Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 99-100/25477-25478/26 МАЯ 2017 Специальный выпуск Предпринимательство Липецкой области : Развитие по нарастающей Липецкое бизнес - сообщество продолжает следовать лучшим традициям отечественных деловых кругов Владимир Петров В этом году День российского предпринимательства можно считать юбилейным. Десять лет назад Прези- дент страны Владимир Путин подписал соответствую- щий указ. Но это, конечно, лишь «красная дата», веха на большом историческом пути, который прошло деловое сообщество России. Предпринимательство — не профессия в общепринятом смысле. Это нечто большее, поскольку уже само слово «предпринима- тельство» включает в себя особинку — некий дух, которым обладают (должны обладать) представители этого сословия. Именно он, образно говоря, животво- рит, стимулирует весь спектр предпринимательской деятельности. Безусловно, в сегодняшних условиях это занятие требует и особого отношения к нему государства, представителей власти. В нашей области эта задача возложена на управление по развитию малого и среднего бизнеса. О состоянии дел в важнейшем секторе экономики мы попросили рассказать его начальника Сергея Бугакова. По пути возрождения — Предприниматель- ству в России выпала не- обычная доля. Особенно в двадцатом веке, когда оно было фактически за- прещено и даже уголовно наказуемо.Кромекраткого периода НЭПа, — отметил наш собеседник. Страна лишилась тру- жеников, которые резко отличались от их запад- ных коллег. Русские пред- приниматели, наряду с крестьянством, в гораздо большей мере, чем другие слои общества, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Они, как правило, были ме- ценатами — такая была традиция, было желание души, следование христи- анским заповедям. Возрождение предпри- нимательства в современ- ной России началось лишь в конце прошлого века, когда были приняты за- коны «О собственности в РСФСР», «Опредприятиях и предпринимательской деятельности». Появились различные товариществаи другие формы предприни- мательской деятельности. В числе лидеров С тех пор бизнес-сооб- щество области прошло серьезный путь, и сегодня вклад его в экономику ре- гиона велик. По данным рейтингового агентства «РИАРиарейтинг», в 2016 году липчане заняли вто- рое место в стране по объ- ему инвестиций в основной капитал малых и микро- предприятий на одного жителя, четвертое место в ЦФО по обороту малых и микро-предприятий и ин- дивидуальных предприни- мателей также нажителя. В рейтинге эффективности программ государственной поддержки малого пред- принимательства, прове- денного информационно- аналитическим порталом «Все выборы», область занимает второе место в ЦФО после Москвы. За последние десять лет число малых предприятий увеличилось в 2,2 раза, и сегодня на территории области осуществляют де- ятельность более 40 ты- сяч субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают15процентов налоговых поступлений, более 30 процентов ра- бочих мест, 24 процента валового регионального продукта. Пока еще не- высока активность про- изводственного предпри- нимательства в сравнении с торговлей. Сказывается влияние факторов, сдер- живающих его развитие: более высокие инвестиции на этапе начала производ- ства имедленная их окупа- емость, очевидно давление монопольных структур и многое другое. Поэтому в последние годысистема государствен- ной и муниципальной под- держки предприниматель- ства, специальные целевые программынаправленына стимулирование малого бизнеса в неторговом сек- торе экономики. Весомая помощь Областные програм- мы развития, в рамках которых на сегодняшний день осуществляется под- держка по более чем 20 направлениям, действуют с 2001 года. Они плани- руются на долгосрочный период, но постоянно со- вершенствуются в соот- ветствии с меняющимися условиями. В последние годы большое внимание уделяется помощи пред- приятий, осуществляю- щих модернизацию про- изводства, повышение конкурентоспособности своей продукции, внедря- ющих инновации. Су бъе кт ам ма ло г о бизнеса, работающим в индустрии, особенно в ее сырьевом секторе, осу- ществляется субсидирова- ние процентной ставки по инвестиционным проек- там, гарантии по заемным средствам, компенсация затрат по договорам ли- зинга. Действуют и меха- низмы микрофинансиро- вания. Для повышения конкурентоспособности компенсируются затраты тем субъектам, которые внедряют системы каче- ства управления, приме- няют энергосберегающие технологии, ориентиро- ваны на экспорт. Выделя- ются субсидии на техно- логическое подключение к энергосетям, проведение землеустроительных и ка- дастровых работ. Дляобеспечениядоступ- ными кредитами предпри- нимателейв области с 2009 года работает областной Фонд поддержки малого и среднегопредприниматель- ства, предлагающийзаймы бизнесу до 3 миллионов рублей сроком до трех лет со ставкой от 2 до 8 про- центов. Для начинающих в фонде открыта возмож- ность получить микрозайм до 300 тысяч рублей под два процента годовых — на пополнение оборотных средств и на выполнение государственныхимуници- пальных контрактов. Системный подход Содействие развитию объектов инфраструктуры — одна из задач, постав- ленных органам местного самоуправления главой администрации области Олегом Петровичем Коро- лёвым. Эта работа ведет- ся системно с 2003 года, когда был создан первый в области бизнес-инкуба- тор «Содружество». С тех пор их появилось девять в разных районах, открыто шестнадцать муниципаль- ных информационно-кон- сультационных центров, центры кластерного раз- вития, инновационного молодежного творчества, развития кооперативов. Созданы особые струк- туры в сфере инноваций: технопарк, региональный инжиниринговый центр. В 2016 году открыт Центр координации под- держки экспортно-ори- ентированных субъектов малого и среднего предпри- нимательства для продви- жения продукции на экс- порт. Задача на текущий год: увеличить количество экспортеров до сорока. Центр является и коор- динатором деятельности организаций инфраструк- туры, действующих на территории региона. Значение малого биз- неса для развития области и страны сегодня трудно переоценить. Не случайно следующий год в России объявлен Годом предпри- нимательства. Хочу под- черкнуть, за всем сказан- ным стоят люди особой породы—предпринимате- ли, движущая сила эконо- мического развития. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с праздником. Новых успе- хов и новых свершений, коллеги! Модернизация за счет экономии Энергосберегающие системы « Энеркома » активно завоевывают рынок Владимир Михайлов Производственное объединение «Энерком», входящая в группу компаний «Enercom», резидент особой эконо- мической зоны «Липецк». Компания создана в 2009 году с целью формирования качественной производ- ственной базы для эффективного решения проблем энергосбережения, что позволит добиться мирового лидерства в производстве светотехники, опираясь на новейшие научные разработки. Специализация предприятия — создание и внедрение оптимальных энергосберегающих систем освещения с учетом требований потребителей, себестоимости, эксплуатационных особенностей, срока использова- ния. Надо отметить, липецкая энергоинжиниринговая компания в решении амбициозной цели достигла особенных успехов. За счет чего? Об этом нашим читателям рассказывает руководитель компании Сергей Стрельцов. Когда эффект очевиден — Об энергосбереже- нии в стране всерьез заду- мались в 2009 году. Стало ясно, за этим направле- нием — серьезное буду- щее. Но с чего начать? Тем временем на рынке стали появляться предложения светодиодных светиль- ников, что привело нас к мысли — именно здесь надо вести разработки по энергосбережению. Хотя надо понимать, светодиод- ные светильники — лишь небольшая часть энерго- сбережения. В стратегии компании — расширить спектр направлений, ре- шающих эту задачу, есть наработки, проекты,—от- метил он. Светодиодные светиль- ники — продукт, эффект которого потребителюлег- ко ощутить и измерить. С чего мы начинали? Побы- вали на многих тематиче- ских мировых выставках, ознакомились с кругом производителей, закупи- ли пробные образцы, за- нялись перепродажей. Однако на проданные из- делия пошла волна рекла- маций. Стало ясно — не все светильники пригодны для промышленного сег- мента, с которым мы на- меревались работать. Но конкурировать с компани- ями, давно работающими на этом направлении, не имело смысла. Поэтому мы решили искать свою нишу и нашли. Это так называемый проектный подход, когда работа ве- дется непосредственно с заказчиком, который планирует достижение нужных показателей по экономии. Тут важно все —и проектирование опти- мальных схем освещения, и наведение порядка в уже имеющихся, иприменение энергоэффективных тех- нологий. В ряде случаев мы до- стигали серьезного эф- фекта — до 90 процентов экономии. То есть, при нашем подходе модерни- зируется все энергохозяй- ство предприятия. Тогда успех будет обеспечен. А значит, и рост доверия к светодиодам. Но все же сдерживающие факторы остаются: взрывного роста спроса пока не произошло. Он очевиден лишь в част- ном, бытовом секторе, где проблемы намного проще, чем в промышленности. Большинство компаний- производителей поэтому ориентированы именно на этот сегмент потребления. Курс без колебаний Нам повезло в конку- ренции с крупными миро- выми производителями светодиодов: их изделия в связи с ростом курса дол- лара стали неконкуренто- способными. Стало ясно, что перепродавать чужие изделия — подход не луч- ший. К тому же они при- способлены под условия и требования американских и европейских потребите- лей. У нас другие сети, ре- жимы, другие климатиче- ские условия и много чего другого. То есть нашим промышленным предпри- ятиям нужны иные све- тильники. Этот спрос мы и решили обеспечить своим предложением. В основу положен такой принцип: продукция должна быстро окупаться , надежно и дол- го эксплуатироваться. Все взвесив, начали работать с потребителями напрямую. Наш«идеальный» клиент, замечу, тот, кто «обжегся» на некачественном рыноч- ном продукте. Надо было преодолеть и другую проблему: вести одновременно обновление инфраструктуры предпри- ятий, обновление фондов. Не все идут на это, посколь- ку период планирования деятельности компании, как правило, короткий, а срок эксплуатации энер- гооборудования — до двух десятков лет. Поэтомумыначалираз- работку инструментов фи- нансирования совместно с банком ВТБ, на что ушло несколько лет. Такой ин- струмент был предложен компании «Балтика», где мы «под ключ» модерни- зировали шесть заводов. Компания в это не вложила ни рубля. За свой счет мы провели модернизацию и светильников, и сопутству- ющей инфраструктуры. Расчет же был произведен из полученнойв результате модернизации экономии. Всю сделку финансировал банк ВТБ. Выгода при та- кой схеме очевидна для всех трех сторон. Компания, как видим, не только не вкладывает свои средства в модерни- зацию электроосвещения, а использует их на цели производства, да еще полу- чает экономию от модер- низации вспомогательной инфраструктуры и осве- щения. Этот опыт показал свою результативность, и сегодня ВТБ уже создал новый «коробочный» про- дукт, готовый к примене- нию. Привлекательная схема Схема привлекательна, и мы позитивно настроены на дальнейшее освоение рынка. Главное, она по- зволяет решать ключевую проблему—обновления со- путствующей инфраструк- туры. В контракт можно включать замену шкафов, проводки и прочего — за все «расплатятся» наши экономичные светильни- ки. Другими словами: за счет будущей экономии заказчикможет поправить текущие дела. Сегодня мы произво- дим продукцию, которая отвечает требованиям по- требителя. Собственное производство позволя- ет контролировать весь процесс. Благодаря мо- ниторингу мы отобрали перечень технологических решений, которые пока- зались нам интересны- ми, испытали их, в том числе в промышленных условиях на «Балтике», где установлено свыше пятнадцати тысяч наших светильников. Ресурсные испытания их превышают имеющиеся аналоги. Что является хорошим стиму- лом для потребителей — и по сроку эксплуатации, и по ощутимой энерго- экономии. Думаю, что все пока еще имеющиеся опа- сения потребителей мы сумеем снять: наша схема финансирования и про- дукт компании «Enercom» на светодиодных модулях работают надежно. Информированные оптимисты Открытая предпринимательская гильдия обретает вес в деловых кругах Ольга Шкатова —Многие из наших коллег хорошо знают, как решаются проблемы в бизне- се, и готовы делиться своим опытом. Мы очень информированные оптимисты, — и в шутку и всерьез заявляет Андрей Корчагин, возглавляющий общественную некоммерческую организацию «Откры- тая предпринимательская гильдия». —Члены нашей организации являются еще и представителями Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области, поэтому принимают активное участие во встречах различного уровня по вопросам бизнеса и предпринимательства, тщательно готовясь к каждой из них. Если мы задаем вопрос, то на 99,9 процента мы его прора- ботали заранее, отсмотрели существую- щий опыт и нормативную базу. Каждый из наших предпринимателей— эксперт в своей сфере деятельности. Зарегистрированная недавно обще- ственная организация ведет работу и по другим направлениям. Например к тому, что с улиц областного центра исчезли желто-зеленые палаточные ярмарки, где, как выяснилось, сплошь и рядом были нарушения правил торговли продуктами, Открытая предпринимательская гильдия имеет самое непосредственное отношение. По словам Андрея Корчагина, у орга- низации, как у любого хорошего дела, есть своя предыстория. Все началось в 1992 году, когда в Липецке появились первые адаптированныеамериканскиепрограммы по экономическому образованию школь- ников, которые выпускник факультета технологииипредпринимательстваЛГПИ Андрей Корчагин стал активно внедрять в образовательнуюсреду.Врезультатев1997 году появилась автономная некоммерче- ская организация «Центр экономического образованиямолодежи», где занимались и подготовкой в вузы по соответствующим направлениям, и организацией первых экономическихсменвзагородныхлагерях. Центр подготовил базу для открытия в 2002 году «Молодежной бизнес-школы», еще однойобщественнойорганизации с бо- лее узкой направленностьюдеятельности. С этого года стали проводиться и ярмарки школьных компаний. Планомерная работа с молодежьюдала своиплоды:многие выпускникиобластной бизнес-школыоткрылисвоеделоивлились в рядыпредпринимателей региона, создав за последние несколько лет сообщество, насчитывающее около сотни человек. Традиционным мероприятием стали биз- нес-обеды, вовремякоторыхпредпринима- тели обсуждают возникающие проблемыи обмениваются новостями. Часто на таких встречах бывают гости — специалисты в различных областях и просто интересные люди.Другойформат— лекциинаважные темы, касающиеся бизнеса. Благодаря таким встречам, люди объединились не только по профессиональным интересам, но и по увлечениям. — Постепенно мы пришли к выводу, что неформальные встречинадо перенести в рамки официально зарегистрированной организации, у которой будут определен- ный вес и полномочия. Открытая пред- принимательская гильдия объединяет молодых, но опытныхпредпринимателей, — объясняет Андрей Корчагин. — Мы собрались вместе для защиты, взаимо- помощи и взаимоподдержки. Владение информацией уже в определенной степени защищает. Более того, хорошийсовет тоже способенпомочь делу. Вэтомгодумыпред- ложили новый формат для общения: так называемый «разбор бизнеса», когда кол- леги, анализируячью-то работу, с позиций своего опыта говорятправду, объясняя, по- чемунет, положим, достаточнойприбыли. Часто собственныйглаз «замыливается», и предприниматель, погруженный в бизнес, не видит недостатков в своейработе. Такие проработкиочень встряхивают и заставля- ют перестраиваться. Для предпринимателей важна ипсихо- логическаяподдержка,—убежденАндрей Корчагин. — На наших бизнес-обедах метод «Посоветоваться» всегда работает. Сомневаешься ли в выборе нового продук- та, вышелликонфликт с сотрудникомили контрагентом, спроси, что делали другие в таких случаях. Общение с коллегами всег- да дает результат и подсказывает решение проблемы. C егодня на территории области осуществляют деятельность более 40 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса , которые обеспечивают 15 процентов налоговых поступлений , более 30 процентов рабочих мест , 24 процента валового регионального продукта ” Компания не только не вкладывает свои средства в модернизацию электроосвещения , а использует их на цели производства , да еще получает экономию от модернизации вспомогательной инфраструктуры и освещения . Этот опыт показал свою результативность ” На правах рекламы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz