Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

КРУПНЫЙ ПЛАН № 119/25497/ 22 ИЮНЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 И. НЕВЕРОВ Даже имя у моей собесед- ницы, сочиняющей сказки, немножко сказочное: Алена. Сразу вспоминаешь про се- стрицу Аленушку и братца Иванушку. Как будто родите- ли, каким-то чутьем предуга- дав ее писательскую судьбу, назвали дочку так специаль- но, с дальним умыслом. Волшебство без волшебной палочки В книжкахАленыКашуры полно чудес. У мальчика Мар- селя нет бабушки, а он очень хочет, чтобы она была. И ба- бушка, представьте, появляет- ся. Правда, далеко-далеко, на уединенном островке в океане. А в другой повести описывает- ся завод, где делают... облака. Иони поднимаются в небо бла- годаря Мечтателю. Он на этом заводе вроде как главный ин- женер или главный технолог. У Алены мечта плюс ма- стерство рождают волшеб- ство. Человек, овладевший ремеслом, творит чудеса. Не случайно третья по счету кни- га липчанки, только что выпу- щенная санкт-петербургским издательством «Качели» с замечательными рисунками художницы Екатерины Му- ратовой, называется «Масте- рица Мария». Мастерице не требуются волшебная палочка и таинственные заклинания. Она своими руками сшивает разорванные облака, делает фонарики, что зажигаются от тепла человеческих прикос- новений, и вяжет бронежилет для старого дуба, спасая его от пилы и топора. —Как все это приходит вам в голову? — спросил я Алену. И она на пару минут приот- крыла дверь в своюлитератур- ную кухню. — Сказка начинается с картинки из жизни. Допу- стим, смотрела я, смотрела на трубы Новолипецкого комби- ната с белыми клубами дыма. И вдруг меня осенило: а что если существовал бы завод, на котором делают погоду? А вот в «Мастерице Марии» ста- рик ловит на удочку хорошие сны. Он тоже попал в книгу из реальности. Мне запомнился пожилой рыболов на берегу Комсомольского пруда. Кста- ти, в этой сказке немало таких липецких примет. И детский парк, и древние деревья, и ярмарка ремесел. В предыдущих произведе- нияхАленыКашурыдействие разворачивается в каких-то неведомых странах, скорее, в западных, а не российских, не русских городах. ЗатоМарию- искусницу она поселила рядом с нами, среди нас. Слушая признанияАлены, я припомнил афоризм прони- цательного австрийского пи- сателя: «Фантазия не строит воздушных замков, она пере- страивает в воздушные замки бараки». Но наше интервью нача- лось не с уже изданных сказок, а с рукописи, переданной в издательство, однако пока не ставшей нарядным томиком с яркими иллюстрациями. К Искусство витать в облаках Как рассказывать сказки “ Не бойся быть белой вороной. Нельзя приспосабливаться, подлаживаться под чуждое тебе, принимать недобрые правила игры тому же на сей раз это не сказ- ка, а познавательная книга о... насекомых. Я удивился: как случилось, что Алену вдохно- вила энтомология? — Все просто. Когда-то в детской газете было экологи- ческое приложение «Сыроеж- ка». Замечательный специа- лист, заведующийлаборатори- ей энтомологии заповедника «Галичья гора» Михаил Цу- риков предложил «Сыроеж- ке» цикл заметок о жучках, паучках, червячках, которым молва приписывает разные ужасные свойства. Волосати- ки, дескать, пребольно куса- ются, а уховертки могут за- браться в ухо. Это все пустые, но живучие «страшилки». Из газетных публикаций поти- хоньку и стала складываться книжка. В ней «страшилки» опровергаются достоверными сведениями. Горько, что Ми- хаилу Николаевичу не суж- дено было дождаться выхода нашей совместной работы. Он умер неожиданно. Теперь кни- га будет памятью о нем. Между былью и небылью — Мне показалось, что для вас мечта, воображение, без которых нет созидания и творчества, —главная, сквоз- ная тема. В книгах ваших часто возникают облака как метафора мечты. То есть вы развиваете у детей фантазию, противостоите бескрылой, унылой прозе голого практи- цизма, прагматизма. Так? — Не знаю. Я об этом не думала, не собиралась с чем-то тамбороться, чему-то противо- стоять. Да и пишу не столько о притягательности мечты, сколько о таланте позитивно- го восприятия окружающих. Если видишь в человеке лишь дурное, он, скорее всего, и повернется к тебе не лучшей своей стороной. А отнесешься к нему с доверием, дашь ему это понять, и он будет твоим другом. Стремись, простите за пафос, к высокому, к небу—и жизнь твоя окажется добрей, светлей. А спорить с прагма- тичным временем... Я не пы- таюсь спорить ни со временем, ни с людьми. —Ну, объективно все-таки выходит, что спорите... — Мне повезло, что я жур- налист «Золотого ключика», газеты детей, о детях, для детей. И я вижу: они просто живут, а не что-то отстаивают, никому ничего не доказывают. Вот и я так живу. —У журналистики и сказ- ки так мало общего... — Это если журналистика взрослая. Газета для детей — другое дело. Здесь между репортажем и сказочной исто- рией, между поучением и раз- влечениемнет непреодолимых границ. — А каким образом вы решились взяться за детские книжки? — У меня двое детей. Ксю- ше шесть лет, Коле — четыре. Когда Ксюша подросла, я на- чала выяснять, что из новых книг мне стоит почитать ей вслух. Обратилась к Интер- нету. Познакомилась заочно с некоторыми авторами.Истала сама пробовать писать прозу. Над повестью «Мечтай, Мар- сель, мечтай» просидела год. Первый вариант совсем корот- кий, он не был еще повестью. Я переписывала «Марселя» раз десять. Ивот в московском издательстве «Клевер» мое сочинение приняли к печати. —А в России сейчас много издательств, выпускающих детскую литературу? — Мне известен где-то де- сяток. Вероятно, их больше. Среди добрых людей — Вернусь все-таки к пер- вым моим вопросам. Сейчас для детей сочиняют порою странные вещи. Есть кни- ги, пьесы, заканчивающиеся свадьбойне принцаипринцес- сы, а двух принцев или двух принцесс. Мне попадались сказки о приключенияхне лю- дей, не животных, а извините, экскрементов. Один, вернее одна из персонажей ласково именуется Какашей. Писате- ли и критики полагают, что так воспитывается толерант- ность, терпимость. — Нет, мои книжки не приучают к такой терпимо- сти. Пусть ребенок получает другие уроки. Пусть знает, что он на свете не одинок. И что никогда не надо терять на- дежды, изменять мечте. Даже потерпев крах, ты не должен отчаиваться — тебе непре- менно кто-то протянет руку. И еще: не бойся быть белой вороной. Нельзя приспоса- бливаться, подлаживаться под чуждое тебе, принимать недобрые правила игры. Без белых ворон все погрузится в пучину, в беспросветность. Я не стремлюсь переделать мир, я хочу ему самуюмалость помочь. —Но вам возразят: вокруг столько эгоизма, корысти, бессовестности. А вы не го- товите маленьких читателей выживать среди этого, вы их дезориентируете. — Может, мне везет на хо- роших людей, но действитель- ность я вижу не столь мрач- ной, безжалостной. Я знакома с прекрасными, светлыми людьми. От них заряжаешься энергией добра. Я всем рас- сказываю о семье из Крутых Хуторов, с которой дружу,—и очень этой дружбой горжусь. Тамрастятшестнадцать детей. Восемь из них—приемные. А вы говорите — эгоизм, коры- столюбие, черствость. — Ваши произведения не только изданы. Они замечены, отмечены наградами. Скажи- те, какими? — Я лауреат международ- ной премии имени Ершова — это автор «Конька-горбун- ка». Есть у меня и «Серебря- ный витязь» — он вручается Международным славянским форумом «Золотой витязь». И две областные литературные премии — имени Евгения Замятина и Алексея Липец- кого. — А премия Правитель- ства Российской Федерации? — Эта премия не за книги. Ее мы удостоились вместе с коллегами по редакции «Золо- того ключика» и директором Издательского дома «Липец- кая газета». — Работа в «Ключике», я смотрю, для вас не менее важ- на, чем чисто литературные труды? — Разумеется. Я общаюсь с детьми. И это дает мне мощ- ный импульс. Потрясающее разнообразие характеров.Мас- са ребят одаренных, самобыт- ных. В чем-то они похожи, в чем-то не похожи на нас. Но это прекрасный народ. С ними страна не пропадет. — Как вам удается нахо- дить время для писательства? Газета—занятие хлопотное, в нем не бывает пауз... — Сказки пишу по выход- ным. Ставлю будильник на пять утра и — к столу. Пока Ксюша и Коля не проснулись. — У вас явно хватает и впечатлений, и сюжетов. А что определяет вашвыбор: вот сейчас я буду писать об этом, все другое отложу на потом? —Трудно сказать. Япросто пишу то, к чему лежит душа. Пишу книжки, которые сама бы хотела прочитать. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz