Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 128 /25506/5 ИЮЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 – оснащены спортивным инвентарем и оборудованием, позволяющим принимать нормы ГТО, 18 открытых плоскостных спортивных сооружений; – отремонтированы спортивные залы в 18 общеобразовательных организациях; – создано 20 спортивных клубов. В результате доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, увели- чилась на 8%. В рамках реализации государственных программ «Развитие образования Липец- кой области» и «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Липецкой области» в 2016 году были организованы и проведены областные меропри- ятия, направленные на развитие творческих и спортивных навыков у детей и подрост- ков, способствующие развитию услуг в сфере дополнительного образования детей, в том числе: – областная олимпиада по изучению правил дорожного движения среди обучаю- щихся в общеобразовательных организациях Липецкой области «Дорожная азбука»; – открытый фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель», приуро- ченный к Году кино (количество участников – 100 детей из 20 регионов РФ); – областная акция юных инспекторов движения «Безопасное колесо» на базе Ли- пецкого государственного педагогического университета; – областной фестиваль по фитнес-аэробике (количество участников – более 200 человек); – областной смотр по противопожарной безопасности (количество участников – более 500 человек); – областной пушкинский фестиваль «Мой Пушкин» (количество участников – бо- лее 2 600 человек); – областной фестиваль детского творчества «Созвездие» для детей с ограничен- ными возможностями здоровья (количество участников – более 400 человек); – областной фестиваль «Умею плавать» для обучающихся 4-х классов общеобра- зовательных организаций Липецкой области (количество участников – 126 человек); – областной этап спортивных соревнований «Президентские состязания» и «Пре- зидентские игры» (количество участников – более 350 человек); – акция «Навстречу лету!» (количество участников – 250 человек); – военно-полевые сборы «Родина. Армия. Долг» (количество участников – 200 об- учающихся кадетских школ); – всероссийская научно-техническая олимпиадая по ракетомоделированию (ко- личество участников из 8 регионов РФ – 80 человек); – 7 профильных палаточных лагерей на территории Липецкой области (количе- ство участников – 280 человек); – 7 профильных смен на базе загородных оздоровительных лагерей, расположен- ных на территории Липецкой области (количество участников – 1 020 человек); – акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога глазами детей», «Знание – жизнь», «Зеленый огонек» (количество участников – более 25 тысяч обучающихся и педагогических работников); – акция по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможно- стями здоровья (количество участников с ОВЗ – 385 человек). Команды липецких школьников успешно выступали во всероссийских соревнова- ниях и конкурсах. Команда юных инспекторов движения заняла второе общекоманд- ное место на Всероссийском этапе конкурса «Безопасное колесо», который проходил в г. Владивостоке. Команда юных инспекторов движения стала победителем Всерос- сийского этапа конкурса «Безопасное колесо» и заняла 5 место на XXX Европейском образовательном конкурсе по изучению и соблюдению Правил дорожного движения (Республика Чехия). Участие школьников Липецкой области в различных мероприятиях Всероссийско- го Календаря осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта «Об- разование» в части поддержки талантливой молодежи (таблица 6.4). В 2016 году 11 победителей Всероссийских конкурсов стали лауреатами премии для поддержки та- лантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Таблица 6.4 Результативность организационно-массовой работы организаций дополнительного образования детей в 2015 – 2016 учебном году Образо- вательная организация Участники, человек Количество победителей, лауреатов, дипломантов всероссий- ских меро- приятий международ- ных меропри- ятий всероссийских мероприятий международных мероприятий Количество победите- лей, чел. Доля по- бедителей от общего количества участни- ков,% Количество победите- лей, чел. Доля по- бедителей от общего количества участников,% Центр допол- нительного образования 444 102 240 54 9 9 Спортивно- туристский центр 316 3 119 34,4 - - ЭкоМир 418 46 234 55 31 67 Итого 1218 157 593 48 26 52,3 В 2016 году 20 победителей и призеров международных, всероссийских и област- ных олимпиад, конкурсов и фестивалей стали лауреатами премии по поддержке та- лантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2015 г. – 9 чел.; 2014 г.– 14 чел.). Пятый год в соответствии с Календарем Всероссийских мероприятий с обучаю- щимися ГБОУ ДО «Центр дополнительного образования Липецкой области» органи- зует и проводит Всероссийские соревнования по ракетомоделизму среди обучаю- щихся и Первенство России по ракетомодельному спорту среди юношей. В Липецкой области дополнительное образование в сфере культуры и искусства осуществляют 37 школ искусств, одна академия искусств Липецкого областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова и школа искусств Елецкого государствен- ного колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова, в которых обучается 15 352 человека (2014 г. – 15 352 чел.) Доля охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием сферы культуры и искусства составляет 9,9%. В 2016 году в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие культуры и туризма в Липецкой области» для сохранения и развития системы образо- вания в сфере культуры и искусства, а также с целью оказания поддержки школам ис- кусств, повышения статуса детского художественного образования проведен конкурс школ искусств (по видам искусств) Липецкой области «Начинаем путь в искусство». Задачей конкурса является выявление лучших педагогических коллективов, изучение и распространение опыта работы лучших школ искусств области, стимулирование роста качества предоставления услуг. Конкурс традиционно проходит по трем номи- нациям, и его победителями стали: – в номинации «Лучшая школа искусств городского округа Липецкой области» – Детская школа искусств № 3 г. Ельца и детская художественная школа № 2 имени В.И. Сурикова г. Липецка; – в номинации «Лучшая школа искусств городского образования Липецкой об- ласти» – детская школа искусств Грязинского муниципального района, детская школа искусств Задонского муниципального района, детская школа искусств Усманского муниципального района; – в номинации «Лучшая школа искусств сельского поселения Липецкой области» – детская школа искусств Тербунского муниципального района и Боринская школа искусств Липецкого муниципального района. В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 года № 323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры» состоялся концерт детского сводного хора «Дети поют», ставший итогом многомесячной под- готовки. Участниками хорового проекта 2016 года стали 700 человек из числа об- учающихся учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусства Липецкой области, студентов профессиональных образовательных организаций сферы культуры и искусства и хоровых коллективов организаций высшего образова- ния региона. Этот творческий проект позволил объединить юные дарования и про- фессиональных артистов, при этом дети получили бесценный опыт работы в большом коллективе. Концерт «Дети поют» стал настоящим праздником для всех ценителей русской культуры, праздником просвещения и единения. В качестве поощрения за участие в работе сводного детского хора Липецкой области одаренные дети всех муниципальных образований региона были приглашены на проект народного артиста России Д. Маликова «Перевернуть игру». Активную концертную деятельность ведет хоровая капелла мальчиков Липецкой областной филармонии, открылась детская студия при Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого. Воспитанники студии театра танца «Казаки России» в 2016 году стали обладате- лями гран-при Международного конкурса-фестиваля «Союз талантов России», лауре- атами I степени всероссийского вокально-хореографического конкурса «Хрустальная Ника». При финансовой поддержке Министерства культуры РФ с успехом прошел Второй региональный хореографический фестиваль «Липецкий казачок». Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья В регионе продолжается работа по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ обеспечивается с помощью созда- ния специальных условий в образовательных организациях, как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, с учетом желания обучающихся (их родителей (законных представителей)) относительно предпочтительной формы получения об- разования и формы обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педа- гогической комиссии. В области функционируют 92 детских сада (28% от общего количества ДОУ), в ко- торых созданы условия для посещения детьми-инвалидами и детьми с ограниченны- ми возможностями здоровья. В данных дошкольных организациях работают группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и другими отклонениями, которые посещают 2 748 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 355 – дети-инвалиды. Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, посещающих дошкольные образова- тельные организации, с каждым годом увеличивается. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дошкольным образованием составила 5% (от числа воспитанников дошкольных образовательных организаций). Доля детей-ин- валидов, посещающих ДОУ, составила 0,7% (от общей численности воспитанников ДОУ). В соответствии с действующим законодательством РФ дети-инвалиды посещают муниципальные детские сады бесплатно, принимаются в дошкольные организации во внеочередном порядке. В общеобразовательных организациях области обучается 3 817 детей с ограни- ченными возможностями здоровья (2014 г. – 3 408 чел.; 2015 г. – 3 664 чел.), что со- ставляет 3,3% от общего числа обучающихся (2014 г. – 3,2%; 2015 г. – 3,2%): – 1 391 ребенок (36%) обучается в специализированных коррекционных образо- вательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразова- тельные программы (2014 г. – 60%; 2015 г. – 52%); – 2 426 детей (64%) – в общеобразовательных организациях (2014 г. – 40%; 2015 г. – 48%), из них 43% обучаются в специальных (коррекционных) классах (2014 г. – 78%; 2015 г. – 22,5%), 57% – в обычных классах с детьми, не имеющими нарушений разви- тия (2014 г. – 22%; 2015 г. – 77,5%). Сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Липецкой области представлена 9 отдельными организациями, осуществляющими образова- тельную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным про- граммам (таблица 6.5). Таблица 6.5 Сеть отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Липецкой области, в 2014 – 2016 годах Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам 2014 г. 2015 г. 2016 г. Для глухих и слабослышащих детей 1 1 1 Для слабовидящих и незрячих детей 1 1 1 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 1 1 Для детей с задержкой психического развития 1 1 1 Для детей, имеющих умственную отсталость 5 5 5 Итого 9 9 9 Увеличился контингент обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразователь- ным программам (2014 г. – 1 257 чел.; 2015 г. – 1 304 чел.; 2016 г. – 1 391 чел.) (та- блица 6.6). При этом сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интер- натах (таблица 6.7). Таблица 6.6 Контингент обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2014 – 2016 годах Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Количество обучающихся, человек 2014 г. 2015 г. 2016 г. Для глухих и слабослышащих детей 70 68 85 Для слабовидящих и незрячих детей 516 508 551 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 55 53 49 Для детей с задержкой психического развития 119 110 141 Для детей, имеющих умственную отсталость 497 565 565 Итого 1257 1304 1391 Таблица 6.7 Контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья Наименование организации 2014 г. 2015 г. 2016 г. ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» - - - ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоров- ления» 28 16 12 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка» 20 16 - ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» 82 58 41 ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова» 10 9 - ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань» 3 2 - ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка» - - - ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца» 96 82 70 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Вторые Тербуны» 95 64 44 Всего 334 247 167 В специальных (коррекционных) школах-интернатах создана материально-техни- ческая база, подобраны соответствующие педагогические кадры для осуществления учебно-воспитательного процесса, позволяющие осуществлять обучение, воспита- ние, реабилитацию и социализацию обучающихся (воспитанников). Организацию образовательной деятельности осуществляют 262 специалиста в области коррекци- онной педагогики, которые имеют специальное образование по профилю: тифлопе- дагогика (25 специалистов), логопедия (42 специалиста), сурдопедагогика (23 специ- алиста), олигофренопедагогика (172 специалиста). Особое значение в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здо- ровья придается подготовке выпускников к трудовой деятельности. Эта задача ре- шается путем воспитания у обучающихся общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых навыков по определенной специальности. С целью социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в 3 специальных (коррек- ционных) школах-интернатах организована углубленная трудовая подготовка для 117 детей с умственной отсталостью по следующим профессиям: обувное дело, слесар- ное дело, швейное дело, штукатурно-малярное дело, овощеводство, обслуживающий труд (уборщик производственных служебных помещений), помощник повара. В области создаются условия для всестороннего развития детей с ограничен- ными возможностями здоровья. Более 1000 обучающихся с ОВЗ (26% от общего количества обучающихся данной категории) приняли участие и стали победителями (призерами) следующих мероприятий: – чемпионата России по легкой атлетике среди лиц с интеллектуальными наруше- ниями; – IX Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможно- стями здоровья «Шаг навстречу!» в г. Санкт-Петербурге; – областной акции по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья; – зимнего первенства России по легкой атлетике среди лиц с интеллектуальными нарушениями в г. Санкт-Петербурге; – областных соревнований по мини-футболу, спортивному ориентированию сре- ди детей с ограниченными возможностями здоровья; – областного физкультурно-оздоровительного фестиваля «Мир равных возмож- ностей»; – областных соревнований по дартсу и петанку и настольному теннису; – областной параспартакиады для детей с ограниченными возможностями здоро- вья и детей-инвалидов «Мир без границ». В рамках празднования Международного дня защиты детей по приглашению общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» воспитанники организаций Липецкой области посетили благотворительные спектакли ведущих театров Москвы. С целью создания необходимых условий для получения качественного образо- вания детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушения развития и социальной адаптации, оказания ранней кор- рекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в том числе и посредством организации инклюзивного образования, в рамках реализации госу- дарственной программы «Доступная среда» с 2012 года реализуются мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совмест- ное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. За период с 2012 по 2015 годы созданы необходимые условия для обучения де- тей-инвалидов в 53 общеобразовательных организациях. В 2016 году безбарьерная среда была создана в 14 образовательных организациях области, в том числе в 7 до- школьных образовательных организациях, 6 образовательных организациях, реали- зующих адаптированные образовательные программы, одном учреждении дополни- тельного образования, что составило 17,6% от общего количества образовательных организаций. Финансирование мероприятий по созданию специальных условия для организации образовательной деятельности составило 34 927,8 тыс. рублей (феде- ральный бюджет – 13 288,2 тыс. руб., областной бюджет – 20 224,6 тыс. руб., муници- пальный бюджет – 1 415,0 тыс. руб.). Средства были направлены на создание архи- тектурной доступности (строительство пандуса с поручнями, входных автоматических раздвижных дверей, площадок и других специальных устройств при входе и внутри здания, переоборудование санузлов); оснащение образовательных организаций обо- рудованием (специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование, оснащение кабинетов педагога-психолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты) и др. В целях обеспечения равного доступа к услугам общего образования детей не- зависимо от состояния здоровья организовано дистанционное образование детей- инвалидов. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ЦДО) обучаются 192 ребенка-инвалида (2014 г. – 183 ребенка-инвалида, 2015 г. – 173 ре- бенка-инвалида). Для учащихся организованы автоматизированные рабочие места, которые под- ключены к сети Интернет. Обучение детей-инвалидов в ЦДО организовано по индиви- дуальным учебным планам, согласованным с родителями и учитывающим интересы каждого ребенка, включая состояние здоровья в соответствии с рекомендациями специалистов областной психолого-медико-педагогической комиссии. В ЦДО используются такие формы работы с обучающимися, как: обучение «очно- школа», обучение «очно-дом», очно-дистанционные занятия (chat-занятия), дистан- ционное обучение (web-занятия), обучение с помощью дистанционных технологий (образовательное учреждение + дистанционное обучение (смешанная форма об- учения). Для всех школьников составлено расписание, согласованное с родителями. Кроме уроков, оно включает коррекционные и развивающие занятия, в том числе осуществляется обучение плаванию в специально оборудованном для данной кате- гории детей бассейне. ЦДО работает в режиме 5-дневной учебной недели. В рамках 6-го (субботнего) дня реализуются программы дополнительного образования. Для детей-инвалидов, обучающихся на дому (674 ребенка), образовательная ор- ганизация: – предоставляет бесплатные учебники, учебную, справочную, специальную и дру- гую литературу на время обучения; – обеспечивает, в случае необходимости, сурдопереводчиками, специалистами из числа педагогических работников образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, ближайших к месту жительства ребенка-инвали- да; – осуществляет методическую и консультативную помощь, необходимую для ос- воения общеобразовательных программ. В соответствии с действующим законодательством на основании рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии организовано обучение 95 воспитанников ОБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», из них 49 воспитанников обучаются на базе государственного бюджетного общеоб- разовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Ель- ца», 46 – непосредственно в доме-интернате. В регионе начата работа по поэтапному введению ФГОС образования обучающих- ся с ОВЗ, реализуется План действий по обеспечению введения федерального госу- дарственного образовательного стандарта начального общего образования обучаю- щихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Осуществляют деятельность региональная и муниципальные рабочие группы по введению федеральных государственных образо- вательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 – 2017 учебном году по ФГОС обучающихся с ОВЗ обучается 260 школьни- ков, из них учащихся 1-х классов – 186 человек, 2-х и 3-х классов – 74 человека. Региональным ресурсным центром по организации введения федеральных госу- дарственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограничен- ными возможностями здоровья в Липецкой области является государственное ав- тономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» (далее – ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»). На базе ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» 80 педагогов прошли обучение по программе повышения квалификации «Современные технологии интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразова- тельное пространство в рамках ФГОС». На курсах повышения квалификации обучены 235 педагогов учреждений государственной поддержки детства по программе «Тех- нология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) образовательной организации». Для обеспечения методической поддержки педагогов, осуществляющих инклю- зивное образование, проведена серия семинаров: – «Готовимся к ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Профессиональный стандарт педа- гога: аспекты введения и реализации»; – «Разработка и апробация педагогических систем, обеспечивающих социализа- цию личности обучающихся в условиях подготовки к введению ФГОС»; – «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания уча- щихся в условиях перехода к ФГОС для обучающихся с ОВЗ»; – межрегиональная научно-практическая интернет-конференция «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей- инвалидов» и др. Поддержка одаренных детей В 2015 году в Липецкой области утвержден региональный План мероприятий реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 – 2020 годы. Выявление детей, проявивших выдающиеся способ- ности, осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спор- том, интерес к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно- спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. С целью создания на региональном уровне системы дальнейшего со- провождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения ее потенциала к ре- шению актуальных задач научно-технического прогресса в 2016 году осуществлялась государственная поддержка талантливой молодежи в рамках реализации государ- ственной программы «Развитие образования Липецкой области». В соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» пред- усмотрены ежемесячные стипендии для победителей регионального этапа в размере 400 рублей. Для победителей и призеров более чем по одному предмету в региональ- ном этапе и победителя заключительного этапа предусмотрены: – 4 областные премии имени Г.И. Горской одаренным детям для победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, победителей и при- зеров международных олимпиад по общеобразовательным предметам – в размере 9000 рублей каждая; – 9 областных премий имени Г.И. Горской одаренным детям для победителей областного этапа всероссийской олимпиады школьников, в случае если ребенок яв- ляется победителем и (или) призером областного этапа всероссийской олимпиады школьников более чем по одному общеобразовательному предмету, – в размере 5000 рублей каждая. – областная стипендия одаренным детям для победителя заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников – в размере 500 рублей. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 260-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта» юным спортсме- нам и юным спортсменам-инвалидам по итогам выступлений на соревнованиях в течение года выплачиваются ежемесячные областные стипендии в размере 1500 ру- блей. В 2016 году стипендии назначены 46 юных спортсменам, 7 из которых – спор- тсмены-инвалиды (2004 г. – 30 стипендий, в т.ч. одна – для спортсмена-инвалида; 2015 г. – 21 стипендия, в т. ч. одна – для спортсмена-инвалида). Для поддержки молодежи и одаренных детей региона в соответствии с Законом Липецкой области от 7 октября 2008 года № 187-ОЗ «О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области» ежегодно выплачивают- ся: областная премия имени К.Н. Игумнова (2 человека по 25 000 рублей); област- ная премия имени В.С. Сорокина (2 человека по 25 000 рублей); областная премия им. М.П. Трунова (3 человека: по 10 000, 15 000, 25 000 рублей); областная стипендия обучающимся учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (35 человек по 600 рублей); областная стипендия студентам учреждений среднего профессионального образования отрасли культуры и искусства (10 человек по 800 рублей); областная стипендия одаренным детям, обучающимся в учреждениях высшего или среднего профессионального образования культуры и искусства Рос- сийской Федерации (20 человек по 1 000 рублей). В муниципальных образованиях Липецкой области оказывают поддержку юным дарованиям в виде муниципальных стипендий и других форм поощрения (г. Липецк, г. Елец, Усманский муниципальный район). В октябре 2016 года начало функционировать Государственное областное бюд- жетное образовательное учреждение «Центр поддержки одаренных детей» (далее – Центр). Целью создания Центра поддержки одаренных детей является раннее выяв- ление, развитие, поддержка одаренных детей, живущих не только в городской, но и в сельской местности на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности. Сегодня Центр поддержки одаренных детей – это ресурсный центр по работе с одаренными детьми, источник передовых практик обучения; современная образо- вательная среда; информационно-исследовательский центр; центр по проведению региональных олимпиад, фестивалей, форумов, конференций, выставок и других ме- роприятий по обобщению и распространению новых образовательных технологий. В 2016 году организовано четыре профильные смены: – физико-математического направления (5 – 18 октября); – биолого-химического направления (21 октября – 4 ноября); – лингво-информационного направления (7 – 20 ноября); – социально-экономического направления (5 – 18 декабря). Работа в Центре организована с ведущими вузами региона: Федеральным госу- дарственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессиональ- ного образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»; Федеральным государственным бюджетным образо- вательным учреждением высшего образования «Липецкий государственный техни- ческий университет»; Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина». Центр предоставляет условия не только для обучения, но и для всестороннего развития участников смены: спортивные мероприятия, интеллектуальные игры и тур- ниры, творческие вечера. Для организации коллективной работы и работы учащихся по индивидуальным планам в Центре обеспечено тьюторское сопровождение. Пре- подавательский состав Центра представлен преподавателями высшей школы, педа- гогами лучших общеобразовательных организаций региона (победители конкурсов «Учитель года», ПНП «Образование» и т.д.) Центр включает в себя: учебные аудитории; актовый зал, оснащенный системой видео-конференцсвязи; конференц-залы, оборудованные местами для защиты про- ектов; учебные кабинеты для групповых занятий, оснащенные компьютерным обо- рудованием; кабинеты для проведения лабораторных занятий по химии, физике, био- логии; лингафонный кабинет. Действенным механизмом выявления способных, мотивированных детей являет- ся всероссийская олимпиада школьников (далее – олимпиада школьников). Порядок проведения олимпиады школьников предоставляет возможность участия на добро- вольной основе всем обучающимся начиная с 5 класса, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. В регионе ежегодно осуществляется подготовка школьников к различным этапам всероссийской олимпиады – это организация индивидуальных занятий и консуль- тационных занятий для участников олимпиады школьников. Сформирована база данных участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и их наставников, разработана региональная модель мониторинга результативности участия муниципалитетов в этапах олимпиады. В базе данных собраны результаты участия ребят в региональных и всероссийских олимпиадах по учебным предметам, в творческих и спортивных состязаниях. Предусмотрен также рейтинг наставников юных талантов. В сроки, установленные Министерством образования и науки РФ, организован и проведен региональный этап всероссийской олимпиады школьников по 23 обще- образовательным предметам. В региональном этапе приняли участие 846 учеников (2014 г. – 882 чел.; 2015 г. – 876 чел.). Победителями и призерами стал 221 учащийся (46 победителей и 175 призеров) (2014 г. – 194 чел.; 2015 г. – 214 чел.), что составило 26,1% от количества участников (2014 г. – 22%; 2015 г. – 24,4%). Организовано участие представителей региона в заключительном этапе всерос- сийской олимпиады школьников. В 2016 году Липецкую область представляли 49 школьников (2014 г. – 31 чел.; 2015 г. – 26 чел.), из них 3 человека стали победителя- ми, а 17 – призерами (таблица 6.8). Таблица 6.8 Результативность участия команды Липецкой области в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2014 – 2016 годах Учебный год Количество участников Количество победителей Количество призеров 2013/14 31 3 5 2014/15 26 4 8 2015/16 49 3 17 В области проводятся открытые олимпиады для учащихся 3 – 6-х, 8 – 9-х классов общеобразовательных учреждений по математике «Уникум», русскому языку «Грамо- тей», информатике «СуперБит» и межпредметная олимпиада «Окружающий мир». Для школьников 7 – 10 классов, проявляющих способности в изучении школьных дисциплин, будущих участников муниципальных и региональных предметных олимпи- ад, организована с 2000 года очно-заочная школа «Одаренный ребенок». Обучающиеся области ежегодно участвуют и являются победителями и при- зерами различных конкурсных испытаний регионального уровня (научно-практиче- ской конференции школьников «Путь к успеху», региональной научной конференции школьников «К вершинам знаний»). 22 марта на базе ФГБОУ ВПО «Липецкий государ- ственный педагогический университет» прошел заключительный этап региональной конференции «К вершинам знаний–2016». Лучшими были признаны 99 работ, их авто- ры стали призерами и победителями конкурса, 150 ребят получили звание лауреата. Делегацию Липецкой области на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» с международным участием представляли 22 обучающихся из разных образовательных организаций. Команда Липецкой области, сформированная Ко- ординационным центром программы «Шаг в будущее» по Липецкой области на базе ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», завоевала На- учный кубок России II степени. Деятельность детских школ искусств направлена на выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для приобретения ими знаний, навыков, опыта творческой деятельности. Для формирования профессиональных навыков и высоко- го уровня исполнительского мастерства, приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства в регионе проводятся конкурсы и фестива- ли. Самыми яркими, и крупномасштабными являются: – международный конкурс имени К.Н. Игумнова; – всероссийский конкурс фортепианных и камерных ансамблей; – областной открытый конкурс-фестиваль художественного творчества детей и юношества имени народного художника России В.С. Сорокина; – пленэр для одаренных учащихся художественных школ и художественных от- делений школ искусств Липецкой области и областей Центрального федерального округа; – межрегиональный художественный интернет-конкурс имени Н.И. Климова; – областные молодежные Дельфийские игры «Старт надежды». Растет представительство участников регионального этапа Дельфийских игр (от 240 номинантов в первых играх до 768 в последних играх), расширяются возраст- ные границы участников в номинациях «Флейта», «Академическое пение», «Театр». В работе регионального этапа задействованы лучшие площадки, соответствующие специфике каждой номинации. В конкурсных прослушиваниях «Фортепиано» дети играют на концертных роялях «Bechstein» и «Steinway», участникам номинации «Кули- нарное искусство» предоставлен учебный кулинарный цех с новейшим оснащением в индустрии общественного питания (пароконвектоматы, лаборатория «Карамелье» и «Шоколатье»). Организация работы всех конкурсных площадок способствует раскры- тию дарований каждого участника и позволяет юным талантам почувствовать себя настоящими профессионалами. Продолжение на 12-й стр. Продолжение. Начало на 5–10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz