Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ЯНА НЕВСКАЯ, ИА «Столица», специально для «Липецкой газеты» Каждый фильм Андрея Звягинцева — это большое куль- турное событие. Его дебютное «Возвращение» было отмечено двумя отечественными«Золотымиорлами»идвумя«Никами», пятью призами Венецианского кинофестиваля (в том числе главным—«Золотой лев»—за лучшийфильм), и множеством международных кинонаград. Все его последующие кинолен- ты — «Изгнание», «Елена», «Левиафан» — также отмечены престижными кинонаградами, призами российских и между- народных кинофестивалей. И вот теперь его новая картина «Нелюбовь», не успев выйти на экраны, уже завоевала приз жюри на Каннском кинофестивале. При этом необходимо отметить, что все без исключения фильмы Звягинцева после выхода на экранывызывали большой общественный резонанс, поскольку затрагивали глубокие вопросы, будоражили чувства и мысли зрителей. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ № 124/25502/ 29 ИЮНЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Мои фильмы может смотреть любой человек ... Просто нужно включиться и проделать некоторую внутреннюю работу ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА Андрей Звягинцев: «Придите домой и обнимите своих близких» Известный режиссер рассказал о том, ради чего он снимал свой новый фильм «Нелюбовь» В центре сюжета фильма «Нелюбовь» — современная московская семья в стадии развода. Главные герои, Бо- рис и Женя — еще супруги, но у каждого из них уже есть новые отношения на сторо- не, и им не терпится решить квартирный вопрос и опреде- лить, куда девать 12-летнего сына. Никто из них — ни отец, ни мать — не хочет брать на себя эту «обузу». И мальчик, случайно подслу- шав ночную беседу родителей о своей участи, уходит из дома — навсегда… Самое интересное — что еще до начала съемочного периода фильм «Нелюбовь» установил рекорд по прода- же международных прав на прокат на зарубежных тер- риториях. На данный момент он идет практически во всех странах мира. И мы решили в связи с выходом фильма «Нелюбовь» на российские экраны встретиться с Андреем Звягинцевым и поговорить об этой картине. Резонансное кино — Андрей Петрович, два ваших предыдущих фильма — «Елена» и «Левиафан» — вызвали неоднозначные оценки, взбудоражили обще- ство, было много критических высказываний. Повлияло ли это как-то на вашу позицию во время съемок фильма «Не- любовь»? —Скажукоротко: никакне повлияло. Да и к этой широ- кой общественной дискуссии вокруг «Левиафана» я доста- точно спокойно относился. Не было, я считаю, какого-то осо- бого повода, чтобы поменять свои взгляды, свои установки. Хотя некоторые люди с опре- деленным умонастроением всегда найдут, за что зацепить- ся — дайте только повод. Что касается фильма «Нелюбовь» — я с самого начала работы над этой картиной не видел каких-либо причин для того, чтобы эта волна опять как-то поднялась. Фильм снимал я для другого. — Для чего? — Я говорил недавно в одном интервью, что мы сни- мали фильм для того, чтобы зритель пришел домой после просмотра и крепко обнял сво- их близких. Если на этомфоне с таким сердечным посылом к объединению, состраданию, сочувствию и уважению стро- ить дурацкие домыслы, то это надо иметь особый талант! Скажу лишь, что нас кос- нулся вопрос ненормативной лексики… — Но ее в фильме вроде бы нет... — Есть две версии фильма «Нелюбовь»: купированная и режиссерская. Когда смо- тришь в оригинале — там совсем другое ощущение. Я никогда для себя не ставил задачу: снять фильм, кото- рый бы пестрил подобными выражениями. Но как толь- ко сюжет появился — стало понятно, что без этого будет сложно передать атмосферу... — Но закон, как известно, запрещает ненормативную лексику в фильмах… — Закон о ненормативной лексике вступил в силу три года назад. Но законы со вре- менем меняются, а та вещь, тот посыл, которым тыхочешь достучаться до современника, до сердец, до того человека, которыйзнает все этимоменты и понимает их — может су- ществовать гораздо дольше… Хочется, чтобыв перспективе, я все же надеюсь, этот закон или его условия были пере- смотрены… Герои дня — Правильно ли я пони- маю, что прообразом поис- ково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алеши, стал реально существующий в России поисково-спасатель- ный отряд «Лиза Алерт»? — Да, все верно. Просто в виду неоднозначности сюжета нами было принято решение не использовать их название и логотип. Сотрудники «Лиза Алерт» выступили консуль- тантами проекта. Об этих лю- дях можно говорить бесконеч- но.Когда-тоГригорийСергеев, который сейчас является пред- седателем этого отряда, был участником стихийных спон- танных поисков девочкиЛизы с ее тетей, которые потерялись в лесу. Он и другие доброволь- цы очень поздно включились в эти поиски, поскольку не знали об этом происшествии. Делом занималась полиция, которая одновременно с этим обеспечивала порядок на Дне города (дело происходило в Подмосковье. — Прим. авт. ), все были на усилении, и по- мочь было некому. К сожа- лению, на седьмой день они нашли тела. Судмедэксперт сказал, что ровно дня не хва- тило, чтобынайтиихживыми. И вот этот парень Гриша был настолько потрясен тем, что он немного не успел их спасти, что он создал движение «Лиза Алерт», которое насчитывает сейчас больше тысячи во- лонтеров, у них есть по всей стране филиалы. Они никак не связаны с государством и подчеркивают это. Они воль- ные люди. «Лиза Алерт» не получает никаких денег—это их принципиальная позиция, чтобы не превратиться в ком- мерческое предприятие. Вот это—настоящие герои нашего дня! — Скажите, а на какую аудиторию рассчитан ваш фильм? — Мы не верим в целевые аудитории. Я верю в другое. Мы ведь под настроение чита- ем разные книжки. Точно так же в каждом человеке живут разные зрители. И вот мне меньше всего хотелось быпри- числять навсегда их к какому- то определенному разряду, к потребителямжанровогокино. Мои фильмы может смотреть любой человек — их не надо толковать, там не надо разби- раться в нюансах киноязыка и так далее. Просто нужно вклю- читься и проделать некоторую внутреннюю работу… Другой финал — Вы как режиссер допу- скаете на съемочной площад- ке импровизации? — Что касается фильма «Нелюбовь» — то не было ни- какихимпровизаций, все было известно заранее. В октябре 2015 года появился сценарий, и мы его не меняли. — Скажите, а был ли дру- гой вариант финала? —Других вариантов фина- ла не было. Давайте предста- вим себе, что могло бы быть. Первое, что напрашивается: сложные отношения в семье, пропадает ребенок — и роди- тели начинают его искать и в процессе этого потихоньку снова обретают друг друга. Что еще банальнее можно было бы придумать?! Или, как мне не- давно кто-то сказал: «Хотя бы ребенка показали в финале — как и что…». Но понимаете, в данном случае любой из этих вариантов не будет работать так, чтобы зрителя заставить думать... Не имеет никакого значения: эволюционировала дальше любовь или нет. Вот пошло черное поле и титры. Все! Все, что может произой- ти дальше — это происходит только со зрителем. Это и есть цель: ты попал в сердце, сознание, во всевозможные фибры души. Нужно просто подумать. На экране просто тени. Это тени наших страхов, наших сомнений и мечтаний, снов и так далее... И все это — только для того, чтобы мы по- лучили некоторуюинъекцию, сделали выводы. И то, о чем я сказал в самом начале: чтобы мы пришли домой и обняли своих близких. Больше ничего не нужно. С Константином Лавроненко и «Золотой пальмовой ветвью» Канн- ского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Изгна- ние», 2007 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz