Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ В гостях у воспитанников центра — Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Куракова. Труд и спорт — лучшая терапия для души. ФОТО ЦЕНТРА «КОВЧЕГ» № 98/25476/ 25 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Спасительный ковчег ЕЛЕНА БРЕДИС Включая кризисный центр для женщин с детьми, у нас в области семь социально-реабилитационных центров для не- совершеннолетних. Для чего они нужны, что происходит за их стенами? С этими вопросами мы обратились к директору Елецкого социально-реабилитационного центра «Ковчег» Марии Гридчиной. — Такие центры, как наш, открывались в системе про- филактики безнадзорности. Во-первых, к нам привозят де- тей, оставшихся без попечения родителей и еще не получив- ших определенного статуса. Онинаходятся у нас, пока идет разбирательство и принимает- ся решение, лишить ли маму с папой родительских прав, ограничить их в правах или вернуть им ребенка. Бывает, что беспризорный ребенок находится у нас, пока соот- ветствующие службы разы- скивают его родителей. А что делать одинокой маме, родной или приемной, если ее вдруг положили в больницу или в других экстренных случаях? Вот на это время деток к нам и перевозят. —А бывает так, что ссоры ипьянки в семье прекращают- ся, и вывозвращаете ребенка? — Увы, очень редко. Хотя и органы опеки, и социальные службывсе этовремяпомогают семье наладить нормальную жизнь. Их устраивают на ра- боту, помогают сделатьремонт, лечат, кодируют. Но через какое-то времявсе возвращает- ся на круги своя. Так что даже если мы отдаем им ребенка, через какое-то время он опять возвращаетсякнам.Такбывает и два, и три раза. Конечно, это огромная трагедия для детей. Новый статус — Из вашего центра мно- го берут детей в приемные семьи? —Берут. Но знаете, у меня неоднозначное отношение вот к этой повальной тенденции— всехотдатьподопекунствоили в приемнуюсемью. Яслишком давно работаюс детьмии знаю, как много случаев конфлик- тов в родительско-детских отношениях именно в таких семьях. Знаю случаи вторич- ного сиротства. Вот сейчас у нас мальчик, который уже в третий раз будет получать статус сироты. Все прекрасно, но надо очень тщательно отби- рать такие семьи и тысячу раз перепроверять. Это ведь очень сложное дело — взять чужого ребенка и полюбить. — С чего начинается рабо- та с ребенком? — Первые десять дней за ним наблюдают все наши спе- циалисты: психологи, логопе- ды, дефектологи, социальные педагоги. Потом собирается консилиум и решает, какую программу реабилитации со- ставить конкретно этому ре- бенку. У нас есть возможность подходить индивидуально к каждому. У нас очень много своих авторских программ, лицензированных, покоторым Шанс помочь ребенку мы работаем уже десять лет. Конечно, наблюдаем ребенка в динамике. Одновременно ра- ботаем с семьей, даем советы, рекомендации. Но даже если ребенок вернулся в семью, мы периодически навещаем его и отслеживаем ситуацию. — На примерах детей вы можете привести примеры каких-то результатов? — Знаете, если они воз- вращаются в свои школы, то у нас обязательно спрашивают: «Что вы там с ними делаете? Ребенок совсем другой стал!» Авсе дело в том, что в своих се- мьях эти дети где-то на заднем плане, они никому не нужны, плохо одеты, мало развиты, у них очень заниженная само- оценка. Вшколе с этим ничего не могут сделать, там задачи другие. Вот они и ходят в веч- ных троечниках. Их же никто не хвалит, таких детей. А мы стараемся в каждом из них отыскать искорку и раздуть ее. А когда ребенок начинает понимать, что в чем-то он лучше, способнее других, что онможет то, чего не могут дру- гие, то он начинает по-другому воспринимать себя, у него по- вышается самооценка, уходят комплексы неполноценности. Ситуации сложные, конечно. Вот у нас сейчас четверо детей находятся, уже в третий раз. Дети — талантливейшие! А мать — никудышная. Живет где-то в Тамбовской области, концы не найдешь. Дети без регистрации. Вот что делать? Просим город, чтобы подава- ли на лишение ее родитель- ских прав, потому что куда же дальше? Они у нас уже восемь месяцев живут, мы по закону не имеем права их дольше держать. Собственный путь —А бывают случаи, когда ребенок вопреки всей окру- жающей социальной среде вырывается из нее и находит свой собственный путь? — Представьте, бывают. Помню, кнампоместилидевоч- ку, уже в одиннадцатом клас- се. Говорят, она всю дорогу, пока ехала, повторя- ла: «Я докажу, я докажу, что есть другая жизнь!» Так вот у нас она закончила один- надцатый, посту- пила в елецкий университет на психолога, там же закончила с отличием маги- стратуру. Теперь у нее уже своя семья, ребенок, а работает она психологом в на- шем центре. И кто, как не она, знает специфику этих детей. Я бы не сказала, чтота- кихслучаевмало. Попал к нам как- то мальчик, вот интеллигент от рождения, даже непонятно, отку- да такие в подобных семьях рождаются!Умненький, дисци- плинированный. Он после нас в кадетский класс поступил. А после окончания, представляе- те, поступил в академию ФСБ! И я бы не сказала, что таких детеймало.Имедикисрединих есть, и педагоги. — То есть детям иногда просто нужно показать, что есть другой мир… — Именно это мы и пыта- емся сделать! Показать, что есть другоймир, другаяжизнь. Главное, нельзяна ребенке ста- вить крест. Унас была девочка из Электростали. Отец привез и посадил на ступеньки. У нее вмедкарте стоял диагноз «оли- гофрения в степени дебиль- ности». Но тут, в центре, мы обнаружили, насколько она талантливая, разносторонне одаренная. И представьте, со временем мы сумели снять с нее этот диагноз. Она ведь и училась нормально, а уж ка- кие танцы придумывала. И в итоге она пошла в нормальную обычнуюжизнь, выучилась на парикмахера, у нее своя семья, чудесные детишки. — Несмотря на все уста- новленные законом сроки, если вы видите, что именно у вас ребенку хорошо, вы пы- таетесь как-то продлить его пребывание у вас? — Конечно, такое бывает. Бывают дети, ради которых готов на все, лишь бы им по- мочь. Придумываем какие-то основания, находим аргумен- ты. И крестим мы их, и замуж отдаем,ичеготольконебывает. За то время, что я работаю, уже больше тысячи восьмидесяти детейунаспобывало.Представ- ляете, сколько судеб. Я уже и «бабушка» многократная. Трудные судьбы —Абывают судьбы, о кото- рых больно вспоминать? — Конечно, да в большин- стве своем они такие. До сих пор помню маленькую такую девочку, Олю. Беленькая, как одуванчик. Так ее хотела взять одна женщина, так хотела. И вдруг у нее онкологию обнару- живают. Понятно, отказали. Но после лечения этаженщина уже двенадцать летживет, дай Бог ей здоровья, а девочку все равно ей не отдали. Передали какой-то очень старой жен- щине, я слышала, не очень хорошо ей там. — Они вам звонят? — Да, очень многие про- должают поддерживать связь. И пишут в соцсетях, и звонят, рассказывают о всех новых событиях в жизни. И на все значимые события обязатель- но приглашают. Если честно, намжалко с ними расставать- ся, они же нам как родные. Конечно, мы часто сталки- ваемся с душевной болью. Взять хоть возвраты детей. В прошлом году их было три, в этом году — уже четыре. Эти детки требуют особого подхо- да, ведь они пережили двой- ное предательство. Их души приходится очень долго ото- гревать. Самое ужасное, когда мама исчезает в неизвестном направлении и формально ее нельзя лишить родительских прав. Ребенок остается без какого-либо статуса и, соот- ветственно, без помощи госу- дарства. В прошлом году от- правляли одну девочку после девятого класса в колледж, у нее тоже мама отсутствовала, но не была лишена прав. Так вот, собрались всем центром, скинулись, но на сколько ей этих денег хватит во время учебы? Грустно. — А каких-то детей вам приходится отправлять в дру- гие учреждения? — Да, если мы видим, что ребенок в силу какого-то диа- гноза просто не тянет нашу обычную программу. Тогда приходится переводить в спе- циализированные учрежде- ния. Но вы знаете, это тоже необыкновенные дети. Они та- кие открытые, такие светлые и добрые. Да, в чем-то не по возрасту наивные, но готовые всей душой прикипеть к вам. Пока они воспитываются в этих учреждениях, они не ви- дят всей грязи и гадости этого мира, ониживут в мире своем. — Что же будет с ними по- том? — Не задавайте мне таких вопросов. Что я отвечу? Я знаю, что в некоторых реги- онах при учреждениях для детей, оставшихся без по- печения родителей, строятся социальные гостиницы. По- моему, это замечательно. Во время учебы на каникулах дети могут приехать и пожить рядом со своими родными вос- питателями, друзьями, могут окунуться в свой мир. В конце концов, в таких гостиницах могли быжить те, кто ожидает своей очереди на жилье. Да просто приехать на выходные и иметь возможность пожало- ваться, рассказать о проблеме, получить совет. Для них это очень важно. И если уж мы пытаемся создать в регионе некий «остров везения» для детей-сирот, то это, по-моему, необходимо было бысделать.Я слышала, именно такая мечта есть у директора Елецкого интерната ЛюдмилыОстянко. Вы знаете, мне кажется, не зря мы назвали свой центр «Ковчегом». Потому что у нас ребенок, попавший в трудную ситуацию, имеет все шансы спастись. И мы все для этого сделаем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz