Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
такие словечкикоснулись его взыскательного слуха. Ему иронические забавыс языком показались бы кощунством. Он-то считал его алмазным, призывалберечькаквеличай- шее сокровище. Онписал, что «русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой на- род и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Для ТВ мысль явно неактуаль- ная. В эфире господа с высшим об- разование обходятся лексиконом не обширнее, чем у Эллочки-лю- доедки. Они и песенки Валерии, и симфонии Чайковского, и по- кетбуковские детективы Дарьи Донцовой, и ту же «Золотую розу» предпочитают оценивать одним и темже универсальным выражени- ем: «Ну, это ваще круто». ...Итак, книга о писательстве и писателях. Как возникает замы- сел? Как факты из жизни перепле- таются с вымыслом?Зачемчеловек берется за перо?Паустовский отве- чает на эти и другие вопросы для обыкновенных людей, любящих книгу.Нинамека на показнуюуче- ность, наукообразность. Дневни- ковые заметки с пронзительными картинами осени или лета, пре- лестные рассказы, сказки, леген- ды. Иные из них — развернутые метафоры. Допустим, открывает- ся книга историей о парижском мусорщике Шамете. Как он хотел порадовать осиротевшую девочку и годы не выбрасывал пыль, что выметалась за порог ювелирных мастерских, а просеивал, накапли- ваямикроскопические золотинки. И наконец собрал столько, что можно было отлить из них золотую розу для Сюзанны. Драгоценный цветок Шаме- та в понимании Паустовского — символ писательского труда. Прозаик словно бы подхватывает и продолжает поэта, написавшего: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» И заканчивает повествование о Шамете фразой: «Подобно тому, как золотая роза старого мусор- щика предназначалась для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердцаисиларазума преобладалинад тьмойи сверкали, как незаходящее солнце». Господи, до чего эмоционально и пафосно! Что ж он так серье- зен? Ну подпустил бы, что ли, толику иронии. А он не захотел. Из принципа. Вы думаете, при Паустовском уже не вошли в моду скепсис, а то и цинизм, да и другие предвестники постмодерна, когда ничто не свято, не защищено? Еще как вошли! Только он под моду не подстраивался. И не стеснялся ни нежности, ни веры, ни мечты. В «Игре в бисер» кто-то попро- бовал было навесить на писателя жупел конформиста, то есть при- способленца. Паустовский, мол, изумительный стилист, прямой наследник Бунина. Но он же не выступал против власти, не пря- тал между строк антисоветский подтекст. Ярлычок, однако, тут же и отвалился. Собеседники не преминули напомнить коллеге: Константин Георгиевич не ис- пугался защитить Солженицына и Бродского. Не шепотом, не на кухне, не в кулуарах, а в полный голос. Но у него не было ни стили- стических, ни этических рас- хождений с советским проектом. Он не принимал его искажений, пропагандистской лжи, маскиро- вавшей измену идеалу. Но верил в справедливость и гуманность из- начального замысла. Паустовский бы согласился с близким ему по духуМихаиломПришвиным: суть социализма в том, что бы малень- кому человеку вдунуть душу боль- шого. КнигиПаустовского этому и служили. Он писал их не насилуя себя, не иллюстрируя партийные тезисы. Писатель твердо знал: не- искренность, нечестность убивают творчество. Трудно судить,сколько рос- сийских телезрителей посмотрели передачу.Нокто посмотрел, скорее всего, постарается прочитать «Зо- лотуюрозы». К слову, ее создатель свидетельствовал: уписателейиме- ются свои вдохновители, добрые гении среди предшественников, чьи книги опьяняют, заражают, заставляют браться за перо. А вот «Золотая роза» пробуждает в каждомиз нас читателя. Закончив повесть, тывозьмешь врукидругие книги — не только Паустовского, но и литераторов, о которых он по- ведал. Словесность, по убеждению родившегося 125 лет назад верно- го ее рыцаря, — не игра в бисер, а насущная необходимость. Без великой литературы не выживут народ и страна. Особенно такая, как Россия. П ока мои домашние ко- лебались и спорили, как провести вечер—то ли смотреть сериал «Мор- ские дьяволы» про наших самых доблестных в мире спецназовцев, то ли пересаженный на россий- скую почву американский детек- тив «Закон и порядок», я тихо ускользнул в соседнююкомнату и включилнастаромтелеке«Куль- туру». Шла «Игра в бисер». Это передача, где обсуждаютлитера- турнуюклассику. На сей разтри писателя и два литературоведа раскрывали и по очереди в охотку цитировали «Золотуюрозу»Кон- стантина Паустовского. Кажется, при жизни его не одаривали прилагательными «великий» или «выдающийся». Зато социологический опрос в шестидесятые годы показал: автор «Кара-Бугаза», «Золотой розы», «Телеграммы», «Кор- зины с еловыми шишками» по популярности опережает самого Шолохова. Его любили в Со- ветском Союзе и за рубежом. К примеру, Марлен Дитрих. Эта прославленная по обе стороны океана «звезда» приехала к нам на гастролиипри всех опустилась перед смущенным писателем на колени. А нобелевский лауреат Иван Бунин отозвался об одном из его рассказов как о лучшем во всей русской словесности. Что интересно: в «Игре в би- сер» тоже обходились без гром- ких эпитетов. Приглашенные, не скрывая восхищения, просто зачитывали абзац за абзацем. Попробовали было робко разо- браться, что представляет собою «Золотая роза». Сборник эссе, литературоведческих новелл? Исповедальное повествование о собственном творческом опыте? Учебник для начинающих сочи- нителей? И тут же отступились. Уж больно непривычная книга. Многожанровая. Многослойная. Одновременно элитарная и демо- кратичная, увлекательная. Диалог приурочили к 125-ле- тию Паустовского. Оно отмеча- лось в последний майский день. Но что значит — отмечалось? По «Культуре» мы увидели еще две короткие передачи о писателе. И всё. Прочие каналы юбилей вни- манием не удостоили. Да нам не привыкать. ЕслиужДевятогомая и на СТС, и на ТНТ не заменяют пусть на один этот день американ- ские боевики и туповатые россий- ские ситкомылентами о войне, то о чем говорить? Классик? И что с того, господа?Классик-то полуза- бытый. Это и участники «Игры в бисер» не отрицали. А объяснили полузабвение так: писатель слиш- комблагороден, чист, романтичен и человечен для нашего неблаго- родного, неромантичного и не больно-то человечного времени. В любом случае «Культуре» респект и уважуха. Воображаю, как бывздрогнул и насупил брови Константин Георгиевич, если бы КОЛЛАЖ АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Вянут ли золотые розы? Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 109/25487/ 8 ИЮНЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 Нобелевский лауреат Иван Бунин отозвался об одном из его рассказов как о лучшем во всей русской словесности “ СМОТРИМ В ИЮНЕ Кто погубил Анну Каренину СЕРГЕЙ ИВАНОВ Сегодня на экраны снова возвращается «Мумия» с Томом Крузом и Расселом Кроу. События фильма, где мумия возрождается из могилы и несет за собой проклятье, происхо- дят в Египте после фильма 2001 года «Мумия возвращается». Посреди безжалостной пу- стыни в величественном саркофаге погребена дочь египетского фараона, но настанет день и она явится в наш мир вернуть себе то, что принадлежит ей по праву. Отныне миром правят боги и монстры. «Анна Каренина. История Вронского»— так называется новая работа Карена Шах- назарова. 1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Российский военный госпи- таль, отступая, занимает полузаброшенную китайскую деревню. Начальник госпиталя Сергей Каренин узнает, что раненый офи- цер, которого он оперирует, — граф Врон- ский, — тот, кто погубил его мать, Анну Каренину, и послужил косвенной причиной смерти отца. Не питая иллюзий и не ожидая ответа, Каренин всё же идёт к Вронскому и задаёт вопрос, который мучил его всю жизнь: что заставило его мать переступить черту? Граф Вронский, в свою очередь, узна- ет, что врач — тот самый Сережа Каренин. После некоторых сомнений граф соглаша- ется поведать историю своей трагической любви к Анне Карениной, заметив, что люди помнят лишь то, что им удобно помнить. В главных ролях Елизавета Боярская и Мак- сим Матвеев. Брюс Уиллис в комедийном боевике «Его собачье дело» . Действие фильма будет проис- ходить в Лос-Анджелесе. Профессиональная и личная жизнь главного героя пошла под откос, когда его пса Бадди похищает группа бандитов. Чтобы вернуть любимого питомца, частный детектив соглашается выполнять поручения преступников. Но пока он занят возвращением четвероногого друга, по его следам идут враги, среди которых двое суро- вых парней из Самоа, подручные ростовщи- ка, которому герой задолжал деньги. Фильм поставили Марк и Робб Каллены. Джонатан Риз Майерс, Пайпер Перабо и Антонио Бандерас в триллере «Черная ба- бочка» Брайана Гудмана. Пол — писатель, живущий в одиноком домике на отшибе. В последнее время его дела идут не очень: заказчик забраковал его последнюю книгу, а сам он пытается забыть о неудачах с по- мощью алкоголя. Однако жизнь отшель- ника резко меняется, когда он встречает незнакомца, помогающему ему избежать потасовки в придорожном кафе. Узнав, что незнакомец путешествует налегке, Пол пред- лагает тому остановиться у него на ночлег. Незнакомец неожиданно проявляет интерес к писателю и предлагает новый сюжет для его книги. Но кто он такой и что означает за- гадочная татуировка в виде черной бабочки на его теле? Для детей в прокат выходят «Маша и медведь. Новые истории» . В альманах вошли новые истории: «Пещерный медведь», «На привале», «Кошки-мышки», «Запутанная история», «Game over», «К вашим услугам», «Спи, моя радость, усни».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz