Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 94 /25472/19 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2016 год Продолжение. Начало на 5–6-й стр. Продолжение на 8-й стр. Принятый Закон дополнил Закон Липецкой области от 05.06.2014 года № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» статьей 4.1. следующего содержания: «Статья 4.1. Ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченно- го. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного либо вос- препятствование его деятельности в иной форме, несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации Уполномоченному (документов, материалов, ответов на обращения) влекут ответственность, установленную Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях». Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Текст Закона (приложение 2 к Докладу) был опубликован в «Липецкой газете» от 8 апреля 2016 года № 66 и на «Официальном интернет – портале правовой информации» 7 апреля 2016 года (http://publication.pravo.gov.ru/). Статьей 7.4. «Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях» от 31 августа 2004 года №119-ОЗ также установлена административная ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного. Статья 7.4. Кодекса изложена в следующей редакции: «Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Законом Ли- пецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области», Законом Липецкой области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области», а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей». Вместе с тем, в рамках работы по рассмотрению жалоб предпринимателей, Упол- номоченным отдельно выделена проблема несоблюдения должностными лицами пят- надцатидневного срока предоставления запрашиваемых Уполномоченным сведений, документов и материалов. Указанная обязанность должностных лиц закреплена в части 5 статьи 10 Федераль- ного закона от 07.05.2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпри- нимателей в Российской Федерации», а также дублируется в части 5 статьи 4 Закона Липецкой области от 05.06.2014 года № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области». Вместе с тем, исходя из требований статей 1.3, 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, субъект Российской Федерации обладает ограниченными полномочиями по правовому регулированию в сфере административной ответственности, которая может быть установлена региональным законодательством лишь в той части, в какой рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. В связи с этим «Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях» от 31 августа 2004 года № 119-ОЗ не может вводить ответственность за нарушение по- ложений региональных нормативных правовых актов, дублирующих федеральные нор- мы. В интересах Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей аналогичная административная ответственность уже установ- лена частью 3 статьи 17.2.2 Кодекса об административных правонарушениях Россий- ской Федерации «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» и изложена в следующей редакции: «Несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления ин- формации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному при Пре- зиденте Российской Федерации по защите прав предпринимателей – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей». В ответ на обращение из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей поступила информация о том, что, в це- лях совершенствования института уполномоченных по защите прав предпринимателей и обеспечения функционирования института во всех субъектах Российской Федерации как единой системы, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по за- щите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым через депутатов В.Ф. Звагельского и Е.Л. Николаеву ранее уже было инициировано внесение в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона № 1018453-6 «О внесении изменений в Фе- деральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», включающий в себя и предложенные Уполномоченным изменения. Вместе с тем, поддержки депутатского корпуса указанный проект федерального за- кона не нашел и на сегодняшний день вопрос внесения изменений в отдельные законо- дательные акты Российской Федерации в целях совершенствования работы региональ- ных уполномоченных по защите прав предпринимателей остается открытым. 1.5. Координация деятельности Уполномоченного с органами государственной власти, местного самоуправления, прокуратурой, судами, общественными объединениями. Взаимодействие с предпринимательским сообществом Оперативное и качественное решение стоящих перед Уполномоченным задач осу- ществляется при тесном взаимодействии с органами государственной власти и мест- ного самоуправления Липецкой области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Липецкой области, органами прокуратуры, правоохра- нительными органами, общественными организациями и другими публичными структу- рами. Взаимодействие осуществляется как в рамках заключенных соглашений о сотрудни- честве, так и в виде участия в работе совещательных и координационных советов раз- личных органов власти. По итогам 2016 года Уполномоченный вошел в состав следующих экспертных, со- вещательных и консультативных органов при территориальных федеральных органах власти и региональных органах государственной власти: 1. Общественный совет при управлении энергетики и тарифов Липецкой области (приказ управления энергетики и тарифов Липецкой области от 02.09.2015 г. № 01- 03/238). 2. Общественный совет при УФНС России по Липецкой области (протокол заседания Общественного совета при УФНС России по Липецкой области от 03.12.2015 г. № 09- 25/6). 3. Межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей при прокуратуре Липецкой области (Распоряжение прокуратуры Липецкой области от 28.12.2015 г.). 4. Общественный совет при прокуратуре Липецкой области по защите малого и среднего предпринимательства (протокол заседания совета от 05.02.2016 г .). 5. Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов есте- ственных монополий при главе администрации Липецкой области (распоряжение адми- нистрации Липецкой области от 28.03.2016 г. № 131-р). 6. Общественно-консультативный совет при Управлении Федеральной антимоно- польной службы по Липецкой области (приказ Федеральной антимонопольной службы № 1282/16 от 12.09.2016 г.). 7. Координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Липецкой области (распоряжение администрации Липецкой области от 11.04. 2013 г. № 128-р). Уполномоченным в течение года велась работа по заключенным ранее соглашениям о взаимодействии, а также была продолжена работа по подписанию соглашений о взаи- модействии и сотрудничестве с различными органами, в том числе территориальными органами федеральных органов власти в Липецкой области. В 2015 году были подписа- ны 8 таких соглашений: • с департаментом экономического развития администрации города Липецка (27 мая 2015 г.); • с Липецкой торгово-промышленной палатой (8 сентября 2015 г.); • с Прокуратурой Липецкой области (16 сентября 2015 г.); • с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (16 сентября 2015 г.); • с Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области (18 сентября 2015 г.); • с Управлением МВД РФ по Липецкой области (26 октября 2015 г.); • с ОАО «Корпорация Развития» (2 ноября 2015 г.); • с Управлением экономики администрации Липецкой области (25 ноября 2015 г.); • с Управлением федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (30 ноября 2015 г.). По итогам 2016 года Уполномоченным дополнительно были заключены 12 соглаше- ний о взаимодействии и сотрудничестве: • с Управлением Роскомнадзора по Липецкой области (22 марта 2016 г.); • с администрацией городского округа город Елец (20 мая 2016 г.); • с ОБУ "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государ- ственных и муниципальных услуг Липецкой области" (15 августа 2016 г.); • с Управлением Следственного комитета Российской Федерации по Липецкой об- ласти (22 августа 2016 г.); • с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области (22 августа 2016 г.); • с Контрольно-счетной палатой Липецкой области (23 августа 2016 г.); • с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой обла- сти (25 августа 2016 г.); • с Липецким региональным отделением Общероссийской общественной организа- ции малого и среднего предпринимательства «Опора Россия» (26 августа 2016 г.); • с Липецкой транспортной прокуратурой (30 августа 2016 г.); • с Государственной инспекцией труда в Липецкой области (20 сентября 2016 г.); • с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (25 сентября 2016 г.); • с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (6 октября 2016 г.). Основными формами взаимодействия в рамках подписанных соглашений являются: – взаимный обмен информацией о выявленных нарушениях прав субъектов предпри- нимательской деятельности, а также о мерах, принятых в целях их восстановления; – совместное рассмотрение заявлений предпринимателей о нарушении их прав, принятие мер реагирования по восстановлению нарушенных прав предпринимателей; – сотрудничество по вопросам участия в правотворческой деятельности в целях со- вершенствования законодательства, направленного на установление, соблюдение и реализацию прав, гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности, приве- дения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; – проведение взаимных консультаций, совместных совещаний, рабочих встреч и иных мероприятий для координации совместных усилий в сфере защиты прав и закон- ных интересов субъектов предпринимательской деятельности; – обращения в средства массовой информации с совместными заявлениями о при- нятых мерах по защите прав предпринимателей и другие. Обмен информацией с государственными органами власти и выработка опти- мальных решений в защиту прав и законных интересов предпринимателей осуществля- ется Уполномоченным также посредством участия в заседаниях, рабочих встречах сове- щательных и консультативных органов. В 2016 году, в рамках взаимодействия с администрацией Липецкой области и ис- полнительными органами власти области, Уполномоченный и сотрудники его аппарата участвовали в 40 заседаниях, совещаниях, конференциях и иных мероприятиях, в том числе участвовали: • в работе 10 мероприятий (сессии, публичные слушания по проекту отчета об ис- полнении областного бюджета и проектам бюджета на очередной финансовый год), про- водимых Липецким областным Советом депутатов; • в работе 8 совещаний, проводимых управлением энергетики и тарифов Липецкой области, управлением инновационной и промышленной политики Липецкой области, управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, управле- нием экологии и природных ресурсов Липецкой области; • в работе 5 заседаний Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Липецкой области; • в работе 4 заседаний администрации Липецкой области по рассмотрению итогов социально-экономического развития области; • в работе 2 заседаний координационного Совета по мониторингу правоприменения в Липецкой области; • в работе 3 конференций: областная видеоконференция «Малый бизнес-2016. Новые возможности», научно-промышленная конференция «Липецк: промышленность и инновации-2016», видеоконференция по актуальным проблемам организации и про- ведения процедуры ОРВ в субъектах РФ и муниципальных образованиях, проводимая Минэкономразвития России; • в работе 2 форумов: VIII Всероссийский молодежный Форум «Ты – предпринима- тель», «Деревня – душа России: возрождение через кооперацию», V юбилейный межре- гиональный форум «Центры «Мои Документы» и др. мероприятиях. 31 марта 2016 года Уполномоченный принял участие в работе заседания Коорди- национного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, на котором представители власти и предприниматели обсудили актуальные вопросы развития бизнеса, возможности использования мер господдержки, а также ре- зультаты совместной работы по совершенствованию деловой среды. В рамках данного мероприятия Уполномоченный представил ежегодный доклад о результатах своей деятельности по итогам работы за 2015 год. Ежегодный доклад по итогам работы за 2015 год официально опубликован в «Липец- кой газете» (№ 74/25202 от 20.04.2016 г.), направлен Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, главе администрации Ли- пецкой области, Липецкому областному Совету депутатов, а также размещен на офици- альном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интер- нет (http://омбудсмен48.рф/). В 2016 году продолжено взаимодействие Уполномоченного с муниципальными ор- ганами власти Липецкой области , которое осуществлялось посредством служебной переписки, выездов в рамках рассмотрения поступающих к Уполномоченному жалоб и обращений, участия в различных мероприятиях и совещаниях. Наиболее значимыми из них являются следующие: 17 марта Уполномоченный принял участие в работе заседания координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства г. Ельца под председа- тельством заместителя главы администрации городского округа город Елец А.В. Ишано- ва. В мероприятии также приняли участие представители администрации городского округа город Елец – члены Координационного Совета, эксперт Уполномоченного, ра- ботающий на условиях pro bono, генеральный директор ООО «Управляющая компания. Варванин, Титов и партнеры» Е.И. Варванин, представители Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров по Липецкой области и другие представители бизнеса. По инициативе администрации городского округа город Елец в рамках заседания обсуждались замечания и предложения на проект Положения о предоставлении права размещения нестационарных торговых объектов на территории города городского окру- га город Елец, направленные участниками публичных консультаций в рамках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов городского округа город Елец, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской дея- тельности Основной целью заседания было найти решения, которые соответствуют действую- щему законодательству РФ, учитывают интересы бизнеса и власти и будут способство- вать созданию условий для развития предпринимательства на территории города. Необходимо отметить, что по результатам заседания многие замечания и предложе- ния были учтены разработчиком, было принято решение доработать проект документа и повторно провести оценку регулирующего воздействия. 1 апреля 2016 г. Уполномоченный принял участие в работе круглого стола на тему: «Перспективы развития малого и среднего бизнеса Елецкого муниципального района», который был проведен под руководством главы Елецкого муниципального района О.Н. Семенихина. В работе круглого стола также приняли участие заместитель главы администрации Липецкой области, руководители отраслевых управлений области, депутаты районного Совета депутатов, главы администраций сельских поселений, руководители контролиру- ющих органов, общественных организаций содействия развитию малого бизнеса, ассо- циаций и объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предприниматели Елецкого муниципального района. На мероприятии особое внимание было уделено вопросам государственной под- держки субъектов малого и среднего бизнеса, малых форм хозяйствования, а также развитие потребительского рынка Липецкой области через государственную поддержку. В рамках данного мероприятия бизнес-омбудсмен В.М. Подгорный проинформи- ровал предпринимательское сообщество Елецкого муниципального района о работе института Уполномоченного. Особое внимание Уполномоченный уделил проблемам раз- вития малого бизнеса в муниципальных районах региона. Наиболее важными из которых являются: высокая плотность контрольно-надзорных органов, низкая правовая грамот- ность предпринимателей, недостаточность механизмов поддержки начинающих субъ- ектов предпринимательской деятельности на муниципальном уровне, низкий уровень обеспеченности торговыми площадями. 1 ноября 2016 года Уполномоченный принял участие в расширенном заседании общественного Совета по поддержке, развитию малого и среднего предприниматель- ства и улучшению инвестиционного климата в городе Липецке под руководством главы города Липецка С.В. Иванова. В мероприятии также приняли участие представители структурных подразделений администрации г. Липецка, области, муниципального парла- мента, общественных объединений и бизнес-сообщества. В рамках заседания обсуждались меры, направленные на формирование благопри- ятного инвестиционного климата на территории областного центра, развитие коопера- ционных связей между предприятиями крупного и малого бизнеса, а также возможность реализации проектов, основанных на сотрудничестве власти и бизнеса. На заседании Уполномоченный обратил внимание на необходимость стимулировать развитие производства и перерабатывающей промышленности. В целях информирования предпринимателей о мерах финансовой и правовой под- держки, на которую они могут рассчитывать, участники заседания предложили исполь- зовать социальные сети и информационные ресурсы, которыми располагают. Продолжено тесное сотрудничество и конструктивное взаимодействие Уполномо- ченного с Прокуратурой Липецкой области . В рамках работы по рассмотрению жалоб предпринимателей Уполномоченный ак- тивно взаимодействовал с прокуратурой Липецкой области и районными прокуратура- ми. Основными видами обращений Уполномоченного были обращения с просьбой про- вести прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования в случаях, когда, по мнению Уполномоченного, имели место нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Кроме этого, Уполномоченным в прокуратуру направлялись обращения с просьбой предоставить необходимую для работы информацию и документы. Всего, в рамках работы по жалобам, Уполномоченным было направлено 31 обраще- ние. Результативно в интересах субъектов предпринимательской деятельности, по мне- нию Уполномоченного, прокуратурой было рассмотрено 10 обращений. В качестве положительного опыта взаимодействия Уполномоченного и прокуратуры можно привести следующие примеры: 1. К Уполномоченному с жалобой на действия администрации сельского поселения Воловского муниципального района Липецкой области обратился индивидуальный предприниматель глава КФХ. В поданной жалобе предприниматель глава КФХ сообщил, что с 2012 года ежегодно заключал с администрацией сельского поселения соглашения об использовании сель- скохозяйственных угодий из невостребованных земельных долей, находящихся в адми- нистративных границах сельского поселения, уплачивал за пользование арендную плату. Предприниматель глава КФХ обратился в администрацию сельского поселения с просьбой заключить с ним договор купли-продажи используемых им земельных долей со ссылкой на часть 5.1. статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В полученном из администрации сельского поселения ответе было сказано, что «на дату заключения соглашений администрация сельского поселения не являлась соб- ственником земельных долей, в связи с чем данные соглашения являются ничтожными, как не соответствующие требованиям закона», а также было указано, что «распоряжение земельными участками, формируемыми из невостребованных земельных долей, до признания права собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, иными лицами, помимо собственников, возможно лишь после признания и регистрации права собственности на них». После приобретения муниципальным образованием права собственности на испра- шиваемые земельные участки, предприниматель глава КФХ повторно обратился в ад- министрацию сельского поселения с просьбой продать ему земельные доли в размере площади используемого им земельного участка со ссылкой на часть 4 статьи 12 Феде- рального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Из администрации сельского поселения был получен повторный отказ, дублирующий текст предыдущего письма в адрес предпринимателя. Изучив материалы поданной жалобы, проведя необходимые консультации с экспер- тами pro bono, Уполномоченным был сделан вывод о наличии в действиях должностных лиц администрации сельского поселения нарушений, повлекших за собой ущемление прав и законных интересов предпринимателя главы КФХ. Из содержания направляемых предпринимателю главе КФХ отказов следовало, что должностные лица администрации сельского поселения знали, что земельные доли не принадлежат муниципалитету, а также что муниципалитет был не вправе распоряжаться ими до момента регистрации своего права собственности муниципалитета на землю. Несмотря на это, должностные лица администрации вводили предпринимателя главу КФХ в заблуждение, что повлекло за собой невозможность приобретения предпринима- телем указанных земельных участков в собственность на основании Федерального зако- на от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Уполномоченный обратился в прокуратуру Липецкой области с просьбой провести в отношении указанных фактов прокурорскую проверку и принять в интересах предприни- мателя главы КФХ меры прокурорского реагирования, в том числе рассмотреть вопрос о наличии в действиях должностных лиц состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Из прокуратуры Липецкой области был получен ответ, в котором прокуратура согла- силась с тем, что предоставление администрацией сельского поселения в период с 2012 по 2016 года предпринимателю главе КФХ сельскохозяйственных угодий, установление и расчет за их использование арендной платы не было основано на законе. Прокуратура указала, что предприниматель глава КФХ вправе обратиться в суд с целью возвращения денежных средств, незаконно уплаченных им в качестве арендной платы. По фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации сельского поселе- ния прокуратурой было внесено представление с постановкой вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, материалы проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ были направлены прокуратурой в Задонский МСО СУ СК России по области для дачи юридической оценки противоправным действиям должностных лиц администрации сельского поселения. 2. В мае 2016 года к Уполномоченному с коллективной жалобой обратились предпри- ниматели, осуществляющие свою деятельность по улице Неделина в городе Липецке. В поданной жалобе предприниматели сообщили, что ООО «Чистый город» организо- вало возле принадлежащих и арендуемых ими нежилых помещений платную парковку, препятствуя им тем самым осуществлять предпринимательскую деятельность, так как производить плату от них требуют за каждый въезд на парковочную территорию в рабо- чее время, в том числе, от работников, клиентов и коммерческих партнеров предприни- мателей, а также обслуживающих их организаций. Из предоставленной предпринимателями копии договора, заключенного между муниципальным учреждением «Управление главного смотрителя г. Липецка» и ООО «Чи- стый город», Уполномоченным было установлено, что предметом заключенного догово- ра являлось закрепление территории «с целью содержания в надлежащем санитарном состоянии». Несмотря на это, ООО «Чистый город», превышая свои полномочия по заключенному договору, незаконно требовало от предпринимателей и собственников нежилых поме- щений плату за использование парковочных мест. В выдаче документов, подтверждаю- щих получение денежных средств за парковку, отказывало. Со слов предпринимателей, свое право на сбор денег ООО «Чистый город» обосно- вывало договоренностью с муниципальным учреждением «Управление главного смотри- теля г. Липецка». Однако Уполномоченным было установлено, что МУ «Управление главного смотрите- ля г. Липецка» не является лицом, уполномоченным на предоставление права взимания платы за парковку на территории города Липецка. Омбудсмен обратился в прокуратуру Липецкой области с просьбой провести в от- ношении указанных фактов прокурорскую проверку и принять в интересах предпринима- телей меры прокурорского реагирования, в том числе рассмотреть вопрос о наличии в действиях должностных лиц ООО «Чистый город» состава преступления, предусмотрен- ного ст. 159 Уголовного кодекса РФ («Мошенничество»). Из прокуратуры Липецкой области был получен ответ, в котором сообщалось, что по информации МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» в рамках заключенного с ООО «Чистый город» договора, за последним в целях организации надлежащего са- нитарного состояния была закреплена территория, предназначенная для организации парковки и парковочных мест. Указанный договор был расторгнут по инициативе МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» еще в ноябре 2015 года, о чем ООО «Чи- стый город» было уведомлено. Иных договоров о закреплении территорий с обществом не заключалось. Управлением имущественных и земельных отношений администрации Липецкой области указанный земельный участок каким-либо лицам, в том числе ООО «Чистый го- род», также не предоставлялся. По поручению прокуратуры Липецкой области прокуратурой Октябрьского района г. Липецка совместно с начальником МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» был осуществлен выезд на место, которым установлено, что доступ к территории огра- ничен с одной стороны металлической цепью с замком, с другой – радиоуправляемым шлагбаумом, на въезде-выезде расположено два павильона для размещения лиц, соби- равших оплату за предоставление парковочных мест. Для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27 КоАП РФ, а также для организации доследственной проверки по факту наличия признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, прокура- турой Октябрьского района г. Липецка материалы проверки были направлены в ОП № 3 УМВД России по г. Липецку. Кроме этого, прокуратурой в адрес главы администрации города Липецка было внесено представление об устранении нарушений законодательства в части надлежа- щей организации земельного контроля и необходимости принятия мер к перемещению (переносу) самовольно размещенных временных объектов. По результатам прокурорского вмешательства незаконная деятельность по сбору платежей за парковку в рассматриваемом месте была прекращена. 3. К Уполномоченному с коллективной жалобой на действия администрации Добрин- ского района Липецкой области обратились предприниматели, осуществляющие торго- вую деятельность в двадцати нестационарных торговых объектах, находящихся на улице Советская в поселке Добринка. Предприниматели сообщили, что после открытия розничного сельскохозяйственного рынка на улице Октябрьской муниципалитетом была запрещена торговля, осуществляе- мая ими на улице Советской. Постановлением администрации Добринского района от 19.08.2016 г. № 567 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории До- бринского муниципального района» была утверждена новая схема размещения нестаци- онарных торговых объектов, в которой занимаемые предпринимателями торговые места из схемы были исключены. Изучив материалы поданной жалобы, Уполномоченным был сделан вывод о наличии в действиях должностных лиц администрации Добринского района нарушений, повлек- ших за собой ущемление прав и законных интересов предпринимателей. Уполномоченным было установлено, что предыдущая схема размещения нестацио- нарных торговых объектов была утверждена всего тремя месяцами ранее – постановле- нием администрации Добринского района от 20.05.2016 г. № 289, и занимаемые пред- принимателями торговые места были в ней закреплены. Кроме этого, Уполномоченный установил, что на территории Добринского муници- пального района отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок размещения не- стационарных торговых объектов в соответствии со схемой. Уполномоченный обратился в прокуратуру Липецкой области с просьбой провести в отношении указанных фактов прокурорскую проверку и принять в интересах предприни- мателей меры прокурорского реагирования. Из прокуратуры Липецкой области был получен ответ, в котором сообщалось, что прокуратура разделяет мнение Уполномоченного о том, что исключение администраци- ей Добринского района из схемы уже функционирующих торговых объектов может при- вести к административному сокращению бизнеса предпринимателей. Кроме этого, прокуратура сообщила, что аргументы Уполномоченного об отсутствии на территории района нормативного акта, регулирующего порядок размещения неста- ционарных торговых объектов, также получили свое объективное подтверждение. В целях устранения допущенных нарушений прокурором Добринского района в адрес главы администрации района было внесено представление, полнота и своевре- менность исполнения которого были взяты прокуратурой на контроль. Одновременно с этим на отмеченные незаконные постановления органа местного самоуправления прокурором были вынесены протесты, которые по результатам рассмо- трения были удовлетворены. После прокурорского вмешательства постановлением муниципалитета от 10.11.2016 г. № 790 сведения о ранее существовавшем месте нахождения торговых объектов на улице Советской поселка Добринка вновь были включены в схему размещения нестаци- онарных торговых объектов. 4. В рамках взаимодействия имели место и случаи, когда прокуратура не прислу- шивалась к мнению Уполномоченного, однако решением суда обоснованность доводов Уполномоченного подтверждалась, возможные нарушения прав предпринимателя не допускались. Так, к Уполномоченному с жалобой обратился индивидуальный предприниматель глава КФХ, который сообщил, что прокуратурой Добровского района Липецкой области в Липецкий районный суд в интересах неопределенного круга лиц к предпринимателю главе КФХ и администрации сельского поселения Добровского муниципального района подан иск о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании недействительной и исключении из ЕГРП записи о регистрации договора купли-продажи земельного участка. Предприниматель сообщил, что ранее им было реализовано право на приобрете- ние у администрации сельского поселения Добровского района земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения на основании пункта 5.1. статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяй- ственного назначения». Прокуратурой Добровского района была проведена проверка законности отчужде- ния администрацией сельского поселения Добровского района земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения. По результатам проверки прокурором был сделал вывод, что договор между пред- принимателем и администрацией сельского поселения Добровского района был заклю- чен с грубыми нарушениями требований пункта 5.1. статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и части 1 статьи 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Изучив материалы поданной предпринимателем главой КФХ жалобы, проведя не- обходимые консультации с экспертами pro bono Уполномоченного, а также получив письменное мнение Липецкого УФАС России об отсутствии в деле признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Уполномочен- ным было направлено обращение в адрес прокурора Добровского района с просьбой рассмотреть доводы Уполномоченного об отсутствии в деле нарушений требований пун- кта 5.1. статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и части 1 статьи 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ответ на обращение из прокуратуры Добровского района Уполномоченным получен не был. Вместе с тем, решением Липецкого районного суда в удовлетворении исковых тре- бований прокурору было отказано. Апелляционным определением Липецкого областно- го суда решение суда первой инстанции было отставлено без изменения. 5. В рамках взаимодействия Уполномоченного с прокуратурой имели место и случаи, когда прокуратура не усматривала нарушений по материалам направляемых Уполномо- ченным обращений. Однако, в отдельных случаях, Уполномоченный не может согласиться с мнением про- куратуры. Так, к примеру, к Уполномоченному с коллективной жалобой обратились предприни- матели, осуществляющие на территории города Липецка розничную продажу алкоголь- ной продукции. В поданной жалобе предприниматели выразили несогласие с действующим в городе Липецке способе расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ при- легающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной про- дукции, установленном постановлением администрации города Липецка от 21 февраля 2014 г. № 339 «Об утверждении схем границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке». Изучив материалы поданной предпринимателями жалобы, Уполномоченный согла- сился с мнением предпринимательского сообщества и направил в прокуратуру Липец- кой области обращение, в котором указал, что применяемый в настоящее время в горо- де Липецке способ расчета в виде замера метража по радиусу окружности с центром от входа для посетителей (расчет «по прямой линии») не уместен для административного центра Липецкой области, а подходит лишь для населенных пунктов, где отсутствуют сложившиеся системы дорог, тротуаров и пешеходных путей. Уполномоченный указал, что считает целесообразным установление в городе Липец- ке способа расчета расстояния, в соответствии с которым границы прилегающих терри- торий будут определяться путем замера расстояний с использованием карты или плана по кратчайшему маршруту движения пешехода с учетом сложившейся системы дорог, тротуаров, пешеходных путей, а при их отсутствии – по обочинам, велосипедным до- рожкам, краям проезжих частей. При пересечении пешеходной зоны с проезжей частью расстояние должно измеряться по ближайшему пешеходному переходу (подземному, надземному и наземному) (расчет «по пешеходной зоне»). Кроме этого, в своем обращении Уполномоченный сообщил, что пришел к выводу, что схемы границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены в городе Липецке неуполномоченным органом – администрацией города Липецка, в то время как должны были быть утверждены Липецким городским Советом депутатов. В обоснование своего мнения Уполномоченный сослался на ч. 1 ст. 34 Федерально- го закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального об- разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнитель- но-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного са- моуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия администрации города Липецка (в редакции на день принятия адми- нистрацией постановления от 21 февраля 2014 г. № 339) были закреплены ст. 33 Устава города Липецка, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 де- кабря 2004 г. № 539, и определение границ прилегающих территорий, на которых не до- пускается розничная продажа алкогольной продукции, не было включено в компетенцию администрации города Липецка. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz