Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
Артефакты в крестьянской избе В археологическом парке « Аргамач » открылся необычный музей Сергей Малюков С виду — обычная деревенская изба. Но стоит пересту- пить её порог, и ты оказываешься в самом настоящем музейном зале. За стеклом — нательные кресты, монеты, наконечники стрел и другие артефакты архео- логической экспозиции «Древности эпохи Тамерлана». — Многим из экспо- натов — 600-700 лет, до самого последнего време- ни они лежали в земле, активные раскопки в на- шем крае начались только лет тридцать назад, зато теперь есть возможность увидеть эти исторические реликвии,—рассказывает доктор исторических наук, профессор ЕГУимениИ.А. Бунина Николай Тропин. Не менее интересно и в соседней комнате этногра- фо-археологическогомузея «Изба однодворца» в архе- ологическом парке «Арга- мач» в селе Аргамач-Паль- на Елецкого района. Здесь воссоздан традиционный крестьянский быт. В про- стой, но уютной обстановке плетёт кружева мастерица Татьяна Соломинцева. — З д е с ь в с ё к а к встарь,— улыбается она. — Посмотрите, русская печка, детская кроватка, стол— так жили наши ба- бушки и дедушки. За домомполноеживно- сти подворье. Для многих современных школьников обычные козы и свиньи не меньшая экзотика, чем обитатели зоопарка. Так что не удивительно, что детвора увлечённо знако- мится с простой деревен- ской жизнью. Открытие музея, став- шее важной частью собы- тийного фестиваля «Сапог Тамерлана», собрало не- мало гостей. —Побывав в этом доме, вы сможете буквально при- коснуться к истории, хра- нящиеся здесь экспонаты помогут лучше узнать о прошлом Руси и жизни на- ших предков,— отметила заместитель главыадмини- страцииЛипецкой области Людмила Летникова. — Организаторы музея сделали большое доброе дело, бережно воссоздав крестьянский быт,— счи- тает глава Елецкого района Олег Семенихин. — Де- ревня — это душа России, каждый с детства должен знать о том, что представ- лял собой сельский уклад, помнить о героизме наших предков, противостоявших монголо-татарскому игу. По словам генерального директора археологическо- го парка «Аргамач», кан- дидата исторических наук Александра Голотвина, от- крытиемузея—этопервый шаг в создании большого музейного пространства на территорииАргамач-Паль- ны. Скоро здесь появятся новые объекты археоло- гической реконструкции, пополнится и этнографи- ческая экспозиция. Многочисленные гости фестиваля увидели пока- зательные выступления реконструкторов — воинов Руси и Орды, приняли уча- стие вмастер-классах реме- сел и конкурсах, побывали на научно-просветитель- скомсеминаре «На степном пограничье: эпохаТамерла- на» профессора Тропина. Вечером «Сапог Тамер- лана» представил большую культурную программу. Все желающие смогли по- сетить оперу «Легенда о граде Ельце» на берегах БыстройСосны, вмассовых сценах которой были заня- ты реконструкторы. А на веранде «Золотой шатер» у костра выступили фолк- группа «Аманна Дорха» из Ельца, лидер группы «Латинскийквартал»Дми- трий Герцен, гармонист Александр Тамбовский и баянист Николай Ходы- кин. Завершилсянасыщен- ный событиями вечер шоу театра огня и света «Flame» и этнодискотекой. Тамерлан снова не прошел « Легенда о граде Ельце » стала прекрасным финалом фестиваля Тихона Хренникова Нина Вострикова По крутым живописным склонам реки на фоне Возне- сенского собора и двух храмов по-над берегом реки Быстрая Сосна проскакала конница. А в ладье вниз по течению проплыл Образ Божией Матери, приведший Тамерлана в трепет и заставивший его отступить от Ельца. Взбудораженные музыкой оркестра летали птицы, громко квакали лягушки, вилась ночная мошкара, мягкими розово-синими красками таял летний закат. Казалось, будто сама природа подыгрывала исполни- телям оперы «Легенда о граде Ельце», состоявшейся в минувшую субботу и собравшей в зрительном зале на берегу реки сотни любителей классической музыки и ставшей заключительным аккордом фестиваля имени Тихона Хренникова. Заказ на написание опе- ры народный артист Рос- сиикомпозиторАлександр Чайковский получил от администрации области и Липецкой областной филармонии. По словам композитора, сначала эта идея показалась ему су- масшедшей. А потом его очень заинтересовала эта странная, загадочная ле- генда, и он быстро написал музыку к ней. —Прежде чемнаписать либретто, япрочиталмного книг об этом событии, — сказал в интервью«Липец- кой газете» композитор. —Янашел, что в этомисто- рико-мистическо-религи- озном произведении есть и драма, и тайна, и связь с современностью. Для меня также было честью работать во славу Ельца — родины моего учите- ля Тихона Николаевича Хренникова. Получилась такая эффектная фреска: и для публики интересно, и театрально, и артистам есть возможность показать свой талант. В который раз я приятно удивлен высоким мастерством и профессионализмом арти- стов Липецкой областной филармонии. В частности, на меня произвели впечат- ление все женские голоса, Чулпан—ЕленаБаранчук, княгиня елецкая —Софья Овчинникова, а в муж- ских партиях — Сергей Блинков, исполнивший князя Василия Темного, прекрасна играЛипецкого симфонического оркестра. Главные партии в спек- такле исполнили столич- ные и липецкие артисты в сопровождении музы- кантов Липецкого симфо- нического оркестра под управлением главного ди- рижера Константина Бар- кова. Партию Тамерлана спел заслуженный артист России, солист Москов- скогомузыкального театра «Геликон-опера» Сергей Топтыгин, партию князя Елецкого—солистМосков- ского театра «Новая опе- ра» им. Е. Колобова Олег Долгов. Кроме того, в пред- ставлении на открытом воздухе заняты артисты Липецкой филармонии — заслуженная артисткаРос- сии Зинаида Карандакова, лауреаты всероссийских и международных конкур- сов Сергей Блинков, Елена Баранчук, Игорь Пронин, Михаил Вербицкий, Со- фьяОвчинниковаидругие. Также зрители услышали Липецкий камерный хор и Московский камерный оркестр «Времена года». Дирижер спектакля — за- служенный артист России Владислав Булахов. В массовых сценах, картинах боя и крестного хода участвовали и сами ельчане — члены клубов исторической реконструк- ции«Копье»и«Кристалл». Конницупредоставилелец- кийспортивныйклуб«Кон- кур», а танцовщицы из ли- пецкого ансамбля восточ- ного танца «Жемчужина» под руководством Татьяны Дорош исполнили роль на- ложниц гаремаТамерлана. Опера «Легенда о гра- де Ельце», удостоенная премии Правительства Российской Федерации в области культуры, стала одним из туристических брендов старинного горо- да и Липецкой области в целом. Она привлекает в Елецтуристовилюбителей старины, являясь однимиз ключевых проектов раз- вивающейся особой эконо- мической зоны туристско- рекреационного типа. Любить пересмешника Восемьдесят улыбок в одной книжке Андрей Снегов В липецком Клубе любителей искусств «Вернисаж» прошла презентация книги литературных пародий Игоря Безбородова. Уже само ее название не оставля- ет сомнений в жанровой принадлежности сборника: «Неразношенная голова». Послушать автора-пере- смешника пришли и просто читатели, и литераторы. И те и другие в итоге вдоволь посмеялись вместе сИгоремНиколаевичем. А кактут удержишься (пусть даже из солидарности к собратьям по перу), если пародист, к примеру, об- наруживает такой перл: «Пусть согреет тебя из- нутри поцелуй на перроне морозном». И позволяет себе скромно развить тему: На платформе под номером три Ты стояла совсем как ледышка... Я сказал: — Дай тебя изнутри Поцелуем погрею, глупышка. Можешь смело довериться мне — В этом деле достиг я сноровки. И один поцелуй мой вполне Заменяет сто граммов «Перцовки»! Вообще Игорь Безборо- дов личность весьма раз- носторонняя. Пародийные опусылишь одна из граней его творчества. Сам себя он, как и положено сати- рику — не без иронии, на- зывает «журналистомши- рокого профиля». Когда-то писал репортажи и очерки о тружениках села. По- том на постперестроеч- ном энтузиазме создал и шесть лет редактировал межрегиональную газету «Выбор». Довелось ему поработать и в информа- гентстве. А сегодня у него два равно ответственных дела: он заместитель ди- ректора Издательского дома «Липецкая газета» и главный редактор област- ного литературного жур- нала «Петровский мост». Что касается пародий, то первые шаги по этой не- безопасной стезе он сделал школьником, вдохновлен- ный примером известного в ту пору мастера жанра Александра Иванова. И быстро достиг успеха. Уже на первом курсе журфака начал публиковаться в знаменитом «Клубе 12 стульев» «Литературной газеты». А позднее попал и на страницы еще более солидных изданий, вклю- чая теоретическийжурнал «Вопросы литературы». В книжку «Неразно- шенная голова» включены пародии на стихи почти восьми десятков поэтов. От Окуджавы, Ахмадул- линой, Рождественского до стихотворцев, чьи име- на не слишком известны, а то и накрепко забыты. Удивительно, но факт: да, первоисточники канули в Лету. А вот пародии по- прежнему читать и слу- шать забавно и весело. Правда, удивляетидру- гой факт: в доперестроеч- ные времена, когда сатира не слишком поощрялась, Безбородов писал свои на- смешливые миниатюры много и с удовольствием. А сейчас, хотя уже никаких цензоров нет, он предпо- читает реализовываться в ином качестве. Не потому ли, что интерес к поэзии в стране упал почти до нуля? В Клубе любителей ис- кусств это обстоятельство не без горечи отметил и сам герой вечера. Выйдяна сайт, где помещен список ста лучших современных поэтов, он был озадачен: большая часть имен ему незнакома, а среди знако- мых преобладают... рок- и поп-звезды вроде Мака- ревича, Гребенщикова, Шевчука, Газманова и так далее. Может, поэтому се- годня Безбородов и решил не вышучивать поэтов, а в роли руководителя «тол- стого» журнала помогать им находить читателя? На встречеИгорьБезбо- родов не только знакомил собравшихсясизбранными страницами своей книги. Он выдержал испытание блиц-опросом, который в обязательном порядке предлагается почетным гостям клуба, и развлек публику занятными исто- риями из журналистской практики. 3 № 117/25495/20 ИЮНЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Что «модно» для организма Елена Панкрушина До чего же приятная пора — начало лета. Это полное ощу- щение отрыва от весны с ее авитаминозом и упадком сил. И, пожалуй, одно из немногих обстоятельств, действительно расстраивающих в этот период, — высокие цены на молодые фрукты-овощи. Вот на прилавке лежит капуста прошлого урожая по 18 рублей за кило, а рядом с ней — нового — по 49 рублей и молодой картофель — золотистый, гладенький и такой аппетит- ный — за семьдесят рублей. Н о стоит ли переживать по этому поводу? Ведь картофель давно уже не считается «вторым хле- бом». В нем крахмал, считай сахар, неправиль- ные углеводы, а если долго полежит — еще и соланин. Да к тому же от него толстеют. Обо всем этом не устают твердить нам диетологи, консультанты по правильному питанию, фитнес-инструкторы и прочие «спецы», пози- ционирующие себя как пропагандисты здорового образа жизни. Аихмнение охотно тиражируют на телевидении, в Интернете, соцсетях. Я же, честно признаться, очень люблю картошку — жареную, вареную, пюре, в пирожках, драниках. Но когда она продается по цене апельсинов или бананов, без труда отказываюсь. И трат меньше, и пользы боль- ше. Пока не подешевеет, запросто можно пожить на вермишели и крупах. Кстати, в пользу послед- них в настоящее время слышно все больше по- ложительного. Азиатов, главных рисоедов, нам приводят в пример как долгожителей. А мака- роны из твердых сортов — чуть ли не основные по- мощники для тех, кто хо- чет быть стройным и кра- сивым. Хотя совсем недав- но их, наоборот, считали главными врагами талии. Но мы готовы верить но- вым идеям, ведь «здоровая альтернатива» не бьет по карману. Кстати, столь же легко можно отказаться и от рыбы. Как-то по телевизо- ру повторяли программу о напичканной токсичными элементами норвежской форели, «плывущей» на российский рынок через «бело- русское» море. Однако разве сильно нас это расстроит? Потратим меньше, сэкономим больше. А вот от мяса отказываться что-то не хочется. Хотя, если вновь довериться сведущим источни- кам информации — фитоблоггерам, «глянцу», соцсетям, то и к нему охотки поубавится. «Убийство», «трупы животных», «поедание плоти» — эти термины вегетарианцы бросают в лицо любителям шашлыков и котлет. Особо фанатично настроенные защитники животных образуют свои организации. И речь идет даже не о «Гринпис», выступающем в основном против браконьерства, а о РЕТА. Расшифровка этой англий- ской аббревиатуры звучит как «Люди за этическое отношение к животным». Эта организация, созданная в США и распространившая свое влияние на другие континенты, борется за права животных и их интересы, параллельно просвещая нас, насколько вредно для ор- ганизма мясное чревоугодие. Товарищи вегетарианцы, поясните, пожалуйста, есть мясо — это негуманно или неполезно? Скорее всего, в этом вопросе даже у единомышленни- ков мнения разделятся. Одни вегетарианцы скажут, что убийство — это негуманно, другие — что мясо вредно для здоровья. Но будут и третьи, которые предостере- гут от употребления мяса не по каким-либо этическим понятиям, а потому что там сплошные ГМО. Живот- ным, скажут они, вводят препараты, чтобы они быстро росли, а меняют им генетический код для достижения нужных качеств. Кто не слышал о курах без перьев — «находке» селекции, позволяющей фермерам эко- номить на ощипе? В общем, любители мяса, думайте и решайте. Ну а если примкнуть к еще более категоричным вега- нам, не признающим даже молоко имед и поносящимих не хуже, чемвегетарианцы—мясо, продуктоваякорзина станет еще менее разнообразной. И подешевеет. П о счастью, новомодные продовольственные гуру понимают, что вот так враз отказаться от отбив- ных, сыра, рыбы и прочих вкусностей человеку непросто.Иони готовыутешитьпрозревшихмножеством блюд из даров флоры — салатов, овощных ризотто и су- пов, каш, отрубей, тофу и прочего, щедро сдобренного приправами и травами. Вот к травам у фитознатоков вообще никаких пре- тензий нет. Они приравнивают по калорийности укроп к нежирной рыбе, петрушку — к молоку, а листья ви- нограда — к телятине. На полном серьезе в Интернете пропагандируются рецепты блюд из ботвы моркови и свеклы, листьев одуванчика, крапивы, корня лопуха, болотника. И это не говоря о пользе такой еды. Что при- ятно—питаться зеленьюдешево. Особенно если есть вре- мя скитаться по лугам в поисках и сборах питательного обеда. А главное — модно и безвредно для организма. Хотя последнее под вопросом: голова ведь тоже относится к организму. А она-то должна понимать, что не всему и не всем надо верить. Удивительно, что самыми рьяными советчиками, ра- тующими за выход из числа мясоедов, выступают далеко не самые бедные люди: звезды «шоубиза», блогеры, так называемые «селебрити», поживающие где-нибудь на берегу теплого океана в окружении домработниц. Какой вывод отсюда может следовать? Да все как обычно: экс- перты эти по-видимому стараются не ради нашего с вами благополучия и здоровья, а от скуки, ради самопиара и... в рекламныхцелях. Вывод второй: будем слушать, будем верить, но лишь отчасти. К стати, через месяц-полтора можно стать фрукто- рианцем, потребляющим в пищу только фрукты. Пока время для этого неподходящее: на импорте такая диета станет разорительной, надо дождаться мест- ного урожая. Заглянув в этот домик, можно многое узнать о жизни наших предков. И убоялся Тамерлан силы русского духа. А если примкнуть к еще более категоричным веганам, не признающим даже молоко и мед и поносящим их не хуже, чем вегетарианцы мясо, продуктовая корзина станет еще менее разнообразной. И подешевеет ” В ТЕМУ Премьера оперы состоялась в Ельце в 2011 году . Либретто написали липецкий писатель Николай Карасик и московский автор Радомира Ползунова . Постановщиком выступил обладатель « Золотой маски » Георгий Исаакян . Сюжет посвящен походу Тамерлана на Москву в 1395 году , внезапно прерванному под Ельцом . Согласно легенде , во сне ему явилась Богородица , в итоге завоеватель , устрашенный видением , повернул свое войско обратно . Фото Николая Черкасова Фото Николая Черкасова Фото Геннадия Логунова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz