Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 94 /25472/19 МАЯ 2017 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2016 год Продолжение. Начало на 5–7-й стр. Продолжение на 9-й стр. уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Таким образом, так как полномочия по принятию решения об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, прямо не были отнесены Уставом города Липецка к ведению исполнитель- ного органа местного самоуправления, то в силу прямого указания закона (ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) постановление администрации г. Липецка от 21 февраля 2014 г. № 339 не может считаться законным, так как принято не- уполномоченным органом. Из прокуратуры Липецкой области был получен ответ, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, так как «в силу ст. 50 Устава городского округа г. Липецка к компетенции администрации города относится утверждение схем границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускает- ся розничная продажа алкогольной продукции, а также муниципальный контроль в обла- сти торговой деятельности». Дата принятия Устава, на который прокуратурой была сделана ссылка, в ответе ука- зана не была. Уполномоченным самостоятельно было установлено, что прокуратурой была сделана ссылка на статью 50 Устава городского округа город Липецк Липецкой области Россий- ской Федерации, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 г. № 990. Исходя из даты принятия Устава, следует, что он был принят уже после принятия ад- министрацией города Липецка постановления от 21 февраля 2014 г. № 339. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законо- дательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Прокуратурой Липецкой области не было мотивировано, по какой причине ею была сделана ссылка на Устав городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации, принятый решением Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 г. № 990, а также по какой причине ею сделан вывод о том, что Устав городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации, принятый решением Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 г. № 990, имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Не согласившимся с мнением прокуратуры Липецкой области Уполномоченным было направлено обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Срок разрешения обращения Уполномоченного в установленном порядке Генераль- ной прокуратурой Российской Федерации продлевался. По результатам проведенной проверки из Генеральной прокуратуры РФ Уполномо- ченным был получен ответ, в котором сообщалось, что «пункт 42 статьи 33 Устава города Липецка, принятый решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 № 990, к компетенции администрации города относил и иные полномочия в соответ- ствии с действующим законодательством. Реализуя последние, исполнительно-распо- рядительным органом муниципального образования правомерно был принят норматив- ный акт, регулирующий правоотношения в сфере розничной продажи алкогольной про- дукции в городе Липецке. Действующая в настоящее время редакция Устава городского округа Липецка предусматривает, что утверждение схем границ прилегающих к органи- зациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкоголь- ной продукции, входит в полномочия администрации города. При таких обстоятельствах оснований для оспаривания постановления администрации г. Липецка от 21.02.2014 № 339 «Об утверждении схем границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липец- ке» не имеется». Хотя доводы Генеральной прокуратуры РФ не совпадали с доводами прокуратуры Липецкой области, поддержки обращение Уполномоченного так и не нашло. Как уже сообщало ранее, Уполномоченный не может согласиться с мнением проку- ратуры в указанном вопросе, однако, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональные уполномоченные по защите прав предпринима- телей, в отличие от прокуратуры, не наделены правом обжалования нормативных право- вых актов. Кроме этого, отсутствие своевременного прокурорского реагирования по данному вопросу повлекло, по мнению Уполномоченного, возникновение убытков в виде упущен- ной выгоды как для предпринимательского сообщества, так и для бюджетов муници- пального и регионального уровней. В 2016 году продолжено взаимодействие Уполномоченного с исполнительными федеральными органами власти Липецкой области, которое осуществлялось посред- ством служебной переписки, а также участия в различных мероприятиях и совещаниях. Наиболее конструктивное взаимодействие налажено с Управлением Роспотребнад- зора по Липецкой области, УФНС России по Липецкой области, Липецким УФАС России, Главным управлением МЧС России по Липецкой области. По итогам 2016 года Уполномоченным продолжено взаимодействие с ведущими общественными объединениями предпринимателей Липецкой области: Липецкой торгово-промышленной палатой, Липецким областным региональным отделением об- щероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Липецким региональным отделением общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», региональ- ной общественной организацией объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области», а также отраслевыми объединениями предпри- нимателей. В рамках взаимодействия с общественными объединениями и предприниматель- ским сообществом Уполномоченный принял участие в работе различных круглых столов, бизнес-форумов и конференций. Наиболее значимыми из них являются следующие. 17 февраля 2016 года, практический форум «Всероссийский совет директоров: как обеспечить рост бизнесу в 2016 году», который был организован журналом «Генераль- ный Директор» при поддержке администрации города Липецка. В работе форума приняло участие более 300 собственников, руководителей пред- приятий г. Липецка и области. Уполномоченный отметил, что сегодня проверяющие органы все больше и больше получают инструментов для контроля и проверок бизнеса, поэтому предприниматели, руководители предприятий должны постоянно учиться, искать новую информацию, сле- дить за изменениями в законах, постоянно искать новые идеи для развития бизнеса. 2 марта 2016 года, круглый стол «Что нужно для малого и среднего бизнеса, чтобы выжить в условиях экономического кризиса». Мероприятие организовано региональным отделением Общероссийского координационного центра объединений предпринимате- лей совместно с Прокуратурой Липецкой области. На круглом столе обсуждались вопросы нестационарных объектов торговли и услуг на территории муниципального образования город Липецк; возможности развития тор- говли малого формата в Липецкой области и в городе Липецке; соответствие санитар- ным нормам условий реализации продуктов в объектах торговли Липецкой области и города Липецка; проверки; виды поддержки начинающим предпринимателям в условиях экономического кризиса в Липецкой области и в городе Липецке. 24-26 мая 2016 года, V Международная научно-практическая конференция «Обе- спечение комплексной безопасности предприятия: проблемы и решения», которая со- стоялась при организационной поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В деловом собрании приняли участие директора крупных экономических структур Израиля, Америки и России. В рамках мероприятия прошли круглые столы, мастер-клас- сы, учёные и специалисты выступили с докладами по современным проблемам обеспе- чения комплексной безопасности предприятий и организаций. Главной темой конференции стало обсуждение вопроса по обеспечению безопас- ности бизнеса, были затронуты вопросы, связанные с безопасностью активов и имуще- ства, инженерно-технической безопасностью и экологией, информационной безопас- ностью, комплаенса (compliance), правовой безопасностью, финансово-экономической безопасностью. По итогам конференции участники получили не только опыт и знания, но и практи- ческие решения насущных вопросов, а также установили надежные и взаимовыгодные связи с партнерами и профессионалами в области безопасности бизнеса. В сфере международного сотрудничества в области малого и среднего предприни- мательства Уполномоченный принял участие в работе: • II Российско-китайского форума малого и среднего бизнеса, который прошел 30 и 31 мая 2016 года в г. Сочи. Главными организаторами форума стали Уполномоченный при Президенте по защи- те прав предпринимателей Борис Титов, посол Китайской Народной Республики (КНР) Ли Хуэй, заместитель председателя правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, первый вице-премьер КНР Чан Гаоли. В работе форума также приняли участие представители Правительства Российской Федерации, депутаты Госдумы РФ, главы российских регионов, представители обще- ственных предпринимательских организаций, банков, предприятий, высших учебных заведений. КНР представили чрезвычайный и полномочный посол КНР в России, члены региональных властных структур, руководство предпринимательских ассоциаций, пред- ставители компаний различных отраслей, образовательного сектора, СМИ. Главная цель форума: развитие действующей на постоянной основе площадки пря- мых контактов представителей бизнес-кругов России, КНР и организаций, вовлеченных в формирование благоприятной деловой среды, а также создание позитивных условий для развития сотрудничества малого и среднего бизнеса двух стран, включая практи- ческие инструменты и механизмы взаимодействия, презентация инвестиционных про- ектов, создание платформы электронной коммерции экспорта российских продуктов в Китай. Для переговоров на форуме были организованы круглые столы по разным направле- ниям. Участники рассказали о преимуществах своих регионов и выразили надежду, что такое общение перерастет в конкретные соглашения и инвестиционные контракты. Бизнес-омбудсмен В.М. Подгорный рассказал участникам форума об инвестицион- ном потенциале Липецкой области, охарактеризовал преимущества, которые снижают риски для инвестиций в экономику региона и гарантируют хорошие коммерческие по- казатели проектов. По результатам участия бизнес-омбудсмена поступило несколько предложений по реализации инвестиционных проектов на территории региона, установлены контакты с представителями КНР. В рамках форума также обсудили взаимодействие в области туризма, СМИ, сферах образования, металлургии. За два дня работы бизнесмены из России и Китая заключили десяток контрактов. Для предпринимателей с востока рос- сийский рынок стратегически важен, отметили представители китайской делегации, причем как в плане экспорта, так и импорта. Форум призван стать важным шагом на пути укрепления деловых отношений между Россией и Китаем по одному из наиболее акту- альных направлений – развитию сотрудничества малого и среднего бизнеса двух стран. • II Российско-итальянского семинара в г. Больцано (21 сентября 2016 г.) и I Россий- ско-итальянского семинара в г. Болонье (23 сентября 2016 г.). Семинар организовали итальянская некоммерческая ассоциация «Познаём Евра- зию», а также Фонд «Росконгресс», Петербургский международный экономический форум, объединение местных промышленников «Униндустрия Болонья», при участии РАНХиГС и Российской культурной ассоциации Эмилии-Романьи. В рамках данного мероприятия особое внимание было уделено торгово-экономиче- ским отношениям между Италией и Россией, сотрудничеству в области инновационных технологий механики и мехатроники, строительной промышленности, выпуска стройма- териалов и строительства, а также в сфере туризма. На мероприятии состоялись переговоры между компаниями, преимущественно представляющими малый и средний бизнес России и Италии, заинтересованными в на- лаживании и развитии взаимовыгодного сотрудничества. На полях семинаров проведены B2B встречи между итальянскими и российскими предприятиями, занятыми в таких отраслях как инновации и технологии, в т.ч. для АПК, механика и мехатроника, строительная промышленность, строительные материалы и строительство, туризм, машиностроение, сельское хозяйство и агропромышленность и др. В рамках делового визита делегации Липецкой области в Италию Уполномоченный посетил промышленные предприятия г. Болонья и г. Больцано. • II заседание рабочей группы по сотрудничеству субъектов Российской Федерации с Австрией в области малого и среднего предпринимательства в составе делегации от Липецкой области, которое прошло 16-19 ноября 2016 г. в г. Вена. Делегацию от Липецкой области возглавил заместитель главы администрации обла- сти – начальник управления финансов В. М. Щеглеватых. На заседании в рамках Дня российских регионов в Австрийской Республике состо- ялась презентации экономического и инвестиционного потенциала Липецкой области. Презентация прошла под девизом «Липецкая область – территория успеха!». Предста- вители австрийских деловых кругов получили обширную информацию о системе под- держки инвестиций, возможностях реализации перспективных проектов в различных отраслях экономики. Кроме того, проведены заседание российско-австрийского Делового Совета, пере- говоры между представителями российских регионов и деловых кругов, и австрийских компаний в формате B2B, а также обсуждались вопросы межрегионального сотрудниче- ства. Стороны договорились о поддержке делового климата посредством дальнейшего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в части совместных реали- зуемых и планируемых проектов. На заседании российско-австрийской комиссии по торговле и экономическому со- трудничеству был отмечен успех проекта компании «Хавле Индустриверке» в Чаплыгине. Австрийская компания с 2011 года выпускает высокотехнологичную запорную арматуру для водоснабжения в региональной особой экономической зоне «Чаплыгинская». Таким образом, итоги 2016 года свидетельствуют о тесном и эффективном взаимо- действии Уполномоченного с государственными органами власти, органами прокурату- ры, предпринимательскими объединениями и бизнес-сообществом. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области является дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту и свободную реализацию прав субъектами предпринимательской деятельности, а также выступает связующим звеном в диалоге между властью и бизнесом, является элементом реализуемой госу- дарственной политики, основанном на привлечении предпринимательского и эксперт- ного сообществ, государственных и общественных институтов к решению системных проблем, стоящих на пути развития бизнеса. 1.6. Информационное обеспечение деятельности Уполномоченного В целях обеспечения реализации прав граждан и юридических лиц на доступ к ин- формации о деятельности Уполномоченного и его аппарата, исполнения требований Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к инфор- мации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», иных правовых актов, принятых с целью обеспечения гласности деятельности органа власти, продолжил свое функционирование в сети Интернет официальный сайт Упол- номоченного http://омбудсмен48.рф//, а также зеркало сайта для индексации google -http://www.ombudsmenbiz48.ru. Структура сайта, информация и материалы, размещаемые на нём, соответствуют обязательным требованиям действующего законодательства, а также целям и задачам деятельности Уполномоченного. В течении 2016 года продолжена активная работа по размещению информации на официальном сайте Уполномоченного о его деятельности, посещаемых мероприятиях, а также важной информации, непосредственно касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства. Уполномоченным осуществляется большая работа по развитию общественной под- держки в деятельности института Уполномоченного. Этому направлению деятельности посвящен отдельный раздел на сайте – «Общественная поддержка», где размещен спи- сок экспертов pro bono и отдельно список общественных представителей Уполномочен- ного. За 2016 год на официальном сайте Уполномоченного в разделе «Новости» было опу- бликовано более 50 материалов. Не реже одного раза в неделю осуществляется полное резервное копирование сайта и базы данных, систематическое обновление компонентов, модулей и плагинов сайта до последних версий. Посещаемость сайта за 2016 год составила 1444 человека. Преимущественный возраст посетителей официального сайта Уполномоченного — от 25 до 34 лет, которые осуществляют вход на сайт с персональных компьютеров (92%). В 2016 году интерфейс сайта был существенно обновлен и доработан с учетом по- требностей пользователей, появилась возможность просмотра страниц слабовидящими людьми. Информация о деятельности Уполномоченного активно освещалась местными СМИ. Сотрудничая по принципу максимальной открытости, Уполномоченный комментировал наиболее актуальные проблемы бизнеса, способы их решения, а также информировал о результатах работы по восстановлению прав и законных интересов предпринимателей. Общее количество упоминаний о деятельности Уполномоченного в региональных и федеральных СМИ составило более 210. За 2016 год Уполномоченный посетил более 90 областных и муниципальных сове- щаний и круглых столов, принимал активное участие в обсуждении вопросов, касаемых предпринимательства в регионе, указывал на запреты нормативно-правового характера «тормозящие» бизнес, проводил параллели между бизнесом и властью, указывая на не- обходимость непрерывного диалога. На аккаунте Уполномоченного в социальной сети «Твиттер» и открытой группе «В Кон- такте» размещались анонсы мероприятий, итоги встреч, важная информация для пред- принимателей по вопросам изменения в законодательстве, публикации средств массовой информации об Уполномоченном, а также актуальных вопросах в сфере предпринима- тельской деятельности. Раздел 2. Реализация Уполномоченным основных задач и полномочий 2.1. Работа Уполномоченного, связанная с проведением мероприятий по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и восстановление, в пределах компетенции, их нарушенных прав В 2016 году Уполномоченным продолжена деятельность по организации и прове- дению различных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности в области их прав и законных интересов, выработке форм и методов их защиты. 24 августа 2016 года совместно с прокуратурой Липецкой области аппаратом Упол- номоченного на площадке ОЭЗ «Липецк» был проведен первый региональный форум «Защита прав предпринимателей – залог успешного развития региона». В мероприятии приняли участие глава администрации области О.П. Королев, пред- седатель Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилин, прокурор Липецкой области К.М. Кожевников, главный федеральный инспектор по Липецкой области К.А. Балашов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей В.М. Подгорный и со- трудники его аппарата, генеральный директор свободной экономической зоны «Липецк» И.Н. Кошелев, Президент Липецкой торгово-промышленной палаты А.В. Гольцов, пред- ставители общественности, бизнесмены, представители ведущих региональных СМИ. В новом формате почти 200 представителей бизнес-сообщества, региональной и муниципальной власти, контролирующих органов, судебной и правоохранительной си- стемы, общественных организаций высказали свое мнение по вопросам развития пред- принимательской инициативы населения, путей преодоления проблем, стоящих на пути развития бизнеса. Прокурор Липецкой области К.М. Кожевников в своем выступлении отметил, что при прокуратуре области создан и активно действует Общественный совет по поддержке ма- лого и среднего предпринимательства, организован постоянно действующий телефон доверия для предпринимателей, создана межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей, заключено Соглашение о сотрудничестве с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Липецкой области. В рамках подготовки к форуму Уполномоченным был проведен и представлен социо- логический опрос субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность на территории г. Липецка. Основной задачей опроса было оценить исполнение принятого моратория на про- верки, нагрузку на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, выявить факторы, препятствующие легальной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в г. Липецке. Результаты опроса показали, что в последнее время наиболее болезненным для предпринимателей вопросом является вопрос проверок. С 1 января 2016 года введены «надзорные каникулы» – трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса с надежной репутацией, т.е. тех предпринимателей, которые ранее не подвергались мерам административно-правового характера, не были лишены лицензий. Данные опроса свидетельствуют, что более половины респондентов (59%) не под- вергались проверкам со стороны контрольно-надзорных органов и только у 40% респон- дентов были проведены проверки, при этом 84% респондентов из числа проверенных попадают под действие моратория. Следует отметить, что по результатам проведения как плановых, так и внеплановых проверок в основном никаких санкций наложено не было. Ключевыми барьерами, с которыми приходится сталкиваться предприятиям малого и среднего бизнеса в регионе, являются: высокая налоговая нагрузка и нехватка квали- фицированной рабочей силы. В целом результаты социологического опроса свидетельствуют об улучшении дело- вых настроений предпринимателей в г. Липецке. По итогам форума участники в формате конструктивного диалога пришли к догово- ренности об усилении взаимодействия, взаимном обмене информацией и оперативном реагировании на каждое нарушение законодательства. Итоги обсуждения будут использованы в работе аппарата Уполномоченного со- вместно с прокуратурой области и с представителями органов власти и бизнес-сообще- ства. Кроме того, в целях привлечения молодежи к предпринимательству, информирова- ния об институте Уполномоченного, особенностях осуществления предпринимательской деятельности бизнес-омбудсменом В.М. Подгорным проведено несколько встреч со студентами и школьниками области. Так, например, 2 февраля 2016 года в Липецком институте кооперации (филиале) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» проведена лекция об основах предпринимательства. В рамках данного мероприятия особое внимание было уделено работе института Уполномоченного в Липецкой области, спектру полномочий региональных контрольно- надзорных органов, проблемам с которыми сталкиваются предприниматели региона. Одной из ключевых проблем современного «добросовестного предпринимателя», по мнению Уполномоченного, является отсутствие качественного образования в сфере об- учения бизнесу. Было отмечено, что в настоящее время очень важно не только открыть свое дело, но и не закрыть его после первой же проверки. Без знаний сегодня бизнес не может раз- виваться. Поэтому обучить предпринимателя необходимо не только технике продаж и организации производства, но и основам права, нормам, действующим в различных сферах бизнеса, вопросам защиты бизнеса. 18 апреля состоялась встреча Уполномоченного с учениками 9Д бизнес-класса МАОУ лицея № 44 г. Липецка. В рамках данного мероприятия Уполномоченный расска- зал ученикам об истории развития предпринимательства в России и в мире, сравнил ВВП России и других стран и проанализировал современную экономическую ситуацию Липецкой области. Кроме того, Уполномоченным проведено тестирование на определение предпри- нимательских способностей, в рамках которого выяснилось, что только 2 человека из 34 готовы стать предпринимателями. Подобные встречи помогают школьникам и студентам сделать свой выбор в пред- стоящем трудоустройстве – открыть свой бизнес или начать трудовую деятельность по договору найма с работодателем. Необходимо отметить, что Уполномоченный в рамках посещения различных меро- приятий, организованных общественными объединениями предпринимателей области, образовательными учреждениями, исполнительными органами Липецкой области осу- ществляет информирование субъектов предпринимательской деятельности о формах и методах защиты их прав и законных интересов. Разъяснительно-консультационная работа по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется Уполномоченным также в рамках личного приема предпринимателей. 2.2. Количественные и качественные показатели работы с обращениями Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Ли- пецкой области. Для этих целей Уполномоченный использует комплекс мер, предостав- ленных действующим законодательством. Осуществление данной работы происходит в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорными и право- охранительными органами, институтами гражданского общества. Основным источником информации о нарушениях прав и законных интересов субъ- ектов предпринимательской деятельности являются обращения и жалобы, поступающие в адрес Уполномоченного. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 05.06.2014г. № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельно- сти, зарегистрированных на территории Липецкой области, и жалобы субъектов пред- принимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Липецкой области, на решения или действия (бездействие) органов госу- дарственной власти Липецкой области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Липецкой области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государствен- ными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. В 2016 году к Уполномоченному поступило 113 жалоб и обращений, в том числе: – 52 письменные жалобы и обращения, что составляет 46% от общего количества жалоб и обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2016 году; – 57 устных обращений (50%); – 3 предложения по совершенствованию законодательства (3%); – 1 заявление предпринимателя по оказанию содействия (1%). Кроме того, в 2016 году Уполномоченным продолжена работа по 9 письменным жа- лобам и обращениям, которые поступили в 2015 году. Для сравнения – по итогам 2015 года (апрель-декабрь) всего поступило 106 жалоб и обращений, из них 39 письменных (37% от общего количества жалоб) и 67 устных (63%). Устные обращения поступали на личных приемах предпринимателей Уполномочен- ным и, в основном, касались вопросов информационного характера в сфере земельных и имущественных отношений, налогообложения, проблем развития бизнеса и продви- жения продукции, а также по вопросам государственной поддержки малого и среднего бизнеса. По всем устным обращениям даны рекомендации и разъяснения о способах и путях разрешения обозначенных вопросов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz