Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 128 /25506/5 ИЮЛЯ 2017 14 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, временное трудоустройство подростков осуществлялось на основе долговременного сотрудничества органов службы занятости с экономически стабильными предпри- ятиями и организациями области: ООО «КолПи» (Воловский район), ООО «Спектр» (Грязинский район), ИП Разгоняев А.А., Садоводческое некоммерческое товарище- ство «Химик-2», ООО «Районный коммунальный сервис», ООО АПК «РосАгроАльянс» (Данковский район), ООО «Ника», ООО «Рассвет» (Краснинский район), ООО «Лев -Толстовское ХПП» (Лев-Толстовский район), ОАО «Чаплыгинский крахмальный за- вод», ООО «Электросвязь», ООО «Липецкая компания «Аист»», МБУ «Управление бла- гоустройства города Липецка», ОАУК КРЦ «Спартак», ОБУ «Центр социальной защиты населения», ООО «Стальнофф», ОАУ ООИОД «Центр развития детского отдыха» (г. Липецк), ПАО «Елецгидроагрегат» (г. Елец), администрации сельских поселений и др. Трудоустройство несовершеннолетних граждан в период летних каникул зани- мает важное место в системе профилактики детской безнадзорности и правонару- шений. При трудоустройстве на работу особое внимание уделяется подросткам, на- ходящимся в трудной жизненной ситуации, приоритетное право предоставляется де- тям-сиротам, детям-инвалидам, детям из неполных, неблагополучных и многодетных семей, а также подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершен- нолетних, в органах внутренних дел. В 2016 году такие подростки составили 32,5% от общей численности трудоустроенных (2014 г. – 38,1%, 2015 г. – 38,8%) (таблица 8.4). Таблица 8.4 Временная трудовая занятость несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году Категория несовершеннолетних Количество трудоустроенных на временные работы в свобод- ное от учебы время, человек Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей 42 Дети из малообеспеченных семей и семей безработных 964 Подростки, стоящие на учете в комиссии по делам несовершен- нолетних, дети из семей, находящихся в социально опасном положении 18 Итого 1024 Мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан проведены во всех муниципальных образованиях и учитывают личные по- требности подростков. Продолжает снижаться ежегодная численность трудоустро- енных подростков. Ряд работодателей отказываются от сотрудничества со службой занятости населения по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время и в период летних каникул, ссылаясь на следующие при- чины: – сложное финансовое положение предприятия; – нежелание брать на себя ответственность за соблюдение дополнительных обя- зательств, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (организа- ция сокращенного графика работы, особых условий труда и др.), проходить дополни- тельные проверки инспекции труда и прокуратуры; – недостаток подходящих вариантов работ; – проведение обязательного платного медицинского осмотра при приеме на вре- менные работы за счет работодателя; – нет мотивации наставничества и возможности привлечения куратора; – дополнительная ответственность за здоровье и поведение подростков. В целях преодоления существующих проблем центрами занятости населения проводится разъяснительная и информационная работа, а также осуществляется оказание практической помощи при оформлении необходимых документов. Профессиональная подготовка и переподготовка родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в области осуществля- ются мероприятия, способствующие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к которым, в том числе, относятся одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В течение 2016 года при содействии органов службы занятости на профессиональное обучение и полу- чение дополнительного профессионального образования направлено 1655 безра- ботных граждан по 51 профессии и специальности, пользующейся спросом на рынке труда, в том числе 351 родитель, имеющий детей дошкольного возраста, 31 много- детный родитель, один родитель, имеющий ребенка-инвалида (таблица 8.5.) Таблица 8.5 Профессиональная подготовка безработных граждан в 2014 – 2016 годах, человек Направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 2014 г. 2015 г. 2016 г. Безработных граждан, всего 1641 1661 1655 в том числе: – родителей с детьми дошкольного возраста 331 310 513 – многодетных родителей 15 24 31 – родителей, имеющих детей-инвалидов - - 1 В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Рос- сийской Федерации» (подпункта «а» пункта 3) решается задача по организации про- фессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Реализация мероприятия по орга- низации профессионального обучения и дополнительного профессионального обра- зования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспо- собности на рынке труда. В течение 2016 года по направлению органов службы занятости приступили к про- фессиональному обучению и получению дополнительного профессионального обра- зования 253 женщины (2014 г. – 245 чел., 2015 г. – 257 чел.). При направлении женщин на профессиональное обучение учитываются их лич- ные пожелания. Вместе с тем профессиональное обучение по направлению органов службы занятости осуществляется с учетом потребности рынка труда по перечню наиболее востребованных профессий (специальностей). Профессиональное обуче- ние и дополнительное профессиональное образование осуществлялось по 18 про- фессиям (специальностям): бухгалтер: «1С: Предприятие»; бухгалтерский учет и его автоматизация; кадровая работа в организации и на предприятии; маникюрша; ме- неджер организации; менеджер по персоналу; оператор ЭВМ со знанием «1С: Пред- приятие»; оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин; охранник; парикмахер; повар; пользователь ПК; пользователь ПЭВМ со знанием «1С: Торговля и склад»; пользователь системы «1С: Предприятие 8»; проводник пассажирского вагона; сестра медицинская (различные специализации); современное финансовое управление организацией на основе «1С: Предприятие 8». Обучение проводилось на базе 19 профессиональных образовательных органи- заций области, при этом в городах и районах области организовывались выездные формы работы во временных учебных пунктах, использовались дистанционные фор- мы обучения. Затраты средств областного бюджета за 2016 год на реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин составили 2359,8 тыс. рублей (2014 г. – 1785,2 тыс. руб., 2015 г. – 2142,7 тыс. руб.). Содействие совмещению родителями приносящей доход деятельности с выполнением семейных обязанностей, в том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в области реализуются мероприятия по созданию условий для совмещения женщи- нами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. Комплекс меропри- ятий предусматривает: – обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей; – информирование о содержании мероприятий и ходе их реализации; – применение гибких форм занятости и дистанционной занятости; – содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости; – организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; – создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. В рамках действующего законодательства в области действуют нормативные правовые акты, предусматривающие оказание социальной и материальной поддерж- ки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет: выплаты дополнительного единов- ременного пособия при рождении ребенка; единовременного пособия многодетной семье; дополнительного ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом; ежемесячного пособия на ребенка и пособия на детей одиноких матерей и другие виды материальной поддержки. Развитию занятости женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, также способ- ствует оказание органами службы занятости государственных услуг в области содей- ствия занятости населения. В 2016 году на регистрационном учете в центрах занятости населения Липецкой области состояло 5843 гражданина, относящихся к категории родителей, воспиты- вающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, из них 1992 человека, или 34,1%, – жители сельской местности. В численности граждан, относящихся к кате- гории родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители составили 138 человек, или 2,4%, многодетные родители – 234 человека, или 4,0%. В 2016 году в рамках организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, приняли участие 54 человека из числа родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, или 26,6% от численности граждан данной категории, состоящих на учете в органах служ- бы занятости (в 2015 г. – 51 человек, или 23,4%), из них одинокие родители составили 18 человек или 33,3%, многодетные родители – 20 человек, или 37,0% (в 2015 г. – 19 человек, или 8,7%; 22 человека, или 10,1% соответственно). На конец декабря 2016 года численность родителей, воспитывающих несовер- шеннолетних детей, детей-инвалидов, состоящих на учете из числа безработных граждан, уменьшилась на 193 человека, или на 15,0% и составила 1099 человек. Од- нако численность многодетных родителей, состоящих на учете на конец 2016 года, увеличилась на 38,1%. Также отмечается уменьшение доли родителей, воспитываю- щих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, в общей численности безработ- ных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости на конец 2016 года, – 33,4% (36,1% на начало 2016 года). В целях активизации работы по реализации мер, направленных в том числе на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в области организовано: – проведение информационно-разъяснительной кампании в средствах массовой информации, в том числе с использованием сети Интернет, по информированию женщин о возможностях совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой за- нятостью; – взаимодействие с объединениями работодателей и общественными организа- циями, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, для выработки предложений по созданию условий для расширения возможностей трудоустройства указанных категорий женщин; – регулярное рассмотрение вопросов трудоустройства родителей, воспитываю- щих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов в рамках работы межведомствен- ных координационных комиссий (рабочих групп). Раздел 9. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Социальное обслуживание детей и семей, имеющих детей, осуществляется в со- ответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) на основе принципов адресности и приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства их получателей. Малообеспеченные, многодетные, неполные семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; семьи, в которых дети находятся под опекой, попечительством и испытывают трудности в социальной адаптации; семьи, переживающие внутрисе- мейные конфликты по разным причинам, граждане, находящиеся в трудной жизнен- ной ситуации, с учетом индивидуальных потребностей получают следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получа- телей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в про- ведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получате- лями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социаль- ной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использовани- ем телефона доверия; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в пове- дении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них по- зитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридиче- ских услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социаль- ных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги. В течение 2014 – 2015 годов было разработано 20 региональных нормативных правовых актов, необходимых для успешного исполнения Федерального закона № 442-ФЗ, Закона Липецкой области от 26 декабря 2014 года № 365-ОЗ «О некото- рых вопросах социального обслуживания граждан в Липецкой области». В норматив- ных документах расширен перечень социальных услуг населению, проведена класси- фикация услуг. Система социальной защиты населения Липецкой области включает дом- интернат для детей-инвалидов, 4 социально-реабилитационных центра для несовер- шеннолетних, 4 учреждения поддержки материнства и детства и 20 центров социаль- ной защиты населения в муниципальных образованиях области. Во всех учреждениях создана внутренняя нормативно-правовая база, необходимая для соблюдения госу- дарственных и областных стандартов социального обслуживания клиентов, разрабо- таны: – порядок предоставления социальных услуг в учреждении; – политика учреждения в области качества; – положение о внутреннем контроле качества; – технологии работы отделений учреждения по оказанию социальных услуг. В 2016 году 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (Задонский, Краснинский и Елецкий) и Долгоруковский центр помощи семье и детям получили лицензии на право оказывать образовательные услуги по реализации обра- зовательных программ по дополнительному образованию детей и взрослых. Финансирование учреждений поддержки семьи и детства производится в соот- ветствии с установленными нормативами. В 2016 году на содержание учреждений системы социальной защиты было направлено 281,1 млн. рублей, что составляет 115,6% к уровню 2015 года (2014 г. – 235,2 млн. руб.; 2015 г. – 243,1 млн. руб.) (табли- ца 9.1). Таблица 9.1. Финансирование учреждений поддержки семьи и детей в 2014 – 2016 годах Наименование учреждений Финансирование учреждений, млн. руб. % к уровню 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для ум- ственно отсталых детей» 61,1 67,0 97,7 145,8 ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр “Лесная сказка”» 79,2 73,5 74,7 101,6 ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» 13,6 15,8 18,3 115,8 4 социально-реабилитационных центра для несо- вершеннолетних 60,0 61,6 63,6 103,2 2 центра социальной помощи семье и детям 21,3 25,2 26,8 106,3 Итого 235,2 243,1 281,1 115,6 В учреждениях социальной реабилитации семьи и детей области планомерно осу- ществляются мероприятия по укреплению материально-технической базы, созданию доступной среды жизнедеятельности. Для обеспечения доступности социальных услуг, а также в целях осуществления межведомственного взаимодействия по предоставлению социальных услуг в регионе созданы участковые социальные службы. Участок социальной службы формируется с численности, демографического состава населения. Координатор участка проводит систематизацию данных о семьях с детьми, нуждающихся в различных видах и фор- мах социальной поддержки, планирует оказание необходимых социальных услуг. За 2016 год специалисты участковой социальной службы оказали содействие в оформ- лении 24,1 тыс. пакетов документов на различные меры социальной поддержки 8 087 семьям с детьми. В целях повышения качества и доступности социальных услуг для семей с детьми, в том числе малообеспеченных, проживающих в отдаленных местностях, в работу ор- ганизаций социального обслуживания внедрены дистанционные технологии (телефо- ны доверия, интернет-консультирование), выездные комплексные приемы граждан. Качество предоставления социальных услуг учреждениями социальной защиты населения контролируется Общественным советом при управлении социальной за- щиты населения области посредством проведения независимой оценки. В состав совета входят представители общественных объединений, профессиональных со- обществ, духовенства, средств массовой информации, уполномоченный по правам человека в Липецкой области. По итогам выездных заседаний Общественного совета во всех учреждениях качество услуг, предоставляемых семье и детям, признано соот- ветствующим установленным нормам. Общая численность работников социальных служб и социозащитных учреждений, оказывающих помощь семьям, женщинам и детям, в 2016 году составила 796 сотруд- ников (88,2% к уровню 2015 года) (2014 г. – 837 чел.; 2015 г. – 903 чел.). Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении По состоянию на 1 января 2017 года на учете в органах социальной защиты насе- ления состоит 32 488 семей (2015 г. – 23 912 семей), в которых воспитывается 68 324 ребенка (2015 г. – 52 315 детей), в том числе: – 11 414 многодетных семей, воспитывающих 37 513 детей; – 6 461 неполная семья, в которой воспитывается 9 031 ребенок; – 3 261 семья, воспитывающая 3 357 детей-инвалидов; – 1076 семей социального «риска», находящихся в социально опасном положе- нии, в них воспитывается 2269 детей; – 10 276 полных семей, воспитывающих одного либо двух детей, имеющих доход ниже прожиточного минимума (таблица 9.2). Таблица 9.2 Количество семей и детей, состоящих на учете в учреждениях социальной защиты населения Липецкой области, в 2014 – 2016 годах Категории семей 2014 г. 2015 г. 2016 г. семей в них детей семей в них детей семей в них детей Многодетные семьи, в т.ч. малообеспеченные семьи 9659 31775 10523 34584 11414 37513 4010 11159 4802 13298 5174 14438 Неполные малообеспеченные семьи 6423 8624 6613 9070 6461 9031 Семьи с детьми-инвалидами, в т.ч. малообеспеченные семьи 3346 3586 3349 3426 3261 3357 429 444 484 495 459 471 Малообеспеченные семьи со- циального «риска» 1190 2442 1118 2310 1076 2269 Другие категории малообеспе- ченных семей с детьми 1369 1978 2312 2925 10276 16154 Всего на учете семей, в т.ч. малообеспеченные семьи 21987 48405 23916 52315 32488 68324 13421 24647 15329 28098 23446 42363 В 2016 году в учреждения социальной защиты населения для получения различ- ного вида услуг обратились 32 488 семей (100% к общему количеству состоящих на учете семей, что составило 135,8% к уровню 2015 года) (2014 г. – 21 987 семей; 2015 г. – 23 916 семей). Всего в 2016 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей пре- доставлено 1 103 944 социальные услуги (2015 г. – 1 829 047 услуг) (таблица 9.3). Кро- ме того, 2 563 семьям с детьми было оказано содействие в получении 1 152 медицин- ских услуг, 681 психологической услуги, 842 педагогических услуг, 273 юридических услуг, 715 социальных услуг и 364 услуг по оказанию иной помощи. Таблица 9.3 Количество социальных услуг, предоставленных семье и детям в 2016 году в социозащитных учреждениях поддержки семьи, материнства и детства № Вид социальной услуги Количество предоставленных услуг 1 Социально-бытовые 520 099 2 Социально-медицинские 217 368 3 Социально-психологические 92 450 4 Социально-педагогические 66 902 5 Социально-трудовые 21 344 6 Социально-правовые 58 730 7 Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала полу- чателей социальных услуг 117 181 8 Срочные услуги 9 870 Итого 1 103 944 Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах си- стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении примерных положений специализированных учреждений для несо- вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В ходе реабилитации осуществляется восстановление семейных связей, социально-психологическое и со- циально-медицинское оздоровление. В 2016 году численность несовершеннолетних, получивших социальную реабилитацию, составила 448 человек (2014 г. – 478 чел.; 2015 г. – 485 чел.), из них 309 человек успешно реабилитированы (таблица 9.4). Таблица 9.4 Численность несовершеннолетних, проходивших социальную реабилитацию в учреждениях социальной защиты населения, за 2014 – 2016 годы Наименование учреждения 2014 г. 2015 г. 2016 г. % к 2015 г. ОКУ «Задонский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Надежда”» 132 117 106 90,6 ОКУ «Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Ковчег”» 118 112 96 85,7 ОКУ «Долгоруковский центр социальной помощи семье и детям “Доверие”» 97 100 97 97,0 ОКУ «Данковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» 52 54 67 124,0 ОКУ «Воловский центр социальной помощи семье и детям “Исток”» 30 42 31 73,8 ОКУ «Краснинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Очаг”» 49 60 51 85,0 Итого 478 485 448 92,4 Комплексная социальная реабилитация предусматривает: анализ развития по- знавательных способностей и проблем личностного развития воспитанников; раз- работку и реализацию коррекционно-развивающей программы и индивидуальной программы реабилитации на основе партнерства с семьей и ближайшим социальным окружением. Для успешной социализации и реабилитации ребенка в учреждениях реализуются «Комплексные программы социальной реабилитации несовершеннолетних», про- грамма «Защитим детей от насилия!», комплексная программа «Дорогою добра», предусматривающая реализацию общественных инициатив по социально значимым направлениям жизнедеятельности воспитанников с участием неравнодушных граж- дан, благотворителей и волонтеров. С учетом социальных проблем воспитанников в учреждении разработаны и реали- зуются программы, направленные на: – создание и сопровождение семейных воспитательных групп, оказание помощи гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в семью («Ступенька к дому» ОКУ «Задонский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “На- дежда”»; – оказание помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию в семье или на- ходящимся в трудной жизненной ситуации («Нет насилию в семье» ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям»); – формирование сознательного отношения к семейному воспитанию («Возвраще- ние к истокам» ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр “Лесная сказка”»); – обеспечение активной помощи по защите прав детства и семьи («У маленьких большие права» ОКУ «Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершен- нолетних “Ковчег”»); – совершенствование профилактической работы в целях сокращения случаев же- стокого обращения с детьми, в первую очередь, в семье; обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств; повышение ответ- ственности родителей за воспитание детей; формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям («Семья для ребенка» ОКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Гар- мония”»). В ходе реабилитации несовершеннолетних используется социальная практика создания ситуации успеха как комплекса организационных, педагогических, психоло- гических условий достижения определенных результатов в деятельности как отдель- но личности, так и коллектива в целом. На базе областного казенного учреждения «Задонский социально-реабилитаци- онный центр для несовершеннолетних “Надежда”» действует 25 семейных воспи- тательных групп (далее – СВГ), в которых воспитывается 36 детей (2015 г. – 16 СВГ, 26 детей). В 2016 году была открыта 21 группа в 11 муниципальных образованиях (в Данковском, Долгоруковском, Задонском, Лебедянском, Липецком, Усманском, Хле- венском и Чаплыгинском муниципальных районах, г. Ельце и г. Липецке), в которых услуги по социальной реабилитации получили 29 детей. Семейная воспитательная группа является структурным подразделением учреждения, воспитатель СВГ по трудовому договору осуществляет воспитание и уход за ребенком в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации. Узкие специалисты центра (психологи, юристы, методисты) обеспечивают профессиональную поддержку кон- кретной семьи. Воспитанники семейных групп впоследствии могут быть переданы на усыновление, под опеку, в приемную семью в соответствии с действующим законода- тельством. Все дети, прошедшие социальную реабилитацию (309 детей), жизнеустроены, из них 192 ребенка (92,3%) возвращены в родные семьи (таблица 9.5), при этом на 25,9% сократилось количество детей, принятых на повторную реабилитацию (с 27 де- тей в 2015 году до 20 в 2016 году). После выбытия из социально-реабилитационных центров воспитанники в ходе социальной практики сопровождения получают помощь в преодолении различного рода проблем на трех уровнях: – 1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руково- дитель); – 2 уровень – социально-педагогическое сопровождение (воспитатели, медицин- ский работник, учебные заведения); – 3 уровень – специалисты системы профилактики различных служб. Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное межведомственное взаимодействие специалистов учреждений социальной защиты населения и служб разных ведомств в интересах воспитанника и его семьи. Таблица 9.5 Жизнеустройство детей, проходивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в 2014 – 2016 годах Жизнеустройство детей, попавших в трудную жизненную ситуацию 2014 г. 2015 г. 2016 г. % к 2015 г. Всего детей, проходящих реабилитацию в учреждениях для несовершеннолетних 478 485 448 92,4 Устройство детей, прошедших реабилитацию в центрах 344 361 309 85,6 – возвращено в родные семьи 205 208 192 92,3 – передано под опеку 49 51 46 90,2 – направлено в гос. учреждения образования 17 29 20 69,0 – направлено в приемные семьи 9 2 5 250,0 – другие формы жизнеустройства 64 71 46 684,8 Количество детей, принятых повторно 48 27 20 74,1 Доля детей, вернувшихся в центры,% 14,0 7,5 6,5 - Перевезено детей к месту проживания 142 153 72 47,1 – внутри субъекта РФ 142 149 72 48,3 – за пределы субъекта РФ 0 3 0 - – за пределы РФ 0 1 0 - Открыто СВГ, семей / в них детей 17/31 11/19 21/29 152,6 Социальную, психологическую, юридическую, педагогическую и иные виды по- мощи женщинам и их детям в реализации их законных прав и интересов оказывает областное казенное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» (далее – Кризисный центр). В структуре Кризисного центра действует стационарное отделение на 20 койко-мест, обеспечивающее временное проживание женщин и женщин с детьми, подвергшихся психофизическому насилию, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с предоставлением социальных услуг и помощи в дальнейшем жизнеустройстве, и отделение организационной, консультативной, психолого-педа- гогической помощи. Ежегодно растет потребность в услугах Кризисного центра. В 2016 году на 20,5% увеличилось количество граждан, обратившихся в учреждение за социальными ус- лугами. Специалистами Кризисного центра оказано 95 252 услуги (2014 г. – 15 039; 2015 г. – 148 211) 14 846 гражданам (2014 г. – 6 181 чел.; 2015 г. – 12 322 чел.), в том числе 193 гражданам (89 женщин и 104 ребенка) предоставлены социальные услуги и услуги по социальному сопровождению в стационарных условиях. Основными при- чинами обращения стали: психологические проблемы (36,9%), юридические вопросы (28,9%), проблемы материального характера (22,6%) и проблемы психологического и физического насилия (8,2%). В 2016 году в стационарном отделении Кризисного центра проживало 193 челове- ка, в том числе 89 женщин и 104 ребенка. Причинами обращения явилось отсутствие материальных средств, кризисные состояния, а также физическое и психологическое насилие в отношении женщин. Всем проживающим в Кризисном центре предостав- ляется весь спектр социальных услуг, а также социальное сопровождение. Специалистами по социальной работе оказывается содействие женщинам в оформлении документов на меры социальной поддержки, трудоустройстве, поиске жилья внаем и улучшении жилищных условий, восстановлении отношений с близки- ми, получении документов (свидетельства о рождении ребенка, медицинского поли- са и т.д.), оформлении детей в реабилитационные центры для несовершеннолетних. Специалисты службы Детского телефона доверия оказывают экстренную психо- логическую помощь несовершеннолетним, женщинам, обеспечивают своевременное выявление и предотвращение негативных явлений в семьях с детьми, антиобще- ственных действий, правонарушений в отношении несовершеннолетних. За 2016 год на Детский телефон доверия поступило 9 525 обращений, из них 5 930 звонков – от несовершеннолетних. Количество обращений граждан в службу ежегодно увеличи- вается, что обусловлено активной рекламной кампанией, проведенной на межведом- ственном уровне, и эффективностью работы специалистов (таблица 9.6, диаграмма 9.1). Консультируя абонентов, обратившихся на телефон доверия, педагоги-психоло- ги используют разнообразные методы (активное слушание, отражение чувств, беседа и др.), направленные на поддержку личности, эмоциональную поддержку, освобож- дение человека от психологических проблем. Таблица 9.6 Структура обращений граждан в службу Детского телефона доверия в 2014 – 2016 годах Вид телефонного обращения Количество обращений 2014 г. 2015 г. 2016 г. Первичные звонки 3437 4926 6120 Повторные, регулярные звонки 1443 1451 1807 Информационные звонки 1027 1162 1598 Итого 5907 7539 9525 Диаграмма 9.1 Структура обращений граждан в службу Детского телефона доверия в 2014 – 2016 годах Продолжение на 15-й стр. Продолжение. Начало на 5–13-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz