Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 128 /25506/5 ИЮЛЯ 2017 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА – введена новая мера поддержки – единовременная социальная выплата мало- имущим молодым семьям в связи с рождением первого ребенка в размере 20 000 рублей (Закон Липецкой области от 26 декабря 2016 года № 34-ОЗ); – расширен возрастной ценз для малоимущих молодых семей с 30 до 35 лет (За- кон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 6-ОЗ); – увеличен размер единовременной социальной выплаты лицам из числа детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с рождением ребенка с 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей (Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года№6-ОЗ); – расширена категория получателей денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет за счет включения в данную категорию усыновленных детей (Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 6-ОЗ). Внесены изменения в Закон Липецкой области от 2 декабря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области», предусматривающие: – увеличение суммы материальной помощи в случае имущественных потерь, при- чиненных пожаром, стихийными бедствиями, катастрофами и другими ситуациями чрезвычайного характера, с 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей (Закон Липецкой обла- сти от 16 ноября 2016 года № 5-ОЗ); – увеличение размера ежемесячной денежной выплаты на проезд в автомобиль- ном транспорте межмуниципального сообщения на 20%, с 250 рублей до 300 рублей для учащихся муниципальных общеобразовательных организаций и студентов про- фессионального, высшего образования из малообеспеченных семей, место учебы и место жительства которых расположены в разных муниципальных образованиях, за период с сентября по июль (Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 5-ОЗ); – возмещение расходов на приобретение продуктов питания в размере четырех- сот рублей в месяц в течение 6 месяцев гражданам, находящимся на амбулаторном контролируемом лечении от туберкулеза (Закон Липецкой области от 30 декабря 2015 года № 483-ОЗ); – расширение перечня оснований для получения материальной помощи в случае экстренного ремонта электропроводки, находящейся в аварийном состоянии, жилых помещений граждан, принадлежащих им на праве собственности (Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 5-ОЗ); – дополнение в перечень протезно-ортопедических изделий, предоставляемых детям от 0 до 18 лет бесплатно, ортопедических стелек (Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 № 5-ОЗ). С 1 января 2016 года появилось право использования средств государственной социальной помощи на основании социального контракта на организацию сельско- хозяйственного потребительского кооператива и (или) вступление в сельскохозяй- ственный потребительский кооператив в размере 25 000 рублей (Закон Липецкой области от 11 ноября 2015 № 459-ОЗ «О внесении изменения в статью 4.2 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 года «О го-сударственной социальной помощи»). В соответствии с федеральным и региональным законодательством по линии ор- ганов социальной защиты населения производится более 40 видов денежных выплат. В 2016 году органами социальной защиты населения были своевременно и в полном объеме исполнены все публичные обязательства перед семьями с детьми в части предоставления мер социальной поддержки. На поддержку семей с детьми и организацию деятельности учреждений социальной реабилитации семей и несо- вершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, из консолидированного бюджета было выделено 2273,2 млн. рублей, в том числе 884,4 млн. рублей – из фе- дерального бюджета и 1388,8 млн. рублей – из областного бюджета, что на 127,4% выше, чем в 2015 году (таблица 2.5). Таблица 2.5 Материальная поддержка семей с детьми, учреждений социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, за 2014 – 2016 годы, млн. рублей Вид бюджета 2014 г. 2015 г. 2016 г. % к 2015 г. Областной бюджет 1066,0 1170,7 1388,8 118,6 Федеральный бюджет 525,5 614,0 884,4 144,0 Консолидированный бюджет 1591,5 1784,7 2273,2 127,4 К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обе- спечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и включает следующие виды государственных пособий: – единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 15 512,65 рублей. В 2016 году пособие получили 2556 граждан на сумму 39,4 млн. рублей, что составляет 96,0% к уровню получателей 2015 года (2014 г. – 2 538 граждан на сумму 34,9 млн. руб.; 2015 г. – 2 665 граждан на сумму 38,5 млн. руб.); – ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет лицам, не под- лежащим обязательному социальному страхованию, в размере 2 908,62 рублей на первого ребенка, 5 817,24 рублей на второго и последующих детей. За 2016 год по- собие выплачено 10 869 гражданам на сумму 404 млн. рублей, что составляет 109,0% получателей к уровню 2015 года (2014 г. – 10 641 гражданин на сумму 342,8 млн. руб.; 2015 г. – 10 697 граждан на сумму 369,7 млн. руб.); – единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 24 565,89 рублей. В 2016 году пособие полу- чили 28 женщин на сумму 0,671 млн. рублей, что составляет 90% к уровню получате- лей прошлого года (2014 г. – 36 женщин на сумму 0,78 млн. руб.; 2015 г. – 31 женщина на сумму 0,707 млн. руб.); – ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 10 528,24 рубля. В 2016 году пособие получили 118 де- тей на сумму 8,6 млн. рублей, что на 4% меньше, чем в 2015 году (2014 г. – 130 детей на сумму 9,0 млн. руб.; 2015 г. – 123 ребенка на сумму 9,0 млн. руб.). Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществлялась в размерах, проиндексированных на 1,07% исходя из установленного в Российской Федерации прогнозного уровня инфляции на 2016 год. Во исполнение статьи 3 Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» принят Закон Липецкой области от 2 декабря 2004 года №142-ОЗ «О пособии на ребенка», которым обе- спечивается гарантированная поддержка семьям с детьми, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, определенного в области. Законом установлено пособие на ребенка, базовый размер которого с 1 апреля 2015 года увеличен: с 220 до 242 рублей на детей одиноких матерей; с 440 до 484 рублей на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; с 330 до 363 рублей на детей военнослужа- щих, проходящих военную службу по призыву. Законодательством Липецкой области предусмотрена выплата данного пособия детям-инвалидам в размере 605 рублей и детям из многодетных семей в размере 363 рублей ежемесячно. За 2016 год посо- бие назначено и выплачено 42 363 детям на сумму 192,86 млн. рублей, что составляет 101,9% к уровню получателей 2015 года (2014 г. – 37 705 детей на сумму 153,41 млн. руб.; 2015 г. – 41 584 ребенка на сумму 176,97 млн. руб.). Мониторинг предоставления данной меры социальной поддержки семьям с деть- ми показывает, что экономическая ситуация, складывающаяся в России, отразилась и на количестве получателей выплат, зависящих от прожиточного минимума. По срав- нению с 2015 годом в прошедшем году на 1,9% возросло количество получателей по- собия на ребенка (с 41 584 до 42 363 чел.) (диаграмма 2.1). Диаграмма 2.1. Количество получателей пособия на ребенка в 2014 – 2016 годах В целях улучшения положения семей, имеющих детей, обеспечения условий для их полноценного воспитания, развития и образования в дополнение к федеральному законодательству в области разработана система мер социальной поддержки. Зако- ном Липецкой области от 28 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощритель- ных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» предусмотрены и произведены: – единовременная социальная выплата в связи с рождением третьего и после- дующих детей и в связи с рождением детей-близнецов в размере 50 тыс. рублей. В 2016 году выплачена 2 189 семьям на сумму 118,5 млн. рублей, что составляет 100,2% к уровню прошлого года (2014 г. – 2 043 семьям на сумму 109,5 млн. руб.; 2015 г. – 2 185 семьям на сумму 116,0 млн. руб.); – единовременная социальная выплата в связи с рождением ребенка у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 20 тыс. рублей. Выплачена в 2016 году 56 гражданам на сумму 1,3 млн. рублей, что составля- ет 78,8% к уровню прошлого года (2014 г. – 82 гражданам на сумму 1,6 млн. руб.; 2015 г. – 71 гражданину на сумму 1,4 млн. руб.); – ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка от 1,5 до 3-х лет в размере 1000 рублей. За 2016 год предоставлена 7 696 гражданам на сумму 57,4 млн. рублей, что составляет 80,2% к уровню прошлого года (2015 г. – 9 597 граж- данам на сумму 67,2 млн. руб.); – предоставление путевки на санаторно-курортное лечение беременным женщи- нам из малоимущих молодых семей. Стоимость путевки в 2016 году составила 38,9 тыс. рублей. В 2016 году по медицинским показаниям оздоровлены 3 беременные женщины на сумму 116,7 тыс. рублей (2014 г. – 13 беременных женщин на сумму 452,8 тыс. руб.; 2015 г. – 6 беременных женщин на сумму 218,5 тыс. руб.). В области на основании Закона Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» предоставляется эффективная мера поддержки многодетных семей в связи с рождением третьего и последующих детей в виде ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста 3 лет. На финансирование указанной выплаты из консолидированного бюджета в 2016 году направлено 569 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 320,9 млн. рублей, федерального бюджета – 248,1 млн. рублей. Ежемесячную де- нежную выплату в 2016 году получили 5 960 человек на сумму 543,2 млн. рублей, что составляет 112% к уровню прошлого года (2014 г. – 3 160 человек на сумму 185,8 млн. руб.; 2015 г. – 5 320 человек на сумму 401,6 млн. руб.). Целевой показатель эффек- тивности по состоянию на 31 декабря 2016 года согласно соглашению с Министер- ством труда и социальной защиты Российской Федерации составил 103%. Выплата осуществляется в размере прожиточного минимума, установленного в области на ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на дату обращения, по данным территориального органа Федеральной службы госу- дарственной статистики по Липецкой области. Размер выплаты в четвертом квартале 2016 года составлял 8 466 рублей, что на 4,8% больше, чем в четвертом квартале 2015 года (8 076 руб.). Одним из приоритетных направлений государственной политики в области фор- мирования здорового образа жизни является обеспечение общедоступности физ- культурно-спортивных организаций, оказывающих платные услуги по физической и спортивной подготовке. В целях материальной поддержки малоимущих семей с 2016 года Законом Липецкой области «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» предусмотрена компенсационная выплата в размере фактически произ- веденных затрат, но не более 1 300 рублей в месяц на каждого ребенка, на возмеще- ние затрат за оказанные областными и муниципальными физкультурно-спортивными организациями платные услуги по физической и/или спортивной подготовке детям в возрасте от четырех до восемнадцати лет по следующим направлениям: обучение плаванию; оздоровительное или коррекционное плавание; эстетическая гимнастика; спортивная гимнастика; художественная гимнастика; танцевальный спорт; единобор- ства. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Практика реализации Федерального закона № 256-ФЗ показала востребован- ность у граждан материнского (семейного) капитала, а также его положительное вли- яние на демографическую ситуацию. В 2016 году территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федера- ции по Липецкой области выдано 7 124 государственных сертификата на материн- ский (семейный) капитал (2014 г. – 7 294; 2015 г. – 6 136). Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основным направлениям расходова- ния средств составило 21 611, в том числе на погашение ипотечных кредитов, взятых на приобретение (строительство) жилого помещения – 3 613 (16,72%), на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств – 2 757 (12,76%); на оказание платных образовательных услуг – 474 заявления (2,19%), на формирование накопи- тельной пенсии женщин – одно заявление (0,46%), на получение единовременной выплаты – 14 766 (68,33%) (таблица 2.6). Таблица 2.6 Распределение заявлений в Пенсионном фонде Российской Федерации по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2014 – 2016 годах 2014 г. 2015 г. 2016 г. Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал 7294 6136 7124 Подано заявлений о распоряжении средствами материнского (се- мейного) капитала на: – погашение ипотечных кредитов, взятых на приобретение (строи- тельство) жилого помещения 3402 3315 3613 – улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств 2946 2984 2757 – оказание платных образовательных услуг 398 416 474 – формирование накопительной части трудовой пенсии 1 1 1 – проведение единовременной выплаты - 13925 14766 Итого 6747 20641 21611 В Липецкой области последовательно решаются вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Феде- ральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил общие принципы, содержание и меры социальной поддержки данной ка- тегории лиц. Законами Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и до- полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области», от 5 июля 1997 года № 72-ОЗ «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» и от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной под- держки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» определены дополнительные гарантии прав детей-сирот на образование, медицинское обслу- живание, включая отдых и оздоровление, на имущество и жилое помещение за счет средств областного бюджета, а также меры социальной поддержки детям-сиротам в приемных и опекунских семьях и приемным родителям. С 1 января 2016 года произошло увеличение на 10% размера денежного пособия на содержание детей, воспитывающихся в приемных семьях, которое составляет: при возрасте ребенка от 0 до 7 лет – 5 014 рублей; от 7 до 11 лет – 5 565 рублей; от 11 до 18 лет – 5 848 рублей. Приемным семьям ежемесячно выплачиваются денежные средства на приобре- тение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, исходя из расходов на одного воспитанника в размере 749 рублей. Дети из приемных семей ежемесячно получают по 350 рублей на проезд и культурно-массовые мероприятия и по 175 рублей – на личные расходы, а также имеют право один раз в год получить бесплатную путевку в загородный оздоровительный лагерь. Приемным семьям предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг. Установлены ежемесячные выплаты на каждого приемного ребенка на отопление, освещение: в городе – 416 рублей, в селе – 218 рублей; на оплату услуг бытового обслуживания – 251 рубль; на текущий ремонт жилого помещения – 251 рубль. При передаче ребенка в приемную семью выплачивается 30 300 рублей на приобретение мебели (таблица 2.7). Таблица 2.7 Меры социальной поддержки детей-сирот и замещающих семей в 2016 году Выплата Минимальная сумма, рублей Максимальная сумма, рублей Единовременные выплаты при устройстве ребенка-сироты Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 15512,65 168529,25 Единовременная выплата на приобретение мебели - 30300 Ежемесячные выплаты на одного ребенка Ежемесячная выплата на содержание приемного ребенка 5014 5848 Ежемесячная выплата на приобретение предметов хозяйственно- го обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг 749 749 Ежемесячная выплата приемному ребенку на личные нужды 175 175 Денежные средства на проезд в городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также на посещение культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий 350 350 Денежные средства на отопление, освещение 218 416 Денежные средства приемным детям на оплату услуг бытового обслуживания 251 251 Денежные средства приемным детям на текущий ремонт жилого помещения 251 251 Вознаграждение приемным родителям 4828 7964 Итого 11836 16004 Ежемесячное денежное вознаграждение труда приемного родителя зависит от количества приемных детей в семье. При наличии одного приемного ребенка выпла- чивается 4 828 рублей; двух детей – 6 712 рублей; трех детей – 8 583 рубля; четырех детей – 14 897 рублей; пяти детей – 16 906 рублей; шести детей – 18 653 рубля; семи детей – 20 524 рубля; восьми приемных детей – 22 408 рублей. На каждого приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, хронически больного приемного ребенка (детей), приемного ребенка с отклонениями в психиче- ском и физическом развитии размер вознаграждения приемным родителям увеличи- вается на сумму 1 761 рубль; выплата на каждого приемного ребенка-инвалида – на сумму 3136 рублей. Материальная поддержка ребенку в семье опекуна производится в виде ежеме- сячной выплаты: – на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для ребенка в возрасте от 0 до 7 лет – 5 014 рублей; от 7 до 11 лет – 5 565 рублей; от 11 до 18 лет – 5 848 рублей; – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 416 рублей в го- роде; 218 рублей в селе. Также ежемесячно выплачиваются средства в размере 350 рублей на проезд и культурно-массовые мероприятия и 175 рублей – на личные расходы. Дети-сироты из опекунских семей имеют право один раз в год получить бесплатную путевку в за- городный оздоровительный лагерь. В общей сложности ежемесячный размер средств, получаемых замещающей семьей на одного ребенка (в зависимости от возраста ребенка, состояния здоровья, места проживания) в приемной семье, составляет от 11 836 рублей до 16 004 рублей, в опекунской семье – от 5 757 рублей до 6 789 рублей. С 1 января 2016 года в Липецкой области выплачивается ежемесячная социаль- ная выплата на усыновленного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без по- печения родителей, в размере 8 000 рублей в месяц до совершеннолетия ребенка. Данной категории семей также оказываются единовременные меры государственной поддержки (все формы устройства): – за счет средств областного бюджета и в соответствии с Законом Липецкой об- ласти от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» выплачивается единовременная социальная выплата при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты в возрасте от 7 лет, а также ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот в размере 50 тыс. рублей (в 2016 году было совершено 245 таких выплат); – за счет средств федерального бюджета и в соответствии с Федеральным за- коном от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, име- ющим детей» выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на вос- питание в семью. При всех формах устройства в 2016 году размер выплат составил 15 512,65 рубля – (332 выплаты); при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в воз- расте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами – 118 529,25 рубля (25 выплат). Также приемные и опекунские семьи, насчитывающие вместе с собственными трое и более детей, в Липецкой области по всем мерам социальной поддержки при- равниваются к многодетным семьям (льготы при оплате коммунальных услуг и т.п.). Опекунским и приемным семьям оказываются меры социальной поддержки по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных органи- зациях в виде 100% компенсации родительской платы за пребывание ребенка в дет- ском саду. Также подопечным детям-инвалидам предоставляются следующие льготы: – 50% оплата жилья и коммунальных услуг; – бесплатное содержание в муниципальных дошкольных образовательных орга- низациях; – бесплатное санаторно-курортное лечение; – бесплатный проезд к месту лечения и обратно; – обеспечение лекарственными препаратами или компенсация их денежным со- держанием. С 2017 года в Липецкой области вводится еще одна мера поддержки – ежемесяч- ная выплата детям, оставшимся без попечения родителей, оба родителя которых не- известны, в размере 7 260 рублей. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ обучающиеся муниципальных образовательных организаций из многодетных семей получают социальную поддержку для: – обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий – в размере 2 500 рублей один раз в два года; спортивной формой для посещения школьных занятий – в размере 2 010 рублей ежегодно; – бесплатного посещения областных государственных учреждений культуры и ис- кусства, музеев, театров и выставочных залов (один раз в месяц); – бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования на го- родских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте (на период с сентября по июнь). Меры социальной поддержки семьям мигрантов оказываются в рамках действую- щих нормативных актов области, определяющих порядок их предоставления. В тече- ние 2016 года регион в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» Го- сударственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой обла- сти от 16 октября 2013 года № 465, принимал: соотечественников из-за рубежа; со- отечественников, имеющих разрешение на временное или постоянное проживание в области; граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и получивших статус временного убежища на территории Российской Федерации. Семьям участников ре- гиональной Программы переселения, имеющим детей, органами социальной защиты населения предоставляются по упрощенному порядку обращения услуги: по выплате ежемесячного пособия на ребенка; пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; единов- ременного пособия при рождении ребенка; социального пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет; по оказанию адресной помощи; по оформлению путевок в детские оздоровительные лагеря области. Меры налоговой поддержки семей, имеющих детей Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) пред- усмотрен комплекс мер, направленный на снижение налоговой нагрузки для лиц с семейными обязанностями. В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), освобождены от налогообложения. Согласно статье 218 Налогового кодекса родитель, супруга (супруг) родителя, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, супруга (супруг) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, имеют право на получение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода. С 1 января 2016 года размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителю, су- пругу (супруге) родителя, усыновителю, на обеспечении которых находится ребенок, установлен в следующих размерах: – 1 400 рублей – на первого ребенка; 1 400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы; – опекуну, попечителю, приемному родителю, супруге (супругу) приемного роди- теля – в следующих размерах: 1 400 рублей – на первого ребенка; 1 400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 6 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординато- ра, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II груп- пы. Также для всех налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети, увеличен до 350 000 рублей предельный размер дохода, рассчитываемый с начала года нарастающим итогом, по достижении которого налоговый вычет не предостав- ляется. Исходя из статистической налоговой отчетности, по Липецкой области сумма предоставленных стандартных вычетов на детей за 2014 год составила 2793 млн. ру- блей, за 2015 год – 2786 млн. рублей. Наряду с указанными стандартными вычетами на детей, ст. 219 Налогового кодек- са установлены социальные налоговые вычеты: – в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в размере не более 50 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя); – в сумме, уплаченной за услуги по лечению детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Согласно статистической налоговой отчетности, в 2014 году 2,2 тыс. гражданам предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения, на общую сумму 87,7 млн. рублей; в 2015 году – 2,4 тыс. гражданам на общую сумму 99,3 млн. рублей; в 2016 году – 3,4 тыс. гражданам годовые вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обуче- ния, на общую сумму 136,2 млн. рублей. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: – государственные пособия, в том числе по беременности и родам; – суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение перво- го года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. рублей на каждого ребенка; – стипендии обучающихся; – средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посе- щающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за при- смотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотрен- ной Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных организациях, имеющих соответствующую ли- цензию; – доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, деть- ми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; – доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной под- держки семей, имеющих детей» и принятыми в соответствии с ним законами Липец- кой области, муниципальными правовыми актами. В Липецкой области с 2011 года дополнительно предоставляется льгота по транс- портному налогу одному из родителей (усыновителей) в многодетной семье. Данной льготой воспользовались 2832 гражданина, а сумма налога, от уплаты которой граж- дане были освобождены, за 2014 год составила 11,5 млн. рублей, за 2015 год – 12,8 млн. рублей. Освобождаются от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. За 2014 год данная льгота предоставлена 2102 гражданам на сумму 2,9 млн. рублей, за 2015 год – 2147 гражда- нам на сумму 3,1 млн. рублей. Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами Вопросы пенсионного обеспечения детей в Российской Федерации в 2016 году регулировались федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О го- сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Феде- ральный закон № 166-ФЗ) и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенси- ях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ). Действующее законодательство предусматривает два вида пенсий по инвалид- ности: страховую и социальную. В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ осуществляется пенсионное обеспечение детей-инвалидов, детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным програм- мам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с междуна- родными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих ро- дителей, и детей умершей одинокой матери. Право на страховую пенсию по инвалид- ности в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Право на указанную страховую пенсию не может быть реализовано при полном отсутствии у данной кате- гории граждан страхового стажа. В этом случае устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ, в том числе детям-инвалидам. Социальные пенсии ежегодно индексируются с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициенты индексации социальных пенсий устанавливаются Правительством Российской Федерации. С 1 апреля 2016 года социальные пенсии проиндексированы с учетом коэффициента индексации, установленного в размере 1,04, то есть на 4%. По состоянию на 31 декабря 2016 года средний размер социальной пенсии де- тям-инвалидам составил 11 903,51 рубля; детям, потерявшим одного из кормильцев, – 4 959,85 рубля; детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать, – 9 919,73 рубля (таблица 2.8). Таблица 2.8 Количественные и качественные характеристики социальных пенсий в 2014 – 2016 годах Год Количество получателей Средний размер, руб. Социальные пенсии, установленные детям-инвалидам 2014 4098 10375,73 2015 3996 11445,68 2016 4079 11903,51 Социальные пенсии детям, потерявшим одного из родителей 2014 6944 4323,74 2015 6929 4769,09 2016 6808 4959,85 Социальные пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2014 951 8647,51 2015 989 9538,20 2016 990 9919,73 Нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца действующее законода- тельство предусматривает страховые пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. Не- трудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обуче- ния по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, распо- ложенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. В 2016 году средний размер страховой пенсии детям, потерявшим одного из родителей, не достигшим возраста 18 лет, составила 4 558,62 рубля; детям, потеряв- шим одного из родителей, старше возраста 18 и не достигшим 23 лет, обучающимся по очной форме, – 5 049,75 рубля; детям, потерявшим обоих родителей или одино- кую мать, – 11 742,07 рубля (таблица 2.9). Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz