Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 94 /25472/19 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2016 год В том числе была установлена административная ответственность за воспрепятство- вание деятельности Уполномоченного, а региональный закон об Уполномоченном был дополнен правом Уполномоченного назначать своих общественных представителей. Вместе с тем еще остаются проблемы, препятствующие еще более эффективной ра- боте Уполномоченного, среди них можно выделить следующие: 1. Федеральное законодательство, закрепляющее правовое положение и полно- мочия региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, во многом не соответствует (в сторону уменьшения) правам Уполномоченного при Президенте Рос- сийской Федерации по защите прав предпринимателей (права которого, к слову, также должны получить большее распространение). Указанное влечет за собой значительное ограничение возможностей региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей и создает барьеры на пути осущест- вления ими деятельности по защите прав и законных интересов предпринимателей. В связи с этим Уполномоченный считает необходимым внести в федеральное зако- нодательство изменения и дополнения, расширяющие круг прав региональных уполно- моченных по защите прав предпринимателей, в том числе: 1) внести изменения в статью 17.2.2. Кодекса Российской Федерации об админи- стративных правонарушениях, установив ответственность за воспрепятствование дея- тельности региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, в том чис- ле нарушения законодательства в части своевременного предоставления региональным уполномоченным запрашиваемой информации; 2) дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Граждан- ский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный ко- декс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях правом региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей знакомиться с материалами дел по жалобам (обращениям), находящимся на рассмотрении регио- нальных бизнес-омбудсменов; 3) дополнить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арби- тражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации правом региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей вступать в дело на стороне субъекта предприниматель- ской деятельности (истца или ответчика) в качестве третьего лица, не заявляющего са- мостоятельных требований относительно предмета спора; 4) дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации правом ре- гиональных уполномоченных по защите прав предпринимателей выступать в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, осужденного – субъекта предпринимательской деятельности; 5) дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше- ниях правом региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей быть допущенными к участию в деле в качестве защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности. 2. В настоящее время штатная численность аппарата Уполномоченного составляет 3 единицы: 2 главных консультанта и 1 консультант (в то время как штатная численность аппаратов уполномоченных в других субъектах Российской Федерации составляет в среднем 7-8 человек). Аппарат Уполномоченного обеспечивает правовое, организационное, научно-анали- тическое и информационно-справочное обеспечение деятельности Уполномоченного, в том числе: – рассматривает жалобы (обращения) субъектов предпринимательской деятельно- сти; – обеспечивает ведение реестра обращений, внесение и обработку данных в Единой информационной системе (ЕИС); – планирует и координирует рабочий график Уполномоченного, организовывает встречи субъектов предпринимательской деятельности с Уполномоченным; – консультирует субъектов предпринимательской деятельности по вопросам избра- ния необходимых форм и методов защиты их нарушенных прав; – участвует в проверках субъектов предпринимательской деятельности в рамках го- сударственного или муниципального контроля (надзора); – осуществляет выезды в муниципальные районы Липецкой области в целях оказа- ния субъектам предпринимательской деятельности помощи в оформлении жалоб (обра- щений) на имя Уполномоченного; – обеспечивает участие Уполномоченного в судах; – осуществляет при оценке регулирующего воздействия анализ проектов норматив- ных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности; – осуществляет экспертизу действующих нормативных правовых актов органов госу- дарственной власти и местного самоуправления Липецкой области; – осуществляет взаимодействие с экспертами «рro bono publico» Уполномоченного; – осуществляет взаимодействие Уполномоченного с органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, судами, правоохранитель- ными органами, прокуратурой; – обеспечивает взаимодействие Уполномоченного с Уполномоченным при Прези- денте РФ по защите прав предпринимателей и его аппаратом; – ведет документооборот в аппарате; – осуществляет координацию деятельности и взаимодействие Уполномоченного с общественными, правозащитными и иными организациями; – подготавливает проведение Уполномоченным официальных мероприятий («кру- глых столов», конференций, семинаров) по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; – подготавливает проекты соглашений о взаимодействии Уполномоченного с ор- ганами власти, правоохранительными органами, контрольно-надзорными органами, общественными структурами; – ведет администрирование официального сайта Уполномоченного; – осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности Уполномочен- ного; – сопровождает Уполномоченного при посещении им учреждений, в которых отбыва- ют наказание субъекты предпринимательской деятельности; – осуществляет взаимодействие Уполномоченного со СМИ; – подготавливает пресс-релизы об участии Уполномоченного в мероприятиях; – представляет Уполномоченного на мероприятиях, организуемых региональными уполномоченными других субъектов РФ; – осуществляет иные обязанности, закрепленные в должностных инструкциях со- трудников аппарата. В связи с большим объемом работ, выполняемых аппаратом, а также в связи с по- стоянно расширяющимся кругом задач, стоящих перед Уполномоченным, вопрос об уве- личении штатной численности аппарата Уполномоченного является одним из ключевых. Только его разрешение гарантирует выполнение всего объема задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей. Раздел 3. Оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в Липецкой области. Предложения по улучшению правового положения субъектов предпринимательской деятельности 3.1. Оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в Липецкой области По данным, представленным в Едином реестре субъектов малого и среднего пред- принимательства (https://ofd.nalog.ru/) по состоянию на 10.01.2017 г., в Липецкой обла- сти зарегистрировано 39 314 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе юриди- ческих лиц – 14 283 (36%), индивидуальных предпринимателей – 25 031 (64%). Благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности под- тверждают высокие рейтинги, присвоенные Липецкой области ведущими рейтинговыми агентствами и компаниями, положительная динамика по всем показателям реального сектора экономики и социальной сферы свидетельствуют об устойчивом социально-эко- номическом развитии региона, благоприятном инвестиционном климате и оптимальных условиях для осуществления предпринимательской деятельности на территории регио- на. По итогам 2016 года, по данным Ассоциации инновационных регионов России, в об- щем рейтинге инновационных регионов Липецкая область заняла 18-е место и располо- жилась в зоне «средне-сильные инноваторы». Необходимо отметить, что за год местные производители совершили один из самых мощных рывков в России — плюс 13 позиций. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинги Липецкой области РФ: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и на- циональной валюте с уровня «BB» до «BB+» и подтвердило краткосрочный РДЭ в ино- странной валюте «B». Национальный долгосрочный рейтинг региона повышен с уровня «AA-(rus)» до «AA(rus)» и отозван. Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Повышение рейтингов отражает более сильные, чем ожидалось, операционные по- казатели, что привело к низкому дефициту до движения долга и соответствующему сни- жению долга. Национальные рейтинги отозваны, так как Fitch отозвало рейтинги по национальной шкале в России ввиду изменений в регулятивной среде для кредитных рейтинговых агентств в стране (см. сообщение «Fitch Ratings отзывает рейтинги по национальной шкале в Российской Федерации»/‘Fitch Ratings Withdraws National Scale Ratings in the Russian Federation’ от 23 декабря 2016 г.). По оценке рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») область на протяжении по- следних 5 лет входит в группу лидеров с минимальными рисками инвестирования. В 2016 году Липецкая область сохранила свои позиции, заняв 3-е место в рейтинге инве- стиционных рисков. В регионе продолжается активное развитие трехуровневой системы привлечения инвестиций в экономику региона: 1. Особая экономическая зона федерального уровня «Липецк». По состоянию на 01.01.2017 г. в особой экономической зоне федерального уровня «Липецк» зарегистрировано 47 резидентов с объемом заявленных инвестиций 146 млрд. руб. Авторитетное издание fDi Intelligence объявило ОЭЗ «Липецк» победителем сразу в двух номинациях: «Новые инвестиции» и «Поддержка образования и профессиональной подготовки». 13 октября 2016 г. журнал группы The Financial Times опубликовал ежегод- ный рейтинг лучших ОЭЗ мира. При оценке особых экономических зон составители рей- тинга отметили весомые достижения ОЭЗ «Липецк» по привлечению инвестиций. 2. Особые экономические зоны регионального уровня (ОЭЗ РУ). Всего создано 10 ОЭЗ РУ (4 – промышленно-производственного типа, 3 – агропромышленного типа, 2 – туристско-рекреационного типа, 1 – технико-внедренческого типа). 3. Частные индустриальные парки. Всего создано 2 индустриальных парка: «Рожде- ство» и «Созидатель». Активная инвестиционная политика, проводимая в области, способствует динамич- ному росту инвестиций. В 2016 году инвестиции в основной капитал составили 123,6 млрд. руб., или 100,6% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. В целях активизации инвестиционных процессов и снижения возникающих рисков осуществляется региональная поддержка хозяйствующих субъектов области, реализую- щих инвестиционные проекты в форме: 1) предоставления налоговых льгот (льготы по налогу на имущество организаций и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему за- числению в областной бюджет) в рамках закона Липецкой области от 25 февраля 1997 г. № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области»; 2) предоставления в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда области, в рамках закона Липецкой области от 29 сентября 2004 г. № 127-ОЗ «О залого- вом фонде Липецкой области»; 3) государственных гарантий области по инвестиционным проектам для осуществле- ния инвестиций в форме капитальных вложений; 4) предоставления субсидий из областного бюджета; 5) предоставления информационной поддержки. Все это свидетельствует о том, что в Липецкой области созданы максимально благо- приятные условия для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятель- ности. В целях анализа эффективности созданных условий для осуществления предпри- нимательской деятельности проведено анкетирование предпринимателей Липецкой области. 3.2. Итоги анкетирования субъектов предпринимательской деятельности в Липецкой области. Анкетирование субъектов предпринимательской деятельности проходило в 3 этапа. I этап. Для подготовки к совместному форуму с Липецкой областной прокуратурой, про- шедшему 24 августа 2016 года, с июля по август проводилось анкетирование субъектов предпринимательской деятельности. Основной целью опроса было понять, является ли контрольно-надзорная деятельность существенным барьером для осуществления пред- принимательской деятельности, как исполняется мораторий на проверки, а также выя- вить факторы, препятствующие легальной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. В опросе приняли участие более 300 человек. Опрос проводился в городе Липецк методом интервью с представителями малого и среднего бизнеса. Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как давно Вы занимаетесь бизнесом?» Большинство опрошенных организаций оказались небольшими фирмами с числом сотрудников до 15 человек, давно существующими на рынке, с основными сферами де- ятельности – торговля и предоставление услуг и годовым оборотом до 500 тысяч рублей в год. Сфера деятельности % Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 37% Предоставление прочих видов услуг (образование, досуг и развлечения, информации и связи, финансовых, транспортных и логистических и т.д.) 31% Строительство 6% Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 4% Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 4% Обрабатывающие производства 4% Другое 14% Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите основной вид деятельности Вашей организации» Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Подвергалась ли Ваша организация проверкам в 2016 году?» Почти у 40% организаций проводились проверки, 60 % из которых внеплановые. Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто осуществлялись проверки в течение 2016 года?» Среднее количество проверок на организацию – 3, и только 16% проверенных компа- ний входит в список исключений из моратория на проверки. Большую часть проверок осуществляли налоговые органы и органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Доля контрольно-надзорных органов в проведенных проверках % Налоговые органы 36% Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав по- требителей 23% Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда 7% Государственная противопожарная служба 5% Органы внутренних дел (полиция) 3% Органы, осуществляющие государственный экологический контроль 3% Государственный энергетический надзор (Ростехнадзор) 2% Органы государственного статистического учета 2% Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы 2% Затрудняюсь ответить 2% Другое 19% Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие контрольно-надзорные органы Вас проверяли?» В категорию «Другое» вошли такие органы, как: Пенсионный фонд, органы Россий- ской транспортной инспекции, органы стандартизации, метрологии и сертификации, прокуратура, Россельхознадзор, Управление потребительского рынка, ФМС, Управле- ние Роскомнадзора, Рособрнадзор, Управление ценовой политики, ФСС, МЧС, Государ- ственная жилищная инспекция, Управление здравоохранения. Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какому типу проверки Вы подверглись и ее причины?» 15% внеплановых проверок, по информации респондентов, было осуществлено в ходе «рейдов», 14% – после жалобы. Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие санкции в отношении Вас были применены по результатам проверки?» Порядка 70% проверок завершилось без применения санкций. Рисунок 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ваша осведомленность о моратории на проверки» Рисунок 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Давление административной нагрузки на Ваш бизнес» 25% представителей предприятий отметили повышение административной нагрузки в течение последнего года. Рисунок 10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сотрудники каких органов допускают злоупотребления при проведении проверок?» Порядка 38% опрошенных считают, что больше всего злоупотреблений допускается при проведении проверок ФНС. Рисунок 11. Распределение ответов респондентов на вопрос: «С какими барьерами сталкивалась Ваша компания?» Продолжение. Начало на 5–10-й стр. Продолжение на 12-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz