Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 89 /25467/12 МАЯ 2017 12 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Окончание. Начало на 5–11-й стр. в двух муниципальных образованиях, представляют сведения о своих доходах, об иму- ществе и обязательствах имущественного характера и в поселение, и в муниципальный район. Считаем, что указанное положение также должно найти свое отражение в Федераль- ном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест- ного самоуправления в Российской Федерации». На сегодняшний день в Липецкой области, как и в других регионах, положения части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени- ях, предусматривающей возможность заключения соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий и наделение должностных лиц органов внутренних дел правом составлять протоколы об админи- стративных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, остаются нереализованными. Принятие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 247-ФЗ «О внесении изме- нения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару- шениях» было воспринято субъектами Российской Федерации как возможность вернуть сотрудникам органов внутренних дел право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных региональными законами. Однако на практике предложенный механизм не сработал, превратившись в своего рода торг между сторо- нами по поводу объема передаваемых полномочий и их финансирования. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в том или ином субъекте Российской Федерации не могут быть поставлены в зависимость от финансовых возможностей региона. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы обе- спечения правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция в своей деятельности по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности руководствуется законами субъектов Россий- ской Федерации, изданными в пределах их компетенции. Статьей 12 указанного федерального закона на полицию возложены обязанности по пресечению административных правонарушений и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об ад- министративных правонарушениях к подведомственности полиции. В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь указанными нормами, считаем необходимым в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закрепить право субъектов Россий- ской Федерации своими законами наделять должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, по- сягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, либо предусмотреть указанные полномо- чия должностных лиц органов внутренних дел непосредственно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Остается неразрешенной не менее актуальная для регионов проблема администра- тивной ответственности за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных тер- риториях. По данному вопросу Липецким областным Советом депутатов 30 ноября 2016 года принято обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Ранее субъекты Российской Федерации устанавливали административную ответ- ственность за вышеуказанные правонарушения своими нормативными правовыми акта- ми. Правомерность установления административной ответственности на региональном уровне подтверждалась судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 года № 9-Г05-8, от 29 ноября 2006 года № 81-Г06-14, от 26 апреля 2006 года № 11-Г06-7). Однако впоследствии судебная практика изменилась. Верховным Судом РФ (опре- деления от 24 марта 2010 года № 80-Г10-1, от 17 августа 2011 года № 74-Г11-18) было указано, что нормы регионального законодательства, устанавливающие ответствен- ность за парковку автотранспорта на газонах и территориях с зелеными насаждени- ями, приняты регионами за рамками своих полномочий. Суд определил, что админи- стративная ответственность за данное правонарушение должна быть предусмотрена на федеральном уровне, поскольку запрет на размещение транспортных средств на газонах, территориях с зелеными насаждениями установлен федеральными законами от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения», Правилами до- рожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090. Регионы неоднократно обращались с соответствующими проектами федеральных законов в Государственную Думу, но эти законодательные инициативы отклонялись. В настоящее время Законодательным Собранием Свердловской области внесен проект федерального закона № 1131294-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления администра- тивной ответственности за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях». Согласно отзывам субъектов РФ по данному законопроекту, регионы его поддерживают. Вместе с тем, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы высказана позиция, что ответственность за данное правонарушение все-таки должна устанавливаться на региональном уровне. Сегодня ни ГИБДД, ни госорганы в сфере охраны окружающей среды не привлекают нарушителей к административной ответственности за парковку на газонах и территори- ях с зелеными насаждениями в связи с отсутствием в КоАП РФ административной ответ- ственности за указанные правонарушения. Назрела необходимость в принятии конкретной нормы, предусматривающей адми- нистративную ответственность за парковку на газонах и территориях с зелеными насаж- дениями. В сложившейся ситуации одним из вариантов разрешения данного вопроса может являться распространение действия Правил дорожного движения только на дороги, а вопросы парковки на газонах и территориях с зелеными насаждениями урегулировать Правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утверждаемы- ми органами местного самоуправления, ответственность за нарушение которых уста- навливается законом субъекта Российской Федерации, что позволит решить указанную проблему. В Липецкой области, как и во многих других регионах, сложилась ситуация, когда фактически существующие на территории области населенные пункты оказались вне правового поля. Так, в законах Липецкой области от 23 сентября 2004 года № 126-ОЗ «Об установ- лении границ муниципальных образований Липецкой области» и от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и по- рядке его изменения» в состав сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского му- ниципального района включены такие населенные пункты, как поселок Учхоз и поселок Левый берег. Данные населенные пункты возникли в середине 50-х годов прошлого века и на сегодняшний день являются полноценными административно-территориальными еди- ницами, в которых зарегистрировано и проживает около 300 человек (208 – Учхоз, 71 – Левый берег). Наименования населенных пунктов «поселок Учхоз» и «поселок Левый берег» исполь- зуются в официальных документах граждан (свидетельство о рождении, о регистрации по месту жительства и т.д.), документах органов местного самоуправления и органов государственной власти Липецкой области. Поселок Учхоз и поселок Левый берег включены в Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (Том 1. Центральный федераль- ный округ), утвержденный Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст (с учетом Из- менений 1/2013 – 160/2016). Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с 1999 года по настоящее время осуществляется оформление прав на недвижимое имущество, расположенное на территории поселков Учхоз и Левый берег. Выдано более двухсот свидетельств о праве собственности на более чем сто пятьдесят объектов. Однако, исходя из положений Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152- ФЗ «О наименованиях географических объектов» использование указанных наименова- ний является неправомерным, поскольку они не включены в Государственный каталог географических названий. На обращение Липецкого областного Совета депутатов в Федеральную службу госу- дарственной регистрации, кадастра и картографии о присвоении указанных наименова- ний населенным пунктам получено отрицательное заключение, поскольку наименование Учхоз является сложносокращенным словом, состоящим из сочетания усеченных слов уч (учебное) и хоз (хозяйство), требующим специального разъяснения, употребление ко- торых в печати общего назначения в соответствии с правилами русской орфографии не рекомендуется, а форма написания наименования Левый берег не соответствует прави- лам русской орфографии. Все слова, входящие в состав названия, пишутся с прописной буквы, в этой связи правильная форма написания наименования – Левый Берег. По нашему мнению, регионы должны иметь возможность сохранить существующие наименования, которые сложились задолго до принятия Федерального закона от 18 де- кабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» и используются в официальных документах граждан, документах органов местного самоуправления, ор- ганов государственной власти субъектов РФ. На первый взгляд Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наиме- нованиях географических объектов» дает такую возможность. Так, статьей 6.1 указанного федерального закона установлено, что существующие наименования географических объектов выявляются на основании нормативных право- вых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, статистических данных, данных официальных картографических и справоч- ных изданий, иных источников, а также посредством опроса населения соответствующих территорий, опроса краеведов и других специалистов. Установленный приказом Минэкономразвития России от 29 мая 2015 года № 322 По- рядок выявления существующих наименований географических объектов в качестве ис- точников выявления существующих наименований географических объектов называет: – Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, за- коны Российской Федерации, нормативные правовые акты СССР, РСФСР и Российской Федерации о наименованиях географических объектов; – нормативные правовые акты министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации; – акты Академии наук СССР и Российской академии наук; – официальные картографические и справочные издания; – справочники административно-территориального деления автономных областей, автономных округов и областей РСФСР; – справочники административно-территориального деления субъектов Российской Федерации; – нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации об их администра- тивно-территориальном устройстве и об утверждении перечней административно-тер- риториальных единиц и населенных пунктов; – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления; – официальные информационные ресурсы органов государственной власти Россий- ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; – словари наименований природных объектов; – реестры и перечни объектов железнодорожного транспорта; – тарифные руководства; – перечни морских и речных портов, лоции; – материалы переписи населения, архивные материалы, результаты опроса насе- ления соответствующих территорий, опроса краеведов и других специалистов и иные источники. При этом в пункте 7 указанного Порядка определено, что выявленное таким обра- зом существующее наименование географического объекта подлежит регистрации и учету в Государственном каталоге географических названий только в случае, если наи- менование географического объекта было присвоено в соответствии с требованиями законодательства о наименованиях географических объектов, действовавшего в момент присвоения этого наименования. Данное положение сводит на нет все перечисленные источники выявления суще- ствующих наименований географических объектов при отсутствии документально под- твержденного решения об образовании и присвоении наименования географическому объекту. Таким образом, пункт 7 указанного Порядка выявления существующих наименова- ний географических объектов противоречит части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», уста- навливающей возможность выявления существующих наименований географических объектов не только на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, статистических данных, данных официальных картографических и справочных изданий, иных источников, но и посредством опроса населения соответствующих территорий, опроса краеведов и дру- гих специалистов. Глава 3. Предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным Посланием. В Послании в основном затронуты внутренние проблемы страны. Президентом Российской Федерации отмечена важность развития цифровой эко- номики, IT-индустрии, необходимость налоговой перенастройки, ориентированной на стимулирование деловой активности, рост экономики, инвестиций, упорядочение фи- скальных льгот, важность кредитования малого бизнеса. Особое внимание в Послании уделено вопросам развития в России института волон- терства (добровольчества), а также создания гуманной системы обращения с животны- ми. Для реализации данных задач представляется необходимым принять нормативные правовые акты, регламентирующие вышеуказанные вопросы. В настоящее время существует пробел в правовом регулировании института волон- терства (добровольчества) в Российской Федерации. Закреплено понятие «доброволец» в законодательстве о благотворительности. При этом для остальных некоммерческих организаций, которые не попадают в сферу благо- творительной деятельности, правовая возможность привлекать волонтёров отсутствует. Назрела необходимость в снятии всех барьеров, препятствующих развитию добро- вольчества. Требуется четкая правовая регламентация института добровольчества, механизмов осуществления добровольческой деятельности, закрепление статуса добровольца, раз- работка программ, стимулирующих развитие добровольчества, создание системы под- готовки и обучения волонтеров. В связи с этим представляется целесообразным принятие федерального закона о волонтерстве (добровольчестве) в Российской Федерации. В марте 2011 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят в первом чтении законопроект «Об ответственном обращении с животными», единогласно поддержанный всеми субъектами Российской Федерации. Одобренный в первом чтении проект федерального закона регулирует обращение с животными-компаньонами, служебными животными и животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях. Неоспоримым достоинством данного законопроекта является то, что в нем нашли отражение вопросы о недопущении жестокого обращения с животными. Определены обязанности владельцев животных: от самых простых (обеспечивать потребности жи- вотного в полноценном корме, сне, движении, лечении) до тех, которые не привычны для нашего сознания, в частности, убирать продукты жизнедеятельности своих питомцев в местах общего пользования. Четко оговорены правила выгула собак только в намор- днике и на поводке, с указанием на ошейнике координат владельца собаки. Прописаны потенциально опасные породы собак, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья человека, предусмотрена их обязательная регистрация и дрессировка, что приобретает особое значение, учитывая многочисленные случаи нападения данных жи- вотных на людей в последнее время. Также закрепляется юридический статус приютов для животных, которые в настоящее время функционируют на полулегальном положе- нии. Устанавливается, что приюты могут быть государственными, муниципальными либо частными. На наш взгляд, в федеральном законе об ответственном обращении с животными также необходимо четко разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам отлова и содержания безнад- зорных животных. Немаловажным является и установление в федеральном законе требований к лицам, желающим владеть собаками особо опасных пород, в том числе требований к состоянию их здоровья. Вместе с тем, проект федерального закона «Об ответственном обращении с живот- ными», несмотря на его острую значимость, до настоящего времени не принят. Существующее правовое регулирование на уровне субъектов Российской Федера- ции является недостаточным. Только принятие федерального закона по данной тематике устранит сложившуюся неразбериху в правовом регулировании отношений, связанных с содержанием животных. Приложение ИТОГОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ заседания Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов г. Липецк 22 апреля 2016 года Очередное заседание Общественного совета при Липецком областном Совете депу- татов посвящено вопросу жестокого обращения с детьми. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и ум- ственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений статья 19 Конвенции ООН о правах ребен- ка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физи- ческого или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родите- лей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости – воз- буждение судебной процедуры. В Липецкой области проводится активная работа по предотвращению жестокого об- ращения с детьми и оказания помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Сформирована система органов и учреждений, осуществляющих деятель- ность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определена межведомственная схема взаимодействия всех служб, создан банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении, уни- фицирован порядок работы с каждой выявленной семьей группы риска, организована профилактическая деятельность во взаимодействии с учреждениями и организациями, оказывающими услуги семьям и детям. Разрабатываются межведомственные програм- мы реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, направленные на проведение ранней профилактики правонарушений несо- вершеннолетних и семейного благополучия. В целях выявления и предотвращения насилия в отношении детей, оказания несо- вершеннолетним срочной психолого-педагогической помощи, на территории Липецкой области работает единый общероссийский номер Детского телефона доверия – 8 800 2000 122. В 2015 году на телефон доверия поступило 8 702 обращения, из числа которых 4 563 – от несовершеннолетних граждан. Для организации работы по выявлению проблем семьи и планированию помощи по профилактике асоциальных явлений в семье ведется база данных «Патронаж семей». На учете по состоянию на 1 января 2016 года состоит 1 118 семей социального риска, в которых проживают 2 310 детей. За последние три года количество неблагополучных се- мей сократилось на 18,1% (с 1 365 семей в 2013 году до 1 118 семей в 2015 году). Центром развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» осуществляется деятельность по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Де- тям и женщинам, подвергшимся психофизическому насилию, попавшим в трудную жиз- ненную ситуацию, оказывается психологическая, педагогическая, социальная помощь Кризисным центром помощи женщинам и детям. Активно развивается дружественное к семье и детям правосудие. На уровне муниципальных образований между субъектами системы профилактики налажен механизм обмена информацией, создан банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении, унифицирован порядок работы с каждой выявленной семьей «группы риска», организована профилактическая деятель- ность во взаимодействии с различными учреждениями и организациями, оказывающи- ми услуги семьям и детям, созданы службы раннего выявления семейного неблагопо- лучия, «мобильные группы» для оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Несмотря на положительные результаты выстраивания в Липецкой области системы защиты детей от жестокого обращения, на территории области сохраняется тенденция роста количества преступлений, совершенных в отношении малолетних детей. По ито- гам 2015 года зафиксировано 670 таких преступлений (+49,9%) (2014 г. – 447). В первую очередь это связано с ростом со 169 до 299 числа зарегистрированных преступлений за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации). С 2014 года потерпевшими по преступлениям, связанным с неуплатой алиментов, признаются несовершеннолетние дети, родители которых злостно уклоняются от уплаты средств на их содержание. Зафиксировано увеличение иных уголовных деяний в отношении детей – 371 (2014 г. – 278). Мониторинг раскрытых преступлений в отношении несовершеннолетних показал, что 272 лица принимали участие в совершении преступлений, из них 230 (или 84,0%) – взрослые граждане и 42 – несовершеннолетние. В 48 случаях преступления совершили родители. Общественный резонанс вызывают преступления против половой неприкосновенно- сти и половой свободы несовершеннолетних. Их доля составила 9,1% (34 преступления, в 2014 году – 20), только треть (или 10) из них совершена на территории областного цен- тра, остальные – в городах и районах области. Вопрос противодействия насилию в отношении детей находится на особом контроле прокуратуры области. По инициативе прокуратуры области в Кодексе Липецкой области об административных правонарушениях установлена административная ответствен- ность за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях. Всего в сфере осуществления надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2015 году выявлено 2188 нарушений. В целях их устранения в органы государственной власти и местного самоу- правления, в адрес руководителей субъектов профилактики внесено 517 представлений; принесено 73 протеста; к дисциплинарной ответственности по представлениям проку- роров привлечено 474 виновных лица. По инициативе прокуроров в административном порядке наказано 251 лицо. Объявлено 7 предостережений о недопустимости наруше- ния закона. В суд предъявлено 56. Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства в след- ственные органы направлено 77 материалов, по которым возбуждено 77 уголовных дел. Весомая роль в процессе профилактики жестокого обращения с детьми отведена общественности. К сожалению, Закон Липецкой области «Об общественных воспитате- лях несовершеннолетних» принят в декабре 2010 года, и до сих пор эта сфера не раз- вита. Нет реестра общественных воспитателей, не принят ряд подзаконных нормативных правовых актов. В ходе обсуждения вопроса о жестоком обращении с детьми сделан вывод о том, что, несмотря на наличие обширной нормативной правовой базы, призванной защищать ребенка, в том числе от насилия в семье, сегодня еще слабо развиты процедуры раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми. Сохраняется необходимость разра- ботки и внедрения дополнительных механизмов предупреждения, пресечения насилия над детьми и оказания эффективной помощи ребенку и его социальному окружению. Не- обходимо проводить более широкую профилактическую работу в данном направлении. По результатам обсуждения проблемы жестокого обращения с детьми, в целях повы- шения эффективности системы профилактики, было предложено: 1. Липецкому областному Совету депутатов: – проработать возможность принятия закона области «О социально-правовой защи- те и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье»; – внести предложения об изменении правил осуществления органами опеки и по- печительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами, попечителями, усыновителями условий жизни, законных прав и интересов несовершеннолетних, утвержденных постановлением Правительства Российской Феде- рации от 18 мая 2009 года № 423, в части увеличения периодичности проверок (в первые полгода – ежемесячно) и привлечения к ним в период адаптации ребенка в замещающей семье узких специалистов, для объективной и полной оценки ситуации в семьях опеку- нов (попечителей), а также усыновителей; – внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федераль- ного Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении измене- ний в Уголовный кодекс Российской Федерации в части внесения изменений в статью 63 «Обстоятельства, отягчающие наказание» (в части установления дополнительного отяг- чающего обстоятельства – совершение насильственных действий в отношении членов семьи: супругов, детей, родителей и других иждивенцев), статью 76 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим» (в части исключения освобождения от уголовной ответственности, предусмотренной статьей 156 УК РФ), статью 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» (в части усиления уголовной ответственности), для правильной квалификации преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, ввести в уголовное законодательство по- нятие «жестокое обращение с детьми». 2. Администрации Липецкой области: – разработать и принять нормативные правовые акты в целях реализации Закона Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»; – в рамках подпрограммы 7 «Благополучная семья – стабильность в регионе» госу- дарственной программы «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демо- графической политики Липецкой области», утвержденной постановлением администра- ции Липецкой области от 18 декабря 2015 года № 598, предусмотреть организацию ме- роприятия «Школа ответственного родительства», как форму родительского всеобуча, направленную на профилактику семейного и детского неблагополучия, включая в себя социально-правовую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь; – в целях выполнения полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством области, по опеке и попечительству рассмотреть возможность централизации и укрепления региональной системы опеки и попечительства, как в ка- дровом, так и в материально-техническом плане; – разработать и утвердить комплекс мероприятий по проектированию, внедрению и развитию социального кластера на территории Липецкой области, располагающего соб- ственным «социальным технопарком». Необходимо объединить в один слаженный меха- низм все службы и ведомства, работающие с семьями и детьми, унифицировать систему учета и показатели деятельности, установить единые общие критерии «нуждаемости» в оказании помощи, наладить обмен успешными практиками работы между различными структурами и организациями; – рассмотреть возможность обеспечения на постоянной основе проведение диффе- ренцированной медийной политики, пропагандирующей ответственное родительство. 3. Управлению образования и науки Липецкой области, образовательным организа- циям, органам опеки и попечительства муниципальных образований: – осуществлять контроль и проводить проверки за осуществлением переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечитель- ству органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления в соответствии в Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государствен- ными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Ли- пецкой области»; – провести научно-практическую конференцию по проблемам семейного насилия; – уделять особое внимание профилактике раннего выявления домашнего насилия, в том числе в приемных и замещающих семьях, использовать процедуру медиации для разрешения семейных споров в целях оздоровления социально неблагополучных семей с детьми и искоренения семейного насилия; – осуществлять организацию досуга и занятости детей (организация участия под- ростка в соревнованиях, экскурсиях, турнирах, походах, привлечение в клубы, секции, кружки на бесплатной основе, привлечение к общешкольным и внеклассным мероприя- тиям, участию в общественной жизни школы; оказание содействия в получении бесплат- ных путевок в детские оздоровительные лагеря, содействие во временном трудоустрой- стве в каникулярный период и иные меры и мероприятия); – осуществлять контроль за поведением несовершеннолетнего и ситуацией в семье (посещение по месту жительства, проведение профилактических бесед с подростком и его родителями, посещение семьи подростка в ходе проведения акций по выявлению детей, нуждающихся в защите государства и иных мероприятий, ежедневное визуальное наблюдение за несовершеннолетними по месту учебы (внешний вид, состояние здоро- вья, настроение ребенка, наличие подготовленного домашнего задания, успеваемость), контроль за посещаемостью подростком занятий в образовательных организациях); – проводить более тщательную проверку граждан, которым планируется доверить жизнь ребенка; – рассмотреть вопрос о создании на региональном уровне банка данных граждан, которым отказано в опеке над несовершеннолетними, в связи с ограничениями, пре- дусмотренными статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации, либо с которых сняты обязанности по опеке над детьми в связи с ненадлежащим исполнением обязан- ностей опекуна (попечителя); – расширять практику проведения образовательных мероприятий по повышению уровня информированности в области защиты и обеспечения прав детей среди лиц, ра- ботающих в постоянном контакте с детьми в различных сферах, а также информирова- ния детей по вопросам безопасного поведения и получения правовой помощи, о рисках, связанных с сексуальными злоупотреблениями, и обучению детей самозащите; – проводить профилактические беседы с обучающимися и их родителями, привле- кать к данной работе психологов, служителей Православной церкви. Организовывать подростковые клубы, школы для родителей. В летних оздоровительных лагерях предус- матривать проведение мероприятий профессиональными педагогами-психологами по профилактике жестокого обращения в подростковой среде; – на сайте каждой школы Липецкой области разместить памятку «Как защитить себя от насилия и куда обращаться» с указанием единого общероссийского номера Детского телефона доверия – 8 800 2000 122; – организовать проведение аналитического социологического исследования по во- просу жестокого обращения с детьми среди несовершеннолетних (анализ всех видов взаимоотношений – семья, школа, учебное заведение). 4. Управлению социальной защиты населения, учреждениям социальной защиты на- селения: – провести проверки в целях выявления несовершеннолетних, помещенных в со- циально-реабилитационные центры региона, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (Задонский, Елецкий, Данковский, Краснинский, Долго- руковский, Воловский районы). Информацию о детях данной категории ежемесячно на- правлять в органы прокуратуры по месту жительства ребенка для принятия мер к защите их прав и законных интересов; – в рамках межведомственного сотрудничества по профилактике жестокого обраще- ния с детьми разрабатывать и реализовывать социально-реабилитационные программы для семей, находящихся в социально опасном положении; – организовать и провести в августе-сентябре 2016 года акцию «Семья – Семье», направленную на выявление семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, оказание им помощи в подготовке детей к началу учебного года. 5. Органам и учреждениям системы профилактики: – проводить консультации родителей по вопросам защиты прав и законных интере- сов детей, а также оказания содействия в получении разъяснений действующего законо- дательства; – по фактам самовольных уходов детей из семей проводить тщательную проверку в части установления причин, способствующих их уходу, принимать соответствующие меры, развивать институт «общественного воспитателя» с целью закрепления за несо- вершеннолетними; – принимать дополнительные меры по подготовке, повышению квалификации специ- алистов, работающих с проблемой насилия и жестокого обращения с детьми, по освое- нию ими специальных навыков и умений в выявлении, расследовании случаев насилия и организации многопрофильной помощи пострадавшему ребенку и его социальному окружению; – продолжить разработку и размещение в средствах массовой информации и ин- формационно-телекоммуникационной сети «Интернет» качественной социальной рекла- мы в области охраны детей и защиты их прав, направленной на популяризацию детского телефона доверия в целях расширения его доступности для всех детей. 6. Органам внутренних дел: – в августе 2016 года (в преддверии 2016-2017 учебного года) организовать и про- вести комплексные проверки семей, состоящих на учете и имеющих на иждивении детей школьного возраста, на предмет их готовности к обучению в школе; – провести комплексные проверки семей, в которых в отношении родителей воз- буждались уголовные дела по ст. ст. 111, 112, 115, 116, 117, 119, 126, 150, 151, 156 УК РФ, по фактам совершения преступлений в отношении несовершеннолетних детей, на предмет установления образа жизни и принятия мер реагирования при выявлении случаев нахождения в трудной жизненной ситуации, либо нарушения действующего за- конодательства; – принять меры по выявлению и привлечению к ответственности родителей, вовле- кающих несовершеннолетних в совершение преступлений и других антиобщественных действий; – по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи устанавли- вать причины и условия, способствующие безнадзорности. В случаях выявления фактов неисполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолет- него родителями или лицами, их заменяющими, информировать правоохранительные органы и органы и учреждения системы профилактики; – совместно с представителями субъектов системы профилактики осуществлять проверки по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете и контроле, находящихся в конфликте с законом, которые сожительствуют с гражданами, имеющими на иждивении несовершеннолетних детей, на предмет выявления фактов домашнего на- силия. 6. Органам местного самоуправления: – проработать вопрос организации бесплатной психологической и юридической по- мощи семьям и детям, находящимся в социально-опасном положении. В качестве при- мера можно привести опыт Тамбовской области, где в 26 сельских поселениях созданы советы помощи семье и детям, разработаны положения о них, которые утверждены по- становлениями администраций сельских советов. В Томской области во всех муници- пальных образованиях внедрена система организации комплексной профилактической помощи семьям по технологии «работы со случаем»; – проводить информационно-просветительскую работу по формированию в обще- стве нетерпимого отношения к жестокому обращению в отношении детей. Разработать порядок информирования о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними ор- ганов опеки и попечительства организациями; – разработать и утвердить планы мероприятий по организации работы по профилак- тике жестокого обращения с несовершеннолетними, оказанию помощи детям в случаях жестокого обращения с ними, а также по профилактике семейного неблагополучия и со- циального сиротства; – проработать вопрос подворовых обходов на селе. Для их осуществления привле- кать специалистов органов опеки, общественных воспитателей; – инициировать рассмотрение в 2016 году на заседаниях районных советов депута- тов вопросы по предупреждению жестокого обращения с детьми и профилактике семей- ного неблагополучия с приглашением глав сельских поселений, выработать комплекс мер, направленных на стабилизацию криминогенной обстановки в районе. 7. Молодежному парламенту Липецкой области организовать и провести в образо- вательных организациях конкурс рисунков на тему «Семья», лучшие работы разместить в общественном транспорте в целях пропаганды семейных ценностей. Принять участие в проведении социологических исследований по теме жестокого обращения с детьми в профессиональных образовательных организациях. 8. Средствам массовой информации информировать население о правах ребенка, правах и обязанностях их родителей (иных законных представителей), связанных с за- щитой прав детей, организациях, осуществляющих надзор за соблюдением этих прав или оказывающих помощь детям и семьям, находящимся в социально опасном положе- нии. Председатель Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов, председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz