука в деле и должен стать его наставником. Когда новый злодей-Стервятник угрожает уничто- жить все, что дорогоПитеру, приходит время доказать всем, что такое настоящий суперге- рой. Режиссёром картины стал Джон Уоттс. Звезда сериала «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон снялся в драме «Во всем виноват енот» Робина Суикорда. Говард Уэйкфилд, преуспевающий юрист, верный муж, забот- ливый отец двух дочерей, однажды круто из- менил свою жизнь. Это произошло внезапно, когда он подходил к родному роскошному гнездышку в пригороде Нью-Йорка. По- гнавшись за наглым енотом, сидевшим у него на пути, Уэйкфилд оказался на чердаке заброшенного гаража, откуда были видны светящиеся окна его гостиной. Накрыт стол, домочадцы ждут отца. «А что будет, если я пропаду?Будутлиплакатьлюбящиекрошки? Быстро ли жена найдет мне замену? Помрут ли они с голоду безмоих доходов?»—подумал Говард и решил… остаться жить на чердаке. МихаилПореченков,ЮрийСтояновиВар- вараЩербакова в драмеДмитрияСветозарова «Тень» .Историяпреуспевающего бизнесмена Бориса Гордина, у которого, казалось бы, жизнь удалась. Он молод, красив и имеет все, о чем многие лишь мечтают: успех, семью, большой дом… Но несмотря на кажущееся благополучие, ничто не наполняет его жизнь смыслом, не вызывает подлинный интерес, пока однаждыГординненаходитфотографию звездынемого кино. Его настолько заворажи- вает красота актрисы, что он решает найти современную девушку как две капли воды похожую на нее. В поисках ему помогает не- удавшийся режиссер Панов. Вероника, которая как две капли воды похожа на знаменитую актрису немого кино Веру Листовскую, становится для Гордина недостижимымидеалом. Вероника—простая девушка с непростой судьбой,жительницама- ленького провинциального города, в котором находится заброшенная военная часть. Ей ка- залось, что вжизнивсе всегда будетнеизменно серо, пока судьба не постучалась в ее дверь со странным и неожиданным предложением… Джеймс Франко поставил триллер «Ин- ститут Роузвуд» — с собой в главной роли. Балтимор, XIX век. Изабель Портер глубоко опечалена ранней смертью родителей. Чтобы отвлечьсяот грустныхмыслей, девушкареша- ет отправиться на отдых в набирающий попу- лярностьинститутРоузвуд.Позже она узнает, что за фасадом заведения, в котороммолодым дамам оказывают психологическую помощь, скрывается нечто совершенно противополож- ное.Надпациенткамиставятсяжестокиепсев- донаучные эксперименты по модификации личности и управлению сознанием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz