Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

№ 11/25389/ 19 ЯНВАРЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО И нтеллектуаль- ной элите пола- гается достовер- ное, если угодно, сокровенное зна- ние о прошлом. А толпа обходится привычными, любимыми мифами. Ученые мужи, политический истеблишмент бесстрашен и неза- шорен. Они легко расстаются с ил- люзиями. Александр Невский? Да онбылчутьлинелакеемордынских ханов.Кутузов—великийполково- дец, победительНаполеона... Счего вы взяли, господа? Просто ловкий царедворец, которомуподфартило. Декабристы — рыцари свободы? Нет, честолюбцы, изменившиепри- сяге, анаследствиизакладывавшие друг друга почем зря. Отрекшись от марксизма, пере- именовав названные в честь «осно- воположника» улицы и площади, независимые эрудиты, однако, охотно следуют его девизу: «Под- вергай все сомнению». Принцип правильный, но доводится до абсурда. Прицепившись к любой мелочи, аристократы духа ставят под вопрос и героизм юных крас- нодонских подпольщиков, и Зою Космодемьянскую. А плебс этим возмущается. Он сопротивляется, не желая, чтобы разрушали его представления об истории родной страны. Полу- чается, мы имеем, по крайней мере, две истории. Первая — для избранных, для господ. Вторая — для школьных учебников, для бедных и непросвещенных, кто непременно хочет оставаться со своими двадцатью восемью пан- филовцами, с памятью не столько о ГУЛАГе, сколько о романтиках, строивших Комсомольск и БАМ, о полете Гагарина и дружбе народов Советского Союза. К этой мысли публику под- талкивают сами высоколобые знатоки, ораторствуя в популяр- ных ток-шоу. В декабре в «Праве голоса» на ТВЦ. После новогод- них каникул — на Общественном телевидении России в программе «Прав! Да?» Предполагаю, это артподготов- ка к генеральному сражению — оно вот-вот развернется поближе к столетиюОктябрьскойреволюции. Пока властители пусть не умов, а телеэфира предпочитают, как говорится, острить перья и тре- нировать красноречие на не столь глобальномивзрывномматериале. Существуют технологии по- степенного вытеснения прежних мифов якобытолько что открытой, окончательной правдой. Вот кто- нибудь торжественно анонсирует: «Миф об Александре Матросове!» Извините, а почему миф? Разве Матросов и его гибель «за други своя»—вымысел или, по выраже- нию нынешних интернет-пользо- вателей, фейк? Ну, так напрямую утверждать еще не рискуют. Но не упустят случая намекнуть: с этим Матросовым что-то не так. Во-первых, есть подозрение, что боец пал смертью храбрых не 23, а 27 февраля сорок третьего года. А комиссары подсуетились Две истории одной страны Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом и передвинули дату, символи- чески «привязав» подвиг к Дню Красной Армии. Вторая гипотеза: солдат не бросался на амбразуру, а попытался через отверстие дота застрелить пулеметчика. Тем са- мымна какие-то секундызаставил пулемет умолкнуть, и наши успе- ли начать атаку. Допустим, так и было. Но что этоменяет и отменяет по существу?Иради чего реальное событие, жертвенный поступок объявлять мифом? Увиденное, услышанное на сей счет для меня перекликнулось со страничками из любопытного пе- реводного романа. В книжке про- двинутые британские школьники вместе с преподавателем упраж- няются в определении, что такое историческая наука. Настроены они скептически. «История — это ложь победителей», — лихо от- чеканивает один. «История — это также самообман побежденных», —подхватывает другой. «История — это уверенность, которая появ- ляется на том этапе, когда несовер- шенства памяти накладывается на нехватку документальных свиде- тельств», — иронизирует третий. Короче, миф на мифе и мифом погоняет. С английскими под- ростками солидарно и изрядное количество наших ученых. И не сомневаясь, что уж им-то ведо- ма нелицеприятная правда, они сильно хлопочут, чтобы ее принял упертый народ. Но заметьте: бор- 21 цысмифологиейпочти всегда при- вержены обвинительному уклону. Зато эти прокуроры вмиг оборачи- ваютсяадвокатами, едва заговорят не о Мавзолее Ленина, которого, естественно, давно пора зарыть в землю, а о новой святыне — «Ель- цин-центре». Тупые соотечествен- ники еще не забыли «шоковую терапию», нищету девяностых, разворованные предприятия, ра- зутую-раздетую армиюи стрельбу по «Белому дому»? Так давайте понастойчивее вдалбливать им: таран демократии Ельцин принес страну вжертву антитоталитарной революции. И оно того стоило! Двойная бухгалтерия не сму- щает этих адвокатов-оборотней. Революция — дело плохое, недо- пустимое, когда она происходит в октябре девятьсот семнадцатого. Авот «революция достоинства» на киевском майдане с бандеровски- ми портретами и уже тысячеднев- ной войной против Донбасса—хо- рошая, демократичная, нужная. Умилительно, кстати, как большевиков и ту русскую рево- люцию дружно клянут неприми- римые антиподы. Голоса Ксении Собчак и Никиты Михалкова с его монархическими симпатиями здесь сливаются, звучат в унисон. Эти господа пойдут плечомкплечу на всякого, кто расхрабрится воз- разить: Ленин и его партия спасли распадавшуюся и при Николае Романове, и при Александре Ке- ренском страну. Новые мифы исключают лиш- ниевопросытакже,какстарые.Не- давно на канале «Спас» сообщили об издании документов Всероссий- ского поместного собора, собрав- шегося в самое тревожное время — в 1917—1918 году. Не обошли молчанием и гонения советской власти за веру. Это, действительно, страшнаяибессмысленнаяошибка большевиков. Но на «Спасе» не прозвучал за- конный и честный вопрос: отчего столько русских людей срывали кресты с куполов и уничтожали иконы? Сын, не снявший сол- датскую шинельку, пропитан- ную запахами гари, пота, крови, окопной сырости Первой миро- вой, ломал церковь на глазах плачущей старухи-матери. Откуда взялось это ожесточение? Мо- жет, иные служители христовой церкви слишком часто совсем не по-христиански отворачивались от сирых да неимущих, становясь на сторону силы, власти, неспра- ведливости? Отрекшись от марксизма, переименовав названные в честь «основоположника» улицы и площади, независимые эрудиты, однако, охотно следуют его девизу: «Подвергай все сомнению» “ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА СМОТРИМ В ЯНВАРЕ Жестокий «Рай» СЕРГЕЙ ИВАНОВ ДрамаАндреяКончаловского «Рай», полу- чившая «Серебряного Льва» на фестивале в Венецииипопавшая в список оскаровскихно- минантов, сегодня выходит в российскийпро- кат. Ольга, русскаяаристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления (её играет супруга режиссёра Юлия Высоцкая), во время неожиданной проверки арестована нацистами за то, что прячет еврейских детей. В тюрьме ею увлекается Жюль, француз- коллаборационист, который ведет ее дело и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить ее участь. Ольга готова на все, чтобы избежать пыток, но ее надежда на свободу быстро рассеивается, таккак события принимают неожиданный поворот. Ольгу отправляют в концентрационный лагерь, где ее жизнь становится адом. Там неожиданно для себя она встречаетХельмута, высокопоставленного немецкого офицера СС, который когда-то был безнадежно влюблён в нее и до сих пор ее любит. Между ними завя- зываются странные, болезненные отношения. Хельмут решает бежать с Ольгой, хотя она уже перестала надеяться на спасение. Однако постепенно представление Ольги о рае неот- вратимо меняется. В фильме снимались Петер Курт, Вик- тор Сухоруков, Филипп Дюкен. По словам Виктора Сухорукова, Андрей Кончаловский позвонил ему глубокой ночью и предложил сыграть роль Генриха Гиммлера, но настоял на портретном сходстве с историческим пер- сонажем, что было достигнуто с помощью грима. Вин Дизель возвращается на экраны в фильме Ди Джея Карузо «Три икса: Мировое господство» . Ксандер Кейдж спустя годы вы- ходит из добровольного изгнания и попадает в безумный водоворот событий. Он собирает команду безбашенных экстремалов, вместе с которыми ему предстоит найти мощней- шее секретное оружие — «Ящик Пандоры». Действовать нужно быстро: за разработкой охотятся опасные головорезы. Ставки в смер- тельной игре повышаются, когда выясняет- ся, что мировые правительства вовлечены в кровавый заговор, а на кону — судьба мира. Также сегодня на экранах «Рождение на- ции» Нэйта Паркера—историко-драматиче- ский байопик о чернокожем рабе-мятежнике Нэте Тёрнере. Веря в свою богоизбранность, Тёрнер воспринимает затмение как знак свы- ше: черная ладонь накрывает солнце. Под его предводительством вспыхивает восстание, потрясшее рабовладельческую Америку. Французские звёзды Марион Котийяр и Луи Гаррель в мелодраме Николь Гарсия «Южная провинция» по одноименному ро- ману Милены Агус. Франция переживает тяжелые послевоенные годы. В это время Габриэлла ищет покоя в мечтах о настоящей любви, ноокружающие считают одержимость такой идеей неприличной и даже безумной. Чтобы оградить молодую девушку от страсти и порока, родители выдают её замуж. Супруг Габриэллы оказывается добропорядочным и любящимчеловеком, ажизнь с ним—тюрем- ным заключением. В санатории, куда Габри- эллу отправляют на лечение, она безнадежно влюбляется в раненого ветерана Вьетнамской войныАндрэ. Вместе они планируют сбежать от обыденностивиллюзорныймирлюбви.Кто посмеет лишить мечты страстную, свободную духом женщину? «Невеста» — так называется триллер Святослава Подгаевского. После свадьбы На- стя уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в маленьком, почтизаброшенномгородке.Носкороначинает сожалетьосвоейпросьбе.СемьяВанихочетпро- вести таинственный свадебный обряд по своим традициям,иНастюначинаютпугатьстрашные сны и непонятные предчувствия. Попытка понять, что происходит, приводит девушку к жуткой находке —шкатулке с фотографиями мертвых людей. КСТАТИ Для кого - нибудь история и словосочетание « суд истории » — сино - нимы . История , дескать , затем и пишется , чтобы вынести приговор . Но умный ученый объяснил мне , что история , напротив , рождалась из благодарности предкам за все , что они совершили , претерпели для нас и ради нас . Кровные и духовные их наследники считали долгом за многое им поклониться и многое им простить . А те же мифы скла - дывались не как благостные сказки , а как воплощение мечты , чтобы и ушедшее , и настоящее отвечали народному идеалу . Так что между правдой истории и правдой мифа нет жестких , непреодолимых границ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz