Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

«Липецкий опыт» Константина Москаленко Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося педагога - новатора Ольга Шкатова «Ребенка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту» — в этих простых словах Константина Москаленко, заставившего в 60-е годы прошлого века учителей всей страны заговорить о «липецком опыте» в обучении, заложены главные задачи школьного и последующего образования. Тогда его называли новатором, сегодня считают гуманистом. А в сущно- сти, Константин Москаленко был настоящим педагогом, заинтересованным в результатах своей работы. Сын школьной учительни- цы, в 1938 годуКонстантинМо- скаленко окончил учительские курсы в Воронежском педин- ституте. В 1942 году он ушел на фронт добровольцем, а после войны вернулся в профессию, столкнувшись с проблемами неуспеваемости и плохой дис- циплины. Что надо сделать, чтобы ребята учились с инте- ресом, чтобы процесс обучения был плодотворным, чтобы дети были любознательными? За- даваясь этими вопросами, Мо- скаленко выдвинул ряд очень смелых для того времени идей. Теория на практике В Липецк в начале 1950-х Москаленко приехал сложив- шимся педагогом, защитив кандидатскую диссертацию. Возглавив кафедру педагоги- ки и психологии Липецкого пединститута, Константин Александрович начал внедрять в образовательныйпроцесс свои новаторские идеи по пробле- мам совершенствования урока, методам обучения и структуре изучаемого материала, сотруд- ничая с несколькими липецки- ми школами. На экспериментальных пло- щадках практиковалось уско- ренное, интенсивное обучение. Работа в этом направлении показала, что дети способны усваивать программу за пять дней. А в субботу учитель «под- тягивал» учеников, имевших трудности в обучении. Он отошел от традиционного комбинированногоурока, состо- ящего из проверки домашнего задания,объясненияновойтемы и ее закрепления, на которое, как правило, уже не оставалось времени. Его заменил новый, «бесструктурный» тип урока, на котором усвоение и проверка знаний интегрировались в еди- ный учебный процесс. Различ- ныевидыдеятельностинауроке, сочетание коллективных, груп- повых и индивидуальных форм работы позволяло учащимся выполнять значительныйобъем заданий в школе. Это снимало вопросы дисциплины и сокра- щало объем домашней работы. Есть в системеМоскаленко и «поурочный балл», явившийся показателем успешной работы ученика и учителя. Оценка ак- тивности и результативности на всех этапах урока позволяла даже самому слабому ученику получитьположительнуюоцен- ку. Неслучайно Москаленко призывал к тому, «чтобы все уроки… начинались с положи- тельных эмоций и заканчива- лись детской радостью». Полезные инновации Одной из эксперименталь- ных площадок для развития «липецкого опыта» стала шко- ла№3, расположеннаяврайоне завода «Свободный сокол». Сегодня она носит имяКонстан- тина Москаленко и готовится отметить свое 100-летие. Че- тыре года назад школа полу- чила статус лицея. А еще через год заместитель директора Ольга Кантур, обобщив свой ученический и педагогический опыт, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Гума- нистические идеи в педагоги- ческой системе Константина АлександровичаМоскаленко». — Наследие Москаленко — это целостная педагогическая система, которая затрагивает и учителей, и учащихся, и родителей. Он рассматривал в комплексе проблемыобучения, воспитания и организации образовательного процесса, — утверждает Ольга Никола- евна. — Система Москаленко предназначена для начальной школы, но и в среднем звене учителя старались применять некоторые его приемы работы. За счет этой преемственности и достигалоськачество обучения. Вместе с липецкими учителями он разработал и реализовал в школьной практике такие инновационные технологии, как личностно-ориентиро- ванное обучение, педагогика сотрудничества, структурное усвоение материала. Среди его методов и приемов, облег- чающих обучение и усвоение материала,—поурочный балл, комментированное письмо, речитативные упражнения, фронтальный опрос, коммен- тирование ответов и оценок учащихся, предупреждение ошибок. Увлечь ребенка По мнению Ольги Кантур, инновационные технологии, которые реализуются феде- ральными государственными образовательнымистандартами сегодня, разрабатывались в том числе иМоскаленко в 60-е годы XX века. И теперь творческий педагог, опираясь на науку, может предлагать свои методы и приемы, которые помогут ребятам успешно учиться. К сожалению,школьныйучитель так загружен отчетностью, что не может больше внимания уделять детям, их обучению. А если учесть, что его нагрузка составляет нередко 32 часа в неделю, нетрудно догадаться, сколько времениунего остается на воспитание и развитие уче- ников. А ведь работа на уроке должна быть интересной для детей, результативной и каче- ственной. Сегодня надо увлечь ребенка процессом познания для того, чтобыоннаконецпочувствовал, что ему интересно учиться. И Москаленко начинал с этого, проводя большую работу и с родителями, и с учителями. Он преподавал на курсах в Инсти- туте усовершенствования учи- телей, делился опытом с колле- гами, приезжавшими вЛипецк со всего Советского Союза. Но «липецкий опыт» по- всеместно не прижился. Одни учителя принимали и могли реализовать идеи Москаленко. Другие не хотели работать по- новому. —Мы должны идти вперед, учитывая опыт старших кол- лег,—убеждена Ольга Кантур. —«Липецкий опыт» не распро- странился по всей стране, и это доказывает, что необходимы разные технологии. Главное, чтобы учитель был готов к их реализации. Не менее важно, чтобы ему помогли, показали, как надо работать. Развивая творческий потенциал Надо сказать, что в 3-й ли- пецкойшколе институт настав- ничества работал всегда. И се- годня молодежь не остается без внимания иподдержки. Только в этомгоду вколлектив влились пятеро молодых учителей. По инициативе директора Свет- ланы Тюниной лицей активно сотрудничает с городской Ас- социацией молодых учителей. — Когда работал Москален- ко, все было пронизано творче- ством. Сегодня мы стараемся сохранитьэтуатмосферу.Любой эксперимент, привнесенный извне, обречен на неудачу, по- тому что не имеет фундамента. Для нас основой являются опыт и традиции 60-х годов, — рас- сказывает Светлана Валерьев- на. — Третий год подряд лицей получает грант и на развитие в рамках областного конкурса «ДНК-образование». Нам помо- гаетпобеждатьсистемнаяработа по формированию творческой, интеллектуальной, спортивной средыдля детей. Нашимолодые коллеги входят в состав экспер- тов по ЕГЭ, проверяют олимпи- адные работы. Мы стремимся к тому, чтобы учитель видел пер- спективу своего профессиональ- ного роста. Педагог, который уверенно себя чувствует, пони- мает, чтозанимстоитколлектив и его всегда поддержат, будет творить и развиваться, прихо- дить в класс воодушевленным, —итожит директор. Разведчики Армагеддона Почему Верховный суд России запретил деятельность « Свидетелей Иеговы » Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Евангелие от Матфея И. Неверов «В СМИ сообщалось, что Верховный суд РФ признал религиозную организацию «Свидетели Иеговы» экстре- мистской, — пишет в редакцию «Липецкой газеты» липча- нин Георгий Свидерский . — Следует ликвидировать все ее 395 отделений в регионах. Почему? Не противоречит ли это Конституции и закону о свободе совести и религиозных объединений граждан?» На вопрос читателей редакция попросила ответить главного консультанта управления внутренней политики нашей обла- сти, эксперта при управлении Минюста РФ по Липецкой области Ольгу Федорову. Нежданные гости — Думаю, многие мои зем- ляки сталкивались с людьми, которые называют себя «пи- онерами-возвещателями» и, регулярно обходя городские квартиры, назойливо предла- гают журналы «Башня стра- жи», «Пробудитесь!», другие издания подобного же харак- тера. При этом они бесцере- монно, до наглости пытаются навязывать свои взгляды на христианскую веру. Спорить с ними бесполезно. Они, как магнитофон, вас не слышат. Представителипо существу то- талитарнойсетевойструктуры, эти незваные гости обучены манипулятивнымтехнологиям забалтывания собеседника, давления на него с упором на выгодные для них библейские факты и аргументы. После встречи с такой пуб- ликой у большинства одно же- лание: впредь никогда с неюне пересекаться. Однако кто-то, особенно людипредпенсионно- го возраста, ищущие внимания и понимания, или те, у кого есть семейные сложности, неприятности на работе, а также молодежь, не имеющая представления о духовных на- чалах «Русского мiра», клюют на пропагандистскую удочку «иеговистов». Но, разумеется, экстремизм этой организации проявляется не в самомжелании вести мис- сионерскую деятельность, а в позиции, в идеях, в методах, которые она насаждает в Рос- сии. Фактически мы имеем дело с одной из крупнейших американских религиозных сетей в нашей стране. Многие считают ее транснациональной сектой пирамидального типа, чья головная структура нахо- дится в американском городе Бруклине. Игра по - крупному ВРоссии, если верить руко- водителям секты, около двух- сот тысяч ее последователей. Адептов накрепко привязы- вают к этой организации. Они отдают ей все свое свободное время, имущество, силы, здо- ровье. Эти жертвы живут за пределами интересов своей страны, становясь разменной монетой в геополитической игре США. Программа-ми- нимум в такой игре, транс- формирующей религиозные основы Европы, — заставить ее страны отказаться от их тысячелетних христианских традиций и принять англо- саксонский протестантский стандарт. Впрочем, это лишь начало. Стратегические задачи «иеговистов» гораздо шире. Покровительствуют «Сви- детелям Иеговы», как и тота- литарной секте саентологов, ОБСЕ, Организация эконо- мического сотрудничества и развития, Европейский суд по правам человека. На этих площадках «иеговисты» не стесняются демонстрировать, что их напрямуюподдержива- ютииспользуют в собственных целях госструктуры Соеди- ненных Штатов. Сопротивле- ние «Свидетелям Иеговы» длительное время оказывали сторонники консервативных форм христианства Франции, Германии, Бельгии, других европейских государств. И эти страны считались у властей США проблемными. После принятия в 2009 году антиэк- стремистского законодатель- ства вРоссииона тоже попала в список «взятых на контроль». У «Свидетелей Иеговы» в мире существует мощная юридическая и лоббистская машина. В России также дей- ствует лоббистский аппарат из сотрудников разнообразных правозащитных центров, ряда респектабельных академиче- ских институтов. «Иегови- сты» уделяют пристальное внимание регионам страте- гического значения или наи- более важным с точки зрения национальной безопасности. Именно так они, наряду с дру- гими иностранными сектами, работали и работают на Украи- не, способствуя разрушениюее культурно-исторических опор и связей. Вообще «Свидетели Иего- вы» не признают государства и народы как ценность. Они считают себя жителями все- мирной теократии — Царства Иеговы с центром в Бруклине. Кто не разделяет их учения, тот должен погибнуть в огне последней великой войны — Армагеддона. Вопреки закону Еще несколько слов о мето- дах этих миссионеров. И у нас в области, и в других регионах они буквально прочесывают жилые микрорайоны. На их активную вербовочную дея- тельность особенно жалуются жители Липецка, Ельца, Гря- зей,Усмани.Вотуженесколько лет «иеговисты» размещают переносные стенды со своей литературой в наиболее люд- ныхместах, умалчивая, что это является религиозной богослу- жебной практикой, и получая таким образом преимущество перед другими конфессиями. Это противоречит конституци- онным нормам. Маскируя свои публичные мероприятия под одиночныепикеты, этигоспода также нарушают закон, по- скольку о подобных собраниях полагаетсяуведомлятьместное самоуправление заранее. Кста- ти, врядемест за такиенаруше- ниянаагитаторов-«иеговистов» уже накладывались штрафы, например в Новочеркасске, Архангельске, Северодвинске и других городах. Но это методы. А по суще- ствуидетнастойчиваяпромыв- ка мозгов, предпринимаются попытки подорвать авторитет государства и его внутренней политики. В частности, «пи- онеры-возвещатели» во время избирательных кампаний в Липецке, Грязях, Усмани, Тербунах подчеркивали в бе- седах с людьми свое неуча- стие в голосовании. Дескать, у них другое государство. То есть шла работа по снижению электоральной активности, перекодировка ценностных ориентиров граждан. Неоднократно в нашей об- ласти изымались печатные материалы «Свидетелей Ие- говы», содержащие признаки разжигания межрелигиозной нетерпимости и вражды. Из них явствовало: организация стремится подорвать доверие к христианству в целом, целена- правленно нагнетает негатив относительно других религий. Вотцитатыиз брошюры«Вчем смысл жизни?», распростра- нявшейся членами региональ- ного отделения секты. «Хри- стианский мир проявил себя врагом Бога и Библии». «Хри- стианский мир... предал Бога и Библию своими делами». «Народы и церкви христиан- ского мира не являлись и не являются христианскими, не служат Богу». По заключению авторитетных экспертов, это пропаганда религиозного пре- восходства, присвоение права на монопольную истину. По- добное недопустимо, посколь- ку вКонституцииРФзапреща- ется создание и деятельность общественных объединений, занимающихся разжиганием социальной, расовой, нацио- нальной и религиозной розни. Агнцы в волчьих шкурах «Свидетели Иеговы» изо- бражают себя чуть ли не ан- гелами во плоти: они, мол, не пьют, не курят, не употребля- ют бранных слов. Но что мы видимна деле? Зомбированное сознание убивает в этих людях милосердие к ближнему. Даже к детям.Жонглируя цитатами ветхозаветных пророков, они повсеместно отказываются от своевременного, по жизнен- нымпоказаниям, переливания крови, обрекая их на верную гибель. Известный в нашей области блогер Сокольский до- кументально свидетельствует: вражда киноверцампорой обо- рачивается издевательством над ними. Именно так посту- пили «иеговисты» во время альтернативной службы с со- служивцем-баптистом. Воис- тину: волки в овечьей шкуре. В заявлении сектантов, чающих Армагеддона, опуб- ликованном на 128 языках ти- ражом 22 миллиона экземпля- ров, они называют себя саран- чой из бездны, царем над ко- торой является ангел бездны. Так сказано в статье, напеча- танной в журнале «Стороже- вая Башня». Полагаю, даже далекий от таких вопросов че- ловек почувствует истинную, демоническую, сущность этой межнациональной, агрессивно претендующей на переформа- тирование всего христианства организации. Гимн родному краю У многотысячной армии защитников природы грядет праздник Обеспечение экологической безопас- ности, контроль за сохранением растительного и животного мира, водных объектов и недр требуют высокой ответственности, патрио- тизма и профессионального подхода ко всему, что связано с охраной окружающей среды. В Год эколо- гии-2017 мы испытываем особую ответственность перед жителями области за обеспечение экологиче- ского благополучия в регионе, за состояние природной среды. Много- миллионный отряд экологов плане- ты 5 июня отмечает Всемирный день охраны окружающей среды, в России —День эколога. Все мы в той или иной мере формируем среду своего обитания, создаемсоответствующие условияжизни. Экологическаякультура, экообразование и просвещение как раз и позволяют нам сделать среду обитания—благоприятной, условияжизни—комфортными, соблюсти разумный баланс экологии — экономики — общества. Поздравляю коллег, всех липчан с красивым, зеленым празд- ником — Днем эколога! Успехов вам в деле сохранения и защиты природных богатств нашего края. Здоровья вам, счастья и чистого, мирного неба! Вам, земляки, я посвящаю стихотворение «Гимн родному краю». На просторах Родины моей Много городов и мест чудесных, Милой сердцу липецкой земле Мы поем и посвящаем песню. ЭКОЛОГИЯ— моя любовь, ЭКОЛОГИЯ— мое призванье! Зеленей и богатей, мой край, Я— липчанин, и горжусь тем званьем! Сохраним для внуков и детей Мы Воргол, Сосну, и заповедник Станет чище, краше, зеленей, Чтоб здоров был твой и мой наследник! Уголочки липецкой земли — Я люблю вас, Доброе, Волово. К вам судьбы тропинки привели, Улочки Ельца, Грязей, Данкова. В Лебедяни яблони цветут, Становое — опьянит сиренью, Экология души — Задонск, Преклоняем здесь свои колени. Милые, родные Тербуны, Лев Толстой, Измалково и Усмань: Ароматы трав степи, к речушкам Дружно подходили табуны, Земляника зреет на опушке… Пахнут хлебом, медом, молоком Долгоруково, и Добринка, и Хлевное, Опьяненные душицей, чабрецом – Рай земной здесь — на Дону, наверное! С чем сравнить Красивую Мечу, Вод хрустальных бурное теченье? В мыслях в Усмань я уже лечу Слушать тишь лесов и птичье пенье… Сохраним с любовью и добром, Зеленей, цвети и год от года, Край родной, детей твоих трудом О тебе экологов забота! ЭКОЖИЗНЬ — мы все стремимся к ней. ЭКОСТИЛЬ — в одежде, пище, доме. Экопредприятья создадим В федеральной и не только зоне! ЭКОЛОГИЯ— моя любовь, ЭКОЛОГИЯ— мое призванье! Зеленей и богатей, мой край, Я— липчанин, и горжусь тем званьем! Любовь Моргунова, руководитель ООО «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ», директор НОУ ДГО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ», аудитор-эколог, почетный работник охраны природы. 3 № 106/25484/3 ИЮНЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото из архива ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Константин Москаленко (крайний справа) со своими коллегами и последователями. «Свидетели Иеговы» не признают государства и народы как ценность. Они считают себя жителями всемирной теократии — Царства Иеговы с центром в Бруклине. Кто не разделяет их учения, тот должен погибнуть в огне последней великой войны — Армагеддона ” ВАЖНО С творческими людьми работать сложно . С творчески работающими учителями — вдвойне . Они не терпят шаблона , уравнивания . Но сегодня , когда в образовании взят курс на стандартизацию , сохранить творчество учителя очень важно . Ибо в авторитарной среде творчества быть не может .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz