Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 128/25506/5 ИЮЛЯ 2017 Круг интересов Слово обозревателю Семейный портрет без постороннего Для актрисы Липецкого академического театра драмы Екатерины Бельской работа стала любимым хобби Ольга Шкатова Ее всегда притягивали неординарные, многоплановые образы, но из-за романтической внешности актрису назначали на роли возлюбленных и принцесс. Зато сегодня в репертуаре Екатерины Бельской, отметившей недавно 55-летие, характерных героинь предостаточно. Кажется, она и в жизни очень эмоциональная, а еще — по- стоянная, надежная, преданная близким и профессии. Из близ- ких— муж, заслуженный артист России Сергей Бельский, сын Артем и дочь Настя, предпочи- тающие в театре занимать места в зрительном зале. — Соперничества с мужем никогда не было, — не скрывает Екатерина Николаевна. — На- верное, потому что мы вместе еще с Алма-атинского народного театра. В одно время поступили в театральный институт. На первом курсе поженились, на втором — родился сын. Я всегда уходила на второй план, потому что считала, что Сергей более талантлив. В театре сложно су- пругам идти нога в ногу. Поэтому, когда актерской се- мье с двумя детьми стало трудно жить, Екатерина Николаевна сменила сферу деятельности. Потом была еще одна важная перемена в жизни Бельских, когда Сергей Аркадьевич из Ал- ма-Атинского республиканского театра для детей и юношества имени Н.И. Сац перешел в него- сударственный театр «Бенефис». С ним-то в 1994 году по програм- ме «Возрождение малых городов России» семья и переехала в Елец. Сергей Аркадьевич играл на сцене, а Екатерина Николаевна заведовала труппой театра, ра- ботала помощником режиссера и занималась детьми. Артему тогда было двенадцать, а Насте — шесть. И теперь, когда Екате- рина Николаевна плотно занята в репертуаре и всецело отдается театру, самое большое счастье для нее —дети. Они не пошли по стопам родителей, но нашли себя в других сферах. В 2005 году по приглашению народного артиста РоссииВлади- мира Пахомова, возглавлявше- го Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого, Бельские перебрались в областной центр. Сергей Аркадьевич влился в труппу, а ЕкатеринаНиколаевна стала помощником режиссера. Но очень скоро ей пришлось и в спектаклях играть, и труппой заведовать. К тому времени перерыв в ее актерской карьере составлял че- тырнадцать лет, и предложение Владимира Пахомова сыграть Татьяну в «Последнем герое» Александра Марданя оказалось полной неожиданностью. Следующую роль Екатерина Николаевна «примеривала», оставаясь за пультомпомощника режиссера. Полным ходом шли репетиции «Вишневого сада» Чехова, а образ иностранки Шар- лотты всё не складывался. Бель- ская, снова неожиданно получив эту роль, представила героиню по-своему, найдя подходящие речевые краски. Помогло знание немецкого языка. О своей работе на сцене Екате- рина Николаевна рассказывает охотно и увлеченно. Практиче- ски в каждой постановке для нее есть что-то особенное. Например, в спектакле «Семейный портрет с посторонним» по пьесе Лобозёро- ваБельскиеиграют супружескую пару. Спектакль «Ангел Марии» по пьесе Ладо, где актриса играет Хозяйку, стал первой большой ее работой с режиссером Сергеем Бобровским. А знаменателен он тем, что практически оба акта были сыграныпри первомже вы- ходе на сцену после «застольного периода», когда актерыи режис- сер вычитывают пьесу по ролям, сидя за столом. В постановку «Смерть Ивана Ильича» по повести Льва Тол- стого на роль жены Екатерина Бельская попросилась сама, еще до начала репетиций зная, как будет ее играть. И сыграла. Позже на одном из фестивалей критики отмечали, как точно прослеживаются в спектакле взаимоотношения Льва Никола- евича и Софьи Андреевны. Сложно было найти образ На- тальиДмитриевныПаскудиной в спектакле«Сонво сне»поповести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон». Но он явился актрисе во сне буквально за три дня до премьеры, и на сцене появился командир в юбке. — Из-за того что был боль- шой перерыв в актерской работе, я не знаю себя до конца, — при- знается Екатерина Бельских. — Иногда появляется настолько неожиданное решение роли, что удивляется даже Сергей Бобровский. Для меня важно найти изюминку образа. Часто помогают это сделать грим, при- ческа, костюм. Мне нравится, что у меня такие разноплановые роли, нравится искать и нахо- дить образы своих героинь. И это моя работа. Уверена, человек счастлив, если у него работа как любимое хобби. Человек — это звучит?.. Исаак Розенфельд В прошлом году исполнилось восемьдесят лет со дня смерти Максима Горького. Такие даты отмечают. А если это писатель, то читают и перечитывают его книги. Тем более когда речь о Горьком. Он же не просто классик. Он занимает особое место не только в отечественной словесности, но и в истории русского двадцатого века в целом. Д а вот не отметили. Не помянули. Не перечитали и не вчитались. Оннегласно объявленнеактуальным или, выражаясь на теперешнем сленге, Горький сейчас «не в тренде». Хуже того: писатель раздражает и злит как либералов, так и почвенников. Первые не прощают ему «большевистской агитки» «Мать». Но это не единственный его грех. Он придумал соцреализм, на- стаивая на романтическом прославлении созидателей сталинского СССР. А еще обличал мещанство, хотя, по либеральному канону, обыватель, потребитель и есть соль земли. АлексейМаксимович, спрятавшись за бомжа Сатина, провозглашал: «Человек — это звучит гордо!». А надо-то по-другому: «Потребитель — звучит гордо!». А что усатый буревестник написал о Ленине! «Он во- обще любил людей, любил самоотверженно. Его любовь смотрела вперед и сквозь тучи ненависти». Инаписал без всякого принуждения, не из страха перед ЧК, искренне, от сердца. Такое нельзя спускать. Г орьковский очерк про Ленина претит и почвенни- кам. Но те сильнее сердятся на писателя за «свин- цовые мерзости жизни», увиденные им в благо- словенной империи во главе с царем-батюшкой. Он для них предшественник нынешних усердных сочинителей «чернухи». Иони нежелают признавать разницу между Горькими русофобами с мизантропическим взглядомна пропащую Россию, на убогий народ, от которого нечего больше ждать. А разница-то очевидная. В отличие от похоронщиков России нашего времени Горький верил в ее будущее. И тем же пером, каким изображал Бессеме- нова,Маякина, окуровцев, выводил полные надежды строки: «Чувствуешь, как в нынешних пластах жиз- ни разгорается у человека сознание его связи с ми- ром, как в маленьком че- ловеке растет стремление к большой, широкойжизни, жажда свободы». Мстя Горькому, убрали в Москве памятник «не- правильному» писателю, простоявший пятьдесят с лишним лет. Удалили горьковский профиль из логотипа «Литературной газеты» (напомню: возоб- новленной после револю- цииблагодарякакраз-таки Горькому). Произведения некогда самого знаменито- го русского прозаика прак- тически не переиздаются. Разве что «Несвоевременные мысли» сихжесткойантибольшевистской позицией—то была реакция гуманиста на события семнадцатого года, когда законы беспощадного противостояния управляли действиями людей в любом из станов. А вы попробуйте отыскать на книжных прилавках его рассказы, романы, пьесы. Там нет ни «Матери», ни «Детства», ни повести «Трое». Нет и эпической «Жизни Клима Самгина». А ведь в «Самгине» развернута мощная, яркая панорама всего, что привело страну к революции. С этим романом не сравнится ни одна монография или самый добросо- вестный учебник. Короче, возникло обоснованное подозрение: сто- пятидесятилетие со дня рождения Горького, которое выпадает на весну будущего года, видимо, бессмертные конъюнктурщики тоже постараются пробросить, про- пустить. В отвюбилейныхторжествахвчестьАлександра Иса- евича Солженицына сомневаться не приходится. К нимготовятсявовсю.Икнигиеговыходят, и«Архи- пелаг ГУЛАГ» дляшкольного потребления адаптирован, даромчто в нем, мягко скажем, не все достоверно. Короче — знаковая фигура, не Горькому чета. И ничего, если он под конец жизни втайне сам был обескуражен тем, чем обернулось «обустройство» России по его рецепту. И эта озадаченность, солженицынская публицистика о России в обвале вызвали в либеральном стане некоторое к нему охлаждение. Но он вовремя почил в Бозе и теперь опять полезен. Ему благодарныза непреклонный антисоветизм и вклад в развал державы. А Горького за что благодарить? Он уже на пороге смерти державу эту, наоборот, укреплял. Он служил ее культуре и собственным творчеством, и проектами типа «Истории фабрик и заводов». Он возродил дореволюци- онную просветительскую серию «Жизнь замечательных людей». Он осуществил поразительную идею — издал том «День мира». В нем дана хроника одного обычного дня человечества. Ему хотелось, чтобы читатели России почувствовали, насколькомир един, взаимозависим, вза- имосвязан. Чтобыпроисходящее в любомуголке земного шара рождало эхо в сердцах гражданпервого социалисти- ческого государства. Н о, славаБогу, вРоссиисегоднямногиесняли, амно- гие ине носилилиберальные очки, сквозь которые героями видятся генералВласов, Ельцин, Гайдар, Чубайс, а не маршал Жуков, не Зоя Космодемьянская, не Юрий Гагарин и не писатель Горький. Обновленная команда «Литературки»не пожелаламириться сманкур- товским беспамятством. Она вновь поместила на первой полосе рядом с пушкинским портрет автора «Матери» и «Самгина». Асейчас бросила клич: «Верните Горького!». И уже добилась от столичной мэрии обещания поставить на прежнее законное место горьковский памятник. Объявлен также конкурс публикаций о писателе, о де- ятельности его музеев. Начинание поддержано Союзом журналистов России. Глядишь, так помаленьку юбилей и перешагнет за стеныбиблиотекифилфаков, пробудит интерес ккнигам одного из главных писателей страны — дореволюцион- ного, революционного, послереволюционного времени.И наверняка окажется: он нужен двадцать первому веку. Если, разумеется, мыне согласныставить знак равенства между человеком, гражданином, патриотом и — по- требителем, приобретателем, обывателем, способным продать что угодно за чечевичную похлебку, иномарку и пук «зелени». Лето для всех В Общественной палате Липецкой области обсудили организацию отдыха детей в загородных лагерях Ольга Васильева Едва закончился завтрак, в «Лукоморье» раздалась громкая сирена. Отряды один за другим собрались на спортивной площадке в центре лагеря. — Это репетиция «По- жарной тревоги», — объ- яснила гостям начальник лагеря Татьяна Петрова. — Безопасность и здоровье детей для нас на первом месте. В «Лукоморье» приеха- ли представители Обще- ственной палаты Липец- кой области, чтобы в рам- ках выездного заседания поинтересоваться, как ор- ганизовано оздоровление детей в загородных ста- ционарных лагерях. Гости осмотрели двухэтажный корпус с жилыми комната- ми, туалетами, душевыми, медицинским кабинетом, изоляторами, побывали в столовой. В первой смене в «Луко- морье» проходили военно- полевые кадетские сборы. Вторая смена посвящена театру. Название третьей смены говорит само за себя: «Синема, синема!», а в четвертой пройдут во- енно-спортивные игры. Такому разнообразию программы удивляться не приходится: в прошлом году «Лукоморье» вошло в сотню лучших российских лагерей. Следующим г о с т ей встретил «Орлёнок», на- ходящийся в ведении де- партамента образования города Липецка. Здесь в первой смене, которая продлилась до 1 июля, отдыхали 255 детей. На территории одноэтажные корпуса, недавно отремон- тированная столовая на 300 человек, круглосуточ- ный медицинский кабинет с двумя изоляторами, про- сторный клуб, где прохо- дят музыкальные занятия и массовые мероприятия, две спортивные площадки. В «Ёлочке», располо- женной рядом с «Орлен- ком», четыре смены под- ряд на полном обеспечении отдыхают дети-сироты из областных учреждений господдержки. Во второй смене здесь отдыхало чуть больше 160 человек. В кон- це июня в лагерь приехали еще 30 выпускников ин- тернатов и детских домов, обучающихся в системе профессионального об- разования. У «Ёлочки» в отличие от других лагерей есть свой пляж. В соседней «Чайке» нет никаких сожалений по поводу отсутствия воз- можности резвиться у водоема. На одной пло- щадке здесь занимаются степ-аэробикой, на другой — волейболом, на третьей играют в футбол. А вскоре на территории лагеря по- явится еще одна площад- ка, оборудованная турни- ками. Во второй смене в «Чайке» под названием «Ступени Олимпа» отды- хало почти 200 детей в воз- расте от 6 до 15 лет. Среди них больше сотни детей из приемных и опекунских семей. Этот лагерь выбра- ли также более 60 ребят, увлеченных английским языком. Когда прибыли гости, они занимались в двух залах столовой, опу- стевшей после завтрака. Представители обще- ственной палаты Липец- кой области, подводя итоги выездного заседания, об- ратили внимание на разно- образное меню в столовых, доступность медицинской помощи, заинтересован- ность персонала в своей работе. — Дети искренне го- ворят о том, что им нра- вится отдыхать в этих ла- герях, поэтому мы очень благодарны и областному управлению образования и науки, курирующему эту сферу, и руководителям лагерей, и педагогам, рабо- тающим непосредственно с детьми, — подчеркнула председатель Обществен- ной палаты Липецкой об- ласти Валентина Кисенко. — Надо отметить, что в регионе создаются за- мечательные условия для организации отдыха и до- суга детей в стационарных загородных лагерях. — Замечаний практи- чески нет, — продолжил разговор заместитель пред- седателя Общественной палаты Липецкой обла- сти Виктор Иванов, воз- главляющий комиссию по социальным вопросам. — Важно, используя базу лагерей, созданных в со- ветское время, продолжать благоустройство террито- рий, оснащать спортивные площадки современным оборудованием. Он осуществил поразительную идею — издал том « День мира ». В нем дана хроника одного обычного дня человечества . Ему хотелось , чтобы читатели России почувствовали , насколько мир един , взаимозависим , взаимосвязан ” О своей работе Екатерина Николаевна рассказывает охотно и увлеченно. «...Какими они были однажды» Поэзия повседневности , повседневность поэзии И. Неверов Вслед за Ахматовой Наталья Глебова могла бы, по- моему, сказать и о самой себе: «Я научилась просто, мудро жить». Впрочем, простота, мудрость, открытость и доверие миру даны ей изначально, от рождения. А училась она воплощать и передавать это свое воспри- ятие сущего свободным и точным движением кисти, ритмами зримой живописной музыки. «Поэзия обыденного» — выражение затертое, банальное. Но, говоря о творчестве Натальи Гле- бовой, без него как-то трудно обойтись. Для нее свойственно отсутствие внешнеймногозначитель- ности, онаохотноостается в границах как будто бы жанровых, бытовых мо- тивов. Допустим, «Люди на снегу», чуть ли не в лу- бочной манере выполнен- ная композиция — тетка с тяжелыми кошелками, мамаша с детьми, маль- чишка на лыжах, ребенок с игрушечнойлопатой. Во всем ощущаютсяпростодушие, непредвзятость, незаданность, вроде быбесцельность. Но вместе с тем в этоймимолетно- стиподспудноугадываетсямонументальность.Мгновение вечно. Случайные фигуры обретают почти эпические черты.Мнекажется, такиеработыГлебовойстопроцентно отвечают ее кредо, когда она говорит, что хочет видеть реальность глазами наивного первооткрывателя, но изо- бражать ее с мастерством профессионала. Живописец откровенно радуется дару так смотреть и так заражать своим видением публику. Но для Глебовой это отнюдь не всё. Она, органично усвоив и артистично используя теже урокинародного лубка, акроме того, раз- умеется, опыт Ренуара и Сезанна или соотечественницы Татьяны Мавриной, «программирует» нас разгадывать загадки вроде бы отнюдь не загадочных холстов. Непо- средственность зрительских реакций не исключает обна- ружения особых смыслов идаже символов. ИхГлебова не навязывает, но они существуют. Предположим, в картине «Женщина у окна» героиня всего-навсего ждет возвращения, наверное, мужчины. Окно в весенний сад, стол с белой скатертью, на котором лежит белый батон, срезанная рамкой фигура. И в этой поглощенности ожиданием вдруг возникают нотка тре- вожности, намек на обманчивость, хрупкость будничной безмятежности. Уютное душевное равновесие еще надо сберечь, не позволить его разрушить. Отдельная тема — холсты, так сказать, привезенные мастером из дальних странствий в Грузию, Турцию, Си- рию. Глебова в них запечатлевает сегодняшнюю жизнь с оглядкой на седую старину, использует библейские интонации, ритмы, пластику. Если попробовать подытожить впечатления от работ замечательнойхудожницы, чьяэкспозициядемонстриру- ется в липецкойГалерееНазарова, я бырискнулпризвать на помощь поэта и знатока изобразительного искусства Поля Валери: «Живопись позволяет увидеть вещи та- кими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью». По крайней мере, у Натальи Глебовой это именно так. В ТЕМУ На базе « Орленка », « Ёлочки » и « Чайки » стартовал областной благотворительный проект « Здоровье и безопасность ». В гостях у ребят побывали представители МЧС , УМВД , Росгвардии , областных управлений здравоохранения , физической культуры и спорта . Одни дали школьникам азы самообороны , другие рассказали , как действовать в экстренных случаях , третьи устроили выставку спасательной техники и средств обеспечения безопасности государства . Фото Павла Острякова Фото Ольги Беляковой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz