Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 89 /25467/12 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Продолжение. Начало на 5–10-й стр. Окончание на 12-й стр. Кроме того, постановлением областного Совета депутатов от 3 ноября 2016 года № 61-пс назначен председатель Контрольно-счетной палаты Липецкой области. Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 12-ОЗ «О внесении изме- нений в Закон Липецкой области «О бесплатной юридической помощи на терри- тории Липецкой области» принят по результатам проведенного областным Советом депутатов мониторинга правоприменения указанного закона, что нашло отражение в Докладе о состоянии законодательства Липецкой области за 2015 год. Изменениями расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. В него включены народные дружинники и доброволь- ные пожарные, получившие в связи с исполнением обязанностей телесные повреждения (по вопросам оказания медицинской помощи и возмещения вреда, причиненного по- вреждением здоровья), а также члены семьи народного дружинника или добровольного пожарного, погибших в период исполнения обязанностей народного дружинника или добровольного пожарного либо умерших после прекращения исполнения обязанностей народного дружинника или добровольного пожарного вследствие ранения (контузии) и (или) заболевания, полученных в период исполнения обязанностей народного дружин- ника или добровольного пожарного. К членам семьи народного дружинника или добровольного пожарного, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, отнесены: – супруг (супруга), состоявший (состоявшая) на день гибели (смерти) в зарегистри- рованном браке с погибшим (умершим) народным дружинником или добровольным по- жарным; – родители погибшего (умершего) народного дружинника или добровольного пожар- ного; – дети погибшего (умершего) народного дружинника или добровольного пожарного, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных уч- реждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до до- стижения ими возраста 23 лет. Закон Липецкой области от 26 декабря 2016 года № 39-ОЗ «О внесении изме- нений в Закон Липецкой области «О порядке перемещения задержанных транс- портных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» принят в целях приведения закона области в соответствие с требованиями Федерального закона от 23 июня 2016 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Внесенными изменениями уточнено понятие уполномоченного должностного лица. Перечень нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, при совершении кото- рых может применяться задержание транспортного средства, приведен в соответствие с частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ. В связи с тем, что тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанав- ливаются в расчете на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования, которым является уполномоченный орган исполнительной вла- сти субъекта Российской Федерации, часть 2 статьи 9, предусматривающая исчисление срока хранения задержанного транспортного средства в часах, и часть 2 статьи 10, уста- навливающая, что оплата за хранение задержанного транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке, признаны утра- тившими силу. Части 3 и 4 статьи 10 изложены в новой редакции. Теперь оплата стоимости пере- мещения и хранения транспортного средства производится лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты, тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках устанавливаются органом государственной власти Липецкой области в сфере потребительского рынка и ценовой политики в соот- ветствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственно- го регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недо- стижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездей- ствия) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об администра- тивных правонарушениях для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков пре- ступления), пунктами 3, 8 и 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об ад- министративных правонарушениях, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, возврат транспортного средства владельцу производится незамедли- тельно после устранения причины его задержания на основании решения уполномочен- ного должностного лица о возврате транспортного средства. С целью приведения норм Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» в соответствие с федеральным законодательством в прошедшем году в него дважды вносились изменения. Принятие Закона Липецкой области от 1 апреля 2016 года № 516-ОЗ «О вне- сении изменений в Закон Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» обусловлено необходимостью приведения действующего закона области в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по во- просам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов», которым внесены изменения в статью 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздей- ствия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов. Согласно указанным изменениям проекты нормативных правовых актов области, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами области обязанности для субъектов предпринимательской и инвести- ционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной дея- тельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, за исключением: а) проектов законов области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам; б) проектов законов области, регулирующих бюджетные правоотношения. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области будет проводиться в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятель- ности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возник- новению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета области. Закон Липецкой области от 26 декабря 2016 года № 42-ОЗ «О внесении из- менений в статью 14-1 Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» принят в целях совершенствования оценки регулирующего воздей- ствия проектов нормативных правовых актов области. Согласно внесенным изменениям оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится осуществляющими их подготовку субъектами права законодательной инициативы, структурами администрации области, исполнитель- ными органами государственной власти области. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области предусматривает следующие этапы: 1) направление разработчиком уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта области в уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере оценки регулирующего воздействия для его размещения на официальном сайте администрации области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведение разработчиком публичных консультаций и подготовка сводки предложений; 2) подготовка разработчиком проекта нормативного правового акта области, состав- ление сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта области и их публичное обсуждение, подготовка сводки предложений; 3) подготовка уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере оценки регулирующего воздействия заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта области в установленные сроки. Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного право- вого акта области должно содержать выводы о наличии (отсутствии) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предприни- мательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов пред- принимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета. Закон Липецкой области от 26 декабря 2016 года № 43-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» направлен на приведение положений закона области в соответ- ствие с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мони- торинге правоприменения в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении методики осу- ществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации». Наименование Закона изложено в новой редакции: «О мониторинге правопримене- ния нормативных правовых актов Липецкой области и нормотворческой деятельности». Также, в соответствии с внесенными изменениями восемь статей изложены в новой редакции. Внесены корректировки в понятие, цели и задачи мониторинга правоприме- нения нормативных правовых актов области, субъекты его проведения. Кроме того, введены нормы, касающиеся информации и показателей, используемых при проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов области. Закон области дополнен статьей 2.1, определяющей виды мониторинга правопримене- ния. Детально регламентированы вопросы мониторинга нормотворческой деятельности высшего законодательного органа государственной власти региона, в том числе опре- делена структура ежегодного доклада о состоянии законодательства области. Целью внесенных изменений является обеспечение единообразия правового ре- гулирования вопросов, связанных с осуществлением мониторинга правоприменения нормативных правовых актов области и нормативных правовых актов Российской Феде- рации. За прошедший год проведена определенная работа по вопросам, связанным с миро- вой юстицией, относящимся к компетенции органов государственной власти региона. Принятие Закона Липецкой области от 11 мая 2016 года № 524-ОЗ «О внесе- нии изменений в статью 3 Закона Липецкой области «О создании судебных участ- ков и должностей мировых судей в Липецкой области» обусловлено необходимо- стью приведения наименований отдельных административно-территориальных единиц и населенных пунктов области в соответствие с Законом Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Липецкой об- ласти и порядке его изменения». В 2016 году в соответствии с принятыми постановлениями Липецкого областного Совета депутатов назначены на должности мировых судей 19 кандидатов, 3 судей в от- ставке привлечены к отправлению правосудия в качестве мировых судей. Действующая система институтов гражданского общества позволяет органам госу- дарственной власти области учитывать в своей деятельности мнение граждан и обще- ственных объединений. Взаимодействие органов государственной власти области с институтами гражданского общества осуществляется через общественные, экспертные, консультативные советы, палаты и другие общественные структуры. В целях приведения закона области в соответствие с федеральным законодатель- ством принят Закон Липецкой области от 12 декабря 2016 года № 29-ОЗ «О вне- сении изменений в статью 4 Закона Липецкой области «О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Липецкой области» . Указанным законом расширены случаи досрочного прекращения полномочий пред- ставителя общественности, к которым теперь отнесена и личная инициатива представи- теля общественности. Согласно внесенным изменениям полномочия представителя общественности до- срочно прекращаются областным Советом депутатов в случаях, установленных Феде- ральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», на основании обращений председателя областного Совета депутатов, главы администрации области, общественных организаций, коллективов юридических организаций, квалификационной коллегии судей области, а также по лич- ной инициативе представителя общественности. В 2016 году постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26 мая 2016 года № 1478-пс «О назначении представителей общественности в квали- фикационной коллегии судей Липецкой области» назначены семь представителей общественности в квалификационную коллегию судей области на четырехлетний срок полномочий. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25 декабря 2012 года № 335-пс «Об избрании представителей Липецкого областного Совета депу- татов в квалификационную комиссию при адвокатской палате Липецкой области» назначены два представителя в квалификационную комиссию при адвокатской палате области. Депутаты регионального парламента уделяли большое внимание вопросам совер- шенствования системы профилактики правонарушений и стабилизации оперативной обстановки на территории области. В рамках этого Липецким областным Советом депутатов заслушан отчет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел в 2015 году (постановле- ние областного Совета от 24 марта 2016 года № 1423-пс) . Таким образом, в прошедшем году законодательным органом региона предпринят обширный комплекс мер в сфере охраны правопорядка на территории области. Глава 6. Мониторинг Закона Липецкой области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» Липецким областным Советом депутатов в соответствии с программой нормотвор- ческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2016 год проведен мониторинг Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге норматив- ных правовых актов Липецкой области» (постановление Липецкого областного Сове- та депутатов от 30 ноября 2016 года № 94-пс). Вышеуказанный Закон области был одним из первых нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации по вопросу осуществления мониторинга правопри- менения в отсутствие федерального правового регулирования по данной тематике. В основу принятия данного Закона были заложены общие научные подходы к опре- делению сущности и содержания правового мониторинга, а также апробированные про- цедуры его проведения на территории области. Под мониторингом нормативных правовых актов области понимается деятельность по сбору, обработке и систематизации информации о нормотворческой деятельности органов государственной власти области и реализации нормативных правовых актов об- ласти. Целью мониторинга явились анализ и оценка практики реализации Закона области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» планируемому резуль- тату правового регулирования. За период действия Закона области № 213-ОЗ высшим законодательным органом власти области дважды проведен мониторинг Кодекса Липецкой области об администра- тивных правонарушениях, Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой об- ласти», Закона Липецкой области от 7 октября 2008 года № 193-ОЗ «О предупреждении коррупции в Липецкой области», Закона Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523- ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области», Закона Липецкой об- ласти от 9 июня 2012 года № 43-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», Закона Липецкой области от 1 марта 2013 № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области». Следует отметить, что проведение мониторинга осуществляется областным Советом депутатов в тесном взаимодействии с судами, органами прокуратуры, юстиции, а также научного сообщества региона. Мониторинг вышеуказанных нормативных правовых актов позволил сформировать реальную картину исполнения данных законов, выявить актуальные вопросы и найти оп- тимальные пути их решения путем внесения в законы необходимых корректировок. Помимо вопросов о мониторинге региональных нормативных правовых актов в Законе области № 213-ОЗ нашел отражение вопрос о ежегодном мониторинге нормотворческой деятельности областного Совета, которая осуществляется в форме доклада областного Совета «О состоянии законодательства Липецкой области». Доклад является ежегодным итогом законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов. Вышеизложенная информация свидетельствует об успешной реализации Закона об- ласти № 213-ОЗ. Вместе с тем, учитывая, что областной закон был принят в опережение правового регулирования на федеральном уровне и действует в течение длительного времени, назрела необходимость в пересмотре его отдельных положений и приведении их в со- ответствие с имеющейся на данный момент федеральной нормативной правовой базой. Для обеспечения единообразия правового регулирования мониторинга правоприме- нения требует пересмотра «понятийный аппарат» закона области, цели и задачи мони- торинга правоприменения нормативных правовых актов области, вопросы, связанные с принятием решения о проведении мониторинга правоприменения, методикой прове- дения мониторинга, а также оформлением результатов мониторинга правоприменения. По результатам мониторинга установлено, что данный нормативный акт в целом успешно реализуется, но требует корректировки по ряду моментов в целях его приведе- ния в соответствие с действующей федеральной нормативной правовой базой: Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге право- применения в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации». По результатам проведенного анализа федеральной и региональной нормативных правовых баз в сфере мониторинга правоприменения был принят Закон области от 26 декабря 2016 года № 43-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мони- торинге нормативных правовых актов Липецкой области». Часть III. Предложения по совершенствованию законодательства и по реализации Послания Президента Российской Федерации Глава 1. Предложения по совершенствованию законодательства Липецкой области В 2016 году будет продолжена работа по приведению законодательства Липецкой области в соответствие с федеральным законодательством. Основные направления нормотворческой деятельности, а также предложения субъ- ектов права законодательной инициативы о проектах нормативных правовых актов области, рассмотрение которых запланировано на 2017 год, нашли свое отражение в Плане работы Липецкого областного Совета депутатов на 2017 год, утвержденном по- становлением Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2017 года № 137-пс . Кроме того, принятые в конце 2016 года и начале 2017 года изменения федерально- го законодательства потребуют внесения изменений в ряд законов области. Так, Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организа- ции местного самоуправления в Российской Федерации» в части исключения наличия у главы муниципального образования права решающего голоса в случае, когда глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципаль- ного образования и исполняет полномочия его председателя либо в случае, когда глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Соответствующие изменения должны найти свое отражение в Законе Липецкой об- ласти от 2 октября 2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправле- ния в Липецкой области». Принятие Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 498-ФЗ «О внесении из- менений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» потребует внесения изменений в Закон Ли- пецкой области от 8 октября 2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Изменения коснутся расширения перечня информации, предоставляемой владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора области, а также установления порядка и сроков представления владельцу специального счета сведений о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, лицом, уполномоченным решением общего собрания собственников помещений в многоквар- тирном доме на оказание услуг по представлению платежных документов. Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законо- дательные акты Российской Федерации» расширен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. В соответствии с принятыми изменениями не подлежат налогообложению доходы в виде выплат, полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних или иных подобных нужд: по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заклю- чению медицинской организации; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право своим законом устанавливать иные виды услуг для личных, домашних или иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения. Принятие Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совер- шенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» потребует внесения изменений в Устав Липецкой области в части, касающиеся расширения полномочий органов государственной власти области в вопросах организа- ции и обеспечения отдыха и оздоровления детей, а именно осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в орга- низациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организа- ции отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты» в целый ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ- думе граждан Российской Федерации», внесены изменения, согласно которым понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в указанных федеральных за- конах в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными фи- нансовыми инструментами». Указанные положения вступают в силу с 28 июня 2017 года и должны найти свое от- ражение в законах Липецкой области от 11 мая 2016 года № 521-ОЗ «О выборах депута- тов Липецкого областного Совета депутатов» и от 9 июня 2012 года № 45-ОЗ «О выборах главы администрации Липецкой области». Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О ква- лификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» установлены квали- фикационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы. Соответствующие требования для замещения должностей государственной граж- данской службы субъектов Российской Федерации должны быть установлены с учетом положений данного Указа Президента Российской Федерации. Глава 2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель- ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации», региональные депутаты при наличии оснований и в порядке, которые определя- ются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или мо- жет привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегули- рованию конфликта интересов, и являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушени- ем, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации. При этом Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих прин- ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не содержит положений о досрочном прекращении полномочий депутата законодательного органа в случае непри- нятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В то же время такое коррупционное правонарушение, как непредставление или не- своевременное представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обяза- тельствах имущественного характера, предусмотренное Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий и прямо предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Такой различный подход в правовом регулировании схожих правоотношений порож- дает определенные вопросы при применении указанных норм на практике. На основании изложенного считаем, что такие вопросы, как меры по предотвраще- нию или урегулированию конфликта интересов, правовые последствия непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в отношении депутатов должны быть урегулированы в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни- тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с учетом особенностей их правового статуса. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни- тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, пред- ставляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о до- ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых де- путатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъ- екта Российской Федерации (далее – комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (су- пруга) и несовершеннолетних детей. Комиссия создается и проводит проверки в порядке, определяемом законом субъек- та Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должност- ного лица Администрации Президента Российской Федерации уполномоченное под- разделение Администрации Президента Российской Федерации может осуществлять в установленном порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, рас- ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, а также соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Указанные проверки могут осу- ществляться независимо от проверок, проводимых комиссией. В то же время согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещаю- щих государственные должности субъектов Российской Федерации, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимает высшее должностное лицо субъекта Россий- ской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной вла- сти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо. В соответствии с Уставом Липецкой области к лицам, замещающим государствен- ные должности области, относятся председатель областного Совета, заместители пред- седателя областного Совета, председатели комитетов, заместители председателей комитетов – работающие на профессиональной постоянной основе. Таким образом, возникает определенная правовая коллизия между нормами Фе- дерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государ- ственные должности, и иных лиц их доходам» и Федерального закона «Об общих принци- пах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации» в части осуществления контроля за расходами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Исходя из конституционного принципа разделения государственной власти на за- конодательную, исполнительную и судебную, на наш взгляд, положения Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в указанной части не должны распространяться на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещающих государствен- ные должности субъектов Российской Федерации. В целях исключения различного подхода в вопросе осуществления контроля за соответствием расходов депутатов законодательных (представительных) органов го- сударственной власти субъектов Российской Федерации, замещающих государствен- ные должности субъектов Российской Федерации, их доходам считаем необходимым внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В правоприменительной практике возникают определенные сложности при реа- лизации положений части 7 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», части 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Фе- дерации» и части 2.2 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которыми предусмотрена передача ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций в до- верительное управление. В указанных нормах усматривается некоторая несогласованность. Так, в Федеральном законе «О противодействии коррупции» речь идет об обязан- ности лиц, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, передать ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление без каких-либо дополнительных условий. Норма содержит лишь цель передачи – предотвращение конфликта интересов. В то же время федеральные законы «О государственной гражданской службе Рос- сийской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавлива- ют такую обязанность государственных гражданских и муниципальных служащих только в случае, если владение ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складоч- ных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов. Кроме того, исполнение данной обязанности не обеспечено соответствующим пра- вовым и организационным механизмом. В главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены основные по- ложения, связанные с передачей в доверительное управление имущества. Вместе с тем, правоотношения в сфере государственной и муниципальной службы и противодействия коррупции имеют свою специфику, в связи с чем не могут быть полностью урегулирова- ны действующими на данный момент нормами гражданского законодательства о дове- рительном управлении. По информации прокуратуры Липецкой области на практике передача такого имуще- ства осуществляется, как правило, родственникам (абзац второй части 1 статьи 1015 ГК РФ позволяет заключать договоры доверительного управления с гражданами). Однако в данной ситуации ставится под сомнение возможность урегулирования конфликта инте- ресов. Незаинтересованность в использовании служебного положения для управления активами будет достигнута только в том случае, когда такие активы будут переданы в управление независимому доверительному управляющему. На основании изложенного, для обеспечения функционирования механизма дове- рительного управления имуществом лиц, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в целях исключения возможности возникновения конфликта инте- ресов представляется необходимым на законодательном уровне урегулировать порядок передачи в доверительное управление принадлежащих указанным лицам ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций. В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять све- дения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном норма- тивными правовыми актами Российской Федерации. Для лиц, замещающих муниципальные должности, такой порядок, в том числе сроки предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на сегодняшний день устанавливается муниципальными правовыми актами. Проектом федерального закона № 56083-7 «О внесении изменений в отдельные за- конодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государствен- ной политики в области противодействия коррупции», принятом Государственной Думой в первом чтении, предусматривается предоставление гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного ха- рактера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном за- коном субъекта Российской Федерации. Поскольку непредставление указанных сведений является основанием для досроч- ного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, считаем, что сроки представления указанных сведений должны быть установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и быть едиными для всех лиц, замещающих муниципальные должности. Так, для депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федера- ции такие сроки установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель- ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», что обеспечи- вает равные условия для исполнения депутатами регионального уровня установленных федеральным законодательством обязанностей и равные условия применения предус- мотренных федеральным законодательством мер ответственности. Согласно разъяснениям Комитета по федеративному устройству и вопросам мест- ного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержащимся в письме от 7 апреля 2016 года «О порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица- ми, замещающими муниципальные должности», депутаты представительного органа муниципального района, который состоит из глав поселений, входящих в состав муници- пального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, изби- раемых представительными органами поселений из своего состава, являясь депутатами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz